Опорные схемы по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)
Опорные схемы по русскому языку помогут учащимся структурировать изученный материал, выполнить морфологический, фонетический и синтаксический разборы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristika_soglasnyh.doc | 29 КБ |
chasti_rechi.doc | 39.5 КБ |
glavnye_i_vtorost_chl_predl.doc | 37 КБ |
padezhi.doc | 56 КБ |
shema_harakteristiki_predl.doc | 31 КБ |
morf._razbor_im.sushch.doc | 26.5 КБ |
morf._razbor_im.pril_.doc | 25.5 КБ |
morf._razbor_glagola.doc | 27 КБ |
rabota_nad_oshibkami_po_r.yaz_.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика согласных
Парные согл.
звонкие б в г д ж з
глухие п ф к т ш с
Непарные зв.согл. й л м н р
Непарные глух.согл. х ц ч щ
Всегда твёрдые [ ж ], [ ш ], [ ц ]
Всегда мягкие [ й , ], [ч ,], [ щ , ]
Характеристика согласных
Парные согл.
звонкие б в г д ж з
глухие п ф к т ш с
Непарные зв.согл. й л м н р
Непарные глух.согл. х ц ч щ
Всегда твёрдые [ ж ], [ ш ], [ ц ]
Всегда мягкие [ й , ], [ч ,], [ щ , ]
Характеристика согласных
Парные согл.
звонкие б в г д ж з
глухие п ф к т ш с
Непарные зв.согл. й л м н р
Непарные глух.согл. х ц ч щ
Всегда твёрдые [ ж ], [ ш ], [ ц ]
Всегда мягкие [ й , ], [ч ,], [ щ , ]
Характеристика согласных
Парные согл.
звонкие б в г д ж з
глухие п ф к т ш с
Непарные зв.согл. й л м н р
Непарные глух.согл. х ц ч щ
Всегда твёрдые [ ж ], [ ш ], [ ц ]
Всегда мягкие [ й , ], [ч ,], [ щ , ]
Характеристика согласных
Парные согл.
звонкие б в г д ж з
глухие п ф к т ш с
Непарные зв.согл. й л м н р
Непарные глух.согл. х ц ч щ
Всегда твёрдые [ ж ], [ ш ], [ ц ]
Всегда мягкие [ й , ], [ч ,], [ щ , ]
Характеристика согласных
Парные согл.
звонкие б в г д ж з
глухие п ф к т ш с
Непарные зв.согл. й л м н р
Непарные глух.согл. х ц ч щ
Всегда твёрдые [ ж ], [ ш ], [ ц ]
Всегда мягкие [ й , ], [ч ,], [ щ , ]
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Главные члены предложения | Второстепенные члены предложения |
Подлежащее (Кто? Что?) Сказуемое (Что делать? Что сделать? Что делал? Что делает?) | Определение (Какой? Какая? Какое? Какие? Чей?) Дополнение (Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чём?) Обстоятельство - места (Где? Куда? Откуда?) - времени (Когда?) -образа действия (Как? Каким образом?) |
Главные члены предложения | Второстепенные члены предложения |
Подлежащее (Кто? Что?) Сказуемое (Что делать? Что сделать? Что делал? Что делает?) | Определение (Какой? Какая? Какое? Какие? Чей?) Дополнение (Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чём?) Обстоятельство - места (Где? Куда? Откуда?) - времени (Когда?) -образа действия (Как? Каким образом?) |
Главные члены предложения | Второстепенные члены предложения |
Подлежащее (Кто? Что?) Сказуемое (Что делать? Что сделать? Что делал? Что делает?) | Определение (Какой? Какая? Какое? Какие? Чей?) Дополнение (Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чём?) Обстоятельство - места (Где? Куда? Откуда?) - времени (Когда?) -образа действия (Как? Каким образом?) |
Предварительный просмотр:
Падеж | Вопросы | Предлоги | 1 скл. ж.р., м.р. | 2 скл. ср.р., м.р. | 3 скл. ж.р. |
Именительный есть | Кто? Что? | -а -я | -о -е | -ь | |
Родительный нет | Кого? Чего? Где? Откуда? Куда? | Без, у, от, до, из, около, с, возле, вокруг | -и -ы | -а -я | -и |
