Урок русского языка «Устаревшие слова». 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Урок русского языка во 2 классе. УМК "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок | 102.76 КБ |
презентация | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
Урок русского языка
2 класс
Тема: Устаревшие слова
Учитель начальных классов
Сыроватская Татьяна Александровна
город Железногорск
Курская область
I Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.
- Сегодня на уроке русского языка мы совершим путешествие в замечательную сказку.
II Актуализация знаний.
Слайд с изображением старинного русского города.
- Видим высокие терема, боярские хоромы, в злате купола. А на ярмарке в этом стольном граде встретили главных героев, один из которых…
Слайд с текстом отрывка.
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
- Узнали сказку? («Конёк-горбунок».)
- Кто автор этой сказки? (Пётр Павлович Ершов.)
На слайде изображение книги и показ книги.
- Всё ли в этом отрывке вам понятно? (Непонятны слова аршин и вершок.)
Слайд с записью слов аршин и вершок.
- Как вы думаете, что они обозначают?
- Мы не знаем лексического значения этих слов. Где можем узнать? (В словаре.)
- В каком? (В толковом.)
- Существует много толковых словарей, самые известные – это «Толковый словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова, «Толковый словарь русского языка» Дмитрия Николаевича Ушакова и «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля.
На слайде изображения словарей.
- Какие фамилии вам знакомы?
- С. И. Ожегов. Словарем этого автора мы часто пользуемся.
- В. И. Даль. Его сказки мы читали на уроках литературного чтения.
- А еще мы часто пользуемся толковым словариком в нашем учебнике. Обратимся к нему? Найдите слово аршин, прочитайте.
- Значит, аршин – это… старая русская мера длины.
На слайде рисунок, изображающий аршин.
- 71 см, приблизительно длина руки взрослого человека.
- Найдите слово вершок. Прочитайте.
- Значит, вершок – это … тоже старая русская мера длины.
На слайде рисунок, изображающий вершок.
- Только она равна, приблизительно половина пальца.
- Так какого роста был Конек-горбунок? (1м 55см)
- Почему конёк, а не конь? (Для коня маленький.)
- Значит, аршин и вершок – старинные меры длины. Пользуемся ли мы в современной жизни этими мерами? (Нет.)
- Мы пользуемся другими: сантиметрами, метрами.
III Сообщение темы урока.
- Как можно назвать такие слова, которыми мы не пользуемся в современной жизни? (Старые, старинные.)
- В словарных статьях была подсказка. (Устаревшие.)
- Откройте учебник, урок 120, и прочитайте тему сегодняшнего урока.
На доске надпись темы урока.
IV Постановка учебных задач.
- Чтобы вы хотели узнать об устаревших словах?
- Значит, сегодня на уроке нам предстоит…
Слайд с задачами урока.
- Выяснить, какие слова называются устаревшими.
- И мы будем учиться находить устаревшие слова в тексте и объяснять их значение.
V Открытие нового знания.
- Продолжаем путешествие по сказке «Конек-горбунок». Прочитайте отрывок из сказки, который помещен в рубрике «Давай подумаем».
На доске условное обозначение рубрики «Давай подумаем».
- Что означают слова кушак и сафьян?
- В какой рубрике нашего учебника можем найти ответ? (В рубрике «Из истории языка».)
На доске условное обозначение рубрики «Из истории языка».
- Итак, почему не используем эти слова в современной речи? Докажите словами из текста.
- 1-я причина: кушак исчез из нашей жизни, и слово перестало употребляться,
2-я причина: сафьян стали называть другим словом.
Слайд с группами устаревших слов.
- 1-я группа устаревших слов: предметы ушли из нашего обихода, а слова устарели, примером служит слово кушак.
- 2-я группа: предметы остались в современной жизни, только изменили название, например слово сафьян.
VI Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Давайте прочитаем слова, которые нам предлагают авторы в упражнении 1.
- Вот так выглядела кольчуга.
Слайд с рисунками кольчуги, кафтана, боярина, терема.
- Почему эти слова устарели?
- Кто из вас сейчас носит кафтан? А носят ли современные солдаты кольчуги? Живут ли в наших городах бояре? А современные люди живут в теремах?
