Безударные гласные в приставках. Урок русского языка в 3-г классе. ( УМК «Планета знаний»)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Цель: Формировать умение отличать предлог от приставки; формировать навыки их правильного написания.

Задачи:

Образовательные: Научить распознавать предлоги и приставки; правильно употреблять их в речи и  писать.

Развивающие: Способствовать развитию речи, памяти, мышления, орфографической зоркости.

Воспитательные: Воспитывать навыки самоконтроля, интерес к предмету.

Оборудование: Л.Я.Желтовская, О.Б. Калинина 3 класс: учебник­: в 2 ч. Ч.2 - М.: Дрофа; Астрель, 2016.  компьютер, проектор, таблица  «Приставки и предлоги», карточки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus.yaz_._v_3-g.docx36.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3-г классе. ( УМК «Планета знаний»)

Провела: Карпец И.В., учитель начальных классов

Тема: Безударные гласные в приставках.

Цель: Формировать умение отличать предлог от приставки; формировать навыки их правильного написания.

Задачи:

Образовательные: Научить распознавать предлоги и приставки; правильно употреблять их в речи и  писать.

Развивающие: Способствовать развитию речи, памяти, мышления, орфографической зоркости.

Воспитательные: Воспитывать навыки самоконтроля, интерес к предмету.

Оборудование: Л.Я.Желтовская, О.Б. Калинина 3 класс: учебник: в 2 ч. Ч.2 - М.: Дрофа; Астрель, 2016.  компьютер, проектор, таблица  «Приставки и предлоги», карточки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

Ребята, давайте поприветствуем наших гостей.

II. Минутка  чистописания.

– Откройте тетради. Соблюдая наклон тетрадей и правила посадки при письме, записываем дату: Двенадцатое февраля.

                                   Классная работа.        

(Написание буквы Оо с верхним и нижним соединением, на второй строчке от-ото-по-около-со-подо)

от ото по около со подо

-Посмотрите внимательно на вторую строку. Что написано? (предлоги или приставки).

Кто сможет поспорить с….?

 - Как доказать где приставка? Где предлог?

Запись даты

Минутка чистописания

Включение учащихся в активное восприятие речи одноклассников

III. Словарная работа. Актуализация знаний.

Слайд. На экране.

 (до)ехал      (до) б.рёзы

(по)бежал     (по) д.ревне

(про)читал     (про) г.род

(от)мёл         (от) к.мнаты

(под)полз     (под) ябл.ню

-Запишите словосочетания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

 

Проверка. Слайд2

доехал  до берёзы

побежал      по деревне

прочитал     про город

отмёл         от комнаты

подполз       под  яблоню

Назовите безударные гласные в словарных словах.

-Определите. Где в словосочетаниях приставка, а где предлог.

-Подчеркните предлог и выделите приставку.

 

Дети самостоятельно составляют и записывают словосочетания.

Дети проверяют

Проверяют записанное в тетради со слайда

– Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая  стоит  перед  корнем  и  служит  для  образования новых слов.)

– Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это слово, которое служит для связи слов в предложении.)

 упр. 17 стр. 48 (устно)

Дети встают и отвечают на вопросы

V.Постановка темы урока.

- Определите тему и цель урока

 Слайд Тема: Правописание приставок и предлогов.

-Ребята, какую цель поставим на уроке?

Слайд. Цель:

Научиться  распознавать приставки и предлоги и правильно писать их при письме.

Запись в тетради темы.

Выслушиваются ответы детей.

VI. Работа по теме урока.

 -Почему же нередко в письменных работах встречаются ошибки?

Проведем исследование .

1).Работа в парах. Упр.18 стр. 48

- Прочитайте  внимательно задание. Один из вас(1 в.) запишет приставки, а другой –(2 в.)  предлоги.

-Один ученик пойдёт к доске и запишет какие из них могут быть и приставками и предлогами.

Проверка.

Приставки: (слайд)

-у,- за, над, рас, с,(со) пере, по, из, от,(ото), вос, в, (во), до, на, бес, под,(подо), про, над, вз, (взо), раз, без, воз, о, об, (обо).

Бывают только  предлогами: (слайд)

Возле, перед, около, из-за, из-под, к.

Бывают как приставками, так и предлогами: (слайд)

у, за, над, с, (со), по, из. от, в, во, до,на,под, про, над, без, о, об, (обо).

Итог: Мы были исследователями. Какой вывод сделаем?

2)Работа по учебнику: упр.19. стр. 48 (письменно)

-Прочитайте внимательно задание упр.19.

-С какими частями речи не употребляются приставки? (с местоимениями)

-С какими частями речи не употребляются предлоги? (с глаголами)

Физминутка

 

Самостоятельно выполняют упражнение.

VII. Отработка полученных знаний.

Дифференцированная работа.

-Выберите себе задание, с которым справитесь.

1 уровень

-Подчеркните предлоги. Выделите приставки.

1.Лодка (от)плыла (от)берега.

2.Мальчик (на)шел (на)дороге монетку.

3.Солнце (за)шло (за)тучу.

4.Всадник (с)лез (с)коня.

5.(По)дорожкам сада (по)бежали ручейки.

6.(До)лагеря мы(до)брались только ночью.

2 уровень.

