ОПОРНЫЕ СХЕМЫ по русскому языку для учащихся
материал по русскому языку на тему
ОПОРНЫЕ СХЕМЫ по русскому языку для учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opornye_shemy_po_russkomu_yazyku_dlya_uchashchihsya.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПОРНЫЕ СХЕМЫ
по русскому языку
Учащихся 1-4 классов
(
Не путай звуки и буквы!
Звонкие б в г д ж з л м н р й
Глухие п ф к т ш с х ц ч
парные согласные непарные согласные
Всегда твёрдые согласные звуки: [ж] [ш] [ц]
Всегда мягкие согласные звуки: [ч’] [щ’] [й’]
Гласных звуков шесть: [а] [о] [у] [и] [ы] [э]
Гласных букв десять: а, я, о, ё, у, ю, ы, и, э, е.
Буквы е, ё, ю, я в начале слова, после гласных букв, после ъ, ь обозначают два звука: [й’э], [й’о], [й’у], [й’а]. Буква и после гласных букв или после ъ, ь тоже обозначает два звука: [й’и] – соловьи - [салав’й’и].
Фонетический разбор слова (звуко-буквенный разбор)
Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи, то есть те звуки, из которых состоят слова.
Выполнить фонетический разбор – значит определить, из каких звуков состоит слово.
Порядок фонетического разбора:
- Сколько в слове слогов?
- На какой слог падает ударение?
- Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.
- Согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие; какими буквами обозначены.
- Количество звуков и букв в слове.
Паль то – 2 слога, [пал´то]
п – [п] – согласный, твердый, парный, глухой
а – [а] – гласный, безударный
л – [л´] – согласный, мягкий, непарный, звонкий
ь – не обозначает звука
т – [т] – согласный, твердый, парный, глухой
о –[о] – гласный, ударный
6 букв, 5 звуков
Я ма – 2 слога, [й´ама]
я – [й´] – согласный, мягкий, непарный, звонкий
[а] – гласный, ударный
м – [м] – согласный, твердый, непарный, звонкий
а – [а] – гласный, безударный
3 буквы, 4 звука
Состав слова
Морфемика – раздел науки о языке, изучающий строение слова.
Выполнить морфемный разбор – значит найти «строительные кирпичики», из которых состоит это слово. Приставка, корень, суффикс, окончание – морфемы.
- Приставка – часть слова, которая находится перед корнем и образует новые слова:
за
рас цветут
от
- Корень – общая часть родственных слов: снег, снежок, снеговик.
- Суффикс – часть слова, которая находится после корня и образует новые слова:
ок
цвет очек
ик
- Окончание – изменяемая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в предложении: снегом, снега, о снеге.
Порядок морфемного разбора:
- Найди окончание (измени слово по числам, падежам или лицам; найди изменяемое окончание).
- Найди корень (подбери два – три однокоренных слова, выдели общую часть).
- Выдели приставку (сравни однокоренные слова с разными приставками или без приставки; другой вариант: подбор слов с другим корнем, но с этими же приставками).
- Выдели суффикс (подбери одно-два однокоренных слова с разными суффиксами или без суффикса; другой вариант: подбор слов с другим корнем, но с этими же суффиксами).
Приставка, корень, суффикс – основа слова.
п о д с н е ж н и к и
Правописание безударных гласных в корне
Безударные гласные в корне нужно проверять. Чтобы проверить безударный гласный в корне, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением.
Можно ли подобрать проверочное слово, в котором безударный гласный звук станет ударным?
Да Нет
Пиши так, как слышишь Посмотри в словарь.
под ударением. Запомни это слово.
сады сад огурец
садик собака
Правописание парных звонких и глухих согласных
Если при произношении корень заканчивается на парный по звонкости – глухости согласный звук, например [ п, ф, к, т, ш, с] , - это «опасное» место (орфограмма). Обязательно проверь перед записью.
Чтобы проверить, подбери родственное слово или измени слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук или согласные звуки [л, м, н, р, й’ ].
са[т] – сады сад
ко[т] – коты кот
Изменять слово лучше всего так:
Один – много ро[к] - рога рог
Есть – нет есть лу[к] – нет лука лук
есть лу[к] – нет луга луг
Правописание непроизносимых согласных
Можно ли подобрать родственное слово, в котором бы непроизносимый согласный зазвучал?
Да Нет
Пиши как слышится в Непроизносимого согласного
проверочном слове. в этом слове нет. Пиши как
звёздный - звезда слышится.
устный –уста вкусный – вкус, ужасный - ужас
Правописание слов с разделительным мягким и твердым знаками
Е
от на согласную Ъ Ё
Ю
Я
Разделительный твёрдый знак (ъ) пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный, перед корнем, который начинается не букву е, ё, ю, я: подъём, съел, объяснять, предъюбилейный.
Учимся применять правило.
Возьмем слово ехал. В этом слове корень начинается с буквы е. будем подставлять приставки. Подумай, после каких приставок перед корнем писать ъ?
- Приставка на- оканчивается на гласный звук, значит, ъ писать не надо
на + ехал = наехал.
