«Звуки и буквы. Маша и Миша знакомятся со звуковым столбиком»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Осипович Ирина Вениаминовна

Урок русского языка. 1 класс. Перспективная начальная школа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osipovich_zvuki_i_bukvy.doc174 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта учебного занятия по русскому языку

        

Автор: Осипович Ирина Вениаминовна

УМК «Перспективная начальная школа», 1 класс

Тип урока – повторение.

Тема учебного занятия:  «Звуки и буквы. Маша и Миша знакомятся со звуковым столбиком».

Цели: уточнить представление о существенных признаках звуков и букв; учить сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слов.

Задачи урока (деятельность учителя): создать условия для ознакомления со звуковым столбиком, формирования умения различать гласные и согласные звуки, согласные звуки по твёрдости – мягкости, звонкости – глухости и обозначать звуки буквами; способствовать развитию фонематического слуха; способствовать совершенствованию умений работать с планом, в паре, в группе; расширение кругозора обучающихся;

организовать контрольно-оценочную деятельность обучающихся на уроке.

Оборудование: учебник «Русский язык» Н.А. Чуракова, рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, карточки,  сигнал «Светофор».

Планируемый результат:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся: различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, мягкие и твёрдые согласные и обозначать их буквами, припомощи схем, делать звуковой анализ слов; определять роль гласных и согласных звуков и букв.

.

Регулятивные УУД: организация своей учебной деятельности: целеполагание, планирование, контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Познавательные УУД: уметь анализировать, сопоставлять, классифицировать, обобщать, находить ответ на проблемный вопрос.

Коммуникативные  УУД: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, строить понятное речевое высказывание; уметь работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Личностные УУД:  проявление познавательного интереса, определённых познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватные представления об учебной деятельности.

Стремиться к получению новых знаний, совершенствовать свои умения, прилагать волевые усилия в ходе решения учебной задачи. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Способность к доброжелательности, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.Организационно-мотивацион-ный

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Повторяют правила поведения на уроке, приветствуют гостей.

-Поприветствуйте наших гостей, улыбнитесь нашим гостям и друг другу.

Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все на месте, все в порядке

Книжка, ручка и тетрадки!

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Напоминает правила деления на «домики»,

организует проверку.

Слушают учителя, ищут образцы на карточках группы, заселяют в свой дом.

Группы  «Домики» (на столах «звуковые человечки» обозначающие разные звуки)

Дети получают карточки, на которых написаны образцы для проведения минутки чистописания. Учитель предлагает им выбрать одну из групп (образцы записаны парами букв : гласные - ао; иы; звонкие мягкие - мя, вь; звонкие твёрдые - ма, ру; глухие мягкие - те, пь; глухие твёрдые – са, ко). Дети должны выбрать тот, который соответствует «домику его группы». Выбрав, дети проверяют друг друга.

Уметь анализировать и классифицировать

(Познавательные УУД (общеучебные)

Самопроверка работы. (Регулятивные УУД).

Уметь оказывать взаимопомощь

(Коммуникативные УУД).

III. Целеполагание.

Цель.

Формулирова-ние темы, цели и плана урока.

Подводит обучающихся к формулирова-нию темы и  цели урока, планируют деятельность совместно с учителем.

Закрепляют понятие «имя собственное».

С помощью учителя формулируют тему и цель урока, планируют свою деятельность.

Учитель вывешивает карточки с этапами урока.

Ребята, давайте подумаем, что объединяет все эти группы?

-Но могут ли звуки существовать без тех, что

Чёрные, кривые,

От рождения немые.

Но станут в ряд –

Враз заговорят. (буквы)

- О чём мы будем говорить сегодня? Как будет звучать тема нашего урока?

-Звуки и буквы.

-Ребята, это урок открытия новых знаний или повторение?

-Повторение. Мы уже говорили о звуках и буквах при изучении Азбуки.

Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока.

 - Будем учиться различать гласные и согласные звуки и буквы русского языка.

Для чего нам нужно изучать русский язык?

