Конспекты открытых уроков по математике, по русскому языку, по литературному чтению
план-конспект урока

Позикова Елена Сергеевна

Открытые уроки

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                Конспект открытого урока по математике -3 класс

Тема: Единицы площади – квадратный дециметр.

Цель: познакомить с единицей измерения площади — квадратным дециметром, установление соотношения между единицами измерения площади: квадратным дециметром и квадратным сантиметром, применение новых знаний при выполнении заданий; закреплять умение решать задачи изученных видов; учить рассуждать и делать выводы.

Тип урока: усвоение новых знаний


                                             
Планируемые результаты:


ПРЕДМЕТНЫЕ: повторить единицы измерения площади, выявить соотношение 1дм²=100см², закрепить умение переводить единицы измерения площади из крупных в мелкие и наоборот.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Личностные УУД

интерес к новому учебному материалу; способам решения учебных задач;

навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности

Регулятивные УУД

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами;

выполнять учебные действия в устной и письменной и во внутреннем плане;

Познавательные УУД

кодировать и перекодировать информацию в знаково-символической форме;

классифицировать объекты по разным основаниям;

Получат возможность научиться:

сравнивать, проводить классификации по самостоятельно выделенным основаниям и формулировать на этой основе выводы.

Коммуникативные УУД

принимать участие в работе парами и группами, используя для этого речевые и другие коммуникативные средства;

допускать существование различных точек зрения;

использовать в общении правила вежливости.

           Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация, ПК, учебник “Математика» 3 класс, часть 1, под ред. Моро и др.; линейки.

                                                                   Содержание урока

  1. Организационно-мотивационный этап. Минутка чистописания.

Вот опять звенит звонок,

Приглашает на урок.

Будем дружно мы считать,

И делить, и умножать.

- Напишите числа от 1 до 20. На какие группы их можно разделить? (четные и нечетные, однозначные и двузначные).

2. Актуализация знаний.

Нам интересная предстоит работа:

Это задания для устного счёта.

1) Математический диктант

  1. Вычислите произведение чисел 4 и 8
  2. Увеличьте число 8 в 6 раз
  3. Уменьшите число 40 в 4 раза
  4. Из 14 м ткани портной сшил 7 одинаковых костюмов. Сколько метров ткани уходило на каждый костюм?
  5. Какое число надо увеличить в 3 раза, чтобы получилось 15?
  6. Чему равен периметр квадрата, сторона которого равна 2 см?
  7. Сколько см в 1 дм?
  8. Для ремонта квартиры купили 4 банки краски по 3 кг каждая. Сколько кг краски всего купили?
  9. 1 множитель - 9, 2 множитель - 8, вычислите произведение.
  10. Вычислите частное чисел 48 и 6.

Ответы32, 48, 10, 2м, 5, 8 см, 10см, 12 кг, 72, 8. (проверка с доски)

На какие 2 группы мы можем разделить наши ответы? (Простые числа и именованные; четные и нечетные; однозначные и двузначные)
 – Подчеркните именованные числа. Среди именованных назовите лишнее. 
(12 кг)

2) Индивидуальная работа (у доски 2 человека)

1. Найди периметр и площадь прямоугольника со сторонами 5 см и 3см.

2. Выполни преобразования:

1 см = … мм 65 см = … дм…см

1 дм = … см 27 мм = …см…мм

1м = …дм 8м 9дм = … дм

- Что измеряем этими единицами? (длину)

- Можем ли мы этими единицами выразить площадь фигуры? Почему?

- Какую единицу измерения площади вы знаете? (кв.см)

- А что такое «кв.см»? (квадрат со стороной 1 см) Изобразите его в своей тетради.

3) Выполнить тесты на компьютере.


3. Самоопределение к деятельности

Работа в парах:

1) Знакомство с квадратным  дециметром

– Положите перед собой белый прямоугольник и достаньте из конверта маленький желтый квадратик. Что вы можете сказать об этом квадратике? (Это мерка – 1 квадратный сантиметр)

– Попробуйте с помощью этой мерки измерить площадь прямоугольника.  Как вы это будете делать? (Прикладывать квадратик)

– Какова площадь этого прямоугольника? (Не успели узнать)

– Почему не успели, у вас же все для измерения есть, вы работали парами, что случилось? (Маленькая мерка, а прямоугольник большой, нужно долго ее укладывать)
– В конверте  есть еще одна мерка, большая, попробуйте измерить с помощью этой мерки. 
(Мерка поместилась 2 раза)

– А почему с этим заданием вы справились быстро? (Мерка большая, легко было измерять)
– А теперь с помощью линейки измерьте стороны большой мерки 
(10 см) 
– Как по другому записать 10 см? 
(1 дм)

10 см = 1 дм (СЛАЙД, запись в тетради)

– Значит большая мерка – это квадрат со стороной 1 дм. А теперь сравните маленькую мерку с большой меркой. Подумайте и скажите, как в математике мы назовем квадрат со стороной в 1 дм? (1 квадратный дециметр).

