конспект открытого урока в 1 классе по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Матвиенко Любовь Николаевна

Тема урока: «Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков»

Цели: учиться обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком; формировать умения различать твёрдые и мягкие согласные звуки;  совершенствовать умения обозначать на письме мягкость согласного буквой ь (мягкий знак)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект29.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков»

Цели: учиться обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком; формировать умения различать твёрдые и мягкие согласные звуки;  совершенствовать умения обозначать на письме мягкость согласного буквой ь (мягкий знак)

УУД:

Регулятивные - учиться принимать учебную задачу, сохранять ее а течение всего урока; выполнять под руководством учителя и самостоятельно учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении заданий из учебника, рабочей тетради, на доске); фиксировать с диалоге с учителем в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке;

Познавательные - ориентироваться в информационном материале учебника; совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, понимать простейшие модели; учиться строить простые рассуждения;

Коммуникативные – использовать простые речевые средства; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; отвечать на вопросы учителя.

Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Русский язык», осознавать его значение, проявлять интерес к новому учебному материалу.

Оборудование: презентация, компьютер, пословица и 2 листа для закрытия отдельных слов, слова на доске, разноуровневое задание (1 лист на стол).

Ход урока

  1. I.Организационный момент. Мотивация.

Слайд 1

- Ласковое солнышко с радостью наблюдает за тем, как вы растете, становитесь настоящими учениками. Об этом оно рассказало лесным жителям. Они очень хотят познакомиться с вами поближе. Отправимся к ним в гости? Какой транспорт жители для нас подготовили, угадайте!

Я зашел в зеленый дом, 
Но недолго пробыл в нем. 
Оказался этот дом 
Быстро в городе другом…(Поезд)

Итак, отправляемся в путешествие. Слайд 2

  1.   Актуализация знаний.

Мы прибыли.  Куда? Слайд 3

- Кто встречает нас:

«В гнезде живет, по дереву прыгает, по сучьям летает, а не птица» (белка) Слайд 4

- Белочка шустрая и подвижная, но очень старательная. И мы такими же будем на уроке. Белка просит вас выполнить задания.

Слайд 5

  1. «Фонетический калейдоскоп» (Доскажи словечко).
  • Всё то, что мы говорим – это наша речь.
  • Речь бывает устная и письменная.
  • Наша речь состоит из предложений.
  • Предложение выражает законченную мысль.
  • Предложения состоят из слов.
  • Слова в предложении связаны по смыслу.
  • Слова состоят из слогов.
  • Слоги состоят из букв.
  • Звуки бывают гласные и согласные.
  • Сколько в слове гласных столько и слогов.
  • Гласные бывают ударные и безударные.
  • Согласные бывают звонкие и глухие.
  • Согласные бывают твёрдые и мягкие.
  • Согласные бывают парные и непарные.
  • Буквы – записанные в определённом порядке – это алфавит. 

2. Чистописание.

Правила посадки.

-Откройте  тетради. Запишите число.                                    

- На слайде 6 буквы :   а е о и ы ю я у ё э ь 

- Давайте назовем их все вместе. (Дети читают хором)

- Что эти буквы обозначают? (Гласные звуки)

- По какому признаку гласные можно разделить на 2 группы?

       а, о, у, ы, э ─ обозначают твёрдость согласных звуков.

       я, ю, е, ё, и ─ обозначают мягкость согласных звуков.

-Какая буква лишняя?

-Почему вы так считаете? ( Она не обозначает никакого звука)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

слайд 7 -Запишите  все буквы красиво  в тетрадь.

Белочка благодарит вас за работу и прощается с вами. А сейчас нас ждёт другой лесной житель.

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы.

(Заяц)

Слайд 8

-Зайчик рад вас видеть. И хочет проверить, сможете ли вы правильно выполнить задание?

  • На доске  слова (напечатаны). Составьте из них предложение.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

- Что это за предложение? (Пословица)

- Как вы понимаете эту пословицу?

1 уч-ся пишет на доске (закрываются почти все слова, кроме отмерь, отрежь).

- Обведите  простым   карандашом в словах  «Ь» знак.

- Сколько раз в предложении встретилась буква «ь»?

  Зайчик убедился, что вы умные ребята.

III. Тема и цели урока.

- Может вы догадались,  какая тема у нас сегодня?

-  Верно. Тема  урока:  «Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков» Слайд 9

- Какую цель поставим перед собой на уроке? Чему мы будем учиться?

Научимся…   (писать слова с «ь»)

Узнаем…    (какую работу выполняет «ь»)         

-  А что мы  уже знаем о мягком знаке?   (“Ь” знак не обозначает звука. Не может стоять в начале слова, не имеет заглавной буквы.

IV. Изучение нового материала

А вот и новый житель.

- «Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно...»  (ёжик)  
слайд 10

Ежик просит вас, ребята, разобраться с заданием. Поможем ему.

- Вы видите слова.  Прочитаем их. (Дети читают хором)

- Что в них общего? (В словах есть мягкий знак)

- Распределите слова на две группы.

 карась                  яблонька

 словарь                альбом

 окунь                    пальцы

 - По какому признаку вы это сделали? (По месторасположению буквы  «ь»)

- Какое место занимает Ь в словах первого столбика?

- Какое место занимает Ь в словах второго столбика?

- Какой вывод сделаем? (Мягкий знак может стоять в середине и на конце слова)

Письмо слов в тетрадь. 2 уч-ся у доски.

- Добавьте ещё по 2 слова в каждый столбик.

