конспект урока русского языка "Вспоминаем правила написания большой буквы"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Кондратенко Галина Николаевна

план конспект урока русского языка в 3 классе УМК "Начальная школа 21 век"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vspominaem_pravila_napisaniya_bolshoy_bukvy.docx34.88 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Кондратенко Галина Николаевна

 

Класс  3 класс

Дата 1 четверть

УМК: Начальная школа 21 века

Тема: Вспоминаем правила написания большой буквы

Тип урока: повторение и систематизация знаний и способов действий

Планируемые результаты

Предметные

          Метапредметные

                  Личностные

познакомить с понятием собственные и нарицательные имена существительные;

- учить распознавать собственные и нарицательные имена существительные, - определять значения имен собственных и нарицательных;                                  - наблюдать за их грамматическими признаками (неизменяемость по числам);

- закреплять ранее изученный материал;

- обогащать словарный запас, развивать речь;                                                      -  воспитывать интерес к урокам русского языка.                                                         

П –  (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение высказывания в устной и письменной форме)                                        

Р – нацеливание на успешную деятельность, - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;  - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.                                                                    

К – планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации-формирование  умения слушать и слышать. - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

- выражать положительное отношение к процессу познания, на основе краеведческого материала; - развитие познавательных интересов учебных мотивов,  - развитие доброжелательности, доверия и внимательности к товарищам по классу, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи                 

Оборудование: карточки индивидуальные, сигнальные карточки.

        

Этап урока

Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку.

 Великий, могучий, свободный, 
Надежды и силы родник. 
Тебе посвящаем урок мы сегодня, 
Родной наш, правдивый и гордый язык.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная.

Практический. Письмо

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

-У каждого народа свои традиции, своя история и своя мудрость. Мудрость народа отражается в его пословицах.

- Как вы думаете, с какой целью создавал пословицы русский народ?

- Пословица - это широкое произведение, обобщенное различными явлениями жизни, имеет назидательный характер, заставляет нас рассуждать.

Пословица, записанная на доске – кубанская.

- Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл. Запишите.

 Казак без седла, что черкес без кинжала.

    Работа в «Этнокультурологическом словарике»- записать слова, которые употребляются на Кубани.  Дома найти толкование их лексического значения, сделать иллюстрации для введения данного слова в активный словарь ученика.

Как хорошо, что дружба есть на свете, 
Она, как воздух, нам с тобой нужна. 
Так пусть шагает дружба по планете, 
Пускай, как солнце, светит нам она. 
Всюду, всюду вместе с нами дружба! 
Наш край, наша песня – дружба! 
Дружба, наций на кубанской земле! 

-Выделите из текста слова, нуждающиеся в толковании, найдите с помощью словаря и узнайте их значение.
- Что такое нация? ( На́ция (от лат. — племя, народ) — исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе: общего языка, территории, проявляющегося в общей культуре.) 

-Сегодня на Кубани живут люди более 100 национальностей. Большинство из них – русские. Много украинцев, адыгов, армян, греков, белорусов, поляков. Для многих из них Кубань – это Родина, где они родились, выросли. Все национальности проживают на Кубани дружно, помогая, и понимая друг друга. 

- Сгруппируйте существительные по определённому признаку в 2 группы.

На какие группы разделили слова? (Одушевленные, неодушевленные)

Слушают учителя

-Пословицы создавались для того, чтобы отразить все стороны жизни русского народа.

Читают хором и объясняют ее смысл

Выполняют письмо по образцу

Слушают стихотворение в исполнении учителя

Ищут в толковых словарях значение слова.

Читают текст.

Выполняют задание устно. Отвечают на вопрос

Развитие познавательных интересов.

Вырабатывают каллиграфический почерк

Осуществляют анализ, сравнение; формируют собственное мнение и позицию

Учатся распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

III. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.                                          1. Словарно-орфографическая работа.   (Индивидуальная)                                                                                                          

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический.

– Двигаясь по лабиринту русского языка, нужно быть грамотными.
– А  чтобы грамотными стать, надо зоркость развивать. (Видеть орфограмму, объяснять её и правильно писать слова)                                                                                   Несколько  ребят будут работать по карточкам.                                                            
КАРТОЧКА 1                                                                                                                      Прочитай текст.