- Ребята, давайте спланируем нашу работу на уроке. Как вы думаете, с чего мы начнём?

1. Гимнастика для пальцев, чистописание.

2. Работа по учебнику.

3.Самостоятельная работа.

4.Подведение итогов и самооценка.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). 

Принятие цели и постановка задач урока, планирование и самоконтроль своей учебной деятельности (Регулятивные УУД)

Уметь составлять план урока с помощью учителя. (Регулятивные УУД).

IV. Открытие новых знаний

Цель.

Формирование умения работать со звукобуквенным столбиком.

ФИЗМИНУТКА

Организует пальчиковую гимнастику.

Напоминает правила посадки при письме, правила положения тетради.

Организует работу по плану урока.

Организует работу по учебнику.

Рассказывает сказку, по ходу составляет таблицу звуков.

Организует

фонетическую зарядку

Организует работу учеников в тетрадях, на доске.

Знакомит с оформлением транскрипции

Организует физкультминутку

 Выполняют упражнения.

Работают в тетради. Следят за осанкой.

Работают по плану урока.

Работа с учебником.

Участие в фонетической зарядке

Работают в тетради и на доске.  Следят за осанкой.

Выполняют упражнения

  1. 1.Теремок
  2. 2.Друзья

-  Грамотный человек должен уметь красиво и правильно писать. Чтобы продолжить обучение, нам нужны тетради.

-Я тетрадь свою открою /открывают/

- И наклонно положу /кладут наклонно/

- Я, друзья, от вас не скрою  -/берут ручки/

- Ручку я вот так держу. /ставят руку на локоть и показывают как правильно держать ручку/

- Сяду прямо, не согнусь /опускают руку на тетрадь, проверяют осанку/

- За работу я возьмусь /пишут число, классная работа/

- А теперь красиво пропишите выбранные вами пары букв, обведите одну удачно написанную.

- Итак, ребята переходим к следующему этапу урока – работа с учебником. Откройте оглавление, посмотрите, какой раздел мы изучали и к какому разделу мы должны с вами перейти? /Изучали тайны устной и письменной речи. Будем - Маша и Миша знакомятся со звуковым столбиком./

- На какой странице он находится? /с.29/

- Прежде, чем мы начнём работу, давайте ещё раз вспомним, какова роль устной и письменной речи в жизни людей?

С чего же начинается наша речь?

Звуки – слоги – слова – предложения – текст /собирается «дом»/

- Прочитайте, о чём спросила Волшебница ребят?

Посмотрите на алфавитный столбик, где рядом с буквами изображены звуки.

- Почему для обозначения звуков выбрали разные цвета? Знаете, как это произошло?

--Жили-были в одной волшебной стране звуки.

Учитель выставляет на доску карточку со словом “ЗВУКИ".

- Страна была крохотная, жителей было мало. Никто их не видел, т.к. они были невидимками. А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами. За их певучесть и голосистость их прозвали .../гласными/.

Учитель выставляет на доску карточку со словом "ГЛАСНЫЕ"

-Назовите их. /А, о, и, у, э, ы/

Фонетическая зарядка.

- Эти звуки любят петь. Споём их на одном дыхании. Следите за указкой, вдохнули ... /Учитель показывает на ленте букв различные чередования звуков, а дети поют./

- Остальные тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Они очень дружили, во всём соглашались с гласными, любили стоять с ними рядом.  И назывались они.../согласными/.

Учитель выставляет на доску карточку со словом "СОГЛАСНЫЕ"

- Верно. Звуки и теперь живут вместе в согласии. И вот однажды в этой стране появилась волшебница. Ей она так понравилась, что она захотел поближе познакомиться с её жителями. Но они были невидимыми. Тогда она решил подарить каждому жителю одежду. Стоило  её надеть, как звуки становились видимыми и превращались в буквы.

Учитель выставляет на доску карточку со словом “БУКВЫ”.

- Обратите внимание на волшебную белую доску, помощницу нашего учебника.