- Какая буква  помогла сделать согласные звуки мягкими? (буква мягкий знак)

- Какой сейчас сделаем вывод? ( Мягкий знак обозначает мягкость согласного звука)

-А давайте наши предположения проверим по учебнику. Откройте на стр. 88. Прочитаем правило. ( Читает ученик).

- А сейчас немного отдохнем. Сделаем  физ.минутку. А поможет мне в этом…..  

V.  Физминутка.  Слайд 11

VI. Работа по теме урока. Проблемный вопрос.

А вот и следующий житель…

Повыше кошки рост, 
Живет в норе, в лесу. 
Пушистый рыжий хвост,
Все знаем мы.. (лису)

Слайд 12    

-Лиса - хитрое животное.

Мягкий знак - хитрый знак!

Не сказать его ни как.

Он не произносится

Но в слово часто проситься.

- И сейчас мы разгадаем, в чем заключается хитрость мягкого знака.  Для этого мы откроем учебники на стр.87

-Прочитайте слова в Упр. 2  (Читает один ученик).

- Сравните слова по написанию и по значению.

(Слова разные по написанию и по значению)

- Что обозначает каждое слово?

Уголь - это горная порода, горючее вещество растительного происхождения. Используется для отопления помещений.

Угол- это геометрическая фигура, состоящая из двух лучей исходящих из одной точки.

Шест- длинная палка.

Шесть- это цифра.

Банка- стеклянная посуда.

Банька- помещение, где купаются.

Мел- мягкий белый известняк.

Мель- мелководное место в реке, водоёме.

- Какую хитрость таит в себе мягкий знак? ( Он меняет смысл слова)

-Как в словах обозначена мягкость согласного звука? (Мягким знаком, буквами е, и.)

 - Спишите в тетрадь пары слов. Подчеркните мягкий знак.

Работа в парах.

Слайд 13

- Я  предлагаю вам поработать в парах.

- Перед вами слова (на доске). Ваша задача составить предложение и записать его в тетрадь.

В, спит, зимой, берлоге, медведь.    ( Зимой медведь спит в берлоге.)

- Подчеркните  в словах буквы, обозначающие мягкость согласных звуков.

Упр. 4 с. 88 Разгадай кроссворд.

- Запиши 3 слова из кроссворда.

- Я думаю лиса осталась довольна вашей работой.

- Кто это?

Очень странный старичок,
Вместо носика - сучок!
По лесу гуляет-
Лес он охраняет.
А зовётся старичок...
Старичок... (лесовичок) 
Слайд 14

- В чаще леса тихо и спокойно.

Самостоятельная работа

- А сейчас выполним небольшую самостоятельную работу. У вас на партах лежат листочки. На каждом листочке задание. Вы сами выберете себе задание.

На листочках с красным кружком  задание -  трудное, с  зеленым немного легче, с синих- легкое.

- Подумайте и решите, какое задание вы сможете сделать – ту карточку и выбирайте.  Я желаю всех успехов.  

Самостоятельная работа на листочках
(разноуровневые задания) 
а) для сильных детей: 
- Восстановите пословицы: 
_____________- год кончает, зиму - начинает. (Декабрь) 
_____________- году начало, зиме – середина.  (Январь) 
б) для детей среднего уровня: 
- Вставьте нужные по смыслу слова: 
Корабль сел на ______.  (мель) 
Ваня взял___________.   (мел) 
В лесу растёт _______ .   (ель) 
Юра_______сливу.    (ел) 

в) для слабых детей: 
- Запишите данные слова в единственном числе: 
Тетради, лошади, камни, медведи, портфели, окуни. 

VII. Итог урока. Рефлексия.    

Слайд 15

Лесовичок и все жители Лукоморья довольны вашими ответами. И они хотят подарить вам главную мудрость Лукоморья.

 Надо любить и беречь русский язык.

- Почему мы должны любить и беречь русский язык?

Возвращаемся домой. Поехали. Слайд 16    

 - Тайны какой буквы мы сегодня раскрыли? (Мягкого знака)

Слайд 17    -Что узнали на уроке, чему научились?

 Узнали…(Узнали особенность этой буквы, и какую работу она      выполняет в  словах)

Научились…    (Научились писать слова с этой буквой  )

Я похвалю…    

Спасибо всем. Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 1классе по русскому языку" Фонетика.Звуки и буквы"

Цель урока: : создать условия для формирования представления о том, что в слове количество звуков и букв может совпадать или не совпадать.Планируемые результаты. Предметные результаты:Совершенст...

Открытый урок обучения грамоте и русского языка в малокомплектной школе

Тема: Согласная буква Ц.Цель: Познакомиться с  согласным звуком [ц] и буквой, обозначающей этот звук. Планируемые результаты: Учиться анкетированному произношению согласных звуков на основе ...

Открытый урок окружающего мира и русского языка в 1, 3 классах.

Тема: Откуда берутся снег и лёд?Цели: 1.Познакомиться со свойствами         снега и льда.            2. В...

Конспект открытого урока по литературному чтению "Русская народная сказка "Два Мороза"

Урок разработан для учащихся 2 отделения 2 класса специальной(коррекционной) школы для детей с нарушениями слуха и речи.Материал адаптирован  специально длядетей со  сложной структурой дефек...

Презентация открытого урока для родителей по русскому языку в 1 "А" классе. УМК "ПНШ".

Два раза в год приглашаю родителей на уроки, в декабре и апреле.Хочется показать родителям чему научились ребята, как высказывают своё мнение, аргументируют ответы. Сейчас  осваиваю  УМК "ПН...

Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные загадки» (Урок введения нового знания). 2 класс.

Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные  загадки»  (Урок введения нового знания). 2 класс....