А. П. Платонов. «Еще мама»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Цель: познакомить детей с новым произведением; учить понимать прочитанное, размышлять, делать выводы; работать с текстом; обогащать и активизировать словарный запас детей; способствовать развитию устной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл platonov_eshchyo_mama.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: А. П. Платонов. «Еще мама» (1 урок)
Цель:
 познакомить детей с новым произведением; учить понимать прочитанное, размышлять, делать выводы; работать с текстом; обогащать и активизировать словарный запас детей; способствовать развитию устной речи.
Планируемые результаты:
Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, формулировать главную мысль текста; находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя.
Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.
Метапредметные:
Познавательные:

 умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: умение ставить вопросы, обращаться за помощью, взаимодействие в работе в парах, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.
Ход урока

1. Организационный момент.

- Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ

– Вы учите их – они учат вас!

  Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало

3. Проверка домашнего задания

  - Над каким рассказом Андрея Платоновича Платонова мы работали с вами два урока?

1) Работа в парах.

Задание 1.На этой карточке «затерялись» действующие лица из рассказа «Цветок на земле». Помогите найти.

А я ф н о, е д д,  е в т к о ц, т р о в а

(Афоня, дед, цветок, автор)

2. Характеристика героя. (Афоня жил в деревне с мамой и дедушкой. Его папа был на войне.)

Выберите слова, характеризующие Афоню: добрый внимательный вдумчивый капризный упорный ленивый любознательный настойчивый

3. Прочитайте: - О чём задумался Афоня среди трав и цветов? (стр. 134)

Ответьте на вопрос:

Расскажите: - что сделал мальчик?
Ответьте на вопрос:

- Как мертвое, безжизненное превращается в живое и цветущее?

(трудом и любовью, неизвестный цветок, случайно выросший на камнях и глине, «трудится день и ночь, чтобы жить и не умереть», собирая росу и живительные пылинки черной, плодородной земли. Можно понять эту простую и глубокую мысль писателя. Ведь он пишет здесь не только о цветке, но и о человеке. Человек не склоняется перед трудностями, и жизнь даёт силы его души.)

- Чему учит этот рассказ? (доброте, любознательности).
- Есть хорошие слова о замечательном человеческом качестве: доброте. Послушайте стихотворение:
Доброта с годами не стареет
Доброта от холода согреет
Если доброта, как солнце светит
Радуются взрослые и дети…
- А что значит быть добрым? ( уметь прийти на помощь, заботиться о других, быть внимательным к людям, уметь сопереживать).

4. Введение в тему. Актуализация знаний.

-Прочитайте пословицу. Объясните, как вы ее понимаете. 

От любви к матери рождается все прекрасное на земле.

-Самое прекрасное слово на земле – мама. У мамы самые добрые и ласковые руки. У мамы самое верное и чуткое сердце. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.

Учитель читает стихотворение о маме: Маму любят все на свете,

Мама первый друг.

Любят мам не только дети,

Любят все вокруг.

Если что-нибудь случится,

Если вдруг беда,

Мамочка придет на помощь,

Выручит всегда.

Мама много сил, здоровья

Отдает всем нам.

Значит, правда, нет на свете

Лучше наших мам

-Я хорошо знаю, как вы относитесь к своим мамам. Но не забывайте, что любить – значит беречь, заботиться…

-О ком пойдет речь сегодня на уроке? Правильно, о маме.

-Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями А.П. Платонова.

-Откройте учебник на с.137 и прочитайте название рассказа, над которым мы будем работать.

-Сформулируйте тему урока. 

-Определите задачи, используя опорные слова: 

  • Мы познакомимся с …
  • Мы узнаем…
  • Мы сможем поразмышлять…
  • -Сегодня мы будем анализировать произведение, будем учиться совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать внимание, память, высказывать свое мнение и слушать мнение других, вежливо исправлять ошибки товарищей.

5. Работа по теме урока.

     а) Прогнозирование содержания рассказа.

-Ребята, давайте мы снова вернемся к названию произведения.          

-Посмотрите, какое интересное название у произведения.
-Как вы думаете, почему оно так называется?

    -Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе?

-Мы проверим ваши предположения, прочитав произведение.

    б) Словарная работа.

- Перед чтением мы познакомимся с некоторыми трудными словами и попробуем их объяснить. 

 Марля – тонкая ткань.

