А. П. Платонов. «Еще мама»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Цель: познакомить детей с новым произведением; учить понимать прочитанное, размышлять, делать выводы; работать с текстом; обогащать и активизировать словарный запас детей; способствовать развитию устной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
platonov_eshchyo_mama.docx | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: А. П. Платонов. «Еще мама» (1 урок)
Цель: познакомить детей с новым произведением; учить понимать прочитанное, размышлять, делать выводы; работать с текстом; обогащать и активизировать словарный запас детей; способствовать развитию устной речи.
Планируемые результаты:
Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, формулировать главную мысль текста; находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя.
Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.
Метапредметные:
Познавательные:
умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: умение ставить вопросы, обращаться за помощью, взаимодействие в работе в парах, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ
– Вы учите их – они учат вас!
Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало
3. Проверка домашнего задания
- Над каким рассказом Андрея Платоновича Платонова мы работали с вами два урока?
1) Работа в парах.
Задание 1.На этой карточке «затерялись» действующие лица из рассказа «Цветок на земле». Помогите найти.
А я ф н о, е д д, е в т к о ц, т р о в а
(Афоня, дед, цветок, автор)
2. Характеристика героя. (Афоня жил в деревне с мамой и дедушкой. Его папа был на войне.)
Выберите слова, характеризующие Афоню: добрый внимательный вдумчивый капризный упорный ленивый любознательный настойчивый
3. Прочитайте: - О чём задумался Афоня среди трав и цветов? (стр. 134)
Ответьте на вопрос:
Расскажите: - что сделал мальчик?
Ответьте на вопрос:
- Как мертвое, безжизненное превращается в живое и цветущее?
(трудом и любовью, неизвестный цветок, случайно выросший на камнях и глине, «трудится день и ночь, чтобы жить и не умереть», собирая росу и живительные пылинки черной, плодородной земли. Можно понять эту простую и глубокую мысль писателя. Ведь он пишет здесь не только о цветке, но и о человеке. Человек не склоняется перед трудностями, и жизнь даёт силы его души.)
- Чему учит этот рассказ? (доброте, любознательности).
- Есть хорошие слова о замечательном человеческом качестве: доброте. Послушайте стихотворение:
Доброта с годами не стареет
Доброта от холода согреет
Если доброта, как солнце светит
Радуются взрослые и дети…
- А что значит быть добрым? ( уметь прийти на помощь, заботиться о других, быть внимательным к людям, уметь сопереживать).
4. Введение в тему. Актуализация знаний.
-Прочитайте пословицу. Объясните, как вы ее понимаете.
От любви к матери рождается все прекрасное на земле.
-Самое прекрасное слово на земле – мама. У мамы самые добрые и ласковые руки. У мамы самое верное и чуткое сердце. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.
Учитель читает стихотворение о маме: Маму любят все на свете,
Мама первый друг.
Любят мам не только дети,
Любят все вокруг.
Если что-нибудь случится,
Если вдруг беда,
Мамочка придет на помощь,
Выручит всегда.
Мама много сил, здоровья
Отдает всем нам.
Значит, правда, нет на свете
Лучше наших мам
-Я хорошо знаю, как вы относитесь к своим мамам. Но не забывайте, что любить – значит беречь, заботиться…
-О ком пойдет речь сегодня на уроке? Правильно, о маме.
-Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями А.П. Платонова.
-Откройте учебник на с.137 и прочитайте название рассказа, над которым мы будем работать.
-Сформулируйте тему урока.
-Определите задачи, используя опорные слова:
- Мы познакомимся с …
- Мы узнаем…
- Мы сможем поразмышлять…
- -Сегодня мы будем анализировать произведение, будем учиться совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать внимание, память, высказывать свое мнение и слушать мнение других, вежливо исправлять ошибки товарищей.
5. Работа по теме урока.
а) Прогнозирование содержания рассказа.
-Ребята, давайте мы снова вернемся к названию произведения.
-Посмотрите, какое интересное название у произведения.
-Как вы думаете, почему оно так называется?
-Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе?
-Мы проверим ваши предположения, прочитав произведение.
б) Словарная работа.
- Перед чтением мы познакомимся с некоторыми трудными словами и попробуем их объяснить.
Марля – тонкая ткань.
Горевать – печалиться, тосковать.
Ступай – иди.
Изгородь – забор.
Спозаранку – очень рано.
Оробел – испугался.