- Об- - приставка, заканчивающаяся на согласный звук. Корень начинается на букву е , пишем ъ. Об + ехал = объехал.
Разделительный мягкий знак пишется перед буквами е, ё, ю, я,и в корне слова или на стыке корня и окончания: вьюга, платье, пьеса, муравьи.
Учимся различать разделительные ъ и ь знаки.
- [л’ис’й’а]. В какой части слова орфограмма? [л’ис’й’а] лиса – лисичка. Орфограмма на стыке корня и окончания, пишем ь - лисья.
- [падй’эзды]. В какой части слова орфограмма?
[падй’эзды] проезды – переезды. Орфограмма после приставки. Которая заканчивается на согласный звук. Корень начинается с буквы е, пишем ъ – подъезды.
Приставка и предлог
Приставка - | Предлог - | |
Это | часть слова | самостоятельное слово |
пишется | с корнем слитно | с другими словами раздельно |
служит | для образования новых слов | для связи слов в предложении |
поставить вопрос или другое слово | между приставкой и корнем нельзя | между предлогом и словом можно |
Учимся различать приставки и предлоги.
Если ты сомневаешься, что перед тобой – предлог или приставка:
- Проверь, можно ли вставить перед корнем другое слово, например большой.
- Если можно – это предлог. Предлог пишем отдельно.
Если нельзя – это приставка. Пишем слитно.
От?бежать от?дома.
- От (большой) бежать – вставить слово невозможно, значит это приставка. Пишем слитно: отбежать.
- От (большого) дома – вставить слово можно, значит это предлог. Пишем раздельно: от дома.
Отбежать от дома.
Суффиксы и их значения
Суффикс | Значение суффикса | Примеры |
-анан-, -янин-, -ан-, -ян-, -ич-, -ичк-, -ец- | Житель какой-либо страны, города, края | Москвич, волжанин, африканец |
-ушк-, -юшк-, -к-, -ок-, -ёк-, -чик-, -еньк-, -онок- | Уменьшительно-ласкательное | Заюшка, домик, мышонок, травушка |
-ист-, -чик-, -ник-, -ель-, -иц-, -арь-, -ик- | Обозначение людей по профессии или роду занятий | Футболист, переводчик, дворник, строитель |
-евн-, -евич-, -ич-, -ичн-, -овн-, -ович- | Обозначают отчества людей | Алексеевна, Алексеевич, Владимирович, Ивановна |
-оват-, -еват- | Обозначает значение «не очень» | Горьковатый, сыроватый, сладковатый, синеватый |
Части речи в русском языке
самостоятельные служебные междометия
имена существительные союз
имена прилагательные предлог
глаголы
наречия
местоимения
числительные
Части речи | Вопросы | Что обозначают |
Имя существительное | Кто? Что? | Предмет |
Имя прилагательное | Какой? Какая? Какое? Какие? | Признак предмета |
Глагол | Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделала?... | Действие предмета |
Наречие | Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? | Признак действия |
Числительное | Сколько? Который? Какой? Какая? Какие? | Количество предметов или порядок при счёте |
Местоимение | Кто? Что? Какой? | Указывают на предмет, не называя его |
Союзы | А, но, да, и | Связывают слова и предложения |
Предлоги | От, до, из, в, на, про, с, о (об, обо), под, над, … | Служат для связи слов в предложении |
Междометие | Выражает различные чувства |
Морфология – раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи. Выполнить морфологический разбор – значит указать признаки слова как части речи.
Имя существительное
- Обозначает ПРЕДМЕТ.
Отвечает на вопросы КТО? (одушевленное сущ.)
ЧТО? (неодушевленное сущ.)
- Бывает МУЖСКОГО
ЖЕНСКОГО РОДА
СРЕДНЕГО
- Изменяется по ЧИСЛАМ и ПАДЕЖАМ.
- В предложении может быть ПОДЛЕЖАЩИМ __________________
ДОПОЛНЕНИЕМ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ _ . _ . _ . _ . _ . _
Порядок разбора имени существительного как части речи
(морфологический разбор) .
- Вопрос.
- Начальная форма ( Им.п, ед.чило)
- Часть речи.
- Постоянные признаки:
- собственное или нарицательное;
- одушевленное или неодушевленное;
- род;
- склонение.
- Непостоянные признаки:
- падеж;
- Число.
- Роль в предложении.
Образец записи: Белая берёза под моим окном…..(С.Есенин)
Берёза – (что?), н.ф. (что?) берёза – сущ., нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., Им. п., ед.ч., подлежащее.
(Под) окном – (под чем? где?), н.ф. (что?) окно – сущ., нариц., неодуш., ср.р., 2 скл., Т.п., ед.ч., обстоятельство.
Имя прилагательное
- Обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.
Отвечает на вопросы КАКОЙ? (молодой) КАКОЕ? (отличное)
КАКАЯ? (хорошая) КАКИЕ? (здоровые)
- Изменяется по
Р – женский
О
Д – мужской в ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ
А
М – средний
- Изменяется по ЧИСЛАМ и ПАДЕЖАМ.
- В предложении – ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Порядок разбора имени прилагательного как части речи
(морфологический разбор)
- Вопрос.