- Сформулируйте тему урока и чему мы должны научиться (познакомиться с квадратным дециметром, узнать, как он связан с квадратным сантиметром, учиться решать задачи с использованием новой единицы площади).

2) Работа с учебником

– Чтение объяснения на странице 66.

– А зачем людям понадобилось применять новую единицу измерения в 1 кв.дм, если у них уже была единица 1 кв.см? (Чтобы было удобнее измерять крупные фигуры или предметы)
– Как вы думаете, площадь чего можно измерить в дм
2(Площадь учебника, тетради, стола, доски).

4. Практическая работа в группах.

Повторение правил работы в группе (СЛАЙД)

Измерьте сколько полных дм(СЛАЙД)

1 группа – обложка учебника математики

2 группа – поверхность стула

3 группа – поверхность картины

4 группа – платок

5. Первичное закрепление. Установление связи дм2 и см2.

Работа в группах:

Задание для групп на карточках. Дети самостоятельно читают задание.

Даны единицы измерения: м, кг, см², км, т, см, м², мм, г, мм², дм

1.Назовите одним словом.

2.Распределите на группы.

3.Назовите каждую группу.


После выполнения задания в группах проверка на СЛАЙДЕ.

1.Единицы измерения.

2. м кг см²

км т м²

см г мм²

мм

дм

3. единицы единицы единицы

длины массы площади

- Какой единицы измерения не хватает? (дм²)

- Что такое дм²? (Это квадрат со стороной 1 дм)

- Начертите в тетради квадрат со стороной 1 дм. Как этот квадрат можно назвать?

- Проверьте правильность выполнения задания друг у друга.

- Какая единица площади меньше дм²? (см²)

- Начертите 1см² внутри вашего квадрата. Сколько таких квадратов поместится в квадратном дециметре? (много; 100 см²)

Найдите сколько квадратных сантиметров в 1 квадратном дециметре. Какие способы есть?

- Мы разбили квадратный дециметр на квадратные сантиметры и пересчитали. У нас получилось 100 квадратных дециметров.

Мы тоже разбили на квадратики, посчитали сколько квадратиков в строке и умножили на количество строк, получилось 100 квадратных сантиметров.

А мы нашли площадь квадрата. Мы знаем, что 1 дм=10 см. Умножили длину на ширину и получили 100 см²

Вывод: тремя различными способами у нас получилось одно и тоже число.

1 дм ²= 100 см² (табличка вывешивается на доске).

- Достигли мы цели? (Мы только узнали, что в 1 дм²=100 см². А нам ещё нужно научиться применять знания при выполнении заданий)

6. Закрепление изученного материала.

1) - Применяя новое знание, выполните задание: (СЛАЙД)

Соедини линиями равные друг другу именованные числа

1 дм² 8 дм²

10 дм² 2900 см²

29 дм² 100 см²

800 см² 5 дм²

500 см² 1000 см²

Самооценка: ______

Оценка товарища: _____

2) Вычислить площадь прямоугольника. (НА СЛАЙДЕ)


3) 
Задача № 3 с. 66

– Высота зеркала прямоугольной формы 10 дм, а ширина 5 дм. Чему равна площадь зеркала?
– В каких единицах измеряется высота и ширина зеркала? 
(В дм)

– Почему? (Зеркало большое)

(Ученик у доски решает с объяснением).

Физкультминутка

Руки ставим мы вразлет:

Появился самолет.

(Руки в стороны.)

Мах крылом туда-сюда,

(Наклоны в стороны.)

Делай раз и делай два.

(Повороты туловища вправо и влево.)

Раз и два, раз и два!

(Хлопки в ладоши.)

Руки в стороны держите,

(Руки в стороны.)

Друг на друга посмотрите.

(Повороты туловища вправо и влево.)

Раз и два, раз и два!

