Конспекты открытых уроков по математике, по русскому языку, по литературному чтению
план-конспект урока
Открытые уроки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_otkrytyy_urok.docx | 22.99 КБ |
konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku.docx | 23.85 КБ |
konspekt_otkrytogo_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по математике -3 класс
Тема: Единицы площади – квадратный дециметр.
Цель: познакомить с единицей измерения площади — квадратным дециметром, установление соотношения между единицами измерения площади: квадратным дециметром и квадратным сантиметром, применение новых знаний при выполнении заданий; закреплять умение решать задачи изученных видов; учить рассуждать и делать выводы.
Тип урока: усвоение новых знаний
Планируемые результаты:
ПРЕДМЕТНЫЕ: повторить единицы измерения площади, выявить соотношение 1дм²=100см², закрепить умение переводить единицы измерения площади из крупных в мелкие и наоборот.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Личностные УУД
интерес к новому учебному материалу; способам решения учебных задач;
навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности
Регулятивные УУД
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами;
выполнять учебные действия в устной и письменной и во внутреннем плане;
Познавательные УУД
кодировать и перекодировать информацию в знаково-символической форме;
классифицировать объекты по разным основаниям;
Получат возможность научиться:
сравнивать, проводить классификации по самостоятельно выделенным основаниям и формулировать на этой основе выводы.
Коммуникативные УУД
принимать участие в работе парами и группами, используя для этого речевые и другие коммуникативные средства;
допускать существование различных точек зрения;
использовать в общении правила вежливости.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация, ПК, учебник “Математика» 3 класс, часть 1, под ред. Моро и др.; линейки.
Содержание урока
- Организационно-мотивационный этап. Минутка чистописания.
Вот опять звенит звонок,
Приглашает на урок.
Будем дружно мы считать,
И делить, и умножать.
- Напишите числа от 1 до 20. На какие группы их можно разделить? (четные и нечетные, однозначные и двузначные).
2. Актуализация знаний.
Нам интересная предстоит работа:
Это задания для устного счёта.
1) Математический диктант
- Вычислите произведение чисел 4 и 8
- Увеличьте число 8 в 6 раз
- Уменьшите число 40 в 4 раза
- Из 14 м ткани портной сшил 7 одинаковых костюмов. Сколько метров ткани уходило на каждый костюм?
- Какое число надо увеличить в 3 раза, чтобы получилось 15?
- Чему равен периметр квадрата, сторона которого равна 2 см?
- Сколько см в 1 дм?
- Для ремонта квартиры купили 4 банки краски по 3 кг каждая. Сколько кг краски всего купили?
- 1 множитель - 9, 2 множитель - 8, вычислите произведение.
- Вычислите частное чисел 48 и 6.
Ответы: 32, 48, 10, 2м, 5, 8 см, 10см, 12 кг, 72, 8. (проверка с доски)
- На какие 2 группы мы можем разделить наши ответы? (Простые числа и именованные; четные и нечетные; однозначные и двузначные)
– Подчеркните именованные числа. Среди именованных назовите лишнее. (12 кг)
2) Индивидуальная работа (у доски 2 человека)
1. Найди периметр и площадь прямоугольника со сторонами 5 см и 3см.
2. Выполни преобразования:
1 см = … мм 65 см = … дм…см
1 дм = … см 27 мм = …см…мм
1м = …дм 8м 9дм = … дм
- Что измеряем этими единицами? (длину)
- Можем ли мы этими единицами выразить площадь фигуры? Почему?
- Какую единицу измерения площади вы знаете? (кв.см)
- А что такое «кв.см»? (квадрат со стороной 1 см) Изобразите его в своей тетради.
3) Выполнить тесты на компьютере.
3. Самоопределение к деятельности
Работа в парах:
1) Знакомство с квадратным дециметром
– Положите перед собой белый прямоугольник и достаньте из конверта маленький желтый квадратик. Что вы можете сказать об этом квадратике? (Это мерка – 1 квадратный сантиметр)
– Попробуйте с помощью этой мерки измерить площадь прямоугольника. Как вы это будете делать? (Прикладывать квадратик)
– Какова площадь этого прямоугольника? (Не успели узнать)
– Почему не успели, у вас же все для измерения есть, вы работали парами, что случилось? (Маленькая мерка, а прямоугольник большой, нужно долго ее укладывать)
– В конверте есть еще одна мерка, большая, попробуйте измерить с помощью этой мерки. (Мерка поместилась 2 раза)
– А почему с этим заданием вы справились быстро? (Мерка большая, легко было измерять)
– А теперь с помощью линейки измерьте стороны большой мерки (10 см)
– Как по другому записать 10 см? (1 дм)
10 см = 1 дм (СЛАЙД, запись в тетради)
– Значит большая мерка – это квадрат со стороной 1 дм. А теперь сравните маленькую мерку с большой меркой. Подумайте и скажите, как в математике мы назовем квадрат со стороной в 1 дм? (1 квадратный дециметр).