- В какую группу устаревших слов их отнесем? (В 1-ю: исчезли предметы, сословия – устарели слова.)
Слайд с группами устаревших слов. Добавляются слова кольчуга, кафтан, боярин, терем.
VII Вывод.
- Можете сказать, какие слова называются устаревшими?
- Где чаще всего они встречаются? (В сказках, былинах, пословицах, поговорках, загадках.)
- В какой рубрике мы найдем подтверждение нашего вывода? («Тайны языка».)
На доске условное обозначение рубрики «Тайны языка».
VIII Включение в систему знаний и закрепление.
- Но в нашем выводе мы ничего не сказали о словах 2-й группы. Давайте понаблюдаем за ними.
Как выглядел Конек-горбунок, мы выяснили. А следующий отрывок поможет нам представить , как выглядели кони, братья Конька-горбунка.
Слайд с текстом отрывка.
- Прочитайте.
Кони ржали и храпели,
Очи яхонтом горели;
В мелки кольца завитой,
Хвост струился золотой.
- Красивые кони? Очень красивые.
- Какие устаревшие слова здесь встретились? (Очи, яхонтом.)
- Значение какого слова вам знакомо? (Очи – это глаза, мелки – форма прилагательного мелкие.)
- Значение слова яхонт известно?
- Как узнать его значение? (В толковом словаре.)
- Но существуют еще словари устаревших слов.
На слайде изображения словарей «Школьный словарь устаревших слов русского языка» Р.П. Рогожниковой,
- Вот как объясняется это слово в толковом словаре Ожегова.
Слайд со словарной статьей.
Яхонт – старинное название рубина и сапфира. Глаза, как яхонты горят.
- Драгоценные камни сейчас существуют? Предмет остался, но название изменилось. И у очей сейчас в современном русском языке другое название – глаза. Значит, слова яхонт и очи мы относим во 2-ю группу.
Слайд с группами устаревших слов. Добавляются слова яхонт, очи.
- Эту группу мы можем дополнить словами, которые в старину называли и другие части тела. Знаете ли вы, как раньше называли рот, губы? (Уста.)
- А сейчас послушайте еще один отрывок из сказки. Какое здесь устаревшее слово употребил Ершов?
Дочь её узнать желает,
Для чего она скрывает
По три ночи, по три дня
Лик свой ясный от меня?
- Лик – это лицо. Это слово тоже можем отнести во 2-ю группу.
На слайде добавляется слово лик.
- А сейчас возьмите листочки, которые лежат у вас на парте и прочитайте слова, они тоже обозначают части тела человека.
- На какие 2 группы можно разбить эти слова? (Устаревшие и слова современного русского языка.)
- Запишите в тетрадь в 1-й столбик устаревшие слова, во 2-й – слова современного русского языка. Можно совещаться, советоваться с соседом.
- Сверьте с образцом.
Слайд с двумя столбиками слов.
очи палец
уста щёки
чело правая рука
перст глаза
ланиты ладонь
десница губы
длань лоб
- Прочитайте слова, которые надо было записать в 1-й столбик.
- Это какие слова? (Устаревшие.)
- Слова современного русского языка…
- А теперь попробуйте соотнести устаревшее слово с современным. Работая в паре и советуясь с соседом, соедините каждое слово из 1-го столбика с соответствующим из правого. Порассуждайте, попробуйте догадаться.
- Давайте проверим.
Слайд с двумя столбиками слов. Появляются линии, соединяющие пары слов.
очи палец
уста щёки
чело правая рука
перст глаза
ланиты ладонь
десница губы
длань лоб
- Сколько сразу устаревших слов мы узнали! В какую группу их отнесем?
- Предмет остался, но изменил свое название.
Слайд с группами устаревших слов. Добавляются слова очи, уста, чело, перст, ланиты, десница, длань.
- Как называется такая пара слов очи – глаза, лоб – чело? (Синонимы.)
- У всех слов второй группы есть синонимы в современном русском языке.
Физкультминутка.
- А сейчас постараемся запомнить некоторые из устаревших слов. Встаньте, пожалуйста.
Улыбнемся мы устами
И пощелкаем перстами.