(Прыжки на месте.)

Опустили руки вниз,

(Руки вниз.)

И на место все садись!

(Сесть за парту.)


7. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

№ 4 (с. 67).

- Прочитайте задачу.

- Как записать задачу кратко? (В таблице.)

- Что примем за единицу? (Расход ткани на один костюм.)

- Заполните таблицу.

Расход ткани на один костюм

Количество костюмов

Общий расход ткани

? (одинаковый)

6 шт.

12 м

10 шт.

? м

7 шт.

? м


- Запишите решение и ответ задачи.

8.Рефлексия. Какую цель вы ставили перед собой в начале урока. Кто считает, что выполнил эту задачу? Оцените свою работу на уроке.

Закончите предложение.

Сегодня я узнал(а) …

Было интересно …

Было трудно…

Меня удивило …

Мне понравилось …

Мне хотелось…

9.Подведение итогов урока

Что нового вы узнали на уроке?

Какие темы мы повторили?

10.Домашнее задание

Ребусы с. 67 по учебнику



Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку (3 класс)

«Что такое суффикс?».


Тема урока: «Что такое суффикс?».

Класс: 3

Тип урока: урок усвоения новых знаний

УМК: «Школа   России»

Базовый учебникКанакина, В. П. Русский язык. 3 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2014.

Цель урока:   сформулировать у учащихся понятие о новой значимой части слова – суффиксе; развивать умение самостоятельно делать выводы на основе наблюдений; воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: словесно-наглядный,  проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный, здоровьесберегающие, игровые, ИКТ .

Методические приемы:  рассказ учителя, проблемные вопросы, работа над новыми понятиями, творческие задания,  практические упражнения.

Задачи, направленные на формирование УУД:

Личностные:  

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- самоанализ и самоконтроль результата.

- ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

Регулятивные:

-  принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

- контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем.

Коммуникативные:  

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Познавательные:

-осознавать познавательную задачу, решать её

- анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков

- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Ресурсы урока: карточки с суффиксами для игрыплакат с изображением дерева, карточки-жёлуди с заданиями, заготовки для телеграмм, сигнальные карточки со смайликами.

Ход  урока:

  1. Организационный этап

Приветственное слово учителя:

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Встаньте, дети, не ленитесь,

Все мне дружно улыбнитесь.

Здравствуйте, ребята, сели

И на парты посмотрели.

Будут нужными опять:

Книжка, ручка и тетрадь.

Не забудет про дневник

Ни один наш ученик.

Молодцы! Готов весь класс,

Поработаем сейчас.

2. Актуализация знаний

Включиться в работу нам поможет «мозговая разминка», отвечаем хором, быстро.

Часть слова, которая служит для  связи  слов   в предложении, называется…(окончанием)

Общая часть родственных слов называется…(корнем)

Как называется последний месяц осени…(ноябрь)

Что находится между городом и селом? (и)

Часть слова, которая стоит  перед  корнем и служит для образования новых слов…(приставка)

Назовите антоним к слову враг…(друг)

Чем кончается лето и начинается осень?  (буквой  о)

Сколько гласных букв в алфавите? (10) 

Рассказ учителя. Лингвистическая сказка.

- Молодцы! А теперь послушайте сказку.

Давным – давно на волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью быстро разрастаться.

Когда папа-корень превращался в деревце, на нём вырастали новые слова-веточки. Все они были очень похожи на своего папу, но в каждом слове-веточке было что-то своё, особенное. Иногда из корня вырастало целое дерево! Слова-веточки, проросшие из одного папы-корня, стали называться однокоренными, или родственными. Ведь все они были детками одного папы, то есть родственниками. Общую же часть родственных слов с тех пор называют корнем.

Конечно, именно корень является главной частью слова. Из него вырастают новые слова-веточки. Так образуется большая семья однокоренных слов.

- А что же нужно добавить к корню, чтобы образовалось новое слово? (Приставку)

- А может быть можно добавить что-то ещё?

3.  Актуализация знаний

- Откройте тетради, напишите число, пропишите слово лебедь.

- Подберите к нему однокоренные слова. (Лебёдушка, лебединая)

- Какими являются эти слова по отношению друг к другу? (Однокоренными.)

- Выделите корень.

- Кто знает, как называется часть слова, стоящая поле корня, с помощью которой мы образовали однокоренные слова? (Суффикс.)