- Сформулируйте тему урока и чему мы должны научиться (познакомиться с квадратным дециметром, узнать, как он связан с квадратным сантиметром, учиться решать задачи с использованием новой единицы площади).
2) Работа с учебником
– Чтение объяснения на странице 66.
– А зачем людям понадобилось применять новую единицу измерения в 1 кв.дм, если у них уже была единица 1 кв.см? (Чтобы было удобнее измерять крупные фигуры или предметы)
– Как вы думаете, площадь чего можно измерить в дм2? (Площадь учебника, тетради, стола, доски).
4. Практическая работа в группах.
Повторение правил работы в группе (СЛАЙД)
Измерьте сколько полных дм2 (СЛАЙД)
1 группа – обложка учебника математики
2 группа – поверхность стула
3 группа – поверхность картины
4 группа – платок
5. Первичное закрепление. Установление связи дм2 и см2.
Работа в группах:
Задание для групп на карточках. Дети самостоятельно читают задание.
Даны единицы измерения: м, кг, см², км, т, см, м², мм, г, мм², дм
1.Назовите одним словом.
2.Распределите на группы.
3.Назовите каждую группу.
После выполнения задания в группах проверка на СЛАЙДЕ.
1.Единицы измерения.
2. м кг см²
км т м²
см г мм²
мм
дм
3. единицы единицы единицы
длины массы площади
- Какой единицы измерения не хватает? (дм²)
- Что такое дм²? (Это квадрат со стороной 1 дм)
- Начертите в тетради квадрат со стороной 1 дм. Как этот квадрат можно назвать?
- Проверьте правильность выполнения задания друг у друга.
- Какая единица площади меньше дм²? (см²)
- Начертите 1см² внутри вашего квадрата. Сколько таких квадратов поместится в квадратном дециметре? (много; 100 см²)
- Найдите сколько квадратных сантиметров в 1 квадратном дециметре. Какие способы есть?
- Мы разбили квадратный дециметр на квадратные сантиметры и пересчитали. У нас получилось 100 квадратных дециметров.
- Мы тоже разбили на квадратики, посчитали сколько квадратиков в строке и умножили на количество строк, получилось 100 квадратных сантиметров.
- А мы нашли площадь квадрата. Мы знаем, что 1 дм=10 см. Умножили длину на ширину и получили 100 см²
Вывод: тремя различными способами у нас получилось одно и тоже число.
1 дм ²= 100 см² (табличка вывешивается на доске).
- Достигли мы цели? (Мы только узнали, что в 1 дм²=100 см². А нам ещё нужно научиться применять знания при выполнении заданий)
6. Закрепление изученного материала.
1) - Применяя новое знание, выполните задание: (СЛАЙД)
Соедини линиями равные друг другу именованные числа
1 дм² 8 дм²
10 дм² 2900 см²
29 дм² 100 см²
800 см² 5 дм²
500 см² 1000 см²
Самооценка: ______
Оценка товарища: _____
2) Вычислить площадь прямоугольника. (НА СЛАЙДЕ)
3) Задача № 3 с. 66
– Высота зеркала прямоугольной формы 10 дм, а ширина 5 дм. Чему равна площадь зеркала?
– В каких единицах измеряется высота и ширина зеркала? (В дм)
– Почему? (Зеркало большое)
(Ученик у доски решает с объяснением).
Физкультминутка
Руки ставим мы вразлет:
Появился самолет.
(Руки в стороны.)
Мах крылом туда-сюда,
(Наклоны в стороны.)
Делай раз и делай два.
(Повороты туловища вправо и влево.)
Раз и два, раз и два!
(Хлопки в ладоши.)
Руки в стороны держите,
(Руки в стороны.)
Друг на друга посмотрите.
