Правописание буквосочетаний чу-щу. 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Урок русского языка во 2 классе "Правописание буквосочетаний чу-щу"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_chu-shchu_2_kl.docx | 22.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ с.Булун-Терек Чаа-Хольского кожууна
Учитель начальных классов: Тергиин Аяна Черлик-ооловна
Русский язык. 2 класс
Тема: Правописание буквосочетаний ЧУ-ЩУ
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)
Основные цели:
- Сформировать представления о написании буквосочетаний ЧУ-ЩУ и умение писать слова с данной орфограммой;
- Закрепить знание изученных шагов учебной деятельности и умение их выполнять под руководством учителя;
- Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, аналогию, умение действовать по алгоритму; развивать внимание, память, речь, мышление; воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес, веру в свои силы.
Материал к уроку:
Демонстрационный:
карточка с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща;
карточка со словами: ж_знь, ш_на, маш_на, ч_стый, ч_щ_;
алгоритм: произнеси слово – определи опасное место – примени правило – обозначь орфограмму;
образец для самопроверки;
План действий на этапе открытия:
1) Прочитайте слова
2) Обозначьте новую орфограмму
3) Сделайте и запишите вывод
Раздаточный:
- Набор гласных букв: у, ю, а, я, ы, и (на каждого)
- Набор блоков алгоритма
- План для групп на этапе открытия
- Карточки для групп со словами: верчу, кручу, ищу, тащу
- Карточка для первичного закрепления: Щ_ка, ч_м, ищ_, молч_,
Все слова на ЧУ и ЩУ
Я их твёрдо зауч_
И пятёрку получ_
- Карточка для самостоятельной работы:
Вставь пропущенные буквы. выдели орфограмму.
Я грамотно писать хоч_,
Слова на Ч_ и Щ_ уч_:
Ч_лок, и ч_до, и ч_гун,
Ч_дак, и щ_ка, и ворчун
Ч_мазый, ч_чело, ч_дак,
Ч_десный, ч_вство и ч_лан,
Крич_, ворч_, ищ_, тащ_ -
Я с У пишу и ЧУ и ЩУ!
- Образец для проверки самостоятельной работы
- Таблица для оценивания самостоятельной работы на обороте образца:
Количество «+» | Оценка |
20 | 5 |
19-17 | 4 |
16- 11 | 3 |
- Предметы для этапа рефлексии: яблоня, нарисованная на листе ватмана; набор красного, желтого и зеленого цвета
Ход урока
- Мотивация к учебной деятельности
- Чему мы учились на предыдущих уроках русского языка? (Мы учились писать буквосочетания ча – ща, жи – ши)
Учитель выставляет на доске карточку Д-1 с буквосочетаниями ЖИ – ШИ и ЧА – ЩА.
- Вы уверены, что научились правильно их писать и мы можем перейти к изучению нового? (Да)
- А как вы изучаете новое? (Мы должны сами понять, что мы не знаем, и сами найти новый способ действия)
- Вам хочется узнать новое? (Да)
- Что надо сделать, прежде чем начнем узнавать новое? (Повторить то, что нам нужно, чтобы узнать новое)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
На доске выставляется карточка Д-2
- Прочитайте слова, записанные на карточке (ж_знь, ш_на, маш_на, ч_стый, ч_щ_)
- Как вы думаете, какое задание будете выполнять? (Спишем слова, вставим пропущенные буквы)
- Надо не просто вставить буквы, а еще обосновывать ее выбор, почему надо писать именно эту букву. Какое правило вам поможет обосновать выбор буквы? (Правила правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща)
- А как вы будете действовать? (По алгоритму)
Учитель располагает на доске рассыпанные блоки алгоритма Д-3: Примени правило, произнеси слово, определи опасное место, обозначь орфограмму
- Вы согласны с этим алгоритмом? (Нет)
- Почему? (Шаги алгоритма рассыпаны, идут не по порядку)
- Предлагаю вам в группах восстановить алгоритм правильного написания слов по изученным правилам
Группы работают в течение 1 мин. После этого каждая группа представляет свой вариант алгоритма
- Почему последовательность шагов будет именно такой?