Горевать – печалиться, тосковать.

Ступай – иди.

Изгородь – забор.

Спозаранку – очень рано.

Оробел – испугался.

Аполлинария – женское имя древнеримского происхождения.

6.Чтение рассказа. Беседа по содержанию.

-Сейчас мы прочитаем рассказ. Надеюсь, что вы испытаете светлое и радостное чувство от соприкосновения с простой невыдуманной жизнью, которая многих из вас окружает ежедневно, а некоторым порой кажется обыденной и малоинтересной. Человек будет добрее и лучше, если по-прежнему останется неравнодушен ко всему. Об этом и напоминает писатель. 
(Чтение учителем и детьми.)

1) Чтение рассказа учителем и детьми.
-Понравился рассказ?

- Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?

- Кто является главным героем произведения?

- Когда вы больше всего волновались за Артёма?

- Когда радовались?

- Удалось ли кому-нибудь сделать какое-то открытие?

– Знакомы ли вам переживания Артёма?

2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

— Какое главное событие изображает писатель в рассказе?

(Артём впервые пошёл в школу).

— Как воспринимает школу Артём? (Не хочет идти в школу)

-  Давайте, прочтём диалог мамы и Артёма и попробуем понять причину нежелания идти в школу.

- Сколько лиц участвует в данном диалоге? (мама, Артём, автор)

 - Почему мама со всем соглашается?

(она любит сына)

3) Выявление места и причины затруднения.

- Так почему же Артём не хочет идти в школу?

(Ему не хочется расставаться с мамой, оставлять её одну).

- Как вы думаете, какие чувства испытывает мальчик по отношению к матери?

(Он любит её и считает, что мама без него заскучает)

4) Построение проекта выхода из затруднения.

- Какой же основной замысел хочет показать автор в произведения.

(Любовь мальчика к матери)

5) Реализация построенного плана.

- А как повела себя мама, когда прошло лето?

(Взяла сына за руку и повела в школу)

- Почему Артём не стал противиться?

( Артем очень любит свою маму, не захотел её огорчать.)

 (Чтение эпизода) – с.137

(Далее чтение эпизода по ролям)

— С какой целью Артём говорит с матерью о смерти?

- Какой наказ дала мама Артёму?

6) Работа в парах.

   Составление кластера – описание Артёма.

7. Итог урока

 Что особенно тронуло, взволновало вас?

     – Какие воспоминания пробудил в вас урок?

   - Большое влияние на формирование писателя оказали не только родители, но и его первая учительница Апполинария Николаевна.

 - Платонов писал: «Потом наступило для меня время ученья – отдали меня в церковноприходскую школу. Была там учительница Апполинария Николаевна, я её никогда не забуду. Потому что через неё я узнал. Что есть пропетая сердцем сказка про Человека, родимого «всякому дыханию», траве. зверю».

  …Книги Андрея Платонова продолжают приходить к нам и продолжают учить нас великому дару любви. Милосердия, доброты. (Н.Полтавцева)

8. Задание на дом.

    Перечитать рассказ А Платонова «Ещё мама» (с.137-143), разделить на части.

9. Рефлексия.

Я узнал …..  .

Мне понравилось ….  .

Меня заинтересовало …..  .

Меня особенно взволновало …..  .

Мне понравилась работа на уроке …..  .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.П.Платонов «Еще мама»

Данный урок способствует выработке уважительного отношения к ценностям семьи, помогает учащимся осознать свою роль в жизни общества.Создание условий для организации работы над текстом. Де...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: А. П. Платонов "Ещё мама". ( 3 класс)

УМК:Программа «Школа России», Москва, « Просвещение» 2009 г.Учебник « Литературное чтение» 3 класс 2 часть, автор В.Г. Горецкий, Москва, «Просвещение», 2010 г.Поурочные разработки по литературному чте...

Презентация. А. П. Платонов "Ещё мама". ( 3 класс)

Цели:-продолжить знакомство с  творчеством А. П. Платонова;-учить детей анализировать текст;-обучать сравнивать тексты. -создать условия для развития внимания, памяти, воображения, критическ...

А.П.Платонов "Ещё мама"

Презентация  к рассказу А.П.Платонова "Ещё мама" поможет учителю в разработке урока по чтению,а ученикам прочувствовать и понять ,что учитель может стать ещё одной любящей и понимающей мамой для ...