Урок русского языка во 2 классе по теме: Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Этот урок проводится во 2 классе в разделе «Звуки и буквы».
В соответствии с типологией уроков в соответствии с ФГОС это урок отработки умений и рефлексии.
Урок направлен на достижение следующих целей:
Предметная: Способствовать закреплению навыка правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Личностная: Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе, работе в парах, аккуратность письма.
Используемая форма проведения урока способствует повышению активности класса, сплочению детского коллектива, достижению успеха совместной деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.doc | 163 КБ |
k_uroku_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.pptx | 2.47 МБ |
samoanaliz_uroka.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе
Тема: Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Цель: Предметная: способствовать закреплению правописания буквосочетаний. Способствовать развитию творческих способностей детей.
Личностная: воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе, аккуратность письма.
Метапредметная: (формировать УУД).
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, интерес к изучении темы.
Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, высказывать своё предположение на основе работы с материалом; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; комментировать учебные действия, осуществлять самопроверку.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других, строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные: определять основание для написания слов с буквосочетаниями и обосновывать своё мнение, использовать приобретённые знания при выполнении творческих работ.
Планируемые результаты:
Предметные умения: уметь находить изученную орфограмму в слове; уметь писать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, используя правило.
Метапредметные умения:
Познавательные умения: уметь определять основание для написания слов с буквосочетаниями и обосновывать своё мнение; уметь использовать приобретённые знания при выполнении творческой работы;
Регулятивные умения: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом урока; уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; уметь комментировать учебные действия при выполнении задания;
Коммуникативные умения: уметь слушать и понимать речь других; уметь строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога; уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
Личностные умения: уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности; проявлять интерес к изучению темы;
Термины и понятия: буквосочетания, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, шипящие, орфограмма;
Межпредметные связи: Литературное чтение.
Ресурсы: Информационный материал: учебник «Русский язык»
Интерактивный материал: презентация, карточки с индивидуальными заданиями для индивидуальной работы; сигнальные карточки для обратной связи; смайлики для рефлексии.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1.Орг. момент. | Придумано кем-то просто и мудро. При встрече здороваться: Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым, Доброе утро длится до вечера. Доброе утро, девочки! Доброе утро, мальчики! Пожелаем гостям доброго утра. Пусть урок принесёт нам радость общения и удовлетворение от работы. Будьте внимательны и старательны. Пусть девизом нашего урока станет фраза: С маленькой удачи начинается большой успех. Как вы понимаете эти слова? Пусть малые победы сегодня станут основой вашего успеха в будущем. Я всем вам желаю удачи! Выполняя задания на уроке, мы будем подниматься по лестнице успеха. Готовы? Покажите своё настроение смайликом. Тогда в путь! | Проверяют готовность к уроку. Получают эмоциональный настрой на восприятие. Слайд 1 Показывают смайликом настроение. Слайд 2 | Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. |
2.Целеполагание. | На экране записаны буквы: ж, а, ш, ч, и, к, щ, н, у, т. Какое задание можно выполнить? Какое правило мы знаем про эти сочетания? Как думаете, какова тема нашего урока? На прошлом уроке вы повторяли правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Тема сегодняшнего урока: Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Эта тема для вас новая, или вы её уже изучали? Какой будет урок – урок открытия новых знаний, или урок отработки умений? Какие цели поставим перед собой? Какие умения будем отрабатывать? Я тоже ставлю для себя задачу: учить вас видеть орфограммы в словах и писать их правильно. | Дети отвечают: составить сочетания и называют их. Слайд 3. Называют правило. Дети определяют тему урока и формулируют цели. Проверка по презентации. Слайд 4. | Предметные: анализировать, сравнивать, делать умозаключение. Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи. |