- Какое именно правило вы будете применять для данных слов?
Учитель представляет возле шага «Примени правило» карточку с сочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА
- Алгоритм готов. Можем выполнять задание на планшетах. Вставьте в слова пропущенные буквы
- Проверяем по образцу
- Учитель выставляет на доске карточку с образцом Д-4
- У кого есть ошибки? Что вам надо повторить?
Пробное действие
- Сейчас я вам предложу задание, в котором есть затруднение. Для чего нужно выполнять это задание? (Чтобы понять, что мы не знаем)
На доске выставляется карточка Д-5
- Прочитайте слова (Щука, чудо)
- Определите, какие буквы надо вставить в эти слова, и запишите их в планшетках.
На выполнение задания отводится 1 мин.
- Покажите ответы.
- У вас получились разные ответы. Обоснуйте свое мнение. (Мы не можем обосновать, мы не знаем правила)
3. Выделение места и причины затруднения.
- Какое задание вы выполняли? (Вставляли буквы в слова «чудо» и «щука»)
- В каком месте вы засомневались? (Какую букву написать после «ч» и «щ»)
- Почему возникло такое сомнение? (Мы не знаем правила, какую букву надо писать после «ч» и «щ» - «у» или «ю»)
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Определите вашу цель (Узнать с какой буквой у или ю писать буквосочетания ЧУ-ЩУ)
- Сформулируйте тему нашего урока (Правописание буквосочетаний ЧУ-ЩУ)
На доске пишется: Чу/ю – Щу/ю ?
- Предлагаю вам открыть новое знание, проанализировав верно написанные слова
Учитель выставляет на доске план действий Д-6, затем раздает в группы карточки с планом Р-3 и карточки с заданием Р-4
План действий:
1) Прочитайте слова
2) Обозначьте новую орфограмму
3) Сделайте и запишите вывод
Задание: верчу, кручу, ищу, тащу
Учащиеся работают в группах 1-2 мин.
- Кто готов рассказать о своем открытии?
Ученики формулируют правило сами: в буквосочетаниях ЧУ-ЩУ после Ч и Щ пишется буква У. на доску выставляются составленные эталоны
- Как же вам нужно было написать слова «щука» и «чудо»? (Нужно писать с «у»)
Работа по учебникам
- Откроем учебники и проверим, правильно ли мы рассуждали? Прочитайте правило
- Сделайте вывод, как же писать буквосочетания ЧУ – ЩУ? ( С буквой У)
- Какую цель ставили? (Выяснить, с какой буквой, У или Ю, надо писать буквосочетания ЧУ-ЩУ)
- Сможете теперь правильно написать слова на это правило, достигли поставленной цели?
- Наш прежний алгоритм подходит для определения написания букв У или Ю в буквосочетаниях ЧУ-ЩУ? (Да)
- Нужно дописать новое правило в алгоритм.
- Молодцы, хорошо поработали, теперь отдохнем
ФИЗМИНУТКА
6. Первичное закрепление во внешней речи
- Для тренировки предлагаю вставить буквы в рифмовку
Учащиеся работают с карточками Р-5. Первые 2 слова рифмовки разбираются фронтально у доски. Затем учащиеся работают в парах, применяя алгоритм и по очереди шепотом проговаривая друг другу правило:
- Произношу слово «Щука». Есть опасное место – буквосочетание ЩУ
- Применяю правило: «ЧУ-ЩУ пишу с У, пишу в слове «щука2 после Щ букву У
- Обозначаю орфограмму – щука
- Молодцы! Проверим, как вы знаете новое правило
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Учитель предлагает учащимся выполнить самостоятельную работу на карточке Р-6
- На парте у каждого лежат карточки с красной меткой. Возьмите их. Прочитайте задание и выполните, применяя алгоритм и новое правило.
