Конспект урока по Обучению грамоте,1 класс,
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Орлова Екатерина Сергеевна

« Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx165.17 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО: Орлова Екатерина Сергеевна

УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

ТЕМА УРОКА : « Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р»

ТИП УРОКА: урок «открытия» новых знаний

ЦЕЛЬ УРОКА :

 1)Формировать навыки правильного, слогового, выразительного и сознательного чтения.

2)Познакомить учащихся с новыми буквами, звуками; учить узнавать графический образ букв.

3)Способствовать развитию литературно-грамотной и связной речи, внимания, памяти, фонематического слуха.

4)Прививать интерес и любовь к чтению.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Планируемые результаты обучения:

Предметные: знают букву Р,р; умеют читать слоги, слова, предложения; выполнять звуковой анализ слов

Метапредметные (УУД):

Познавательные: обще учебное воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи

Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников; планировать свое действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Личностные: высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.

УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКТ, КЛАСС: ШКОЛА РОССИИ , 2 КЛАСС

ОБОРУДОВАНИЕ, ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ: УЧЕБНИК «АЗБУКА,1 КЛАСС, ПРЕЗЕНТАЦИЯ, ИЗОБРАЖЕНИЕ СЛОВ В КАРТИНКАХ, НАПЕЧАТАННЫЕ СЛОВА.

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок, Начинается урок (ученики). Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем!

2.        Повторение, актуализация, коллективное определение или самоопределение деятельности.

2.1. Повторение и актуализации (выполнение упражнений, направленных на повторение и связь с ранее изученным; выявление затруднения, постановка темы и цели урока, построение плана урока).

Сегодня мы продолжим путешествие по стране букв и звуков.

-Посмотрите на ленту букв.

-Какие цвета встречаются в ленте букв?

-Почему одна половина ленты красная, а другая – синяя?

-Чем отличаются гласные от согласных?

- Сколько гласных звуков встречается в ленте букв? Перечислите их.

- Сколько согл. звуков встречается? Перечислите их.

Ребята, с какими буквами и звуками вы познакомились на прошлом уроке? (Ответы детей)

Письмо в рабочей тетради.

Картинный диктант. Учитель показывает рисунки с изображением животных: коты, окуни, лиса, осы ,утки, раки, киты. Ученики записывают с проговариванием шёпотом начальные слоги этих слов:

ко, о, ли, , о, ут , ра , ки

– Прослушайте стихотворение Н. Тимчака.

У Олесика всегда

С буквой “эр” была беда.

Скажет “рак”-

Выходит “лак”

Вместо “рожь”-

Выходит… (ложь).

 – Какой звук не выговаривал Олесик?

Дети.– (Олесик не выговаривал звук [р]).

– Как вы думаете, с каким новым звуком мы сегодня познакомимся?

Ответ учеников.

– На уроке мы с вами научимся не только произносить этот звук, но и читать слова с буквой Р.

2.2. Развитие связной речи, работа с сюжетной картинкой (беседа, составление предложений, устного текста по сюжетной картинке).

У каждого из вас на парте лежит раздаточный материал.Как называется то, что нарисовано в рамке? С какого звука начинается это слово? Есть ли слова на этой картинке,которые начинаются с буквы Р? (все названные слова детей,вывешивать на доску в сопровождение с картинками) Давайте придумаем с вами рассказ по этой картинке.

3.        Работа над новым материалом (открытие нового знания).

3.1. Выделение и характеристика новых звуков (полный слого-звуковой анализ слов, выделение, сопоставление и характеристика новых звуков, упражнения в слушании и распознавании новых звуков.

Сначала отгадайте загадку.

За лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

На небе коромысло.

Ребятишек радует

Цветная… (радуга)

Кто из вас видел радугу? Какая она?

Назовите первый звук в слове «радуга». Произнесем его и послушаем.

Какой это звук: гласный или согласный? Почему вы там считаете?

Закройте ушки и послушайте новый звук. Определите: звук звонкий или глухой? Можно ли его назвать сонорным? Что такое сонорный звук?

Определите: это звук твердый или мягкий? Так какой же звук мы слышим вначале слова «радуга»?

Вывод (делают дети): Звук [р]- согласный, твердый, сонорный.

Покажите, какой карточкой мы его обозначаем. Теперь составим звуковую схему слова «радуга».

Минутка отдыха. Встаньте. Используя свое тело изобразите радугу.

