Опорные схемы по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Чернышова Наталья Ивановна

Опорные схемы по русскому языку помогут учащимся структурировать изученный материал, выполнить морфологический, фонетический  и синтаксический разборы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Характеристика согласных

        Парные согл.

звонкие        б   в    г   д   ж   з

глухие                п   ф   к   т   ш   с

Непарные зв.согл.                й   л   м   н   р

Непарные глух.согл.                х   ц   ч   щ

Всегда твёрдые                [ ж ],   [ ш ],   [ ц ]

Всегда мягкие                [ й , ],   [ч ,],   [ щ , ]

Характеристика согласных

        Парные согл.

звонкие        б   в    г   д   ж   з

глухие                п   ф   к   т   ш   с

Непарные зв.согл.                й   л   м   н   р

Непарные глух.согл.                х   ц   ч   щ

Всегда твёрдые                [ ж ],   [ ш ],   [ ц ]

Всегда мягкие                [ й , ],   [ч ,],   [ щ , ]

Характеристика согласных

        Парные согл.

звонкие        б   в    г   д   ж   з

глухие                п   ф   к   т   ш   с

Непарные зв.согл.                й   л   м   н   р

Непарные глух.согл.                х   ц   ч   щ

Всегда твёрдые                [ ж ],   [ ш ],   [ ц ]

Всегда мягкие                [ й , ],   [ч ,],   [ щ , ]

Характеристика согласных

        Парные согл.

звонкие        б   в    г   д   ж   з

глухие                п   ф   к   т   ш   с

Непарные зв.согл.                й   л   м   н   р

Непарные глух.согл.                х   ц   ч   щ

Всегда твёрдые                [ ж ],   [ ш ],   [ ц ]

Всегда мягкие                [ й , ],   [ч ,],   [ щ , ]

Характеристика согласных

        Парные согл.

звонкие        б   в    г   д   ж   з

глухие                п   ф   к   т   ш   с

Непарные зв.согл.                й   л   м   н   р

Непарные глух.согл.                х   ц   ч   щ

Всегда твёрдые                [ ж ],   [ ш ],   [ ц ]

Всегда мягкие                [ й , ],   [ч ,],   [ щ , ]

Характеристика согласных

        Парные согл.

звонкие        б   в    г   д   ж   з

глухие                п   ф   к   т   ш   с

Непарные зв.согл.                й   л   м   н   р

Непарные глух.согл.                х   ц   ч   щ

Всегда твёрдые                [ ж ],   [ ш ],   [ ц ]

Всегда мягкие                [ й , ],   [ч ,],   [ щ , ]



Предварительный просмотр:

Части речи.

  1.  Значимые (самостоятельные ) части речи.

Часть речи

Значение

Вопросы

Имя существительное

Обозначает предмет

Кто? (люди, животные)

Что? (неживые предм.)

Имя прилагательное

Обозначает признак предмета

Какой?   Какая?

Какое?    Какие?

Глагол

Обозначает действие предмета

Что делает? Что сделает?  Что делал?

Что будет делать?

Местоимение

Указывает на предмет, не называя его

Кто?

Что?

Наречие

Обозначает признак действия, качества, состояния

Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?

Имя числительное

 Количество предметов или порядковый номер

Сколько?

Какой по счёту?

2. Служебные части речи- служат для связи слов в предложении.

Предлоги – в, к, по, без, около, до, под, через….

Союзы – и, а, но, да, или, либо, то, зато, однако, что…..

Частицы – же, бы, не, ни, как, ведь, лишь, разве….

3. Междометия – слова, которые выражают чувства и побуждения говорящего, не называя их.

Увы! Ух! Ба! Эй! Шш! Фу! Фи! Ах! Ох! Ой! Ай! Ура! Цыц! Тс! …

  Части речи.

1 . Значимые (самостоятельные ) части речи.