-Кто  попробует  сформулировать  тему  урока?

-Какие задачи поставим перед собой?

Примерные ответы детей: познакомиться с новой частью слова суффикс, узнать где она находится, для чего нужен суффикс, как найти его в словах.

- Что такое суффикс? (Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.)

- Как найти в слове суффикс? (Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.)

4. Первичное усвоение новых знаний

Работа по учебнику (упр. 164 с.89)

Прочитайте стихотворение.

- Выпишите однокоренные слова. (Ёж, ежиха, ёжик)

Выделите в этих словах корень и окончание.

- От какого слова и с помощью какой части слова образовались слова ёжик и ежиха?

- Где стоит эта часть слова?

- Как она называется?

- Мы будем обозначать эту часть слова специальным значком ^

За корнем суффиксу

Нашлось местечко,

Обозначаю уголком

 Называю … (суффиксом)

5. Первичная проверка понимания

Работа по учебнику (упр. 165 с.89)

— Прочитайте группы слов.

— Сравните слова в каждой группе.

У доски работает один ученик. Записывает слова первого столбика.

— В чём их сходство и различие?

— Работаем все по алгоритму с доской: выделим все части в словах.

— Изменим формы сов для нахождения окончания.

— Так как перед нами однокоренные слова мы можем выделить корни.

— Какая часть слова внесла новый оттенок в значение однокоренных слов и образовала новые слова?

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Что такое суффикс?

— Для чего служат суффиксы?

— Спишите по вариантам остальные два столбика.

— Обозначьте окончания.

— Выделите корни. Обозначьте суффиксы.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова.)

6. Физкультминутка (мультимед проектор, музыкальное сопровождение)

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

7. Первичное закрепление

— Я предлагаю поиграть «Будем слово собирать». Я буду показывать вам суффикс и говорить слово, а вы будете образовывать родственные слова.

МАМА ЛЕС ШАХМАТЫ КУБ ГУСЬ СТУЛ и тп (мультимедйный проектор)

ОБРАЗОВАННЫЕ СЛОВА: мамочка, лесище, лесок, шахматист, кубик кубок, гусёнок, стульчик

Работа в группах.

У каждой группы на столе конверт с заданием. Участники группы должны выполнить задание, выделить суффиксы и повесить карточки с суффиксами на доску.

- А сейчас ребята я предлагаю вам вырастить чудо-дерево. Каждая группа, выполнив свои задания повесит на это дерево свои плоды – карточки с суффиксами. Вот  такое чудо-дерево  с необычными плодами у  нас  выросло. Это жёлуди знаний. Вы просто молодцы!

8. Рефлексия ( подведение итогов занятия)

- Понравилось ли вам работать в группах?

- Перед вами стояла задача - образовать новые слова при помощи суффиксов. Смогли вы это сделать сами?

-Удалось  ли  сделать  то,  что  намечали?

- Какие задание были интереснее всего?

- Какие задания вызвали трудности?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке? (Сигнальные карточки со смайликами) Оцените свою работу на уроке на лесенке успеха.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Игра «Найди свой кармашек».

(Ученики по одному выходят к доске, берут карточку с записанным на ней словом, но с пропущенным суффиксом, читают, называют суффикс, помещают в нужный кармашек.)

Приложение

Закрепление изученного материала

Работа по карточкам

9. Домашнее задание

- Дома вам необходимо выучить правило на с. 89

Выполнить упр. 165 с.89

Ф.И. ____________________________

1. Впиши пропущенные слова:

Суффикс – это ________________________ часть слова, которая стоит __________ корнем и служит для ________________________________.

2. Прочитай слова. Образуй от них однокоренные слова при помощи одного из данных суффиксов: - чик, - ик, - ок, - ышк-, -к-, - инк-.

Берёза - ______________, стакан - ________________, ягода - _______________, трава - ___________,

погода - _____________, ветер - _____________, город - _______________, гнездо - _______________, карандаш - ______________, морковь - _____________, дождь - _____________, зерно - ___________.

