Проект по русскому языку 3 класс "Рассказ о слове".
проект по русскому языку (3 класс)
Проект по русскому языку в третьем классе "Рассказ о слове".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rasskaz_o_slove.docx | 976.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Сальское»
Дальнереченского района Приморского края
Рассказ о слове.
Коллективный проект учащихся 3 класса МОБУ «СОШ с. Сальское»
Лузан Варвара,
Зотина Кристина,
Бабаев Иван,
Шляхова Екатерина,
Белая Александра,
Чернова Арина.
Руководитель проекта: Баженова И.Н., учитель начальных классов
Сальское
2019
Введение
Тема нашего проекта «Рассказ о слове». Эта тема была предложена учителем на уроке русского языка.
Актуальность нашей темы очевидна, мы будем анализировать не новое слово, а слово из ежедневного обихода. То слово, которое мы с вами даже не замечаем при произношении.
Цель проекта: произвести полный лингвостилистический анализ слова «голова», то есть изучить происхождение, значение слова «голова», его словоупотребление
Нашим проектным продуктом будет лэпбук «Рассказ о слове голова».
Для достижения цели мы поставили перед собой задачи:
1. Рассмотреть происхождение слова.
2.Рассмотреть отличие в произношении и правописании слова.
3.Выяснить лексическое значение слова голова в толковом словаре.
4.Подобрать однокоренные слова.
5.Подобрать синонимы, антонимы, фразеологизмы к данному слову.
6. Найти пословицы, поговорки, загадки. Рассмотреть сочетаемость с другими словами.
7. Систематизировать и оформить добытые при исследовании материалы.
8. Подготовиться к защите проекта.
Тип проекта:
По характеру создаваемого продукта: информационный.
По продолжительности проекта: кратковременный.
По количеству участников: групповой.
По профилю: предметный (русский язык).
Срок реализации:
Основная часть
Для достижения цели проекта мы составили план работы:
1.Происхождение слова голова.
2.Произношение. Правописание.
3.Лексическое значение слова.
4.Синонимы и антонимы к этому слову.
5.Найти родственные слова.
6.Подобрать фразеологизмы, если они имеются.
7.Найти пословицы про слово.
8.Подобрать загадки.
9.Написать отрывки стихотворений, частушек, в которых встречается выбранное слово.
10. Систематизировать и оформить добытые при исследовании материалы в форме лэпбука.
11.Подготовиться к защите проекта.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Сначала мы думали, какое слово взять для работы над проектом. Ребята предлагали слова: Родина, дружба, солнце, весна, голова. Путем голосования было выбрано слово – голова. Нам Ирина Николаевна дала задание найти загадки, пословицы, поговорки с данным словом. Мы записывали их на листочкам и собирали в классе. И вот когда информация была собрана, началась работа.
1.Происхождение слова «голова»
Происходит от праславянского языка *golva. От этого слова произошли: старославянское глава, русское, украинское голова́, болгарское глава́, сербохорватское гла́ва, словенское glâva, чешское, словацкое hlava, польское głowa, литовское galvà, латышское galva, древне - прусское gallū. .Латинское calva «череп» - от calvus «лысый», древнеисландское kollr «округлая вершина горы, голова» . Следовательно, голова в этих языках восходит к слову, обозначавшему похожий по форме предмет. Интересно, что просторечный синоним- слово башка заимствовано из тюркских языков (от «баш» - голова, например, в татарском языке)
2. Произносим [галава]. Пишем голова. В слове две безударные гласные. Подберём проверочные слова: головы, головушка.
3. Лексическое значение слова. Обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова.
Голова:
А).Часть тела человека (животного), состоящая из черепной коробки и лица (или морды животного).
Б).Единицы счёта скота. Колхозное стадо в 200 голов.
В).Ум. Рассудок. Человек с головой.
Г).Человек как носитель каких-то идей, взглядов, способностей, свойств. Он умная голова.
Д).Руководитель. Начальник.
Мы узнали, работая с толковым словарём, что слово голова многозначное.
