Работа на уроках русского языка с детьми с ОВЗ
презентация к уроку по русскому языку (2 класс)

Тергиин Аяна Черлик-ооловна

Работа на уроках русского языка с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon rabota_na_urokah_russkogo_yazyka_s_detmi_s_ovz.ppt78.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа на уроках русского языка с детьми с ограниченными возможностями здоровья Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ с.Булун-Терек Тергиин Аяна Черлик-ооловна

Слайд 2

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особенностями высшей нервной деятельности, которые неспособны к длительной концентрации внимания. У таких детей снижена память, замедлен темп мыслительной деятельности.

Слайд 3

Актуальность темы обусловлена необходимостью разработки и поиска средств, технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующих развитию и коррекции основных психических процессов, формированию универсальных учебных действий, социализации.

Слайд 4

Дидактическая игра Ребенок с ОВЗ прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету - дидактическая игра. Игры делят на наглядные и словесные. По числу участников делятся на групповые, коллективные и индивидуальные.

Слайд 5

Направленность развивающих игр Решение коррекционных задач Перечень развивающих игр Игры с буквами, звуками, слогами и словами Развитие познавательной активности, общие речевые навыки, фонематический анализ и синтез, орфографическую зоркость «Веселая Восьмёрка», «Читайка на шариках », «Ромашка», «Снеговик», конструктор букв, Лабиринты букв Универсальные развивающие игры Развитие наблюдательности, исследовательского подхода, общей и мелкой моторики, фантазии, воображения, творческих способностей учащихся «Чудо – головоломки», «Змейка», «Ларчик», конструктор букв, загадки, ребус, шарады, кроссворд

Слайд 6

Обучение письму Письмо – это сложная форма речевой деятельности. В нём принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Письмо тесно связано с речью, а речь в свою очередь, является каналом развития интеллекта. Вот почему основополагающим в обучении считают принцип развития речи. Это главное на любом этапе урока. Обучение письму условно разделено на три этапа. Первый этап – развитие мускульной памяти, второй – развитие тактильной памяти и третий – закрепление знаний и умений с помощью вкладыша букв.

Слайд 7

Штриховка – развитие мускульной памяти. Дети штрихуют предметы, которые они нарисовали сами или составили с помощью трафаретов, шаблоны. Правила штриховки следующие: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Штриховка укрепляет не только мелкие мышцы пальцев и кисти руки, но в процессе работы развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируются творческие способности. Развитие мелкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом!

Слайд 8

Для развития моторики можно использовать не только штриховку, но и задания на раскрашивание, обведение контуров, рисование узоров по клеточкам. Обведение контуров Рисование узоров по клеточкам Раскрась картинку

Слайд 9

Метод ощупывания букв 2. Создание в памяти ребенка образа заглавной и строчной букв и их соединений - развитие тактильной памяти. Эффективным является метод ощупывания букв из наждачной бумаги в направлении письма. Обводя, ощупывая букву, ученик уже «пишет» ее. Таким образом, формирование модели буквы в памяти учащегося происходит с помощью тактильных рецепторов детской руки. Этот этап начинается с изучения первой буквы и продолжается до конца изучения «Азбуки» («Букваря»). Из самой нежной (чтобы не оцарапать подушечки пальцев) наждачной бумаги вырезаются буквы (заглавные и строчные) наклеиваются их на бумагу или картон.

Слайд 10

3. Письмо букв при помощи вкладыша (металлического или пластмассового трафарета). На этом этапе закрепляются навыки, отработанные на первых двух этапах, т.е. с помощью вкладыша букв у детей вырабатывается правильный наклон букв, и закрепляются навыки: направление письма, написание буквы, ее элементов. Недостаток таких трафаретов в том, что в нем отсутствуют соединения букв, так как их трудно вырезать из пластмассы или металлической пластины (на втором этапе этот момент является одним из основных и должен закрепляться на третьем этапе). Поэтому учителя применяют листы бумаги (вкладыши), на которых тушью написаны буквы, слоги и т.д. Подкладывая вкладыш под страницу, ученик обводит буквы, слоги, соблюдая при этом наклон букв и правильное направление письма.

Слайд 11

Рифмованные упражнения помогают детям прочнее усвоить новый материал по этой теме: Род мужской, конечно, мой: Мой сад, мой брат, стул мой. Женский род, помню я, То, про что скажу - моя: моя ручка, моя тучка и тетрадь моя. Средний род – оно мое: мое окно, моё село. Эта сказка имеет и большую воспитательную направленность: Друзья должны помогать друг другу. Шуточные стихи – один из занимательных приемов развития фонематического слуха и познавательных процессов у младших школьников на уроках обучения грамоте. Прослушав стихотворение, ребенок определяет слово, в котором буква «заблудилась», называет эту букву и новое слово. Слова, отличающиеся одной буквой, ученик анализирует и соотносит звучание слов и их смысл в контексте стихотворения.