--Прочитайте задание. Давайте составим предложение о звуках с помощью готового начала и слов для справок, а затем запишем его в тетрадь.

Звуки мы слышим и произносим.

-На одном из прошлых уроков мы изучали роль ударения в словах. С какими звуками дружит ударение? Благодаря этой дружбе какими становятся гласные?

Учитель выставляет на доску карточки со словами “УДАРНЫЕ” и "БЕЗУДАРНЫЕ"

- Давайте всё выясним о согласных звуках. Какие бывают согласные? /Звонкие, глухие, твёрдые, мягкие/

Учитель выставляет на доску карточки со словами “ЗВОНКИЕ”, "ГЛУХИЕ", "ТВЁРДЫЕ", "МЯГКИЕ".

На доске появляется таблица.

- Продолжаем сказку. Звукам тоже хотелось стать видимыми. И тогда волщебница предложила им стать видимыми только в виде схем и знаков транскрипции. Звуки согласились. И волшебница подарила им карнавальные костюмы в виде кругов и знаков.  Какие цвета достались гласным, согласным?

 

«Страничка для любознательных» (на слайде)  /взято из учебника Климановой В.П. «Русский язык « 1 класс, с.48/

- Посмотрите на звуковой столбик. Рядом с буквой определённым цветом в квадратные скобочки помещен звук. У всех ли букв это есть?

-Может быть, кто-то из вас видит чуть видоизменённый звукобуквенный столбик в нашем классе? /Звуковая линейка над доской/

-Мы повторили изученные сведения о звуках и буквах, пора применить их на практике. Но прежде чем приступить к следующему этапу нашей работы, мы немного отдохнём.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Знать, как выполняются упражнения.

Знать гигиенические правила письма.

Уметь ориентироваться в учебной книге.

Отвечают на вопросы

Знать гласные звуки русского языка

Уметь составить и записать предложение.

Знать ударные звуки.

Знать сведения о видах парности согласных звуков.

Соотносить информацию в учебнике с окружающей информацией на стендах в классе

Мотивация к изучению нового материала (Личностные УУД)

Поиск и выделение источников информации (Познавательные УУД )

Установление причинно-следственных связей

(Познавательные УУД )

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и поним

 понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь составлять предложение по началу (Познавательные УУД).

Уметь обобщать полученную информацию, делать вывод (Познавательные УУД).

Установление причинно-следственных связей; овладение умением осуществлять сравнения и выделять общее и различное.

(Познавательные УУД ).

Овладение умениями работать с вертикальным и горизонтальным звукобуквенным столбиком

(Познавательные УУД).

V. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить умение пользоваться звуковым столбиком при звуковом анализе слов.

Организует словарную работу учеников в тетрадях, на доске, звуко-буквенный разбор слов.

Работают в тетради. Следят за осанкой.

Теперь мы переходим к следущему этапу нашей работы.

Самостоятельная работа.

Звуко - буквенный анализ слов.

- Мы уже изучили несколько словарных слов. Кстати, а почему они так называются? Для работы мы используем несколько слов.

ПАЛЬТО, ПИРОГ, МОРКОВЬ

Можете пользоваться звуковым столбиком для осуществления  анализа слов.

Осуществлять правильную запись словарного слово, его звуковую схему, трапскрипцию.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Уметь обобщать полученную информацию, делать вывод (Познавательные УУД).

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель.

Проверить усвоение сведений о звуках и буквах, самоконтроль усвоения знаний.

Организует

самостоятель-ную работу, используя алгоритм.

Напоминает правила игры

Учитель организует проверку.

Самостоятельная групповая работа по карточке.

Работают, используя алгоритм.

Выбирают правильный ответ.

Учатся прогнозировать свой результат с помощью волшебной линеечки.

-А сейчас вам предстоит самостоятельная работа. У каждой группы на столе задания. Вам нужно выбрать правильную транскрипцию к вашим словам и представить ее классу. Вспомните правила работы в группе.

- По какому алгоритму будете работать?