Дательный дать | Кому? Чему? Где? Куда? | К, по | -е | -у -ю | -и |
Винительный вижу | Кого? Что? Куда? Где? | В, за, на, про, через, для | -у -ю | -о -е -а -я | -ь |
Творительный доволен | Кем? Чем? Где? Куда? | За, над, перед, под | -ой -ей | -ом -ем -ём | -ю |
Предложный думаю | О ком? О чём? | В, об, на, при, о | -е | -е | -и |
Падеж | Вопросы | Предлоги | 1 скл. ж.р., м.р. | 2 скл. ср.р., м.р. | 3 скл. ж.р. |
Именительный есть | Кто? Что? | -а -я | -о -е | -ь | |
Родительный нет | Кого? Чего? Где? Откуда? Куда? | Без, у, от, до, из, около, с, возле, вокруг | -и -ы | -а -я | -и |
Дательный дать | Кому? Чему? Где? Куда? | К, по | -е | -у -ю | -и |
Винительный вижу | Кого? Что? Куда? Где? | В, за, на, про, через, для | -у -ю | -о -е -а -я | -ь |
Творительный доволен | Кем? Чем? Где? Куда? | За, над, перед, под | -ой -ей | -ом -ем -ём | -ю |
Предложный думаю | О ком? О чём? | В, об, на, при, о | -е | -е | -и |
Падеж | Вопросы | Предлоги | 1 скл. ж.р., м.р. | 2 скл. ср.р., м.р. | 3 скл. ж.р. |
Именительный есть | Кто? Что? | -а -я | -о -е | -ь | |
Родительный нет | Кого? Чего? Где? Откуда? Куда? | Без, у, от, до, из, около, с, возле, вокруг | -и -ы | -а -я | -и |
Дательный дать | Кому? Чему? Где? Куда? | К, по | -е | -у -ю | -и |
Винительный вижу | Кого? Что? Куда? Где? | В, за, на, про, через, для | -у -ю | -о -е -а -я | -ь |
Творительный доволен | Кем? Чем? Где? Куда? | За, над, перед, под | -ой -ей | -ом -ем -ём | -ю |
Предложный думаю | О ком? О чём? | В, об, на, при, о | -е | -е | -и |
Предварительный просмотр:
Схема характеристики предложения (Ц И О В О)
1. По цели высказывания (повеств., вопрос., побуд.).
2. По интонации (восклиц., невосклиц.).
3. По количеству основ (простое, сложное; односост., двусост.).
4. Второст. чл. пр. (распростр., нераспростр.).
5. Осложнено (однор. чл. пр.; обращение).
Наступила ранняя весна. (Повеств., невосклиц., простое,
двусост., распр., не осложнено).
Схема характеристики предложения (Ц И О В О)
1. По цели высказывания (повеств., вопрос., побуд.).
2. По интонации (восклиц., невосклиц.).
3. По количеству основ (простое, сложное; односост., двусост.).
4. Второст. чл. пр. (распростр., нераспростр.).
5. Осложнено (однор. чл. пр.; обращение).
Наступила ранняя весна. (Повеств., невосклиц., простое,
двусост., распр., не осложнено).
Схема характеристики предложения (Ц И О В О)
1. По цели высказывания (повеств., вопрос., побуд.).
2. По интонации (восклиц., невосклиц.).
3. По количеству основ (простое, сложное; односост., двусост.).
4. Второст. чл.пр. (распростр., нераспростр.).
5. Осложнено (однор. чл. пр.; обращение).
Наступила ранняя весна. (Повеств., невосклиц., простое,
двусост., распр., не осложнено).
Схема характеристики предложения (Ц И О В О)
1. По цели высказывания (повеств., вопрос., побуд.).
2. По интонации (восклиц., невосклиц.).
3. По количеству основ (простое, сложное; односост., двусост.).
4. Второст. чл. пр. (распростр., нераспростр.).
5. Осложнено (однор. чл. пр.; обращение).
Наступила ранняя весна. (Повеств., невосклиц., простое,
двусост., распр., не осложнено).
Предварительный просмотр:
Морфологический разбор им. сущ.
1. Часть речи. Вопрос.
2. Начальная форма (и.п., ед.ч.) кто? что?