Часть речи

Значение

Вопросы

Имя существительное

Обозначает предмет

Кто? (люди, животные)

Что? (неживые предм.)

Имя прилагательное

Обозначает признак предмета

Какой?   Какая?

Какое?    Какие?

Глагол

Обозначает действие предмета

Что делает? Что сделает? Что делал?

Что будет делать?

Местоимение

Указывает на предмет, не называя его

Кто?

Что?

Наречие

Обозначает признак действия, качества, состояния

Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?

Имя числительное

Количество предметов или порядковый номер

Сколько?

Какой по счёту?

2. Служебные части речи- служат для связи слов в предложении.

Предлоги – в, к, по, без, около, до, под, через….

Союзы – и, а, но, да, или, либо, то, зато, однако, что…..

Частицы – же, бы, не, ни, как, ведь, лишь, разве….

3. Междометия – слова, которые выражают чувства и побуждения говорящего, не называя их.

Увы! Ух! Ба! Эй! Шш! Фу! Фи! Ах! Ох! Ой! Ай! Ура! Цыц! Тс! …



Предварительный просмотр:

Главные члены предложения

Второстепенные члены предложения

Подлежащее

(Кто? Что?)

Сказуемое

(Что делать? Что сделать?

Что делал? Что делает?)

Определение

(Какой? Какая? Какое? Какие? Чей?)

Дополнение

(Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чём?)

Обстоятельство

- места (Где? Куда? Откуда?)

- времени (Когда?)

-образа действия (Как? Каким образом?)

Главные члены предложения

Второстепенные члены предложения

Подлежащее

(Кто? Что?)

Сказуемое

(Что делать? Что сделать?

Что делал? Что делает?)

Определение

(Какой? Какая? Какое? Какие? Чей?)

Дополнение

(Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чём?)

Обстоятельство

- места (Где? Куда? Откуда?)

- времени (Когда?)

-образа действия (Как? Каким образом?)

Главные члены предложения

Второстепенные члены предложения

Подлежащее

(Кто? Что?)

Сказуемое

(Что делать? Что сделать?

Что делал? Что делает?)

Определение

(Какой? Какая? Какое? Какие? Чей?)

Дополнение

(Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чём?)

Обстоятельство

- места (Где? Куда? Откуда?)

- времени (Когда?)

-образа действия (Как? Каким образом?)



Предварительный просмотр:

Падеж

Вопросы

Предлоги

1 скл.

ж.р., м.р.

2 скл.

ср.р., м.р.

3 скл.

ж.р.

Именительный

есть

Кто? Что?

-а -я

-о -е

Родительный

нет

Кого? Чего? Где? Откуда? Куда?

Без, у, от, до, из, около, с, возле, вокруг

-и -ы

-а -я

Дательный

дать

Кому? Чему? Где? Куда?

К, по

-у -ю

Винительный

вижу

Кого? Что? Куда? Где?

В, за, на, про, через, для

-у -ю

-о -е -а -я

Творительный

доволен

Кем? Чем? Где? Куда?

За, над, перед, под

-ой -ей

-ом -ем -ём

Предложный

думаю

О ком?

О чём?

В, об, на, при, о

Падеж

Вопросы

Предлоги

1 скл.

ж.р., м.р.

2 скл.

ср.р., м.р.

3 скл.

ж.р.

Именительный

есть

Кто? Что?

-а -я

-о -е

Родительный

нет

Кого? Чего? Где? Откуда? Куда?

Без, у, от, до, из, около, с, возле, вокруг

-и -ы

-а -я

Дательный

дать

Кому? Чему? Где? Куда?

К, по

-у -ю

Винительный

вижу

Кого? Что? Куда? Где?

В, за, на, про, через, для

-у -ю

-о -е -а -я

Творительный

доволен

Кем? Чем? Где? Куда?

За, над, перед, под

-ой -ей

-ом -ем -ём

Предложный

думаю

О ком?

 О чём?

В, об, на, при, о

Падеж

Вопросы

Предлоги

1 скл.

