Брейн-ринг по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Брындина Наталья Григорьевна

Брейн-ринг по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл breyn-ring_po_russkomu_yazyku_3-4_klass.docx 30.64 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

Брейн-ринг

        Класс разделен на четыре команды, у каждой команды свой порядковый номер. Выбраны заранее капитаны команд, расставлены столы и стулья для соревнующихся, класс оформлен плакатами:

«Брейн-ринг», «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» (И.С.Тургенев); задания командам написаны на плакатах, есть секундомеры (3 шт.), на игровых столах – листочки бумаги, ручки и карандаши.

Ход игры

  1. Выступление ведущего

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, уважаемые участники нашего брейн-ринга!

Посмотрите на оформление класса, и вы без труда узнаете тему нашей игры. Итак, главный гость сегодня – его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нем выдающиеся русские и зарубежные писатели.

Дети читают высказывание о русском языке.

Ученик 1. Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к родному языку. По его мнению, «русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивых и общежительный в своих отношениях к чужим языкам». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоничная точность».

Ученик 2. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.

Ученик 3. Классик французской литературы Проспер Мериме отк отзывался о русском языке: «Это прекраснейший» из всех европейских языков, не исключая и греческого».

Ученик 4. Иван Сергеевич Тургенев в 1882 г. посвятил русскому языку стихотворение в прозе.

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?

Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу».

Ученик 5. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками».

Ведущий. В сегодняшнем брейн-ринге, посвященном русскому языку, участвуют 2 команды 3-4 классов . Чтобы установить порядок выступление команд, приглашаю капитанов для жеребьевки.

Капитаны вытягивают листочки с обозначением порядкового номера выступления.

-   Итак, приглашаются к игровым столам команды 1 и 2. напоминаю правила игры.

1.  На обсуждение вопроса дается 45с.

2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан – поднять карточку с номером или руку.

3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.

4. Если команда дает неправильный ответ, у другой команды есть время для обсуждения.

  1. Вопросы для брейн-ринга
  1. Назовите твердые согласные в скороговорке.

     «Летели лебеди с лебедятами» (т.)

  1. Расшифруйте слова, найдите «лишнее» слово

Жыил (лыжи),

ански (санки),

кьионк (коньки),

нолс (слон).

  1. Запишите слова (ведущий диктует). Определите род имен существительных.

Мебель (ж.р.),

кофе (м.р.),

тюль (м.р.),

такси (ср.р.),

рояль (м.р.), концертный рояль,

хрусталь (м.р.), горный хрусталь,

кенгуру (м.р.),

какао (ср.р.)

  1. Разгадайте ребус. (Портфель).
  1. Вопрос-шутка. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (100  п – стоп).
  2. Измените по лицам и числам слово «хотеть». (Я хочу, ты хочешь, он хочет, мы хотим, вы хотите, они хотят)
  3. Внимательно прочитайте указанные ниже глаголы с приставками и значение этих приставок. Сгруппируйте эти слова по указанным значениям.

Надписать,                 надгрузить,

надстроить,         надкусить.

  1. Прочитайте слова. Произносите звуки в обратном порядке. Скажите слова, которые получились.

Дог (код),

кот (ток),

араб (пара).

  1. На каком языке написаны эти слова? Попробуйте их прочитать.

с        о        л

м        в        е

е        с        п

к        я        о

а        к        м

л        о        о

к        м        ж

а        д        е

в        е        т

(Смекалка во всяком деле поможет)

  1.  Вам дано несколько фразеологических оборотов с одинаковыми словами, замененными точками. Отгадайте их.

… об …. Из … вон плохо. Мастер на все …. Сидеть сложа …. Золотые …. Как … сняло.

(Рука об руку. Из рук вон плохо. Мастер на все руки. Сидеть сложа руки. Золотые руки. Как рукой сняло).

  1.  Найдите и выпишите слова, которые перемещались

ё         сто        ки        за

        л        ро        ас        ро        ра

                жи        т         го

                ра        д        бо        та

(Ёжики, стол, роза, город астра, работа)

  1.  Какие слова можно составить из букв слова «грамотей»?

(Герой, море, тема, атом, рота, март, гора, гром, грот, том…)

  1. Разберите однокоренные слова по составу.

Подснежники, подъехать, поездка, складывать, подводник и т.д.

  1.  Некрасов завещал писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно, то есть говорить «экономно». Как вы думаете, какие слова приведенных выражениях являются «лишними», то есть не содержат никакой информации?

Май месяц, апрель месяц, два рубля денег.

(Месяц, денег)

  1.  Попробуйте разобрать что было написано.

Рыбу не скотина крыше съел.

(Рыбу нес кот и на крыше съел.)

После ответов каждый раз подводится итог.