3. Постоянные признаки:
а) собств. или нариц.,
б) одуш. или неодуш.,
в) род,
г) склонение.
4. Непостоянные признаки:
а) падеж,
б) число.
5. Член предложения.
М.р. Поспели в саду
I. (В) саду - сущ. (в чём?)
II. Нач.ф.- сад; нариц., неодуш., м.р., 2 скл.,
в п.п., в ед. ч.
III. Поспели (где?) в саду
Морфологический разбор им. сущ.
1. Часть речи. Вопрос.
2. Начальная форма (и.п., ед.ч.) кто? что?
3. Постоянные признаки:
а) собств. или нариц.,
б) одуш. или неодуш.,
в) род,
г) склонение.
4. Непостоянные признаки:
а) падеж,
б) число.
5. Член предложения.
М.р. Поспели в саду
I. (В) саду - сущ. (в чём?)
II. Нач.ф.- сад; нариц., неодуш., м.р., 2 скл.,
в п.п., в ед. ч.
III. Поспели (где?) в саду
Морфологический разбор им. сущ.
1. Часть речи. Вопрос.
2. Начальная форма (и.п., ед.ч.) кто? что?
3. Постоянные признаки:
а) собств. или нариц.,
б) одуш. или неодуш.,
в) род,
г) склонение.
4. Непостоянные признаки:
а) падеж,
б) число.
5. Член предложения.
М.р. Поспели в саду
I. (В) саду - сущ. (в чём?)
II. Нач.ф.- сад; нариц., неодуш., м.р., 2 скл.,
в п.п., в ед. ч.
III. Поспели (где?) в саду
Предварительный просмотр:
Морфологический разбор им. прил.
1. Часть речи. Вопрос.
2. Начальная форма (и.п., ед.ч., м.р.) какой?
3. Непостоянные признаки:
а) падеж,
б) число,
в) род (в ед.ч.)
4. Член предложения.
Образец. Мы шли по глубокому снегу.
М.р. По глубокому (снегу) - прил., (какому?), н.ф. глубокий, в д.п.,
в ед.ч., в м.р.
по снегу (какому?) глубокому
Морфологический разбор им. прил.
1. Часть речи. Вопрос.
2. Начальная форма (и.п., ед.ч., м.р.) какой?
3. Непостоянные признаки:
а) падеж,
б) число,
в) род (в ед.ч.)
4. Член предложения.
Образец. Мы шли по глубокому снегу.
М.р. По глубокому (снегу) - прил., (какому?), н.ф. глубокий, в д.п.,
в ед.ч., в м.р.
по снегу (какому?) глубокому
Морфологический разбор им. прил.
1. Часть речи. Вопрос.
2. Начальная форма (и.п., ед.ч., м.р.) какой?
3. Непостоянные признаки:
а) падеж,
б) число,
в) род (в ед.ч.)
4. Член предложения.
Образец. Мы шли по глубокому снегу.
М.р. По глубокому (снегу) - прил., (какому?), н.ф. глубокий, в д.п.,
в ед.ч., в м.р.
по снегу (какому?) глубокому
Предварительный просмотр:
Морфологический разбор глагола
1. Часть речи. Вопрос.
2. Начальная форма (неопред. форма) что делать? что сделать?
3. Постоянные признаки:
а) вид (сов.в., несов.в.),
б) спряжение.
4. Непостоянные признаки:
а) число,
б) время (если есть),
в) лицо (если есть, кроме пр.вр.),
г) род (только в пр.вр. в ед.ч.).
5. Член предложения.
Образец. Мальчик читает книгу.
М.р. Читает - гл., (что делает?), н.ф. читать, несов.в., I спр., в ед.ч.
в н.вр., в 3 л.
Мальчик (что делает?) читает
Морфологический разбор глагола
1. Часть речи. Вопрос.
2. Начальная форма (неопред. форма) что делать? что сделать?
3. Постоянные признаки:
а) вид (сов.в., несов.в.),
б) спряжение.
4. Непостоянные признаки:
а) число,
б) время (если есть),
в) лицо (если есть, кроме пр.вр.),
г) род (только в пр.вр. в ед.ч.).
5. Член предложения.
Образец. Мальчик читает книгу.