(Повороты туловища вправо и влево.)
Раз и два, раз и два!
(Прыжки на месте.)
Опустили руки вниз,
(Руки вниз.)
И на место все садись!
(Сесть за парту.)
7. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№ 4 (с. 67).
- Прочитайте задачу.
- Как записать задачу кратко? (В таблице.)
- Что примем за единицу? (Расход ткани на один костюм.)
- Заполните таблицу.
Расход ткани на один костюм | Количество костюмов | Общий расход ткани |
? (одинаковый) | 6 шт. | 12 м |
10 шт. | ? м | |
7 шт. | ? м |
- Запишите решение и ответ задачи.
8.Рефлексия. Какую цель вы ставили перед собой в начале урока. Кто считает, что выполнил эту задачу? Оцените свою работу на уроке.
Закончите предложение.
Сегодня я узнал(а) …
Было интересно …
Было трудно…
Меня удивило …
Мне понравилось …
Мне хотелось…
9.Подведение итогов урока
Что нового вы узнали на уроке?
Какие темы мы повторили?
10.Домашнее задание
Ребусы с. 67 по учебнику
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку (3 класс)
«Что такое суффикс?».
Тема урока: «Что такое суффикс?».
Класс: 3
Тип урока: урок усвоения новых знаний
УМК: «Школа России»
Базовый учебник: Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2014.
Цель урока: сформулировать у учащихся понятие о новой значимой части слова – суффиксе; развивать умение самостоятельно делать выводы на основе наблюдений; воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный, здоровьесберегающие, игровые, ИКТ .
Методические приемы: рассказ учителя, проблемные вопросы, работа над новыми понятиями, творческие задания, практические упражнения.
Задачи, направленные на формирование УУД:
Личностные:
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- самоанализ и самоконтроль результата.
- ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке
Регулятивные:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи
- контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем.
Коммуникативные:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Познавательные:
-осознавать познавательную задачу, решать её
- анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков
- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Ресурсы урока: карточки с суффиксами для игры, плакат с изображением дерева, карточки-жёлуди с заданиями, заготовки для телеграмм, сигнальные карточки со смайликами.
Ход урока:
- Организационный этап
Приветственное слово учителя:
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Встаньте, дети, не ленитесь,
Все мне дружно улыбнитесь.
Здравствуйте, ребята, сели
И на парты посмотрели.
Будут нужными опять:
Книжка, ручка и тетрадь.
Не забудет про дневник
Ни один наш ученик.
Молодцы! Готов весь класс,
Поработаем сейчас.
2. Актуализация знаний
Включиться в работу нам поможет «мозговая разминка», отвечаем хором, быстро.
Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…(окончанием)
Общая часть родственных слов называется…(корнем)
Как называется последний месяц осени…(ноябрь)
Что находится между городом и селом? (и)
Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов…(приставка)
Назовите антоним к слову враг…(друг)
Чем кончается лето и начинается осень? (буквой о)
Сколько гласных букв в алфавите? (10)
Рассказ учителя. Лингвистическая сказка.
- Молодцы! А теперь послушайте сказку.
Давным – давно на волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью быстро разрастаться.
Когда папа-корень превращался в деревце, на нём вырастали новые слова-веточки. Все они были очень похожи на своего папу, но в каждом слове-веточке было что-то своё, особенное. Иногда из корня вырастало целое дерево! Слова-веточки, проросшие из одного папы-корня, стали называться однокоренными, или родственными. Ведь все они были детками одного папы, то есть родственниками. Общую же часть родственных слов с тех пор называют корнем.
Конечно, именно корень является главной частью слова. Из него вырастают новые слова-веточки. Так образуется большая семья однокоренных слов.
- А что же нужно добавить к корню, чтобы образовалось новое слово? (Приставку)
- А может быть можно добавить что-то ещё?
3. Актуализация знаний
- Откройте тетради, напишите число, пропишите слово лебедь.
- Подберите к нему однокоренные слова. (Лебёдушка, лебединая)
- Какими являются эти слова по отношению друг к другу? (Однокоренными.)
- Выделите корень.
- Кто знает, как называется часть слова, стоящая поле корня, с помощью которой мы образовали однокоренные слова? (Суффикс.)
-Кто попробует сформулировать тему урока?
-Какие задачи поставим перед собой?