ж.р., м.р.

2 скл.

ср.р., м.р.

3 скл.

ж.р.

Именительный

есть

Кто? Что?

-а -я

-о -е

Родительный

нет

Кого? Чего? Где? Откуда? Куда?

Без, у, от, до, из, около, с, возле, вокруг

-и -ы

-а -я

Дательный

дать

Кому? Чему? Где? Куда?

К, по

-у -ю

Винительный

вижу

Кого? Что? Куда? Где?

В, за, на, про, через, для

-у -ю

-о -е -а -я

Творительный

доволен

Кем? Чем? Где? Куда?

За, над, перед, под

-ой -ей

-ом -ем -ём

Предложный

думаю

О ком?

О чём?

В, об, на, при, о



Предварительный просмотр:

Схема характеристики предложения (Ц И О В О)

1. По цели высказывания (повеств., вопрос., побуд.).

2. По интонации (восклиц., невосклиц.).

3. По количеству основ (простое, сложное; односост., двусост.).

4. Второст. чл. пр. (распростр., нераспростр.).

5. Осложнено (однор. чл. пр.; обращение).

        

Наступила ранняя весна. (Повеств., невосклиц., простое,

       двусост., распр., не осложнено).

Схема характеристики предложения (Ц И О В О)

1. По цели высказывания (повеств., вопрос., побуд.).

2. По интонации (восклиц., невосклиц.).

3. По количеству основ (простое, сложное; односост., двусост.).

4. Второст. чл. пр. (распростр., нераспростр.).

5. Осложнено (однор. чл. пр.; обращение).

        

Наступила ранняя весна. (Повеств., невосклиц., простое,

       двусост., распр., не осложнено).

Схема характеристики предложения (Ц И О В О)

1. По цели высказывания (повеств., вопрос., побуд.).

2. По интонации (восклиц., невосклиц.).

3. По количеству основ (простое, сложное; односост., двусост.).

4. Второст. чл.пр. (распростр., нераспростр.).

5. Осложнено (однор. чл. пр.; обращение).

        

Наступила ранняя весна. (Повеств., невосклиц., простое,

       двусост., распр., не осложнено).

Схема характеристики предложения (Ц И О В О)

1. По цели высказывания (повеств., вопрос., побуд.).

2. По интонации (восклиц., невосклиц.).

3. По количеству основ (простое, сложное; односост., двусост.).

4. Второст. чл. пр. (распростр., нераспростр.).

5. Осложнено (однор. чл. пр.; обращение).

        

Наступила ранняя весна. (Повеств., невосклиц., простое,

       двусост., распр., не осложнено).



Предварительный просмотр:

Морфологический разбор им. сущ.

1. Часть речи. Вопрос.

2. Начальная форма (и.п., ед.ч.) кто? что?

3. Постоянные признаки:

        а) собств. или нариц.,

        б) одуш. или неодуш.,

        в) род,

        г) склонение.

4. Непостоянные признаки:

        а) падеж,

        б) число.

5. Член предложения.

        М.р. Поспели в саду

      I. (В) саду - сущ. (в чём?)

     II.  Нач.ф.- сад; нариц., неодуш., м.р., 2 скл.,

в п.п., в ед. ч.

     III. Поспели (где?) в  саду

Морфологический разбор им. сущ.

1. Часть речи. Вопрос.

2. Начальная форма (и.п., ед.ч.) кто? что?

3. Постоянные признаки:

        а) собств. или нариц.,

        б) одуш. или неодуш.,

        в) род,

        г) склонение.

4. Непостоянные признаки:

        а) падеж,

        б) число.

5. Член предложения.

        М.р. Поспели в саду

      I. (В) саду - сущ. (в чём?)

     II.  Нач.ф.- сад; нариц., неодуш., м.р., 2 скл.,

в п.п., в ед. ч.

     III. Поспели (где?) в  саду

Морфологический разбор им. сущ.