М.р. Читает - гл., (что делает?), н.ф. читать, несов.в., I спр., в ед.ч.
в н.вр., в 3 л.
Мальчик (что делает?) читает
Морфологический разбор глагола
1. Часть речи. Вопрос.
2. Начальная форма (неопред. форма) что делать? что сделать?
3. Постоянные признаки:
а) вид (сов.в., несов.в.),
б) спряжение.
4. Непостоянные признаки:
а) число,
б) время (если есть),
в) лицо (если есть, кроме пр.вр.),
г) род (только в пр.вр. в ед.ч.).
5. Член предложения.
Образец. Мальчик читает книгу.
М.р. Читает - гл., (что делает?), н.ф. читать, несов.в., I спр., в ед.ч.
в н.вр., в 3 л.
Мальчик (что делает?) читает
Предварительный просмотр:
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (памятка)
- Безударная гласная, проверяемая. Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень. Подчеркни безударную гласную и напиши проверочное слово, подбери родственное слово.
- Безударная гласная, непроверяемая. Выпиши слово, подчеркни непроверяемую гласную и подбери родственное слово.
3. Пропуск букв, замена букв. Выпиши слово, подчеркни букву, раздели на слоги, подбери родственное слово.
- Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ,.ЧК, ЧН. Выпиши слово и напиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни сочетание.
- Большая буква. Выпиши слово и напиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни заглавную букву.
- Звонкие и глухие согласные. Выпиши слово, подчеркни букву, напиши проверяемое, подбери родственное слово.
- Непроизносимая согласная. Выпиши слово, подчеркни букву, напиши проверяемое, подбери родственное слово.
- Двойные согласные. Выпиши слово, напиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни удвоенные согласные.
- Перенос слов. Выпиши слово, раздели на слоги и для переноса.
10. «Ь» - показатель мягкости. Выпиши слово, напиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни Ь.
- «Ь» - разделительный. Выпиши слово, напиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни Ь.
- Приставки. Выпиши слово, разбери по составу, напиши ещё 2 слова с этой приставкой. Выдели приставки.
- Суффиксы. Выпиши слово, подчеркни непроверяемую гласную и подбери 2 слова с этим суффиксом. Выдели суффиксы.
- Предлоги. Выпиши слово с предлогом, вставь между ними вопрос или другое слово, запиши предложение.
- «НЕ» с глаголом. Выпиши слово с «не», запиши ещё 2 слова на это правило.
- Состав слова. Выпиши слово, выдели окончание, корень, приставку, суффикс, основу.
- Разбор по членам предложения (но частям речи). Выпиши предложение, разбери по членам предложения (частям речи).
- Порядок слов в предложении. Составь предложение правильно и запиши его.
- «Ъ» - разделительный. Выпиши слово, напиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни Ъ.
- «Ь» на конце существительных после шипящих. Выпиши слово, определи род, напиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни Ь.
- Окончание существительных. Выпиши слово с предлогом, определи род, число, падеж, выдели окончание, напиши ещё 2 слова на это правило.
- Окончание прилагательных. Выпиши словосочетание (прилагательное с существительным), выдели окончание, поставь вопрос и запиши его. Определи род, число, падеж. Запиши ещё 2 слова на это правило.
- Окончание глаголов. Выпиши слово, выдели окончание, определи спряжение, лицо, запиши ещё 2 слова на это правило.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опорные схемы по русскому языку
В последнее время увеличилось количество детей с проблемами в обучении. Я с этим столкнулась. Чтобы как-то объяснить ребенку...
Опорные схемы по русскому языку
В последнее время увеличилось количество детей с проблемами в обучении. Я с этим столкнулась. Чтобы как-то объяснить ребенку...
Опорные схемы по русскому языку
Опорные схемы по русскому языку для учащихся начальных классов...
Опорные схемы по русскому языку при изучении темы "Части речи"
В данной презентации представлены схемы- опоры, которые могут быть использованы при изучении раздела " Части речи" на уроках русского языка в 3-4 классах....
ОПОРНЫЕ СХЕМЫ по русскому языку для учащихся
ОПОРНЫЕ СХЕМЫ по русскому языку для учащихся...
Опорные схемы по русскому языку
Опорные схемы по русскому языку...