Аполлинария – женское имя древнеримского происхождения.
6.Чтение рассказа. Беседа по содержанию.
-Сейчас мы прочитаем рассказ. Надеюсь, что вы испытаете светлое и радостное чувство от соприкосновения с простой невыдуманной жизнью, которая многих из вас окружает ежедневно, а некоторым порой кажется обыденной и малоинтересной. Человек будет добрее и лучше, если по-прежнему останется неравнодушен ко всему. Об этом и напоминает писатель.
(Чтение учителем и детьми.)
1) Чтение рассказа учителем и детьми.
-Понравился рассказ?
- Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?
- Кто является главным героем произведения?
- Когда вы больше всего волновались за Артёма?
- Когда радовались?
- Удалось ли кому-нибудь сделать какое-то открытие?
– Знакомы ли вам переживания Артёма?
2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
— Какое главное событие изображает писатель в рассказе?
(Артём впервые пошёл в школу).
— Как воспринимает школу Артём? (Не хочет идти в школу)
- Давайте, прочтём диалог мамы и Артёма и попробуем понять причину нежелания идти в школу.
- Сколько лиц участвует в данном диалоге? (мама, Артём, автор)
- Почему мама со всем соглашается?
(она любит сына)
3) Выявление места и причины затруднения.
- Так почему же Артём не хочет идти в школу?
(Ему не хочется расставаться с мамой, оставлять её одну).
- Как вы думаете, какие чувства испытывает мальчик по отношению к матери?
(Он любит её и считает, что мама без него заскучает)
4) Построение проекта выхода из затруднения.
- Какой же основной замысел хочет показать автор в произведения.
(Любовь мальчика к матери)
5) Реализация построенного плана.
- А как повела себя мама, когда прошло лето?
(Взяла сына за руку и повела в школу)
- Почему Артём не стал противиться?
( Артем очень любит свою маму, не захотел её огорчать.)
(Чтение эпизода) – с.137
(Далее чтение эпизода по ролям)
— С какой целью Артём говорит с матерью о смерти?
- Какой наказ дала мама Артёму?
6) Работа в парах.
Составление кластера – описание Артёма.
7. Итог урока
Что особенно тронуло, взволновало вас?
– Какие воспоминания пробудил в вас урок?
- Большое влияние на формирование писателя оказали не только родители, но и его первая учительница Апполинария Николаевна.
- Платонов писал: «Потом наступило для меня время ученья – отдали меня в церковноприходскую школу. Была там учительница Апполинария Николаевна, я её никогда не забуду. Потому что через неё я узнал. Что есть пропетая сердцем сказка про Человека, родимого «всякому дыханию», траве. зверю».
…Книги Андрея Платонова продолжают приходить к нам и продолжают учить нас великому дару любви. Милосердия, доброты. (Н.Полтавцева)
8. Задание на дом.
Перечитать рассказ А Платонова «Ещё мама» (с.137-143), разделить на части.
9. Рефлексия.
Я узнал ….. .
Мне понравилось …. .
Меня заинтересовало ….. .
Меня особенно взволновало ….. .
Мне понравилась работа на уроке ….. .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А.П.Платонов «Еще мама»
Данный урок способствует выработке уважительного отношения к ценностям семьи, помогает учащимся осознать свою роль в жизни общества.Создание условий для организации работы над текстом. Де...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: А. П. Платонов "Ещё мама". ( 3 класс)
УМК:Программа «Школа России», Москва, « Просвещение» 2009 г.Учебник « Литературное чтение» 3 класс 2 часть, автор В.Г. Горецкий, Москва, «Просвещение», 2010 г.Поурочные разработки по литературному чте...
Презентация. А. П. Платонов "Ещё мама". ( 3 класс)
Цели:-продолжить знакомство с творчеством А. П. Платонова;-учить детей анализировать текст;-обучать сравнивать тексты. -создать условия для развития внимания, памяти, воображения, критическ...
А.П.Платонов "Ещё мама"
Презентация к рассказу А.П.Платонова "Ещё мама" поможет учителю в разработке урока по чтению,а ученикам прочувствовать и понять ,что учитель может стать ещё одной любящей и понимающей мамой для ...
Литературное чтение 3 класс. Тема: А.П.Платонов «Еще мама»
Урок литературного чтения 3 класс...
Учебно- методический комплект на тему:"А.П.Платонов. Ещё мама." 3 класс.
конспект+презентация...