Примерные ответы детей: познакомиться с новой частью слова суффикс, узнать где она находится, для чего нужен суффикс, как найти его в словах.
- Что такое суффикс? (Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.)
- Как найти в слове суффикс? (Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.)
4. Первичное усвоение новых знаний
Работа по учебнику (упр. 164 с.89)
- Прочитайте стихотворение.
- Выпишите однокоренные слова. (Ёж, ежиха, ёжик)
- Выделите в этих словах корень и окончание.
- От какого слова и с помощью какой части слова образовались слова ёжик и ежиха?
- Где стоит эта часть слова?
- Как она называется?
- Мы будем обозначать эту часть слова специальным значком ^
За корнем суффиксу
Нашлось местечко,
Обозначаю уголком
Называю … (суффиксом)
5. Первичная проверка понимания
Работа по учебнику (упр. 165 с.89)
— Прочитайте группы слов.
— Сравните слова в каждой группе.
У доски работает один ученик. Записывает слова первого столбика.
— В чём их сходство и различие?
— Работаем все по алгоритму с доской: выделим все части в словах.
— Изменим формы сов для нахождения окончания.
— Так как перед нами однокоренные слова мы можем выделить корни.
— Какая часть слова внесла новый оттенок в значение однокоренных слов и образовала новые слова?
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Что такое суффикс?
— Для чего служат суффиксы?
— Спишите по вариантам остальные два столбика.
— Обозначьте окончания.
— Выделите корни. Обозначьте суффиксы.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова.)
6. Физкультминутка (мультимед проектор, музыкальное сопровождение)
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)
7. Первичное закрепление
— Я предлагаю поиграть «Будем слово собирать». Я буду показывать вам суффикс и говорить слово, а вы будете образовывать родственные слова.
МАМА ЛЕС ШАХМАТЫ КУБ ГУСЬ СТУЛ и тп (мультимедйный проектор)
ОБРАЗОВАННЫЕ СЛОВА: мамочка, лесище, лесок, шахматист, кубик кубок, гусёнок, стульчик
Работа в группах.
У каждой группы на столе конверт с заданием. Участники группы должны выполнить задание, выделить суффиксы и повесить карточки с суффиксами на доску.
- А сейчас ребята я предлагаю вам вырастить чудо-дерево. Каждая группа, выполнив свои задания повесит на это дерево свои плоды – карточки с суффиксами. Вот такое чудо-дерево с необычными плодами у нас выросло. Это жёлуди знаний. Вы просто молодцы!
8. Рефлексия ( подведение итогов занятия)
- Понравилось ли вам работать в группах?
- Перед вами стояла задача - образовать новые слова при помощи суффиксов. Смогли вы это сделать сами?
-Удалось ли сделать то, что намечали?
- Какие задание были интереснее всего?
- Какие задания вызвали трудности?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке? (Сигнальные карточки со смайликами) Оцените свою работу на уроке на лесенке успеха.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Игра «Найди свой кармашек».
(Ученики по одному выходят к доске, берут карточку с записанным на ней словом, но с пропущенным суффиксом, читают, называют суффикс, помещают в нужный кармашек.)
Приложение
Закрепление изученного материала
Работа по карточкам
9. Домашнее задание
- Дома вам необходимо выучить правило на с. 89
Выполнить упр. 165 с.89
Ф.И. ____________________________
1. Впиши пропущенные слова:
Суффикс – это ________________________ часть слова, которая стоит __________ корнем и служит для ________________________________.
2. Прочитай слова. Образуй от них однокоренные слова при помощи одного из данных суффиксов: - чик, - ик, - ок, - ышк-, -к-, - инк-.
Берёза - ______________, стакан - ________________, ягода - _______________, трава - ___________,
погода - _____________, ветер - _____________, город - _______________, гнездо - _______________, карандаш - ______________, морковь - _____________, дождь - _____________, зерно - ___________.