4.Синонимы и антоним
На уроках русского языка мы узнали, что антонимы, это слова противоположные по смыслу. Поэтому подобрали из самостоятельно. Антонимы: голова – хвост, голова – ноги.
Синонимы, это слова одного и того же языка, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по произношению и написанию, но имеющие похожее лексическое значение. Мы стали подбирать синонимы. Но чтобы убедиться в своей правоте мы решили обратиться за помощью к интернету. Мы подобрали такие синонимы: ум, башка, тыква. Оказалось, что у слова голова 93 синонима, а мы подобрали только три.
5. Родственные слова.
Опираясь на свои знания об однокоренных словах, нам удалось подобрать одиннадцать однокоренных слов. Головка, головач, головастик, головастый, головной, большеголовый, болиголов, безголовый, головушка, трёхголовый, головёнка. Их конечно, намного больше.
«Родственники» слова ГОЛОВА
Части речи | Количество слов |
Имя существительное | 120 |
Имя прилагательное | 63 |
Глагол | 14 |
Наречие | 3 |
Итого | 200 |
6.Фразеологизмы.
Что такое фразеологизмы? Фразеологи́зм, фразеологический оборот, речевой оборот — свойственное только данному языку устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности. Найти фразеологизмы к слову голова нам помог словарь фразеологизмов. Их оказалось много. Тогда Ваня предложил нарисовать голову и рядом с ней написать фразеологизмы. Для них мы выделили целую страницу.
7. Пословицы.
Пословица – краткое, народное изречение с назидательным смыслом.
Повешенную голову и меч не сечет.
Хлеб – всему голова.
Одна голова хорошо, а две лучше.
Много говорить, голова заболит.
Голова у ног ума не просит.
Была бы голова, будет борода.
Была бы голова, будет борода.
С похвал голова вскружилась.
Голова, как у вола, а все, вишь, мала (т. е. глуп).
За худые слова слетит и голова.
Гуляй, покуда голова не покрыта.
По моде голова в комоде.
Голова удатна, да лень перекатна.
С поклону голова не заболит.
Солдатская голова, как под дождичком трава
Много говорить — голова заболит.
Была бы голова на плечах, а хлеб будет.
Здоровье — всему голова, всего дороже.
Цела ли шапка, а голова пропала.
Куда голова клонилась, туда и повалилась.
Топор всему делу голова.
Честь головою оберегают.
8. Загадки.
Что такое загадка? Мы обратились к словарю С. И. Ожегова. Загадка это изображение или выражение, нуждающееся в разгадке. Собирать загадки всегда интересно. Попробуйте, отгадайте.
Горошек умён, семь дырочек в нём.
Видит, слышит, ждёт, дышит.
Ходить сама не может,
Ноги переставить сможет.
Правильно, это всё о голове.
9. Стихотворения, частушки, где встречается выбранное слово.
Это задание было самым трудным. Нам нужно было вспомнить, отрывки из стихотворений, рассказов, где встречается слово голова.
Саша вспомнила стихотворение про совушку.
Ах ты, совушка-сова,
Ты, большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела —
Во траву свалилася,
В яму покатилася! ( К. И. Чуковский)
Совушка-сова,
Большая голова.
На пеньке сидит,
Головой вертит,
Глазками хлоп-хлоп.
Ножками топ-топ. (Потешка )
Поберечь бы мне головушку свою
В ту далёкую, прекрасную пору
В юности, когда метель мела
Не покрыта была буйна голова. ( Олег Штиль)
Голова всему венец –
В ней начало и конец,
Без нее, сыны и дочки,
Не прочтете вы ни строчки: ( Ю. Коринец)
Говорят, я некрасива.
Мне не надо краски.
Был бы разум в голове.
Да весёлы глазки. ( Частушка)
- Открой, маменька, окошко,
Голова что-то болит.
- Не обманывай ты, дочка,
У ворот кто-то стоит. (Частушка)
10. Систематизация полученных материалов.