1. Часть речи. Вопрос.

2. Начальная форма (и.п., ед.ч.) кто? что?

3. Постоянные признаки:

        а) собств. или нариц.,

        б) одуш. или неодуш.,

        в) род,

        г) склонение.

4. Непостоянные признаки:

        а) падеж,

        б) число.

5. Член предложения.

        М.р. Поспели в саду

      I. (В) саду - сущ. (в чём?)

     II.  Нач.ф.- сад; нариц., неодуш., м.р., 2 скл.,

в п.п., в ед. ч.

     III. Поспели (где?) в  саду



Предварительный просмотр:

Морфологический разбор им. прил.

1. Часть речи. Вопрос.

2. Начальная форма (и.п., ед.ч., м.р.) какой?

3. Непостоянные признаки:

        а) падеж,

        б) число,

        в) род (в ед.ч.)        

4. Член предложения.

        Образец. Мы шли по глубокому снегу.

М.р. По глубокому (снегу) - прил., (какому?), н.ф. глубокий, в д.п.,

                                  в ед.ч., в м.р.

        по снегу (какому?)  глубокому

Морфологический разбор им. прил.

1. Часть речи. Вопрос.

2. Начальная форма (и.п., ед.ч., м.р.) какой?

3. Непостоянные признаки:

        а) падеж,

        б) число,

        в) род (в ед.ч.)        

4. Член предложения.

        Образец. Мы шли по глубокому снегу.

М.р. По глубокому (снегу) - прил., (какому?), н.ф. глубокий, в д.п.,

                                  в ед.ч., в м.р.

        по снегу (какому?)  глубокому

Морфологический разбор им. прил.

1. Часть речи. Вопрос.

2. Начальная форма (и.п., ед.ч., м.р.) какой?

3. Непостоянные признаки:

        а) падеж,

        б) число,

        в) род (в ед.ч.)        

4. Член предложения.

        Образец. Мы шли по глубокому снегу.

М.р. По глубокому (снегу) - прил., (какому?), н.ф. глубокий, в д.п.,

                                  в ед.ч., в м.р.

        по снегу (какому?)  глубокому



Предварительный просмотр:

Морфологический разбор глагола

1. Часть речи. Вопрос.

2. Начальная форма (неопред. форма) что делать? что сделать?

3. Постоянные признаки:

        а) вид (сов.в., несов.в.),

        б) спряжение.        

4. Непостоянные признаки:

        а) число,

        б) время (если есть),

        в) лицо (если есть, кроме пр.вр.),

        г) род (только в пр.вр. в ед.ч.).

5. Член предложения.

        Образец. Мальчик читает книгу.

М.р. Читает - гл., (что делает?), н.ф. читать, несов.в., I спр., в ед.ч.

                в н.вр., в 3 л.

        Мальчик  (что делает?)   читает

Морфологический разбор глагола

1. Часть речи. Вопрос.

2. Начальная форма (неопред. форма) что делать? что сделать?

3. Постоянные признаки:

        а) вид (сов.в., несов.в.),

        б) спряжение.        

4. Непостоянные признаки:

        а) число,

        б) время (если есть),

        в) лицо (если есть, кроме пр.вр.),

        г) род (только в пр.вр. в ед.ч.).

5. Член предложения.

        Образец. Мальчик читает книгу.

М.р. Читает - гл., (что делает?), н.ф. читать, несов.в., I спр., в ед.ч.

                в н.вр., в 3 л.

        Мальчик  (что делает?)   читает

Морфологический разбор глагола

1. Часть речи. Вопрос.

2. Начальная форма (неопред. форма) что делать? что сделать?

3. Постоянные признаки:

        а) вид (сов.в., несов.в.),

        б) спряжение.        

4. Непостоянные признаки:

        а) число,

        б) время (если есть),

        в) лицо (если есть, кроме пр.вр.),

        г) род (только в пр.вр. в ед.ч.).

5. Член предложения.

        Образец. Мальчик читает книгу.

М.р. Читает - гл., (что делает?), н.ф. читать, несов.в., I спр., в ед.ч.

                в н.вр., в 3 л.

        Мальчик  (что делает?)   читает



Предварительный просмотр:

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ  (памятка)

  1. Безударная гласная, проверяемая. Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень. Подчеркни безударную гласную и напиши проверочное слово, подбери родственное слово.
  2. Безударная   гласная,   непроверяемая.   Выпиши   слово,   подчеркни   непроверяемую гласную и подбери родственное слово.

3.        Пропуск букв, замена букв. Выпиши слово, подчеркни букву, раздели на слоги, подбери родственное слово.

  1. Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ,.ЧК, ЧН. Выпиши слово и напиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни сочетание.
  2. Большая буква. Выпиши слово и напиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни заглавную букву.
  3. Звонкие и глухие согласные. Выпиши слово, подчеркни букву, напиши проверяемое, подбери родственное слово.
  4. Непроизносимая согласная. Выпиши слово, подчеркни букву, напиши проверяемое, подбери родственное слово.
  5. Двойные согласные. Выпиши слово, напиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни удвоенные согласные.

  1. Перенос слов. Выпиши слово, раздели на слоги и для переноса.

10. «Ь» - показатель мягкости. Выпиши слово, напиши   ещё 2 слова на это правило. Подчеркни Ь.

  1. «Ь» - разделительный. Выпиши слово, напиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни Ь.
  2. Приставки. Выпиши слово, разбери по составу, напиши  ещё 2 слова с этой приставкой. Выдели приставки.
  3. Суффиксы. Выпиши слово, подчеркни непроверяемую гласную и подбери 2 слова с этим суффиксом. Выдели суффиксы.
  4. Предлоги. Выпиши слово с предлогом, вставь между ними вопрос или другое слово, запиши предложение.
  5. «НЕ» с глаголом. Выпиши слово с «не», запиши ещё 2 слова на это правило.
  6. Состав слова. Выпиши слово, выдели окончание, корень, приставку, суффикс, основу.
  7. Разбор по членам предложения (но частям речи). Выпиши предложение, разбери по членам предложения (частям речи).
  8. Порядок слов в предложении. Составь предложение правильно и запиши его.

  1. «Ъ» - разделительный. Выпиши слово, напиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни Ъ.
  2. «Ь» на конце существительных после шипящих. Выпиши слово, определи род, напиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни Ь.
  1. Окончание существительных. Выпиши слово с предлогом, определи род, число, падеж, выдели окончание, напиши ещё 2 слова на это правило.
  2. Окончание прилагательных.  Выпиши словосочетание  (прилагательное с существительным), выдели окончание, поставь вопрос и запиши его. Определи род, число, падеж. Запиши ещё 2 слова на это правило.
  3. Окончание глаголов. Выпиши слово, выдели окончание, определи спряжение, лицо, запиши ещё 2 слова на это правило.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорные схемы по русскому языку

                   В последнее время увеличилось количество детей с проблемами в обучении. Я с этим столкнулась. Чтобы как-то объяснить ребенку...

Опорные схемы по русскому языку

                   В последнее время увеличилось количество детей с проблемами в обучении. Я с этим столкнулась. Чтобы как-то объяснить ребенку...

Опорные схемы по русскому языку

Опорные схемы по русскому языку для учащихся начальных классов...

Опорные схемы по русскому языку при изучении темы "Части речи"

В данной презентации представлены схемы- опоры, которые могут быть использованы при изучении раздела " Части речи"  на уроках русского языка в 3-4 классах....

ОПОРНЫЕ СХЕМЫ по русскому языку для учащихся

ОПОРНЫЕ СХЕМЫ  по русскому языку  для   учащихся...

Опорные схемы по русскому языку

Опорные схемы по русскому языку...