Технологическая карта "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Технологическая карта "Имя прилагательное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8.1._imya_prilagatelnoe.docx48.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Имя прилагательное» 2 класс

Тип урока: "открытие нового знания"

Цель:  познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке..

Планируемые результаты:

Предметные:

  • научатся находить прилагательные в тексте;
  • ставить вопросы от существительных к прилагательным,
  • устанавливать связь между прилагательными и существительными,
  • подбирать примеры имён прилагательных.

Личностные:

  • формирование нравственно-этических качеств личности;
  • воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку;  
  • умение реализовывать теоретические познания на практике;
  • умение высказывать свое мнение и отстаивать его.

Метапредметные:

Познавательные:

  • определение цели своего обучения;
  • устанавливание причинно-следственных связей правила написания слова и его графического изображения;
  • анализирование информации и преобразование ее из одной формы в другую: чтение текста, выполнение  задания , ответы на вопросы.

Коммуникативные:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль;
  • выполнять практические упражнения;
  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

Регулятивные:

  • - принимать и сохранять учебную задачу;
  • - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • - адекватно воспринимать оценку учителя;
  • - освоение способа решения проблемного поискового характера.

Ресурсы: учебник УМК «Школа России» Канакина В.П, Горецкий В.Г. Русский язык, наглядный материал:

План работы

1.Мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (2мин)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (2мин)

3. Этап выявления места и причины затруднения (1мин)

4. Этап построения проекта выхода из затруднения (7мин)

5.Этап реализации построенного проекта (10мин)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

I. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) (1-2 мин.)

Цель: основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Мы сегодня на уроке будем с вами наблюдать,

Рассуждать, искать решенья и заданья выполнять.

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок.

Слушать учителя.
Демонстрировать готовность к уроку, готовить рабочее место к уроку

Отвечают на вопросы

формирование способности к организации своей деятельности

настроиться на совместную работу и  общение с одноклассниками и учителем.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (5-6 мин).

Цель этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Ребята, посмотрите кто пришёл к нам гости. Верно – это петушок.

Как называется сказка про этого петушка?

https://neposed.net/images/thumbnails/images/olga/igraya_razvivaemsya/domashnii_teatr/syteev-petuh-i-kraski/nastolnii-teatr-petuh-i-kraski2-fit-363x500.png

Вспомните, что произошло в этой сказке у петуха?

Что сделали краски?

У каждого из вас есть петушок, мы выступим с вами в роли красок. Каким раскрасим хвост, голову, гребешок и т.д. у петуха?

Какие слова вы использовали?

Это петушок к нам в гости пришёл.

«Петух и краски»

Художник забыл раскрасить петушка. Когда петух решил прогуляться по двору, то все животные над ним смеялись. Петушок расстроился и побрёл в дремучий лес, где жили волшебные краски, которые помогли наше герою приобрести настоящий вид петуха.

Краски его раскрасили.

Мы использовали слова, которые обозначают цвет, а цвет – это признак предмета.

Планировать свою деятельность на уроке, организовать выполнение заданий учителя

Уметь слушать и слышать, выстраивать

осознанное речевое высказывание в устной форме

Ориентироваться в системе знаний;применять их на практике.

III. Выявление места и причины затруднения (2 мин).

Цель - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Работа в группах: Распределите слова в 2 столбика

1 столбик: имя существительное

2 столбик глагол

– Что обозначают слова первого столбика?
– На какие вопросы они отвечают?
– Что обозначают слова второго столбика?
– На какие вопросы они отвечают?


- Какие слова вы не написали ни в первый, ни во второй столбик?

 - Что они обозначают?

Распределяют слова

Бежит, трава, кричат,  зеленая, стекло, свистит, цветы, прозрачное,  живые.

Предмет

Кто? Что?

Действия предмета

Что делает?...

 зеленая, прозрачное, живые

Признак предмета

Выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала

Слушать и понимать речь других

Умение сравнивать, делать выводы;

IV. Построение проекта выхода из затруднения (постановка цели) (1—2 мин).

Цель  - постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Ребята, исходя из сказанного, попробуйте определить тему урока.