Учащиеся работают самостоятельно, после чего они берут карточку Р-7 с зеленой меткой и осуществляют самоконтроль по готовому образцу.
- Проверяйте каждое слово по образцу. В том месте, где написание вставленных букв совпадает с образцом, поставьте в своей работе над словом плюс
- Посчитайте, сколько всего плюсов у вас получилось?
- Оцените работу по следующим критериям на обратной стороне образца
Учащиеся оценивают свою работу по критериям Р-8
- У кого оценка «3»? («4»?) Где ошибка? Почему она возникла? Поняли в чем ваши ошибки? Разобрались?
- Кто поставил себе «5»? Молодцы!
ФИЗМИНУТКА
8. Включение в систему знаний и повторение
- Как вы думаете, зачем вам необходимо изучать эти правила и писать правильно? (чтобы нас понимали окружающие, грамотное письмо необходимо для общения)
Работа с упражнениями. Прочитайте текст, выпишите слова с изученными орфограммами. Завершение: выпишите в 3 столбика слова с буквосочетаниями соответственно ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Проверка (фронтально)
- Молодцы, вы хорошо поработали и правильно применили при выполнении полученные знания.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- С каким затруднением на уроке вы столкнулись? (не знали, как написать слова с буквосочетаниями ЧУ-ЩУ)
- Достигли цели? (Да)
- Как пишутся буквосочетания ЧУ-ЩУ? ( с буквой У)
- Оцените свою работу с помощью яблони мудрости. Если вы уверены, что самостоятельно можете писать слова с буквосочетаниями ЧУ-ЩУ – повесьте красное яблоко, если у вас есть сомнения – желтое. Если вы думаете, что эти слова еще вызывают у вас большие затруднения – зеленое. (Учащиеся вешают яблоки)
- Ребята, посмотрите на яблоньку. Сколько красных спелых яблок на ней появилось?
Вы хорошо поработали!
- У кого созрели красные яблоки – дома сочинит рифмовку с изученными буквосочетаниями, у кого желтые и зеленые – вам необходимо потренироваться и выполнить упражнение
- Спасибо за хорошую работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку во 2 классе "Правописание буквосочетаний жи-ши,ча-ща,чу-щу"
Открытый урок на республику...
Урок по теме" Правописание буквосочетаний жи-ши,ча-ща, чу-щу" 1 класс УМК "Перспектива"
Конспект содержит подробные рекомендации по проведению урока по данной теме. Используется электронное приложение к учебнику. Предлагаются различные формы работы....
Тренажёр "Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ" (Русский язык, 1-2 класс)
В данном ресурсе предлагается два тренажёра.1 тренажёр:Предлагается 16 слов, где нужно вставить пропущенную букву. Для проверки правописания используется прием «Волшебная труба». Пер...
Тренажёр "Правописание буквосочетаний ЧУ-ЩУ" (Русский язык, 1-2 класс)
В данном ресурсе предлагается два тренажёра. 1 тренажёр:Предлагается 16 слов, где нужно вставить пропущенную букву. Для проверки правописания используется прием Волшебная труба. Перемещение объек...
Тренажёр "Правописание буквосочетаний ЧА-ЩА" (Русский язык, 1-2 класс)
В данном ресурсе предлагается два тренажёра. 1 тренажёр:Предлагается 16 слов, где нужно вставить пропущенную букву. Для проверки правописания используется прием Волшебная труба. Перемещение объек...
Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.
Урок актуален, так как дети не только знакомились с орфограммой, учились писать слова с ней, но и учились произносить слова с буквосочетаниями, работать...
Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.
Урок актуален, так как дети не только знакомились с орфограммой, учились писать слова с ней, но и учились произносить слова с буквосочетаниями, работать в парах, развивали свою речь, а главное, ребята...