_______________________________________________________________________________________

                            На данном уроке использовались методы: словесно-наглядный,  проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа (практический), иллюстративный; технологии: здоровьесберегающие, игровые, ИКТ, личностно-ориентированные. Их применение целесообразно и эффективно. При эвристическом и исследовательском методе  знания добываются в результате собственного  познавательного труда, знания учащиеся добывают самостоятельно под руководством учителя, решают задачи, разрешают проблемные ситуации, обобщают, делают выводы в результате чего у детей формируются осознанные прочные знания. Практический метод  необходим для формирования и закрепления полученных навыков и умений, словесные методы (рассказ,объяснение, беседа) передают информацию, ставят проблему и указывают путь решения. Метод работы с книгой-чтение используется как средство приобретения новых знаний. Игровая технология воспитывает любознательность и интерес к теме, повышает активность в обучении. Наглядный метод способствует развитию памяти, мышления, устойчивого внимания. Здоровьесберегающая технология (чередование видов учебной деятельности, физминутка, релаксация, музыкотерапия) развивает физическое здоровье детей, повышает деятельность мозга, улучшается память, внимание и работоспособность. В личностно-ориентированном подходе учитель помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность, использует проблемные творческие задания, обсуждает  в конце урока не только что узнали, но и что понравилось  и что хотелось бы выполнить ещё раз, то есть создаются условия для проявления познавательной активности учащихся.



Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературному чтению

Класс: 3 

Предмет: Литературное чтение

Тема урока: И.А. Крылов. «Ворона и лисица»».

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: познакомить учащихся с басней И. А. Крылова «Ворона и Лисица»

-образовательные – продолжить знакомство с художественным жанром – басней;

добиться понимания содержаний басен, воздействия содержания на чувства, мысли детей; выделять мораль в басне.

развивающая –развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение, выразительную речь;

умения и навыки анализа басен, поиск главного, развивать творческие способности учащихся.

-воспитательные-воспитывать интерес к предмету; воспитывать высокие моральные качества

Планируемые результаты:

Предметные: научатся называть некоторые уже известные особенности басенного жанра; воспроизводить наизусть строки из ранее изученных басен; осмыслять специфику рассказа и басни; читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному

Личностные результаты: проявляют интерес к творчеству И. А. Крылова и чтению его басен; самостоятельно выполняют домашнее задание по литературному чтению

Формирование УУД:

Регулятивные: определяют учебную задачу урока в совместном обсуждении, соотносят ее выполнение с формулировкой в конце урока; осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи; оценивают себя на различных этапах урока;

Познавательные: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

Коммуникативные: принимают участие в дискуссиях, задают вопросы собеседникам, отвечают на вопросы своих одноклассников

Оборудование: учебник «Литературное чтение» в 2 ч. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. Школа России. 3 класс, презентация, толковый словарь,аудиозапись, карточки.


Ход урока:

I.Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

Мы работать будем дружно,

Чтоб услышать нам в конце,

Что ребята в нашем классе

Все, конечно, молодцы!

(Слайд 3)

-Пусть урок принесет всем радость общения, а помогать вам будут внимание, находчивость, смекалка.

– Проверим готовность к уроку

II.Актуализация знаний

-Ребята давайте в начале урока проведем с вами речевую разминку!

Артикуляционная гимнастика (Слайд 4)

Са-са-са- в лесу живет лиса

Су-су –су -мы увидели лису

На –на-на –сидит черная ворона

Ну –ну –ну –поймаю глупую ворону

Повторение пройденного.

- Сейчас я проведу викторину, я прочитаю вам строчки из басен, а вы определите их название.

Да только воз и ныне там (Лебедь, рак и щука). (Слайд 5)

Чем кумушек считать трудить не лучше ль на себя кум оборотиться (Зеркало и обезьяна). (Слайд 6)

Ты всё пела это дело так пойди же попляши (Стрекоза и муравей). (Слайд 7)

К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, цены не зная ей (Мартышка и очки). (Слайд 8)

- Кто автор этих басен? (Слайд 9)

Иван Андреевич Крылов

Проверка домашнего задания.

- Пришло время проверить ваше домашнее задание. Итак, на дом вам было задано выучить наизусть басню «Зеркало и обезьяна» сейчас 5-7 желающих пойдут к доске прочитают эту басню выразительно.

А мы с вами ребята выберем лучшего чтеца, поэтому слушаем внимательно и обращаем внимание на то, как читают наши чтецы. Смотрим на то, как они читают: громко ли, без ошибок, сказали ли автора и название.

Дети рассказывают наизусть басню «Зеркало и обезьяна»

- Чьё чтение было лучше и почему? (Выставляются оценки)

III.Самоопределение к деятельности .

- Сегодня на уроке будем работать над басней И. А. Крылова. А как она называется, вы должны догадаться сами.

