Интеллектуальная игра по русскому языку."Брейн-ринг"3-4 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

 

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Брейн-ринг

 

         Класс разделен на четыре команды, у каждой команды свой порядковый номер. Выбраны заранее капитаны команд, расставлены столы и стулья для соревнующихся, класс оформлен плакатами: «Брейн-ринг», «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» (И.С.Тургенев); задания командам написаны на плакатах, есть секундомеры (3 шт.), на игровых столах – листочки бумаги, ручки и карандаши.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

Брейн-ринг

        Класс разделен на четыре команды, у каждой команды свой порядковый номер. Выбраны заранее капитаны команд, расставлены столы и стулья для соревнующихся, класс оформлен плакатами: «Брейн-ринг», «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» (И.С.Тургенев); задания командам написаны на плакатах, есть секундомеры (3 шт.), на игровых столах – листочки бумаги, ручки и карандаши.

Ход игры

  1. Выступление ведущего

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, уважаемые участники нашего брейн-ринга!

Посмотрите на оформление класса, и вы без труда узнаете тему нашей игры. Итак, главный гость сегодня – его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нем выдающиеся русские и зарубежные писатели.

Дети читают высказывание о русском языке.

Ученик 1. Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к родному языку. По его мнению, «русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивых и общежительный в своих отношениях к чужим языкам». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоничная точность».

Ученик 2. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.

Ученик 3. Классик французской литературы Проспер Мериме отк отзывался о русском языке: «Это прекраснейший» из всех европейских языков, не исключая и греческого».

Ученик 4. Иван Сергеевич Тургенев в 1882 г. посвятил русскому языку стихотворение в прозе.

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?

Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу».

Ученик 5. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками».

Ведущий. В сегодняшнем брейн-ринге, посвященном русскому языку, участвуют четыре команды. Чтобы установить порядок выступление команд, приглашаю капитанов для жеребьевки.

Капитаны вытягивают листочки с обозначением порядкового номера выступления.

-   Итак, приглашаются к игровым столам команды 1 и 2. напоминаю правила игры.

1.  На обсуждение вопроса дается 45с.

2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан – поднять карточку с номером или руку.

3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.

4. Если команда дает неправильный ответ, у другой команды есть время для обсуждения.

  1. Вопросы для брейн-ринга
  1. Назовите твердые согласные в скороговорке.

     «Летели лебеди с лебедятами» (т.)

  1. Расшифруйте слова, найдите «лишнее» слово

Жыил (лыжи),

ански (санки),

кьионк (коньки),

нолс (слон).

  1. Запишите слова (ведущий диктует). Определите род имен существительных.

Мебель (ж.р.),

кофе (м.р.),

тюль (м.р.),

такси (ср.р.),

рояль (м.р.), концертный рояль,

хрусталь (м.р.), горный хрусталь,

кенгуру (м.р.),

какао (ср.р.)

  1. Разгадайте ребус. (Портфель).

  1. Вопрос-шутка. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (100  п стоп).
  2. Измените по лицам и числам слово «хотеть». (Я хочу, ты хочешь, он хочет, мы хотим, вы хотите, они хотят)
  3. Внимательно прочитайте указанные ниже глаголы с приставками и значение этих приставок. Сгруппируйте эти слова по указанным значениям.

Надписать,                 надгрузить,

надстроить,         надкусить.

  1. Прочитайте слова. Произносите звуки в обратном порядке. Скажите слова, которые получились.

Дог (код),

кот (ток),

араб (пара).

  1. На каком языке написаны эти слова? Попробуйте их прочитать.

с        о        л

м        в        е

е        с        п

к        я        о

а        к        м

л        о        о

к        м        ж

а        д        е

в        е        т

(Смекалка во всяком деле поможет)

  1.  Вам дано несколько фразеологических оборотов с одинаковыми словами, замененными точками. Отгадайте их.

… об …. Из … вон плохо. Мастер на все …. Сидеть сложа …. Золотые …. Как … сняло.

(Рука об руку. Из рук вон плохо. Мастер на все руки. Сидеть сложа руки. Золотые руки. Как рукой сняло).

  1.  Найдите и выпишите слова, которые перемещались

ё         сто        ки        за

        л        ро        ас        ро        ра

                жи        т         го

                ра        д        бо        та

(Ёжики, стол, роза, город астра, работа)

  1.  Какие слова можно составить из букв слова «грамотей»?

(Герой, море, тема, атом, рота, март, гора, гром, грот, том…)

  1. Разберите однокоренные слова по составу.

Подснежники, подъехать, поездка, складывать, подводник и т.д.

  1.  Некрасов завещал писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно, то есть говорить «экономно». Как вы думаете, какие слова приведенных выражениях являются «лишними», то есть не содержат никакой информации?

Май месяц, апрель месяц, два рубля денег.

(Месяц, денег)

  1.  Попробуйте разобрать что было написано.

Рыбу не скотина крыше съел.

(Рыбу нес кот и на крыше съел.)

После ответов каждый раз подводится итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 1-2 классов "Королевство Звукоречье"

Обобщение знаний по русскому языку для учащихся 1-2 класса пло темам "Фонетика", "Правописание", "Лексика"....

Интеллектуальная игра по русскому языку брейн ринг на тему: «Знатоки русского языка»

Интеллектуальная игра по русскому языку брейн ринг на тему:  «Знатоки русского языка»...

Интеллектуальная игра по русскому языку "Умники и умницы" 2 класс

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 2 класса "Умники и умницы"...

Брейн- ринг – интеллектуальная игра «Знатоки русского языка!»

Автор: Колбина Алёна Николаевна, учитель начальных классов Тонкинской СОШ Нижегородской области. Брейн- ринг – интеллектуальная игра «Знатоки русского языка!» в 4 классе.Внеклассное мероприятие по рус...

Сценарий интеллектуальной игры для учащихся 4 классов по русскому языку "Брейн-ринг ""Путешествие по Лингвинии""

Цель: развитие интеллектуальных способностей учащихся по русскому языку, обобщение и систематизация знаний по русскому языку....

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 3 - 4 классов. Проводится в виде ТВ программы «Своя игра»

Игра даёт учащимся возможность продемонстрировать свои знания по русскому языку, умение следовать правилам игры, слушать и слышать друг друга, создавать в коллективе атмосферу дружелюбия, эмоцион...