Слайд 12

Как исправить почерк Несколько несложных правил и упражнений для исправления почерка у детей (эффективны только в начальных классах). Обратите внимание, соблюдает ли Ваш ребенок строчку (буквы не должны вылезать за пределы строки, "прыгать"). Если ребенок "не видит" строчку, попробуйте четче прочертить линии, а еще лучше для домашних заданий вернитесь к тетрадкам в косую линейку. Обозначайте конец и начало строки (ставьте точки, галочки), чтобы ребенок видел, где начинать писать строчку или заканчивать ее. Проверьте, насколько уверенно чертит Ваш ребенок длинные и ровные линии. Если линии неровные, дрожащие, неуверенные, надо приобрести тетради для подготовки к письму предназначенные к работе с дошкольниками. Главное, что Вам нужно в них - это выполнение элементов штриховки, прописывание кривых линий, рисование предметов по пунктирной линии. Делайте как можно больше заданий и упражнений для развития мелкой моторики (лепка, аппликация, пальчиковые игры).

Слайд 13

Обратите внимание на осанку ребенка - это поможет избавить от проблем позвоночником, чаще всего от сколиозов. Заметьте, с какой силой ребенок нажимает на ручку - если нажим очень сильный, значит, рука у ребенка сильно устает, почерк ухудшается по мере продолжения письменных упражнений - в этом случае можно посоветовать расслабляющий массаж рук и плечевого пояса, дома пишите только карандашом. Если нажим очень слабый, исчезающий, делайте силовые упражнения для пальчиков, упражнения на быструю смену пальчиковых поз (например, быстро меняем позы "колечки" - "коза" - "кулачок"), общеукрепляющую гимнастику для мышц плечевого пояса. Для развития силы нажима также дома надо побольше писать и рисовать карандашом. Обратите внимание на правильность написания букв и соединения их элементов. Если ребенок пишет буквы неуверенно, неправильно соединяет элементы, вернитесь к прописям для первоклашек. В них прописывают сначала элементы буквы, затем прописывают букву в слоге, а затем в словах и в предложении. Эти самые простые рекомендации будут приносить пользу, если Вы будете работать над этой проблемой систематически

Слайд 14

для усвоения, повторения материала помогает такой вид работы, как работа с ассоциативными картинками, поскольку чаще всего усвоение материала у детей с ОВЗ идёт через ассоциации

Слайд 15

По темам у учеников есть таблицы или алгоритмы, которые помогают им при выполнении заданий.

Слайд 16

Самодиктант Не менее эффективный приём, используемый на уроках русского языка,- самодиктант. Тексты для самодиктантов определяются учителем, они часто повторяются, потому что в работе с одним и тем же текстом меняются задачи: в одном случае он нужен, к примеру, для расстановки знаков препинания, в другом- для нахождения в нём членов предложения и т. д. Если текст повторяется несколько раз, то в конечном итоге его будут знать все.

Слайд 17

Отгадывание загадок Процесс отгадывания, по мнению современных психологов, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка, отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Целенаправленное развитие интеллектуальных способностей детей к творчеству предполагает знание педагогом механизмов построения логической задачи, способом шифровки загаданного предмета, явления в ней. Рассмотрим основные типы загадок и способы их конструирования. 1. Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков. Например: Кафтан на мне зеленый, А сердце как кумач. На вкус, как сахар, сладок, А сам похож на мяч. (Арбуз) (Эта загадка основана на трех признаках, свойственных арбузу: цвет, форма, вкус.) Решение загадок подобного вида основано на анализе: выделении всех признаков и синтезе объединения их в единое целое.

Слайд 18

Игра с мячом Во время работы, например, над темами: «Склонение существительных», «Спряжение глаголов», «Разряды прилагательных, местоимений», можно использовать мяч. Учитель кому-то из класса бросает мяч и называет глагол (существительное, прилагательное, местоимение), ученик ловит мяч и называет спряжение (склонение, разряд). Такая игра активизирует мозговой центр, развивает память, внимание, повышает познавательную активность.

Слайд 19

Игра « Клички» Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен. Ход: Образуйте клички животных от следующих слов: ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА Составить предложения. ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).

Слайд 20

Игра «Эрудит» не только активизирует мыслительную деятельность, но и содействует расширению кругозора учащихся. Угадай слово по толкованию его лексического значения. Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания. (Термос.) Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость. (Старт.) Городская наземная электрическая железная дорога. (Трамвай.) Красная строка, отступ в начале строки. (Абзац.) Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг.) Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, Родине. (Патриот.) Дословная выдержка из какого-либо текста. (Цитата.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...

Групповая работа на уроке русского языка. Тема: Работа над ошибками.

Цель: провести анализ контрольных работ (тестов), учить находить ошибки в своих работах, провести работу над ошибками, формировать УУД. Подготовительная работа:На предыдущем уроке дети напи...

Статья по теме: «Словарная работа на уроках русского языка с детьми с нарушениями зрения»

Одной из главных задач формированию языковой компетенции  личности является словарная работа....

Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...

Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта Тема: Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах

Квалификационная работа           по обобщению собственного                педагогического опыта...

Исследовательская работа на уроках русского языка при работе со словарными словами.

Исследовательская работа на уроке русского языка на примере слова "воробей"...