_______________________________________________________________________________________
На данном уроке использовались методы: словесно-наглядный, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа (практический), иллюстративный; технологии: здоровьесберегающие, игровые, ИКТ, личностно-ориентированные. Их применение целесообразно и эффективно. При эвристическом и исследовательском методе знания добываются в результате собственного познавательного труда, знания учащиеся добывают самостоятельно под руководством учителя, решают задачи, разрешают проблемные ситуации, обобщают, делают выводы в результате чего у детей формируются осознанные прочные знания. Практический метод необходим для формирования и закрепления полученных навыков и умений, словесные методы (рассказ,объяснение, беседа) передают информацию, ставят проблему и указывают путь решения. Метод работы с книгой-чтение используется как средство приобретения новых знаний. Игровая технология воспитывает любознательность и интерес к теме, повышает активность в обучении. Наглядный метод способствует развитию памяти, мышления, устойчивого внимания. Здоровьесберегающая технология (чередование видов учебной деятельности, физминутка, релаксация, музыкотерапия) развивает физическое здоровье детей, повышает деятельность мозга, улучшается память, внимание и работоспособность. В личностно-ориентированном подходе учитель помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность, использует проблемные творческие задания, обсуждает в конце урока не только что узнали, но и что понравилось и что хотелось бы выполнить ещё раз, то есть создаются условия для проявления познавательной активности учащихся.
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по литературному чтению
Класс: 3
Предмет: Литературное чтение
Тема урока: И.А. Крылов. «Ворона и лисица»».
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель: познакомить учащихся с басней И. А. Крылова «Ворона и Лисица»
-образовательные – продолжить знакомство с художественным жанром – басней;
добиться понимания содержаний басен, воздействия содержания на чувства, мысли детей; выделять мораль в басне.
- развивающая –развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение, выразительную речь;
умения и навыки анализа басен, поиск главного, развивать творческие способности учащихся.
-воспитательные-воспитывать интерес к предмету; воспитывать высокие моральные качества
Планируемые результаты:
Предметные: научатся называть некоторые уже известные особенности басенного жанра; воспроизводить наизусть строки из ранее изученных басен; осмыслять специфику рассказа и басни; читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному
Личностные результаты: проявляют интерес к творчеству И. А. Крылова и чтению его басен; самостоятельно выполняют домашнее задание по литературному чтению
Формирование УУД:
Регулятивные: определяют учебную задачу урока в совместном обсуждении, соотносят ее выполнение с формулировкой в конце урока; осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи; оценивают себя на различных этапах урока;
Познавательные: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
Коммуникативные: принимают участие в дискуссиях, задают вопросы собеседникам, отвечают на вопросы своих одноклассников
Оборудование: учебник «Литературное чтение» в 2 ч. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. Школа России. 3 класс, презентация, толковый словарь,аудиозапись, карточки.
Ход урока:
I.Организационный момент
Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
Мы работать будем дружно,
Чтоб услышать нам в конце,
Что ребята в нашем классе
Все, конечно, молодцы!
(Слайд 3)
-Пусть урок принесет всем радость общения, а помогать вам будут внимание, находчивость, смекалка.
– Проверим готовность к уроку
II.Актуализация знаний
-Ребята давайте в начале урока проведем с вами речевую разминку!
Артикуляционная гимнастика (Слайд 4)
Са-са-са- в лесу живет лиса
Су-су –су -мы увидели лису
На –на-на –сидит черная ворона
Ну –ну –ну –поймаю глупую ворону
Повторение пройденного.
- Сейчас я проведу викторину, я прочитаю вам строчки из басен, а вы определите их название.
Да только воз и ныне там (Лебедь, рак и щука). (Слайд 5)
Чем кумушек считать трудить не лучше ль на себя кум оборотиться (Зеркало и обезьяна). (Слайд 6)
Ты всё пела это дело так пойди же попляши (Стрекоза и муравей). (Слайд 7)
К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, цены не зная ей (Мартышка и очки). (Слайд 8)
- Кто автор этих басен? (Слайд 9)
Иван Андреевич Крылов
Проверка домашнего задания.
- Пришло время проверить ваше домашнее задание. Итак, на дом вам было задано выучить наизусть басню «Зеркало и обезьяна» сейчас 5-7 желающих пойдут к доске прочитают эту басню выразительно.
А мы с вами ребята выберем лучшего чтеца, поэтому слушаем внимательно и обращаем внимание на то, как читают наши чтецы. Смотрим на то, как они читают: громко ли, без ошибок, сказали ли автора и название.
Дети рассказывают наизусть басню «Зеркало и обезьяна»
- Чьё чтение было лучше и почему? (Выставляются оценки)
III.Самоопределение к деятельности .
- Сегодня на уроке будем работать над басней И. А. Крылова. А как она называется, вы должны догадаться сами.