А теперь отгадайте новую загадку.

Сидит на грядке крепко

Оранжевая… (репка.)

Что значит слово «репка»? Учитель показывает рисунок.

Произнесите слово и послушайте его. Назовите первый звук в слове.

Определите: звук гласный или согласный, твердый или мягкий?

Какой звук мы слышим в начале слова «репка»?

Вывод (делают дети): Первый звук в слове «репка» - согласный, сонорный, мягкий.

Покажите, какой карточкой мы можем его обозначить.

Составьте звуковую схему слова «репка».

Сравните, чем отличаются первые звуки в словах «радуга» и «репка».

Вывод делают дети.

Игра с карточками.

Я назову слова, а вы покажите карточкой первый звук: твердый или мягкий.

Рак, рис, роза, репа, рысь, рука, речка, ребята, рама, рисунок, руль, ряд, рыба, ракета.

3.2. Знакомство с новой буквой (правильное название, работа над образом буквы, функция заглавной и строчной)

Мы с вами уже доказали,  что звук Р бывает твердый и мягкий.  Два звука (твердый и мягкий) обозначаются одной буквой эР. Буква эР может быть Заглавной  и строчной.

Звук Р мы с вами слышим,а букву эР пишем.

Показ буквы  на слайде

- На что похожа буква Р? (слайд с картинками)

Дрожу от страха                                                                                                                                                                                           До сих пор ! –                                                                                                                                                              Воскликнуло полено,-                                                                                                                                                     Похожа буква на топор!                                                                                                                                                      Расколет непременно!

Буква «Р»– на мачте парус,

Вдаль плывёт, небес касаясь

- Выложите букву эР. Выкладывание буквы «Р» из подручных материалов.

(семена, крупа, конструктор, счетные палочки, мозаика, шерстяные нитки и т.д.)

 - Ребята, в каких случаях  мы будем писать заглавную букву, а в каких  – строчную?

( слайд с картинками, заглавная и строчная буква)

- Как называется страна в которой мы живем? Столица нашей Родины?

Давайте теперь попробуем потренироваться в написании буквы, которую мы сегодня проходим, но сначала посмотрите на доску .

Объяснение написания элементов букв Р, р и самих букв:

Букву р начинаем писать от верхней линии, пишем длинную прямую черту вниз, доводим её чуть ниже половины широкой строки. Далее возвращаемся по написанному до середины рабочей строки. Затем слегка закругляем и ведём до верхней линии, закругляем и ведём вниз наклонную черту с закруглением внизу.

Заглавная буква эР состоит из 2х элементов.

Первый элемент буквы Р заглавной пишется сверху вниз так же, как первый элемент буквы Т заглавной. Верхний элемент пишем отдельно. Эта буква пишется с отрывом.

Посмотрите на экран. Понаблюдайте за ручкой.

- А теперь напишите пальчиком на ладошке.

-Обведите по светлым линиям две буквы р.

-Получилось? Чтобы все хорошо запомнили, напишем букву эр со мной : я на доске, а вы в воздухе.

-Я напишу на доске под счет: раз-и, два-и.

Физкультминутка

Предлагаю вам поиграть в не большую игру, встаньте со своих мест. Я буду говорить слова, а вы слушайте внимательно, если в слове есть буква, которую мы сегодня с вами проходим, то вы прыгаете 1 раз, если этой буквы нет, то вы садитесь на корточки.

развязка, урок, разгадка, морковка, луна, скачки, звонок, разгон, ваза, лук, раздать

3.3. Чтение слогов (чтение с опорой на букву гласного, договаривание до целых слов).

«Доскажи словечко»

Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло.

Ребятишек радует

Цветная … (радуга)

                Лесники ее котят

                Взять домой не захотят.

                Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,

                Потому что это … (рысь).

Ра – ра – ра – начинается … (игра)

Ры – ры – ры – у мальчиков … (шары)

Ро – ро – ро –у нас новое … (ведро)

Ру – ру – ру – продолжаем мы  … (игру)

Ре – ре – ре –стоит домик на …(горе)

Ри – ри – ри – на ветках … (снегири)

4.        Включение новых знаний и опыта в систему имеющихся.

4.1. Чтение слов с пометами (включая элементы грамматико-офографической пропедевтики, развитие речи).

Прочитайте напечатанные на доске слова и скажите, что в них есть общее?