- Начальная форма (единственное число, мужского рода, Им.п.).
- Часть речи.
- Число.
- Род (ТОЛЬКО в единственном числе).
- Падеж.
- Роль в предложении.
Образец записи: Пахнет мёдом, зацветает белая гречиха….
Только звёзды золотые смотрят с небес… (И.Бунин)
Белая (гречиха) –(какая?), н.ф. (какой?) белый – прил., ед.ч., ж.р., Им.п., определение.
Золотые (звёзды) – (какие?), н.ф. (какой?) золотой – прил., мн.ч., Им.п., определение.
Местоимение
Предмет | Лицо | Единственное число | Множественное число |
(личные местоимения) | 1-е 2-е 3-е | я ты он (м.р.), она (ж.р.), оно (ср.р.) | мы вы они |
Признак | мой твой его, её | наш ваш их | |
Количество | сколько, столько. Несколько и др. |
Порядок разбора местоимения как части речи (морфологический разбор)
- Начальная форма (Им.п.)
- Часть речи.
- Лицо.
- Число.
- Род ( если это местоимение 3-го лица ед.ч.)
- Падеж.
- Роль в предложении.
Образец записи: Похвалялись ежи:
- У нас шубы хороши!
(У) нас – н.ф. мы, мест., личное, 1-е лицо, мн.ч., Р.п., дополнение.
Глагол
- Обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА.
Отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
ЧТО БУДЕТ ДЕДАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛА? и др.
- Имеет НЕОПРЕДЕЛЁННУЮ форму (что делать? -
что сделать?).
Суффиксы глаголов неопределённой формы -ть-, -ти-, -чь.
Перед суффиксом -ть- стоят глагольные суффиксы –а-, -я-, -и-, -е-, -у-, -о-.
- Изменяется по
В – настоящее даю, даёт, даёшь
Р по лицам
Е и числам
М – будущее дам, дашь, дадим
Е
Н
А – прошедшее (по родам и числам) дал, дала, дали
М
- Бывают I и II спряжения.
- В предложении является СКАЗУЕМЫМ ============
Порядок разбора глагола как части речи (морфологический разбор)
- На какой вопрос отвечает.
- Часть речи.
- Неопределённая форма (начальная форма).
- Изменяемые признаки:
- число;
- время;
- лицо (наст. и будущ. время )
- род (прошед.время, ед.ч.)
- Постоянные признаки:
- спряжение;
- Роль в предложении.
Образец записи: Русалка плыла по реке голубой, озаряема полной луной. И старалась она доплеснуть до луны серебристую пену волны…. (М.Лермонтов)
Плыла – (что делала?), глаг., н.ф. (что делать?) плыть, прош.в., ед.ч., ж.р., I спр., сказуемое.
Синтаксический разбор предложения
Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. Основными единицами синтаксиса являются словосочетания и предложения. Выполнить синтаксический разбор – значит дать характеристику основных признаков словосочетания, предложения.
Порядок разбора предложения:
- Обозначь части речи.
- Определи, какое это предложение по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
- Определи, какое это предложение по интонации (восклицательное, невосклицательное).
- Подчеркни грамматическую основу.
- Определи, простое это предложение или сложное.
- Укажи, распространенное оно или нераспространенное (для простого предложения).
- Укажи однородные члены предложения (если они есть).
- Выпиши словосочетания.
- Начерти схему.
Список литературы
- Бондаренко А.А. орфография для малышей// Начальная школа, №5 - 2002.
- Вахрушева Т., Попова Е. сборник упражнений по русскому языку. Сборник упражнений для начальной школы. -М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
- Гранин Г.Г., Бондаренко С.М. Секркты орфографии.-М., 1994.
- Дружок. Правила по русскому языку для начальных классов. –М.: Стрекоза,2008.
- Жедек П.С. Звуковой и звуко-буквенный анализ на разных этапах обучения орфографии.// Начальная школа, №8 -1991.
- Кирюшин В.А. работа со схемами при обучении грамоте.//Начальная школа, №7 – 2000.
- Клюхина Н.В. Правила по русскому языку.-М.: Вако, 2013.
- Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах.-СПб.: Литера, 2008.
- Ушакова О.Д. Все виды разбора по русскому языку. 1-4 классы.- СПб.: Литера, 2012.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. Все правила орфографии: морфологический разбор, упражнения, тесты, контрольные работы по теме «Имя существительное».- М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языкудля 2 класса УМК "Гармония"
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования нового поколения...
Опорные схемы русский язык
Опорные схемы по русскому языку "Части речи"...
Использование опорных схем в обучении учащихся начальной школы
Тема актуальна, так как по программе ФГОС ученик должен научиться создавать и преобразовывать модели и схемы, понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы и схе...
«Некоторые аспекты обучения русскому языку учащихся- инофонов.»
«Некоторые аспекты обучения русскому языку учащихся- инофонов.»...
Опорные схемы (русский язык)
В пособии представлены схемы по школьному курсу русского языка 1-4 классов.. Их назначение - помочь учащимся усвоить теоретические знания и овладеть практическими умениями и навыками грамотного письма...