- Посмотрите на слайд (Слайд 10,11), кто изображён внизу на памятнике?
- Что вы знаете о Крылове? (первые басни написал в 37 лет, подписывал их «Нави Волырк», написал более 200 басен, работал библиотекарем в Петербурге, его басни любили все от солдат до императоров Александр I, Николай II, главные герои животные с характерами людей и т.д.).
-Вы очень много знаете о Крылове, а я хочу дополнить ваши знания рассказом об истории необычного памятника, который изображён на слайде.
-После смерти Крылова было решено поставить ему памятник. Средства на воздвижение этого памятника были собраны народом за 2 года. Скульптором, воздвигшим этот памятник был Петр Карлович Клодт. Было решено поставить этот монумент в Летнем саду в городе Санкт-Петербурге. Клодт решил украсить памятник скульптурами героев басен великого баснописца, для этого он прочёл их все и составил список животных: осёл, кот, собаки, волк, ворона, журавль, обезьяны, лисица и другие. Скульптуры животных лепились с натуры. Говорят, что во время работы в доме Клотда был целый зверинец. Старания скульптора оправдали себя животные, украшающие пьедестал, выглядят естественно и правдоподобно).
- Мы сегодня с вами поговорим о двух героях, которые изображены в виде скульптур на памятнике (о вороне и лисице –догадываются дети)(Слайд 12)
- Давайте попробуем догадаться каково же название басни, с которой мы сегодня познакомимся.
Дети высказывают свои предположения.
- Давайте назовём тему нашего урока и какие цели мы перед собой поставим. (Басня И. А. Крылова «Ворона и Лисица»). (Слайд 13)
Физкультминутка. (Слайд 14-15)
- Ребята, вы хорошо поработали. А теперь представьте себя героями басен и изобразите их движения: полетаем, как стрекозы, походим, как слоны, возьмем в руки очки, как мартышка, повертим их и так и сяк, положим на парту, посмотрим в зеркало, покорчимся.
- Молодцы, садитесь.
IV.Изучение материала по теме урока.
Первичное знакомство с басней
–Откройте учебник на странице 137. Найдите басню. А теперь сядьте удобно и послушайте басню.(Аудиозапись басни).
Дети слушают аудиозапись.
Подумайте над вопросом : «Почему это произведение так называется?
После прослушивания.
-Понравилось ли вам?
– Почему это произведение так называется?
Какими на первый взгляд показались вам персонажи басни?
Самостоятельное чтение учащихся (жужжащее).
Внимательно читайте о Вороне и Лисице.
-На сколько частей разделили весь текст? (на 3 части).(Слайд 16)
-О ком (чём) говорится в 1 части? (зачитайте – это завязка, то есть начало действия)
- Какие события развиваются во 2 части? (разговор Лисы с Вороной). Прочитайте.
- Что же говорится в 3 части? (это – развязка)
- Что же является основным стержнем (корнем) в развитии басни? (льстивая речь Лисицы, от которой у Вороны вскружилась голова)
- Перечислите, как Лиса называла Ворону? (Голубушка, светик, сестрица, мастерица, царь-птица).
- Почему же Лисица так хвалит Ворону? (хочет ее обмануть)
- Догадывалась ли об этом Ворона?
- Понравилась ли Вороне лесть Лисы?
- Как поняли выражение «в зобу дыханье спёрло»?
- Как автор подчеркнул, что на самом деле Ворона не такая, как о ней говорит Лиса? («На ель ворона взгромоздясь..)
- Добилась ли Лиса поставленной цели?
- После всего, что случилось, как вы можете охарактеризовать Ворону? (доверчивая, глупая)
- Что бы вы посоветовали Вороне? (Необходимо отличать истинные чувства от лести)
- Можно ли встретить такую ситуацию среди взаимоотношений людей?
- Приведите примеры.
Словарная работа.
–Прочитайте слова, смысл которых вызвал у вас затруднения.
Постарайтесь объяснить их смысл. При необходимости воспользуйтесь
толковым словарем. (Слайд 17,18)
Лесть – лицемерное, уродливое восхваление.
Гнусный - отвратительный, омерзительный.
Не впрок – не на пользу
Взгромоздиться - взобраться и устроиться с трудом на что-либо.
Пленить – очаровать, покорить чем-либо.
Плутовка – обманщица, хитрая.
Ангельский - нежный, добрый.
