Открытый урок русского языка " Части речи".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе обобщает тему «Части речи». Урок составлен по программе Школа России. В рамках ФГОС на данном уроке планируется достичь следующих результатов:
Личностные:
- проявление творческого отношения к процессу обучения;
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Метапредметные
Познавательные:
- умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Регулятивные:
- умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение осуществлять познавательную рефлексию.
Коммуникативные:
- умение слушать и понимать других;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные:
- выявление признаков текста, осознание связи заглавия с темой и главной мыслью текста.
Используемое оборудование:
- учебник: Русский язык. 3 класс, авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, Издательство: Москва “Просвещение”, 2015 г)
- компьютер учителя;
- мультимедийный проектор;
- презентация Smart «Части речи»;
- раздаточные материал, тесты.
Цели урока:
обучающие:
- обобщить знания по теме (умение распознавать части речи, ставить вопросы и использовать их в тексте);
развивающие:
- формировать умения анализировать звучащую речь;
- развивать воображение, мышление, речь учащихся;
воспитательные:
- воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;
- воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью;
- воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма.
Педагогические технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.
Методы обучения: проблемно-поисковый метод; наглядный; репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности (в том числе игровая технология).
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, игровая, репродуктивная.
Ход урока
«Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
А теперь все повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.»
Постановка цели урока
– У нас сегодня необычный урок русского языка, потому что к нам пришли необычные гости. А кто они, вы узнаете по визитным карточкам, которые сейчас прослушаете.
Представление гостей.
а) Школа,дом,трава,земля.
Любой предмет обозначаю я.
Кто? Учитель, врач, сосед.
Что? Диван,велосипед.
Бываю разного я рода:
Тротуар,окно,природа.
Изменяюсь по числам,по падежам.
Спешу я в гости к ученикам.
Вот какая я часть речи удивительная,
Называюсь я ...(существительное).
Как зовут нашего гостя??
-Посмотрите, какие предметы у существительного на рисунке, и на какие вопросы отвечают эти предметы?(слайд)
-Что обозначает существительное?
На какие вопросы оно отвечает?
- Встречайте второго гостя
Художницу нашу знает весь свет
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какая? Какое? Какие.
Оно с существительным живёт на редкость дружно,
Изменит окончание, когда ему нужно.
Оно его не бросит в воде и на земле:
Стоит в одном с ним роде и в одном числе.
– Как зовут нашего второго гостя?
- А теперь посмотрите на рисунок и скажите, как изменились предметы благодаря прилагательному?
- Что обозначает имя прилагательное?
На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
- Встречайте третьего гостя
Я, страшное дело, какой деловой,
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю,
Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,
И на стадионе голы забиваю,
Укроп поливаю, кусты подстригаю,
И чисто – пречисто весь двор подметаю.
Дорожки в саду я песком посыпаю,
А после работы в тени отдыхаю.
Как зовут нашего третьего гостя?
- глагол делает так много дел сразу, что кажется, будто у него несколько рук и ног. Он весь в движении.
- Так какие действия выполняет глагол?
- Что обозначает глагол?
На какие вопросы отвечает глагол?
- Какое общее название можно дать всем этим гостям? Значит, что мы будем сегодня повторять?
Тема урока части речи
– Развитие устной и письменной речи.
– Мы работали над темой «Части речи».
– Получить хорошую оценку, закрепить знания.
-- существительное
Кто? Что?
-Предмет
- Прилагательное
-Кошка была (какая?) белая, а стала усатая, полосатая, пушистая.
▪ Дерево было (какое?) голое, а стало зелёное, ветвистое, высокое.
▪ Гриб был (какой?) белый, а стал яркий, красный, ядовитый.
- Признак предмета
-Какой? Какая? Какое? Какие?
Глагол
Что делает? Читает, пишет, играет, забивает, катается, скользит, бегает, покупает, отбивает.
- действие предмета
- Что делать? Что сделать?
-Части речи
Актуализация знаний, УУД
Открыли тетради, записали дату, спинки ровные, тетрадь под углом. Отложили ручки.