Морковь, помидор, груша, абрикос, картофель, горох, персики.

Это название овощей и фруктов.

В каком слове звук [р‘] мягкий?

В слове абрикос.

4.2. Чтение предложений, текста (чтение, перечитывание, выборочное чтение, формальный и смысловой анализ текста, включая озаглавливание, элементы грамматико-офографической пропедевтики, развитие речи).

Прочитайте текст на странице 32, соблюдая интонацию.

- Что растет у Иры?

- Что сделала Ира?

- Что случилось?

- Почему рассказ называется «Кактус»?

- Расскажите о растениях, которые растут в нашем классе и дома.

- Как нужно ухаживать за комнатными растениями?

(Понимают смысл читаемого. Устанавливают причинно-следственные связи. Называют знакомые комнатные растения. Рассказывают об уходе за комнатными растениями. Задают вопросы познавательного характера)

5.        Закрепление (включение новых знаний в систему изученных): чтение, выполнение занимательных упражнений, включение новой буквы в ленту букв.

Подвижная игра «Вороны»

Сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Для этого нужно выбрать одного водящего, он будет ВОЛК (предложить в руки ребенка игрушку волка).

А остальным ребятам нужно разделиться на две команды: одни изображают елочку – встают в круг и, опустив руки говорят:

«Как под елочкой зеленой

Скачут, каркают вороны».

Вторая команда изображают ворон: прыгают в круг и каркают:

«Кар-кар-кар….» (2 раза)

Елочки говорят:

«Из-за корочки подрались,

Во все горло раскричались»

Вороны в кругу каркают. «Кар-кар-кар….»

(2 раза)

Елочки  говорят хором:

«Вот и волк прибежал

И ворон всех распугал».

В круг вбегает ВОЛК и со словами «РРРРР….», пытается поймать ворон. Вороны убегают в домики, на стульчики. Дети меняются ролями и игра повторяется.

Как кричат вороны? (карррр…)

Какой звук слышится на конце? (р)

Что вы можете рассказать про этот звук? (он согласный, бывает мягким и твердым)

А сейчас поселим в домик нашей кассы еще одну букву, как она называется? (эР)

- У буквы «Р» есть свой домик на ленте букв. Она вам сейчас сама расскажет свой адрес:

Обозначены мною согласные.

Мне не нравятся домики красные.

Я такая, дети, умница,

Я с Согласной – с Синей улицы.

Сами вы уже решили,

Мои звуки не глухие.

Значит, нужно будет мне

Жить на звонкой стороне.

Если в гости захотите –

В четвертый домик заходите.

- Посмотрите и запомните, где «живет» буква «р».

6.        Рефлексивное подведение итогов урока.

А сейчас я попрошу вас оценить себя. У каждого есть на парте золотая рыбка,на доске вы видите частичку моря с разными волнами, выберете волну, соответствующего цвета и прикрепите свою золотую рыбку на эту волну.

Голубая волна – всё понял, всё получилось

Зелёная волна – не всё понял. не всё получилось

Фиолетовая волна – ничего не пронял, ничего не получилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте по теме: «К. И. Чуковский «У меня зазвонил телефон», «Путаница», 1 класс

  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28 г. СызраниКОНСПЕКТ УРОКА  по теме: «К. И. Чуковский «У меня зазвонил телефон», «Путаница».Класс: 1Предмет: урок обучения грамот...

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 классе по теме: «Согласные звуки [ н ], [ н ], буквы Н, н» ( УМК система общего развития Л.В. Занкова)

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 классе по теме: «Согласные звуки [ н ], [ н ], буквы Н, н» ( УМК система общего развития Л.В. Занкова) ...

конспект урока по обучению грамоте 1 класс

Тема: «Буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п]. [п’]» УМК: «Школа России»Тип урока: изучения нового материала.  Цели:познакомить с буквами П, п, обозначающими согласные звуки [п]. [п’]...

Конспект урока по обучению грамоте "Современный урок в школе"

Данный урок проводится по программе "Гармония " в 1 классе...

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе . Тема урока: Гласная буква Ёё.

Я педлагаю учителям начальных классов разработанный мною конспект урока по обучению грамоте в 1 классе. Тема урока: Гласная буква Ёё....

Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по обучению грамоте на тему :"Звуки [й, э] и [‘э]. Буква Ее. Русская народная сказка."1 класс...