Вещуньина – вещун – предсказывающий несчастье.
На цыпочках подходит - подходит тихо, осторожно.
Вскружилась голова - утратила способность здраво рассуждать.
Была такова - исчезла, скрылась.
Дыханье сперло - трудно стало дышать.
Бог послал - нашёл случайно, без особого труда.
Чтение морали басни. (Слайд 19)
-Прочитайте мораль басни ещё раз. Как понимаете смысл первых трёх строк? А что означают слова: «И в сердце льстец всегда отыщет уголок». Кого больше он осуждает в своей басне Ворону или Лисицу?
- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (это обман)
- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? (в сказках Лисица – хитрая, умная, а Ворона – глупая)
- Есть ли положительный герой в басне?- (Нет)
- Почему нельзя подражать Лисице и Вороне?
Льстец страшен, а кто принимает эту лесть - смешон. И тот и другой теряют чувство собственного достоинства, т.е. самоощущение и самоуважение.
- Над кем смеется автор? Что высмеивает?
( над вороной - доверчивость).
- А почему не смеется над лисой?
( Лесть не смешна, она противна, отвратительна)
- Могут ли себя животные вести так на самом деле?
-Итак, если вы встретите людей, которые льстят, говорят красивые слова ради своей выгоды, кого из персонажей они вам напомнят?
Вывод: Крылов И.А. одинаково высмеивает и осуждает глупую, податливую на лесть Ворону и хитрую коварную Лису. (Слайд 20)
- Смогли ли мы ответить на все вопросы? (да)
Физкультминутка для глаз. (Слайд 21)
На экране поэтапно появляются кусочки сыра и лиса, дети следят за появлением картин глазами
V.Закрепление изученного материала
Чтение по ролям (Слайд 22)
Фронтальная работа(устно)
Подберите строки из басни к иллюстрациям. (Слайд 23,24,25)
Самостоятельная работа на карточках.
Ответить на вопросы
Что бог послал вороне?________________________________________
Сколько сыра было в басне?____________________________________
Где сидела ворона?____________________________________________
Где ворона держала сыр?_______________________________________
Какое определение лисица дала голосу вороны?___________________
Что лисица попросила сделать ворону?__________________________
Проверка самостоятельной работы .
VI.Рефлексия. (Слайд 26)
Сегодня на уроке я узнал, что …
Я хотел узнать ещё о баснях…
Больше всего мне понравилось…
Новым для меня стало …
VII.Итог урока. (Слайд 27)
-Как вы думаете, для кого и для чего написана басня?
-Чему учат нас басни?
-Какая мораль в басне?
Домашнее задание: (Слайд 28,29)
1. Выразительное чтение басни
2. Задание по выбору учащихся:
инсценировка басни; выучить басню наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока в 1классе по русскому языку" Фонетика.Звуки и буквы"
Цель урока: : создать условия для формирования представления о том, что в слове количество звуков и букв может совпадать или не совпадать.Планируемые результаты. Предметные результаты:Совершенст...
Конспект открытого урока по математике, литературному чтению и английскому языку
Интегрированный урок по страницам сказки Л.Кэррол "Алиса в стране Чудес"...
Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению в 1 классе «Повторение. Письмо слов и предложений с изученными буквами».
Данный материал содержит план интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению в 1 классе по теме "Повторение. Письмо слов с изученными буквами" Данный урок проведён в игровой фор...
Открытие недели русского языка и литературного чтения
Открытие недели русского языка и литературного чтения ( день первый)...
Интегрированный урок с презентацией по русскому языку и литературному чтению во 2 классе.Тема: Пословицы и поговорки"Закрепление изученного в 1 классе.Составила урок учитель начальных классов МОУ сош №9 г.Надыма Кульбашева Ольга Николаевна.
Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению рекомендуется проводить во 2 классе в начале учебного года.Цель урока: формирование ключевых компетенций у учащихся.На уроке закрепляются ...
Конспект Открытого урока + презентация 3 класс русский язык
Открытый урок в 3 к лассе по русскому языку.Тема "Однокоренные слова. Корень слова"...
Конспект открытого урока для родителей. Предмет: Русский язык. Класс: 4. Тема: Имя существительное.
Учитель ставит цель: обобщить и систематизировать знания детей о части речи – имени существительном.Создать условия для реализации целей:Предметные:- обобщение знаний учащихся о постоянных и неп...