-Найдите слова с приставками и выделите их. Подчеркни главные члены.

   На поляну опустился вертолёт. Он доставил грузы для геологов. Геологи ищут нефть в тайге.

3 уровень.

Найди «ошибки» и запиши предложения.

Воробей за бился … под крышу.

Ваза сделана …из стекла.

Машина подъехала  кдому.

Лось с прятался под… деревом.

Грачи разгуливали по полю.

-Проверяем. Поднимите руки у кого была карточка…..цвета.

Слайд.

 1.Лодка  отплыла от берега.

2.Мальчик нашел на дороге монетку.

3.Солнце зашло за тучу.

4.Всадник слез  с  коня.

5.По  дорожкам сада  побежали      ручейки.

6.До лагеря мы добрались только ночью.

- Поднимите руку у кого была карточка…

цвета.

Найдите слова с приставками и выделите их. Подчеркни главные члены.

На поляну опустился вертолёт. Он доставил грузы для геологов. Геологи ищут нефть в тайге.

-У кого была карточка….цвета.

Найди «ошибки» и запиши предложения.

Воробей забился  под крышу.

Ваза сделана из стекла.

Машина подъехала  к дому.

Лось спрятался под деревом.

Грачи разгуливали по полю.

Итог.- Если у вас нет ошибок поставьте оценку карандашом на полях.

-А сейчас будем работать в группах. Давайте вспомним правило работы в группах.

Работа в группах.

Задание на карточке.  Прочитайте стихотворные строки. Выпишите из них слова с приставками и предлогами, звучащими одинаково. Докажите правильность своего написания. Образец:

запечь-выпечь; за печь- за тёплую печь

Решили лисы кролика (за)печь,  ____________________________________

А кролик из духовки прыг (за) печь.  ___________________________________

Зависело б (от)мыла,  ____________________________________

Веснушки я б (от)мыла.___________________________

Сугробы снега вьюги (на)мели,___________________________

И грузовик, как баржа, (на)мели.___________________________

Я правило бубня (под)нос,    ____________________________________                            

в альбоме рисовал (под)нос.____________________________

Вот (до)сада, я не дошла (до)сада.____________________________

- А сейчас выходит один представитель группы и  мы проверяем, как справились с заданиями.

Итак, сделаем вывод:– Что такое приставка и для чего она служит?

– Что такое предлог? Для чего он служит?

У каждого учащегося лежат карточки разного цвета. Выбирает задание и выполняет.

Дети выходят к доске и объясняют, как выполняли. Оценивают

VIII.Итог урока.

Составление кластера.

На доске находятся опоры:

  • часть слова
  • отдельное слово
  • отдельно
  • слитно
  • для связи слов в предложении
  • для образования новых слов

Указать опоры, которые относятся к приставке и предлогу.

написал

на доске

1. приставка

1. предлог

2. часть слова

2. отдельное слово

3. слитно

3. отдельно

4. для образования новых слов

4. для связи слов в предложении

Выходят два ученика и делают вывод.

IX.Рефлексия.

-Возьмите в руки  смайлики, которые лежат на ваших столах.

- Теперь дорисуем нос:

! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справитесь с заданием,
? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.

   Теперь дорисуем рот:

        - урок понравился и вы довольны      своей работой,
       -  я не очень доволен своей работой.

-Что затруднило в новой теме?

Дети берут рисунки и дорисовывают значки

X.Домашнее задание.

Упр.20,выучить правило на стр.49

Приложение 1.

Карточка для работы в группе.

Прочитайте стихотворные строки. Выпишите из них слова с приставками и предлогами,

звучащими одинаково. Докажите правильность своего написания. Образец:

запечь-выпечь; за печь- за тёплую печь

Решили лисы кролика (за)печь,  _____________________________________________

А кролик из духовки прыг (за) печь.  __________________________________________

Зависело б (от)мыла,  _____________________________________________________

Веснушки я б (от)мыла.____________________________________________________

Сугробы снега вьюги (на)мели,______________________________________________

И грузовик, как баржа, (на)мели.____________________________________________

 Я правило бубня (под)нос,    ________________________________________________                                  

в альбоме рисовал (под)нос._________________________________________________

Вот (до)сада, я не дошла (до)сада.___________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка: Спряжение глаголов. Паралимпийские игры.УМК "Планета знаний" 4 класс

Урок русского языка. Упражнение в определении спряжений, повторение падежных окончаний существительных.Паралимпийские игры. Спорт для мужественных. (Возможно проведение урока с ипользованием презентац...

Презентация по русскому языку "Словарные слова" 2 класс УМК Планета знаний.

В презентации представлены словарные слова по теме "Птицы", изучаемые во 2 классе. В работе имеются упражнения для закрепления изученных слов и справочная информация к каждому слову....

Рабочая программа по русскому языку для 2-ого класса УМК "Планета знаний"

Рабочая программа по русскому языку для 2-ого класса УМК "Планета знаний"...

конспект урока русского языка с презентацией 2 класс. УМК "Планета Знаний" "Состав слова. Основа слова"

Конспект урока с презентацией и прилоджением "Состав слова. Основа слова"...

Рабочая программа по русскому языку для 4-ого класса УМК "Планета знаний"

Рабочая программа по русскому языку для 4-ого класса УМК "Планета знаний"...