- Посмотрите на слайд (Слайд 10,11), кто изображён внизу на памятнике?

- Что вы знаете о Крылове? (первые басни написал в 37 лет, подписывал их «Нави Волырк», написал более 200 басен, работал библиотекарем в Петербурге, его басни любили все от солдат до императоров Александр I, Николай II, главные герои животные с характерами людей и т.д.).

-Вы очень много знаете о Крылове, а я хочу дополнить ваши знания рассказом об истории необычного памятника, который изображён на слайде.

-После смерти Крылова было решено поставить ему памятник. Средства на воздвижение этого памятника были собраны народом за 2 года. Скульптором, воздвигшим этот памятник был Петр Карлович Клодт. Было решено поставить этот монумент в Летнем саду в городе Санкт-Петербурге. Клодт решил украсить памятник скульптурами героев басен великого баснописца, для этого он прочёл их все и составил список животных: осёл, кот, собаки, волк, ворона, журавль, обезьяны, лисица и другие. Скульптуры животных лепились с натуры. Говорят, что во время работы в доме Клотда был целый зверинец. Старания скульптора оправдали себя животные, украшающие пьедестал, выглядят естественно и правдоподобно).

- Мы сегодня с вами поговорим о двух героях, которые изображены в виде скульптур на памятнике (о вороне и лисице –догадываются дети)(Слайд 12)

- Давайте попробуем догадаться каково же название басни, с которой мы сегодня познакомимся.

Дети высказывают свои предположения.

- Давайте назовём тему нашего урока и какие цели мы перед собой поставим. (Басня И. А. Крылова «Ворона и Лисица»). (Слайд 13)

Физкультминутка. (Слайд 14-15)

- Ребята, вы хорошо поработали. А теперь представьте себя героями басен и изобразите их движения: полетаем, как стрекозы, походим, как слоны, возьмем в руки очки, как мартышка, повертим их и так и сяк, положим на парту, посмотрим в зеркало, покорчимся.

- Молодцы, садитесь.

IV.Изучение материала по теме урока.

Первичное знакомство с басней

–Откройте учебник на странице 137. Найдите басню. А теперь сядьте удобно и послушайте басню.(Аудиозапись басни).

Дети слушают аудиозапись.

Подумайте над вопросом : «Почему это произведение так называется?

После прослушивания.

-Понравилось ли вам?

– Почему это произведение так называется?

Какими на первый взгляд показались вам персонажи басни?

Самостоятельное чтение учащихся (жужжащее).

Внимательно читайте о Вороне и Лисице.

-На сколько частей разделили весь текст? (на 3 части).(Слайд 16)

-О ком (чём) говорится в 1 части? (зачитайте – это завязка, то есть начало действия)

- Какие события развиваются во 2 части? (разговор Лисы с Вороной). Прочитайте.

- Что же говорится в 3 части? (это – развязка)

- Что же является основным стержнем (корнем) в развитии басни? (льстивая речь Лисицы, от которой у Вороны вскружилась голова)

- Перечислите, как Лиса называла Ворону? (Голубушка, светик, сестрица, мастерица, царь-птица).

- Почему же Лисица так хвалит Ворону? (хочет ее обмануть)

- Догадывалась ли об этом Ворона?

- Понравилась ли Вороне лесть Лисы?

- Как поняли выражение «в зобу дыханье спёрло»?

- Как автор подчеркнул, что на самом деле Ворона не такая, как о ней говорит Лиса? («На ель ворона взгромоздясь..)

- Добилась ли Лиса поставленной цели?

- После всего, что случилось, как вы можете охарактеризовать Ворону? (доверчивая, глупая)

- Что бы вы посоветовали Вороне? (Необходимо отличать истинные чувства от лести)

- Можно ли встретить такую ситуацию среди взаимоотношений людей?

- Приведите примеры.

Словарная работа.

–Прочитайте слова, смысл которых вызвал у вас затруднения.

Постарайтесь объяснить их смысл. При необходимости воспользуйтесь

толковым словарем. (Слайд 17,18)

Лесть – лицемерное, уродливое восхваление.

Гнусный - отвратительный, омерзительный.

Не впрок – не на пользу

Взгромоздиться - взобраться и устроиться с трудом на что-либо.

Пленить – очаровать, покорить чем-либо.

Плутовка – обманщица, хитрая.

Ангельский - нежный, добрый.

Вещуньина – вещун – предсказывающий несчастье.