Десницы тянем высоко,
Опускаем их легко.
Приложите длань к ланите
И потрите, и потрите.
Поморгаем мы очами
И потрем свои мы длани.
Зарядилися мы впрок,
Чтоб продолжить наш урок.
- А знаете ли вы, что у некоторых устаревших слов сохранились слова-родственники в современном языке? Устаревшие слова не употребляются, а их однокоренные слова мы используем и сейчас.
Слайд с однокоренными словами перст, перстень, наперсток, перчатки.
- Устаревшее слово перст означает… палец. Что означает слово перстень? Украшение, которое надевается на палец. Что означает слово наперсток? Металлический или пластиковый колпачок, который надевается на палец при шитье. Перчатки мы надеваем на кисти рук, они имеют отделения для каждого пальца. Почему эти слова родственные? (Они имеют общий корень -перст- и общее значение.
- Какое слово современного русского языка является родственным устаревшему слову чело? (Чёлка.)
- Устаревшему слову очи? (Очки.)
- Слову уста? (Прилагательное устный.)
- Послушайте еще один отрывок из нашей сказки.
Покупальщики идут,
У гостей товар берут;
Гости денежки считают
Да надсмотрщикам мигают.
- Можете сказать, что означает в этом отрывке слово гости? Слово знакомо? (Знакомо.) Давайте прочитаем в нашем толковом словарике современное значение этого слова.
- А что оно обозначало раньше и что обозначает в сказке, прочитаем на стр. 87.
- Поэтому покупальщики у гостей и товар брали.
- Прочитайте в толковом словарике учебника современное значение слова пирог.
- Что обозначало это слово в старину?
- (мешок, неделя)
- Прошло время, жизнь людей меняется, а некоторые слова остаются, но меняют свое значение. Те слова, которые нам хорошо знакомы, которые мы употребляем, в старину имели другое значение, образуют третью группу устаревших слов.
Слайд с группами устаревших слов. Добавляются слова гости, пирог, мешок, неделя.
- Сказку «Конек-горбунок» Петр Павлович Ершов написал в XIX веке, 183 года назад. Многие слова в этой сказке устарели, их либо нет в современном русском языке, либо они заменены другими. Для того, чтобы лучше понять текст этого произведения, предлагаю составить словарь устаревших слов к этой сказке.
Показывается обложка словаря.
- Так выглядит обложка нашего словаря. А вы сможете оформить странички этого словаря, которые будут являться словарными статьями. Напомните, как строится словарная статья. (Слово, его лексическое значение, пример.)
- Я предлагаю поработать в группах. Каждая группа получит отрывок из сказки и листочки с вариантами объяснений.
Прочитайте план работы.
Слайд с планом работы.
1. Вспомнить правила работы в группе.
2. Распределить обязанности.
3. Прочитать отрывок из сказки.
4. Найти в отрывке устаревшее слово.
5. Из предложенных вариантов выбрать нужное объяснение слова.
6. Проверить по толковому словарю.
7. Подобрать иллюстрацию.
8. Оформить страничку по образцу.
Слово
Лексическое значение
Иллюстрация
Пример (отрывок из сказки)
9. Представить свою страничку.
- 1-ые, 3-и парты повернитесь к соседям. Получите материалы, необходимые для работы. Памятка с правилами работы в группе и с планом работы есть среди материалов. Когда работа будет закончена, просигнальте.
Представление страничек словаря.
- Кладем странички в словарь. Всё ли мы учли при составлении словаря. (Алфавитный порядок.)
- Меняем порядок страничек. Теперь удобнее им пользоваться?
- Все ли устаревшие слова из сказки вошли в наш словарь?
- Может кто-то захотел сделать свою страничку дома сам?
- Кого заинтересовала эта работа, может прочитать, перечитать сказку, выбрать устаревшее слово, которого нет в нашем словарике, сделать к нему такую же страничку, принести в класс и дополнить наш словарик.
IX Итог урока.
- Давайте вспомним, что мы хотели узнать об устаревших словах сегодня на уроке.
Слайд с задачами урока.
- Выяснить, какие слова называются устаревшими.
- Учиться находить устаревшие слова в тексте и объяснять их значение.