«На вопрос кто?   или что? отвечают те слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать или даже то, о чём они способны подумать, то есть всё то, что существует».
– Почему имена существительные так называются?
– Что такое имя существительное?
– Запиши  имена существительные и поставь к ним вопросы.        
Казак, стол, сосед, доска, задача,  заяц, платок, ворона.

КАРТОЧКА 2

На какие вопросы отвечают имена существительные одушевлённые и неодушевлённые?
Устно поставь вопрос к именам существительным и запиши одушевлённые  существительные в первый столбик, а имена неодушевлённые во второй столбик:

Страна, человек, олень, гроза, дерево, учитель, ласточка, звонок, учебник, ученик.

КАРТОЧКА 3                                                                                                                                                        Как определить род имён существительных? Запиши имена существительные и определи их род.                                                     Зубр, тур, серна, рысь – животные, занесенные в Красную книгу Кубани, которые обитают в Кавказском заповеднике.

КАРТОЧКА 4

Как изменяются имена существительные?
Определи число имён существительных: 

Бешмет, шашки, папаха, погоны, ремни, булава, сабля, башлык, черкеска, рюкзаки, сбруя – оружие и одежда казака.

- Сейчас проверим, что вы уже знаете об именах существительных.                                                       Блиц-опрос (работа с сигнальными карточками «зеленый -ДА» и «красный -НЕТ»):                                                                                                                                Я читаю предложение, вы показываете сигнальными  карточками

1. Имя существительное относится к служебным частям речи.

2. Имя существительное - самостоятельная часть речи.

3. Имя существительное обозначает признак предмета.

4. Имя существительное обозначает предмет.

5. Имя существительное отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? как?

6. Имя существительное отвечает на вопросы: кто? что?

7. Имя существительное изменяется по лицам и числам.

8. Имя существительное может относиться к мужскому, женскому или среднему роду.

9. Одушевленные существительные отвечают на вопрос что?

10. Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто?

11. Имя существительное изменяется по числам .

12. Имя существительное в предложении обычно является подлежащим и дополнением.

Разделите слова на две колонки: какие, как вы думаете? (собственные и нарицательные имена существительные)

Байкал, балкон, Балканы, белка, Белкин, белок, Белов, булка, Булкина.          –

Какая тема урока? Чему будем учиться?                                                                      

Работают индивидуально.

Записывают и запоминают правописание слова

Слушают учителя и работают с сигнальными карточками.

Адекватно воспринимают оценку своей работы учителем.

В коммуникации строят понятные для окружающих высказывания.

Осуществляет контроль правописания словарных слов.

Усваивают лексическое значение и правописание слова

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осмысливают и оценивают свою деятельность на данном этапе.

IV. Работа по теме урока.                                                                                                 

1.Наблюдение за употреблением большой буквы в письменной речи.

2. Выведение правила правописания большой буквы в именах собственных.

3. Физкультминутка

4. Работа в рабочей тетради №1.

Фронтальная. Словесный.

Беседа.

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, задание, правило.

Коллективная. Практический.

Индивидуальная. Практический. Упражнение.

Называет тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу.

 Прочитайте 2 текста.

 1.  Язык дружбы
Русский язык это язык мира и дружбы народов. Я русский, Мириан и Гига грузины, Лена украинка. Мы учимся в одном классе. Нас сдружил русский язык.

 2.   Река Кубань одна из крупных и многоводных рек Северного Кавказа.
Она несет свои воды в Азовское море. Вода Кубани заполнила Краснодарское водохранилище. Его создали руки человека. На правом берегу Кубани стоит красавец Краснодар.
                                                                                                             

- Назовите собственные имена существительные. Объясните их значение. (имена, названия реки, моря, водохранилища, города.)  

- Назовите нарицательные имена существительные. (Грузины, армяне, украинка, река, море, водохранилище, город.) 