Когда все материалы были собраны, перед нами встал вопрос, а как всё оформить? Катя предложила написать все на альбом листе, Ваня предлагал листики с заметками наклеить на лист ватмана. Ирина Николаевна предложила оформить все в виде лэпбука. А что это такое? Лэпбук – это картонная папка, в которой собран материал на определенную тему, которую мы хотим проработать. И началась у нас работа.
Технологическая карта
Изготовление плаката «Рассказ о слове.
№ | Что и как делаем | Изображение | Материалы |
1 | Берём листы формата А-3, скотч, ножницы, цветную бумагу. | Листы формата А-3,скотч, ножницы, цв. бумага | |
2 | Складываем конверт для загадок. | Цветная бумага, ножницы. | |
3 | Некоторые сообщения были написаны неразборчивым почерком и Матвей решил их напечатать. | Компьютер. | |
4 | Саша решила сделать для антонимов тучки. | Цветная бумага, ножницы. | |
5 | Арина ищет загадки в книге. | Книга «Загадки, скороговорки». | |
5 | Делаем цветик-семицветик, где напишем сочетаемость слов. | Цветная бумага, ножницы,клей. | |
6 | Саша оформляет страницу с фразеологизмами. | Словарь фразеологизмов, лист бумаги, ручка. | |
7 | Варя записывает пословицы. | Цветная бумага, ножницы. | |
8 | Работаем над оформлением. | Цветная бумага, ножницы, клей. | |
9 | Вот такой лэпбук получился. | Цветная бумага, ножницы, клей. |
Заключение
Чтобы выполнить проект нам пришлось немало потрудиться.
Во-первых, мы повторили раздел «Слово в языке и речи».
Во-вторых, мы закрепили умение работать со словарями.
В-третьих, мы познакомились с компьютерной программой Microsoft PowerPoint и учились создавать презентацию.
В-четвёртых, мы закрепляли умение искать информацию в интернете.
В-пятых, мы провели исследование и собрали много информацию о слове «голова».
И, наконец, мы совершенствовали опыт создания коллективных проектов и работали вместе для достижения общей цели. Мы можем сделать вывод, что слово «голова» очень богатое по значению слово, которое встречается в и в художественной, и в разговорной речи, в пословицах и поговорках; во фразеологизмах, сохраняя культурный образ, созданный русским народом.
Литература
1.Загадки. Скороговорки. ЗАО «Компания «АСТ-ПРЕСС»
2. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательной организации. В 2 частях. Ч.1 / В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. – 8 издание.- М. : Просвещение, 2018. -159 с., 2 л.ил.-(Школа России).
3.Ожегов С.И. Толовый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений/ С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. – 27-е издание, испр.-М: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство « Мир и Образование»: ООО «Издательство Астрель», 2011-1360 с.
4.Фразеологический словарь русского литературного языка / Сост. А.И. Фе доров. – М.: «Фирма «Издательство АСТ», 2001. – 720 с.
5.anglijskij-dlja-detej.ru›chto-takoe-lepbuk
7.https://studfiles.net
8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по русскому языку "Рассказ о слове"
Работа ученика по проекту "Рассказ о слове"...
Проект урока русского языка Тема урока: «Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи»
Данный урок – вводный. Основные задачи этого урока – формирование умения узнавать междометия в тексте, построение предложений с использованием междометий, понимани...
Практико-ориентированный проект (моно проект по русскому языку) «Картотека словарных слов»
По окончанию работы над проектом мы создадим классную методическую картотеку словарных слов, которую будем использовать на уроках русского языка....
Проект по русскому языку "Рассказ о слове" 3 класс
Этот проект выполнила ученица 3 класса Шураева Полина. В нем рассказывается о слове "сапоги"...
Проект урока русского языка . Тема: «Правописание слов с разделительными ъ и ь . 3 класс школа 2100
Проект урока по теме"Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками" с презентацией. В проекте показана работа по развитию у детей рефлексии, использован учебник по программе "Школа 2100"...
Проект по русскому языку «Рассказ о слове»
Проект по русскому языку «Рассказ о слове». План работы над проектом....