Слайд с группами устаревших слов.
- А еще мы узнали, какие группы устаревших слов существуют. И начали составлять словарь устаревших слов к сказке П. П. Ершова «Конек-горбунок».
Нас еще ждет много интересной работы с устаревшими словами. И на следующем уроке мы ее продолжим.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами Да с аршинными ушами.
арши́н вершо́к
1.Выяснить , какие слова называются устаревшими. 2.Учиться находить устаревшие слова в тексте и объяснять их значение.
2.Слово заменилось новым сафья́н 1.Предмет исчез - слово устарело куша́к
2.Слово заменилось новым сафья́н 1.Предмет исчез - слово устарело куша́к кольчу́га кафта́н боя́рин те́рем
Кони ржали и храпели, Очи я́хонтом горели; В мелки кольца завитой, Хвост струился золотой.
Кони ржали и храпели, Очи я́хонтом горели; В мелки кольца завитой, Хвост струился золотой.
Я́хонт – старинное название рубина и сапфира. Глаза, как яхонты горят.
2.Слово заменилось новым сафья́н 1.Предмет исчез - слово устарело куша́к кольчу́га кафта́н боя́рин те́рем я́хонт о́чи лик
очи губы уста глаза чело палец перст лоб ланиты правая рука десница щёки длань ладонь
2.Слово заменилось новым сафья́н 1.Предмет исчез - слово устарело куша́к кольчу́га кафта́н боя́рин те́рем я́хонт о́чи лик уста́ чело́ перст лани́ты десни́ца длань
перст пе́рстень напёрсток перча́тки
1.Предмет исчез- слово устарело куша́к кольчу́га кафта́н боя́рин те́рем 2.Слово заменилось новым сафья́н я́хонт о́чи лик уста́ чело́ перст лани́ты десни́ца длань 3.Слово изменило значение го́сти пиро́г мешо́к неде́ля
План работы 1. Вспомнить правила работы в группе. 2. Распределить обязанности. 3. Прочитать отрывок из сказки. 4. Найти в отрывке устаревшее слово. 5. Из предложенных вариантов выбрать нужное объяснение слова. 6. Проверить по толковому словарю. 7. Подобрать иллюстрацию. 8. Оформить страничку по образцу: слово, лексическое значение , иллюстрация, пример (отрывок из сказки). 9. Представить свою страничку.
1.Выяснить,какие слова называются устаревшими. 2.Учиться находить устаревшие слова в тексте и объяснять их значение.
1.Предмет исчез - слово устарело куша́к кольчу́га кафта́н боя́рин те́рем 2.Слово заменилось новым сафья́н я́хонт о́чи лик уста́ чело́ перст лани́ты десни́ца длань 3.Слово изменило значение го́сти пиро́г мешо́к неде́ля
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе.Тема "Устаревшие слова"
УМК "Начальная школа 21 века.Т...
Разработка урока по русскому языку "Устаревшие слова" 2 класс
Разработка урока "Устаревшие слова". 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"...
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова". УМК "Начальная школа 21 века"
Урок разработан в соответствии с требоаниями ФГОС НОО для учителей, работающих по УМК "Начальная школа 21 века". Урок решает следующие учебные задачи:развитие речи, мышления, побуждение познавательног...
технологическая карта к уроку русского языка : "Устаревшие слова" для 2 класса
Технологическая карта к уроку русского языка по теме: "Устаревшие слова" для 2 класса по программе: "Начальная школа 21 века"Карта составлена согласно основным требованием ФГОС с и...
урок русского языка "Устаревшие слова"
Цель урока: познакомить с понятием «устаревшие слова», научить их понимать и использовать....
Конспект урока русского языка «Устаревшие слова. Значение устаревших слов» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )
Тема: «Устаревшие слова.Значение устаревших слов» Цели деятельности учителя: формирования знаний о понятии «устаревшее слово»; формирование умения определять устаревшее слова, ...
Технологическая карта урока русского языка "Устаревшие слова" (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)
Цель деятельности учителя: формирование у обучающихся представления об устаревших словах, умения распознавать и понимать эти слова в речи.Задачи урока: Дидактические:1. Дать представление о ...