Интеллектуальная игра по русскому языку для 3-го класса "Брейн-ринг"

Разделы: Внеклассная работа


Цели урока:

  • развивать устойчивый интерес к предмету;
  • развивать творческую активность учащихся;
  • воспитывать уважение к сопернику, умение вести спор и работать в коллективе.

Условия игры:

в игре участвуют 4 команды по 5 человек; перед началом игры проводится жеребьёвка, т.о. команды получают названия:
синие, красные, жёлтые, белые, зелёные;
капитанам команд выдаются соответствующего цвета жетоны. Такие же жетоны будут крепиться на доску, для ведения счёта;
на решение каждого задания даётся 1 минута. Если ответ готов раньше, то капитан подаёт сигнал колокольчиком; 
все задания командам выдаются на карточках.

Жюри:

1 человек – следит за временем,
2 человек – следит, какая команда первой выполнила задание,
3 человек – следит за болельщиками.

Ход игры: Здравствуйте, уважаемые участники игры – юные интеллектуалы третьих классов. Сегодня мы проводим брейн – ринг: игру, в которой сразятся лучшие знатоки русского языка от каждого класса.

Мы рады приветствовать болельщиков!   И, конечно же, с большим удовольствием представляем жюри.

Задание №1:

Соберите из карточек пословицы:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/551280/img1.gif

Задание №2:

В словах перепутались буквы. Собери слово:

ЮРИЖ

ГРИА

ОПЕДБА

(жюри)

(игра)

(победа)

Задание №3:

Попробуйте составить слово и вспомнить с ним поговорку:

[ Э ] [ М’] [С’] ( слово “семь”).

Жюри подводит итоги. В это время проводится конкурс болельщиков. Им предлагается закончить фразу:

Мели Емеля – 
Жизнь прожить – 
Куда иголка – 
Обвести вокруг –
Не имей 100 рублей –

Задание №4:

Вспомни русские пословицы, близкие по смыслу:

В Китае есть такие : “Зонт готовь в ясную погоду”,

“Торопливым людям не хватает мудрости”.

 Задание №5:

Подберите слова противоположные по смыслу:

Близко – 
Громко –
Рано –
Враждебно –
Аккуратно –

Жюри подводит итоги. В это время проводится конкурс болельщиков. Им предлагается отгадать загадки:

Что это у Галочки? 
Ниточка на палочке, 
Палочка в руке, 
Ниточка в воде.  (Удочка)

В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
До будущего лета. (Жёлудь)

Стоит толстуха – 
Деревянное брюхо 
Железный поясок.  (Бочка)

Стальной конёк
По белому полю бегает,
Чёрный след оставляет. (Перо, ручка)

Задание №6:

Составь по2 предложения со словами:

ПИЛА МЫЛА

Необходимо, чтобы слова имели разный смысл.

 Задание №7:

Данные слова замени словами близкими по значению, состоящими из 4 букв:

Приятель –
Солдат –
Печаль –
Работа –
Красный –
Войско –

Задание №8:

Расшифруй слова. Помни, что конец первого слова – начало второго:

СНА … ОВОЙ (ряд)
КЛЮ … РТИРА (ква)

Задание №9:

Расшифруй шарады:

Начало – нота, 
Потом оленя украшенье.
Всё вместе – место оживлённого движенья. (до – рога)
Начало – голос птицы, 
Конец – на дне пруда.
А целое в музее найдёте без труда. ( кар – тина)

Жюри подводит итоги. В это время проводится конкурс болельщиков. Им предлагается собрать пословицу:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/551280/img2.gif

(Дружба в делах помощница)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брейн-ринг по русскому языку

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 4 классе....

Неделя русского языка и литературы. Брейн-ринг "Сто вопросов-сто ответов"

Неделя русского языка и литературы. Брейн-ринг. Тема: «Сто вопросов, сто ответов»Цель: Прививать любовь к родному языку, вовлекая ребят ...

Интеллектуальная игра по русскому языку."Брейн-ринг"3-4 класс

РУССКИЙ ЯЗЫК Брейн-ринг          Класс разделен на четыре команды, у каждой команды свой порядковый номер. Выбраны заранее капитаны команд, расс...

Интеллектуальная игра по русскому языку брейн ринг на тему: «Знатоки русского языка»

Интеллектуальная игра по русскому языку брейн ринг на тему:  «Знатоки русского языка»...

«Брейн – ринг» по русскому языку, с использованием мультимедийной установки для учащихся начальной школы.

«Брейн – ринг» по русскому языку, с использованием мультимедийной установки для учащихся начальной школы....

Брейн-ринг по русскому языку для 2 класса

Задания предназначены для проведения недели русского языка для учащихся 2 класса....

Брейн-ринг по русскому языку

Этот материал предназначен для учителей начальной школы при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку....