КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Тема: «Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе»
Цели деятельности учителя: умение писать падежные окончание имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Планируемые результаты
Предметные:
- познакомить с особенностями склонения прилагательных мужского и среднего рода;
- развивать у учащихся осознанное и точное употребление прилагательных в речи, умение анализировать, выстраивать логические рассуждения, делать выводы, формулировать учебную задачу;
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- осознавать личностный смысл учения.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: «Школа России» ; учебник : Канакина В.П ,Горецкий В.Г. Русский язык.4класс (2 часть),презентация, карточки с заданием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_russkomu_yazyku.docx | 26.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель | Пельменева Мария Фёдоровна |
Место работы | МБОУ НОШ № 3, г.Балей, Забайкальский край |
Должность | Учитель начальных классов |
Предмет | Русский язык |
Тема урока | Слова-названия предметов разного рода. |
Класс | 2 |
Предметная программа и ее автор | УМК «Перспективная начальная школа» Н.А. Чуракова «Русский язык» учебник I часть; М.Л.Каленчук, О.В.Малаховская, Н.А.Чуракова «Русский язык» учебник II часть |
Тип урока | Комбинированный урок: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения новыми умениями; |
Цель | применение усваиваемых знаний и способов учебных действий в условиях решения учебных задач; показать, что смысл слова заключается в основе слова; учить выписывать из обратного словаря слова-названия предметов женского, мужского и среднего рода; формировать умение выделять окончания слов- названий предметов разного рода. |
Задачи урока: | различать изменяемые и неизменяемые слова; находить значимые части слова (окончание); выделять и слове окончания (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончания); противопоставлять слова имеющие окончания, словам без окончаний. |
Формирование УУД | 1)формирование личностных УУД (учебная мотивация); 2)формирование познавательных УУД (формирование умения поиска информации в учебных словарях; понимание и преобразование информации; применение и представление информации; оценка достоверности получаемой информации; умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями); 3)формирование регулятивных УУД (в области контроля и самоконтроля -понимать, что модно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается; научится проверять выполненную работу , используя правило и словари); 4) формирование коммуникативных УУД (коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) -учет позиции собеседника. |
Оборудование: | Русский язык: 2 класс - учебники, рабочие тетради, обратные словари |
Основные этапы урока | Содержание, вид учебной деятельности/ деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование регулятивных УУД |
1.Организацион-ный момент А) | Приветствие. Психологический настрой на работу (слайд 1) - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. - Откройте тетради, запишите число, классная работа. | Дети повторяют действия. | Саморегуляция |
Б) работа над каллиграфией | он плакса (слайд2) она плакса - Сравните словосочетания? Чем похожи? Чем различаются? - Какого рода слово «плакса» в каждом случае? Чистописание . Запишите красиво, аккуратно слова он, она, оно. (слайд 3) | Дети дают ответы, записывают | |
2.Актуализация опорных знаний | Откройте учебник на с.54. Рассмотрите слова мужского, среднего и женского рода в таблице. - С помощью каких слов можно убедиться, что слова – названия предметов в таблице мужского, среднего и женского рода? - Ответьте на блок вопросов, который расположен между двумя подсказками Летучей Мыши? - Какой усвоенный материал мы повторили? (слайд 4) | Он, она, оно Именно у слов мужского рода нулевое окончание. Окончания показывают, что слова правильно объединены в группы; окончания – изменяемая часть слова. Смысл слова позволяет понять его основа, эта часть слова не изменяется. | 1.Умение следовать инструкции 2.Умение удерживать учебную задачу |
3. Изучение нового материала | - Исходя из предыдущих заданий, назовите тему урока. -А где ещё мы можем найти название темы? (по оглавлению) - Какую цель поставит каждый из вас для себя на уроке? (слайд 5)
| Тема: Слова-названия предметов разного рода Цель - учиться определять род слов- названий предметов, выделять окончания; Уметь находить слова - названия предметов разного рода в словаре; расширить знания о неизменяемых словах. | Целеполагание - способность принять учебную (практическую) задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно. Познавательные: осознанно строить речевые высказывания в устной форме о взаимосвязи окончания слова с его родом; Регулятивные: применять освоенные способы действия; осмысливать текстовый материал, выделять предмет речи и его свойства |
4.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала | Обратимся вновь к учебнику1 на стр. 54. Рассмотрите таблицу. - Зачитайте в третьей колонке слова женского рода. Что обнаружили? - На какие буквы нужно открыть обратный словарь, чтобы обнаружить слова женского рода? - Упр.31, стр.56 Откройте обратный словарь на букву а.(стр. 135) Прочитайте первые 10 слов – названий предметов (Работа по вопросам учебника) -Выпишите любые 5 слов. Выделите окончания. Откройте обратный словарь на букву я.(стр. 150) Прочитайте первые 10 слов – названий предметов (Работа по вопросам учебника) -Выпишите любые 5 слов. Выделите окончания. - Вернитесь ещё раз к таблице. В каком столбике слова среднего рода? - Внимательно рассмотрите их окончания. Сделаем вывод (слайд 6) | - На конце всех этих слов буквы – а, - я - На буквы – а и -я -Баба, жаба, учёба, дружба, изба, шайба, бомба, клумба, губа, труба. (2 человека у доски) -Змея, сабля, земля, капля, цапля, пуля, вафля, баня, деревня, яблоня. (2 человека у доски) - во втором столбике - о, - е Откройте обратный словарь на букву я.(стр. 150) а, - я- окончания женского рода - о, - е- окончания среднего рода | 1.Умение следовать инструкции. 2.Умение удерживать учебную задачу. 3.Саморегуляция (умение выполнять задание в отведенное время) |
Динамическая пауза | Физминутка (прыжок на месте) (слайд 7) 1 ряд - м. р 2 ряд - ж.р. 3 ряд - ср. р. Лампа, колесо, пример, учебник, бумага, море, стол, окно, сок, яблоко, крик, ручка. | ||
5.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач
| Откройте обратный словарь на букву е. (стр. 141) Выпишите первые семь слов (Упр. 32),правило (стр.57) (слайд 7) Все ли слова среднего рода? Анишит Йокоповна уверяет, что одно из этих слов – мужского рода. А вы знаете, о каком слове идёт речь? Прочитайте правило Летучей мыши и вы поймёте о каком слове идёт речь! Кофе. Придумайте предложение со словом кофе (слайд 8 ) Задание - выдели окончания (слова-помощники дам, любуюсь) Маша сказала, что у двух слов нет окончаний, потому что они неизменяемые. Ты соглашаешься с Машей? Найди эти слова.
| Поле, горе, море, кафе, кофе, сердце, блюдце - нет - дети читают правило, делают вывод, что это слово кофе - придумывают КОФЕ, КАФЕ | 1.Планирование как способность самостоятельно определить последовательность выполнения действий при решении учебных задач. 2. Коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки 3.Саморегуляция (умение выполнять задание в отведенное время) |
7.Самостоятельное использование сформированных умений и навыков | -Придумай предложения со словами КАФЕ, КОФЕ. -Закрепление: Работа на карточках: (1 ряд –ж.р.; 2 ряд – м.р.; 3 ряд – ср.р.) Задание: Поднимают карточку с родом только те, кто услышит своё слово. Дорога, кофе, закат, день, солнце, тётя, море, кот, книга. Делаем общий вывод. (слайд 10) | Поднимают карточку, только те у кого слово нужного рода - а, - я- окончания женского рода - о, - е- окончания среднего рода - … окончания мужского рода | 1.Планирование как способность самостоятельно определить последовательность выполнения действий при решении учебных задач. 2.Умение удерживать учебную задачу. 3.Умение следовать инструкции. 4.Коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки |
8.Обобщение изученного и включение его в систему ранее изученных ЗУН и УУД | -Какова была цель урока? Мы её выполнили? Чему мы учились сегодня на уроке? Что нового узнали на уроке? | определять родовые окончания, определять род слов-названий предметов) | Целеполагание - способность принять учебную (практическую) задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно. |
9.Рефлексия деятельности | За что ты можешь себя похвалить? (слайд 11) У вас на партах лежать смайлики, если вам понравился урок, то нарисуйте улыбку, если были равнодушны – то просто полосочку, если не понравился, то нарисуйте губки вниз Домашнее задание: придумать и записать по 5 слов мужского, женского и среднего рода. | Приклеляют на доску смайлики (с обратной стороны магнит) работа в дневниках | Целеполагание - способность принять учебную (практическую) задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».
формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;развивать умение образовывать новые слова с помощью пр...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме «Правописание безударных гласных», УМК по русскому языку под ред. Т. Г. Рамзаевой
Урок обобщения и систематизации знаний....
План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"
конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...