- К этим именам нарицательным подберите другие имена собственные.
( Мириан и Гига, Лена, Кубань, Азовское, Краснодарское, Краснодар)

- Спишите. Подчеркните изученные орфограммы.

 - Прочитайте сведения о языке.

- Какие имена существительные называют собственными?

- Какие имена существительные называют нарицательными?

- Как пишутся имена собственные?

-Скороговорку вы сказали по порядку.

1. Упражнение 1

Вставьте нужные слова вместо пропусков.

2. Упражнение 2.

На что вы будете обращать внимание при списывании?

Формулируют учебную задачу.

Читают тексты, отвечают на вопросы, выполняют задания.

Читают

Отвечают

(Названия улиц, рек, гор, имена, отчества, фамилии людей, клички животных)

(Остальные называются нарицательными)

 (С большой буквы)

 

1. Россия, Москва, Красная площадь, Москва – река.

2. Списывают текст с необходимыми изменениями.                                                                                                

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Овладевают основами смыслового чтения; осознано строят речевое высказывание в устной и письменной форме; структурируют знания.

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; воспроизводят по памяти информацию.

V. Усвоение новых знаний и способов действий

Фронтальная. Словесный, наглядный. Работа

с картинками, беседа

Как будем писать нарицательные существительные? Собственные?  

Отвечают на вопросы

С большой буквы.

Осуществляют анализ; используют знаково-символические средства

VI. Закрепление знаний и способов действий

1.Самостоятельная работа.                                                                                                                    

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Упражнение, беседа

  Выберем нужную букву в скобках и объясним свой выбор.

  Наш (К,к)рай расположен на юге нашей Российской Федерации. Он называется(К,к)раснодарским по имени главного (Г,г)орода края, а его историческое название – (К,к)убань. С ним граничат: на севере и севере-востоке – (Р,р)остовская область, на востоке – (С,с)тавропольский край. На юге востоке – (К,к)арачаево – (Ч,ч)еркесия, на юге – (Г,г)рузия. На западе (К,к)ерченский пролив отделяет (К,к)убань от (К,к)рыма, входящего в состав Украины. Территория края омывается с юга – запада (Ч,ч)ёрным морем, с северо – запада (А,а)зовским. Площадь края составляет 76 000 квадратных километров. От (М,м)осквы (К,к)раснодар находится на расстоянии 1539 километров. Краснодарский край разделён на 38 районов, 26 городов, 24 посёлка городского типа, 1175 сельских поселений.

Выполняют задание.

Осуществляют классификацию по заданному критерию;

находят сходство и различие.

VII. Рефлексия учебной деятельности
на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Какое открытие сделали на уроке?

– Какой вид работы понравился больше?

– О чём хотели бы узнать подробнее?

Отвечают на вопросы

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

VIII. Домашнее задание

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего заданя. Проверяет соответствующие записи.

Слушают учителя, делают записи

Принимают цель, содержание и способы выполнения задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила написания большой буквы

Цели: учить писать слова с большой буквы, дать понятие термина « имя собственное», тренировать в написании словарных слов, в нахождении слов. Отвечающих на вопросы кто? Что?. Развивать речь, формирова...

Конспект урока русского языка Закрепление. Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Закрепление. Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.Цель урока: познакомить детей с указанной орфограммой и научить их применять...

Конспект урока русского языка "Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запоминать?" 3 класс

Цель: Совершенствовать навык написания изученных словарных слов, учить воспроизводить лексическое значение слов. Планируемые  результаты Предметные:·...

Конспект урока русского языка по теме: «Большая буква в именах и фамилиях людей» 1 класс УМК " Школа России".

План-конспект урока русского языка по теме " Большая буква в именах и фамилиях людей" Умк " Школа России" включает в себя  игровую форму работы, а также сведения из ономастики...

Конспект урока русского языка на тему "Большая буква в именах, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек"

Урок русского языка на тему "Большая буква в именах, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек" (ПНШ)....

«Повторение правил написания большой буквы».

Закрепление понятия «большая буква» в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных и географических названиях. Знакомство с омонимами....

Презентация. «Повторение правил написания большой буквы».

Закрепление понятия «большая буква» в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных и географических названиях....