- выполненим каллиграфическую минутку.
С какой целью мы её проводим?
Посмотрите запись на доске.
зима – с
холодная – п
наступила – ?
Догадайтесь, как слово связано с буквой. Кто догадался, скажите какую букву можно поставить вместо вопроса. Докажите.
Вот мы и определили, какие буквы будем писать на чистописании. Мы будем отрабатывать соединения букв. с п г
Орф.минутка
Ребята, прочитайте слова на доске.(Дек_брь, м_дведь, м_роз, в_рона, за_ц, сн_жный, с_льный, уд_рить ) – Обсудите с партнёром по плечу правописание данных слов.
– Придумайте новое задание.
– Какие задания вы придумали?
-Найти главные члены предложения
Расскажи о каждой части речи по алгоритму.
- Алгоритм
- Часть речи
- Вопрос
- Роль в речи
- Член предложения
- Отрабатываем навык красивого письма
-зима существит.
- холодная прилагат.
- наступила глагол
Букву г
спг
Идет обсуждение, проверка работы по слайду. Каждый ребёнок «по цепочке» выходит к доске, проговаривает орфограмму.
– Распределить слова на группы:
сущ. прил. глагол
– Составьте с ними предложения
Декабрь был снежный. Ударил сильный мороз
Работа в парах (2 человека). Самопроверка
Физкультминутка
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее изученных ЗУНов и УУД
Игра «Расставь по своим местам»
Проблемная ситуация
Даны слова: - Ваша задача распределить по столбикам в зависимости от частей речи. (Тетрадь, школьный, учиться, ученик, пенал, классная, думать, умные, решать, карандашей, трудного, пишут.
– Работа в группах. Каждая группа выполняет свои задания и обобщает их вслух.
Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков
Самостоятельная работа (3 уровень содержит проблемную ситуацию)
Ребята, все задания мы выполняли вместе, в группах, а сейчас покажите, как вы умеете работать самостоятельно. Выберите себе одно задание – 1, 2 или 3 уровня и приступайте к работе.
Работают самостоятельно
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Какие три гостя приходили к нам сегодня на урок?
- Давайте расскажем то, что мы о них знаем.
- А как вы думаете, мы знаем о них всё или не всё?
- Кто доволен своей работой на уроке?
- Какое задание вызвало затруднение?
Д/з Домашнее задание (слайд № 5)
стр 5 упр 4
– Несколько учеников высказывают свои мнения.
1 уровень
Определить к какой части речи относятся слова:
День, хорошая, друг, думает, смелый.
- Как вы определяли часть речи?
2 уровень
Найди в каждой строчке лишнее слово, определи его часть речи и подпиши.
1) Берёза, пчела, лёгкий, малина.
2) Зелёная, сочная, свежая, растёт.
3) Думает, считает, ученик, знает.
- Как вы находили лишнее слово?
3 уровень
Образуй от данных существительных однокоренные слова, являющиеся прилагательным и глаголом.
веселье – … , … .
шум – … , … .
лес - … , … .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Части речи. Обобщение."
Урок русского языка во 2 классе по теме "Части речи"...
Урок русского языка "Части речи"
Форма проведения урока- путешествие со сказочными героями...
Урок русского языка "Части речи"
Данный урок является уроком обобщения и систематизации знаний по теме: «Части речи». На уроке предусмотрена групповая, индивидуальная и коллективная работа. Дети распределены в группы по уровням...
Конспект урока русского языка "Часть речи - имя существительное"
Конспект урока предназначен для использования в 3 классе. При разработке урока использованы дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы....
Урок русского языка "Части речи"
Обобщающий урок во 2 классе "Части речи"...
Урок русского языка "Части речи.Классификация частей речи по вопросу".
Конспект первого урока русского языка при изучении темы "Части речи" в 3 классе. Можно использовать в УМК "Школа России" и "Школа 2100"...
Методическая разработка урока русского языка "Части речи. Повторение и уточнение представлений об изученных частях речи"
Урок обобщения и систематизации знаний для 3 класса....