  1. Прочитай
  2. Подумай
  3. Выбери

1 группа: море [мор,э]     [мор,е]    

2 группа: вода [вада]     [вода]

3 группа: окно  [акно]     [окно]    

4 группа: мороз [марос]     [мороз]    

5 группа: лепка [ л,эпка]     [л,епка]    

 Проверка: у доски каждая представляет свой вариант.

А сейчас сыграем в игру «Верю – не верю»

Приём «Верите ли вы», заполняете табличку словами да/нет

  1. Гласные звуки бывают ударные и безударные /да/
  2. В русском алфавите 32 буквы /нет/
  3. Гласный звук состоит только из голоса /да/
  4. Согласный звук образует слог /нет/
  5. Гласные бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие /нет/
  6. Буквами на письме обозначаются звуки /да/

Выполните самооценку с помощью палочки с крестиком.

- А теперь давайте проверим. (На слайде правильный вариант)

Уметь составлять транскрипцию, доказывать свою правоту.

Уметь работать самостоятельно

(Познавательные УУД).

Уметь работать по алгоритму (Регулятивные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Уметь выполнять самопроверку, самооценку

(Регулятивные УУД).

VII. Контрольно-оценочный, рефлексия

Цель.

Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности по обозначенным критериям и способность к рефлексии.

Организует фиксирование содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Выполняют самооценку.

- Давайте вспомним цель, которую мы ставили  в начале урока? Чему учились на уроке?

Что понравилось? Что было трудно?

-Оцените свою работу (используя условные знаки). Покажите сигнал светофора: зелёный -всё понятно, легко, красный – было трудно, ничего не понял.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).  

Использованные источники:

  1. Русский язык 1 класс : технологические карты уроков по учебнику Н.А.Чураковой, «Учитель» 2017
  2.  Канакина В.П. Русский язык 1 класс. 2017
  3. Я иду на урок в начальную школу. Русский язык. Книга для учителя. Составитель М.А.Козлова: М., «Олимп», 1998
  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Часть 2.:Воронеж, ТЦ «Учитель», 2002
  5. http://www.proshkolu.ru/user/cbljhbyf/file/2134597/
  6. http://matveyrybka.ucoz.ru/news/fizkultminutki_v_stikhakh/2011-05-22-337
  7. http://detochki-doma.ru/fizkultminutki-v-nachalnoy-shkole/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Звуковой столбик. Гласные и согласные звуки" в 1 классе"

Урок по программе "Перспективная начальная школа" с использованием приёмов гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили. Урок разработан в рамках ФГОС, с формированием УУД....

Тема урока: Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о звуках и буквах, научить правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы ...

Маша и Миша знакомятся с миром слов

Презентация по русскому языку для 1 класса, пнш...

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема "Эпистолярный жанр. Придумываем письмо Маше и Мише. Запись предложений". УМК "Перспективная начльная школа"

Представлена разработка урока и презентация к ней по теме "Эпистолярный жанр. Придумываем письмо Маше и Мише. Запись предложений"....

Краткосрочное планирование урока грамоты на тему: "Звук (ш) Буквы Шш « У Маши шары», «Саша и Маша» (2 часа, для 1 класса)

Урок спланирован с учётом внедрения ключевых идей 7 модулей Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан 3 (базового) уровня. Конспект занятия содержит планир...

Тест системы PROClass по русскому языку по теме «Звуковой столбик. Гласные и согласные звуки», 1 класс

Тест  представляет набор стандартных заданий, который устанавливает степень усвоения  учащимися учебного материала по теме «Звуковой столбик. Гласные  и  согласные звуки&raqu...

Урок литературного чтения "Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих звуков. Составление звуковых моделей слов. Согласный звук [ч\']. Буквы Ч, ч"

Разработка содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения "Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих звуков. Составление звуковых моделей слов. Согласный ...


 

Комментарии

Степочкина Татьяна Валентиновна

Ирина Вениаминовна! Очень четко спланированный и интересный урок. Спасибо за публикацию. Думаю, коллеги оценят его по достоинству.