На цыпочках подходит - подходит тихо, осторожно.

Вскружилась голова - утратила способность здраво рассуждать.

Была такова - исчезла, скрылась.

Дыханье сперло - трудно стало дышать.

Бог послал - нашёл случайно, без особого труда.

Чтение морали басни(Слайд 19)

-Прочитайте мораль басни ещё раз. Как понимаете смысл первых трёх строк? А что означают слова: «И в сердце льстец всегда отыщет уголок». Кого больше он осуждает в своей басне Ворону или Лисицу?

- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (это обман)

- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? (в сказках Лисица – хитрая, умная, а Ворона – глупая)

- Есть ли положительный герой в басне?- (Нет)

- Почему нельзя подражать Лисице и Вороне?

Льстец страшен, а кто принимает эту лесть - смешон. И тот и другой теряют чувство собственного достоинства, т.е. самоощущение и самоуважение.

- Над кем смеется автор? Что высмеивает?

( над вороной - доверчивость).

- А почему не смеется над лисой?

( Лесть не смешна, она противна, отвратительна)

- Могут ли себя животные вести так на самом деле?

-Итак, если вы встретите людей, которые льстят, говорят красивые слова ради своей выгоды, кого из персонажей они вам напомнят?

Вывод: Крылов И.А. одинаково высмеивает и осуждает глупую, податливую на лесть Ворону и хитрую коварную Лису. (Слайд 20)

- Смогли ли мы ответить на все вопросы? (да)

Физкультминутка для глаз(Слайд 21)

На экране поэтапно появляются кусочки сыра и лиса, дети следят за появлением картин глазами

V.Закрепление изученного материала

Чтение по ролям (Слайд 22)

Фронтальная работа(устно)

Подберите строки из басни к иллюстрациям. (Слайд 23,24,25)

Самостоятельная работа на карточках.

Ответить на вопросы

Что бог послал вороне?________________________________________

Сколько сыра было в басне?____________________________________

Где сидела ворона?____________________________________________

Где ворона держала сыр?_______________________________________

Какое определение лисица дала голосу вороны?___________________

Что лисица попросила сделать ворону?__________________________

Проверка самостоятельной работы .

VI.Рефлексия. (Слайд 26)

Сегодня на уроке я узнал, что …

Я хотел узнать ещё о баснях…

Больше всего мне понравилось…

Новым для меня стало …

VII.Итог урока. (Слайд 27)

-Как вы думаете, для кого и для чего написана басня?

-Чему учат нас басни?

-Какая мораль в басне?

Домашнее задание: (Слайд 28,29)

1. Выразительное чтение басни

2. Задание по выбору учащихся:

инсценировка басни;                                                                                                                           выучить басню наизусть.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 1классе по русскому языку" Фонетика.Звуки и буквы"

Цель урока: : создать условия для формирования представления о том, что в слове количество звуков и букв может совпадать или не совпадать.Планируемые результаты. Предметные результаты:Совершенст...

Конспект открытого урока по математике, литературному чтению и английскому языку

Интегрированный урок по страницам сказки Л.Кэррол "Алиса в стране Чудес"...

Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению в 1 классе «Повторение. Письмо слов и предложений с изученными буквами».

Данный материал содержит  план интегрированного урока по русскому языку и литературному чтению в 1 классе по теме "Повторение. Письмо слов с изученными буквами" Данный урок проведён в игровой фор...

Открытие недели русского языка и литературного чтения

Открытие недели русского языка и литературного чтения ( день первый)...

Интегрированный урок с презентацией по русскому языку и литературному чтению во 2 классе.Тема: Пословицы и поговорки"Закрепление изученного в 1 классе.Составила урок учитель начальных классов МОУ сош №9 г.Надыма Кульбашева Ольга Николаевна.

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению рекомендуется проводить во 2 классе в начале учебного года.Цель урока: формирование ключевых компетенций у учащихся.На уроке закрепляются ...

Конспект Открытого урока + презентация 3 класс русский язык

Открытый урок в 3 к лассе по русскому языку.Тема "Однокоренные слова. Корень слова"...

Конспект открытого урока для родителей. Предмет: Русский язык. Класс: 4. Тема: Имя существительное.

Учитель ставит цель: обобщить и систематизировать знания детей о части речи – имени существительном.Создать условия для реализации целей:Предметные:- обобщение знаний учащихся о постоянных и неп...