Какие вопросы зададим к этой теме? (Определите цель урока.)

Тема: слова-признаки предметов.

  1. Как называются слова?
  2. На какие вопросы отвечают?
  3. Что они обозначают?
  4. Какую роль в нашей речи играют?

Определять и формулиро-вать цель на уроке с помощью учителя., ставить перед собой задачи и выполнять их.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения

Ориентироваться в системе знаний; осуществлять анализ объектов.

 

V. Реализация построенного проекта (10-15 мин)

Цель - построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

К каждому существительному подберите подходящие по смыслу из оставшихся слов.

- На какие вопросы отвечают эти слова? На партах у вас карточки со словосочетаниями. Поработайте в парах и впишите вопросы в скобки.

Проверка

Сверяем с эталоном на доске. 

 - На какой вопрос отвечают слова-признаки?

 - Все слова, которые мы пишем и произносим, являются частью нашей речи.

Посмотрите на таблицу «Части речи» и найдите, как называются слова-признаки.

- Давайте попробуем вывести правило об имени прилагательном.

 - У вас на столах карточки зелёного цвета, сформулируйте и напишите в карточках правило об имени прилагательном.

ИМЯ прилагательное -ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ, КОТОРАЯ

ОБОЗНАЧАЕТ_______ __________

 И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ ____________,____________,______________,______________.

НАПРИМЕР:_________________________________________________________________

 

-  Так какой же вывод можно сделать? Зачитайте.                                        

Где мы можем проверить наш вывод?

 - На какой вопрос осталось получить ответ?

1. Наступила  весна.  

 Тает снег.                

Журчат ручьи.    

Светит солнце.      

Летят птицы.      

   

2. Наступила ранняя весна.

Тает последний снег.

 Журчат говорливые ручьи.

Светит ласковое солнце.

Летят голосистые птицы.

-  О чем этот текст?

 - Нравится ли он вам?

 -А что мы можем сделать, чтобы стало интересно слушать?

 - Слова какой части речи возьмём, чтобы распространить эти предложения?

- Распространите предложения.

- А вот посмотрите какой текст получился у меня и прочитайте его.

 - Сравним два текста.

-  Можно ли считать эти тексты одинаковыми?

-  Что же отличает первый текст от второго?

 - Каким стал наш текст при помощи имён прилагательных?

- Сделаем вывод: А какую роль играют имена прилагательные в речи?

Работа в парах на карточках.

Трава (…………….?) зелёная.

Стекло (……………?) прозрачное

Цветы (……………..?) живые.

Отвечают на вопросы какой? Какая?  какое?

Имя прилагательное.

Вывод: Слова, отвечающие на вопросы  «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.

Работают

с правилом, с. 86. 

(О весне)

Добавить слов, распространить предложения.

Прилагательные.

Дети составляют предложения.

Нет.

(Наличие прилагательных)

Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной.

Тает последний снег.

Прилагательное  ПОСЛЕДНИЙ.

Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для точности описания предмета.

Действовать по алгоритму, правилу

Умение высказывать своё мнение и отстаивать его

Использовать информацию для решения учебной задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс. Технологическая карта урока. Обобщение знаний об имени прилагательном.

На уроке присутствует групповая работа, применяется интерактивная игра "Иду в гости"...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2 классе на тему « Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в речи»

Обучающийся получит возможность для формирования- уважительного отношения к мыслям и настроениям другого человека;- проявления  интереса к новому учебному материалу;- умения  оценки и самооц...

Технологическая карта по русскому языку "Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу"

ознакомление с  образованием   имен прилагательных от основ имен существительных и прилагательных...

Технологическая карта коррекционного занятия с обучающимися 3 класса на тему: «Словоизменение имен прилагательных. Согласование прилагательных с именами существительными в роде».

Технологическая карта коррекционного занятия с обучающимися 3 класса на тему:«Словоизменение имен прилагательных. Согласование прилагательных с именами существительными в роде»....

Технологическая карта урока русского языка по теме «Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа «Имя прилагательное». ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: закрепление полученного знанияЦель урока: обобщение полученных знаний об имени прилагательном; совершенствование умений находить в тексте имя прилагательное; определение числа имени прилага...