3. Минутка чистописания 1 ступенька «Буквенная» | На минутке чистописания мы повторим написание строчных букв, обозначающих согласные звуки, непарные мягкие и непарные твёрдые согласные (ч, щ, ж, ш). - Какую характеристику можно добавить звукам [щ,], [ч,] – непарные мягкие; [ш] - парный глухой, [ж] - парный звонкий, шипящие. | Слайд 5. Дети пишут по образцу. Слайд 6. Оцените, нарисуйте смайлик | Личностные: умение удерживать учебную задачу. |
4. Словарная работа 2 ступенька «Словарная» | Составьте из букв слова, в которых будут буквосочетания из темы нашего урока: жи-ши, ча-ща, чу-щу. Запишем их. Один ученик у доски. Ставим ударение, подчёркиваем гласные в буквосочетаниях. Шина, туча, щука,… Продолжим словами из орфографического словаря, в которых встречаются эти же буквосочетания. … машина, прощай, щавель,… Я немного изменила словарные слова: карандаши, хороший. | Слайд 7. Дети упражняются в написании слов с буквосочетаниями и словарных слов. Дети называют слова и записывают их. Проверка - в парах, обменяться тетрадями, проверить. Оцените правильность выполнения работы у доски сигналами. | Познавательные: осуществлять поиск информации Личностные: готовность целенаправленно использовать ЗУН в учебной деятельности. Коммуникативные: принимать участие в работе. |
5. Этап применения знаний | Как называется опасное место в словах – буква, написание которой нужно проверить, или нужно запомнить? ОРФОГРАММА Гласные бук вы в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу – это тоже орфограмма. Повторим, как они пишутся, - правило в учебнике на с. 11. Посмотрите на столбики слов. Почему в первом столбике в словах все буквы вставлены, а во втором столбике – буквы пропущены. Сравните выделенные буквосочетания. В чём различие? снежинка ж.. вой пушистая ш…рокая кувшинка ш…лестеть чайка ч..стица площадка площ…дь В первом столбике гласный звук в буквосочетаниях стоит под ударением, во втором – безударный гласный звук. Как поступить? Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, нужно изменить форму слова, или подобрать однокоренное слово, чтобы гласный звук стал ударным. Какой буквой обозначаем ударный гласный звук, такой же буквой обозначим и безударный гласный звук. Запишем слова второго столбика парами, подбирая проверочные слова. Вставляем буквы, подчёркиваем, ставим знак ударения, выделяем корень. | Дети вспоминают, что такое орфограмма. Слайд 8. Слайд 9. Учащиеся сравнивают слова, находят различия (ударный – безударный). Слайд 10. Слайд 11-15. По одному по очереди работают у доски. | Познавательные: осуществлять поиск информации, умение сравнивать, анализировать, делать выводы. |
Физминутка | Слайд 16. Дети выполняют физические упражнения. | ||
6. Работа над предложением. 3 ступенька «Предложение» | Составить предложение, используя как можно больше слов из двух столбиков. Пушистые снежинки тихо опускаются на широкую площадь. Найти грамматическую основу предложения, указать части речи. | Дети составляют предложение, записывают, дают характеристику, выполняют разбор по членам предложения и частям речи. Дети с помощью сигнальных карточек показывают успешность выполнения работы. | Личностные: соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Регулятивные: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем. |
7. Этап применения знаний 4 ступенька «Сказочная» | Угадайте сказку и её автора по изображениям героев. (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» Задание: работая в парах, восстановите последовательность строк в отрывке из сказки, запишите в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Самопроверка: откройте учебник на с. 12, упр. 18, проверьте и оцените себя. Царь Салтан дивится чуду: «Если только жив я буду, Чудный остров навещу, У Гвидона погощу». | Слайд 17. Дети называют сказку. Слайд 18. Дети работают в парах и самостоятельно – составляют текст, записывают, вставляют буквы. Слайд 19. | Межпредметная связь с уроком чтения. Коммуникативные: умения работать в паре. Регулятивные: адекватно оценивать свою работу. |
8. Проверка знаний 5 ступенька «Проверочная» | Проверим знания. Вставить в слова пропущенные буквы.
Взаимопроверка: - В словах 1-й строчки какую букву вы написали? (буква и, в слове шестой – буква е, проверочное слово шесть) - В словах 2-й строчки какую букву написали? (буква а, в слове чинить – буква и, проверочное слово чинит) - В словах 3-й строчки везде буква у. Оцените друг друга: без ошибок – «5»; 1 ошибка – «4»; 2 ошибки – «3»; более двух ошибок – не справились с работой. | Слайд 20. Самостоятельная работа учащихся Слайд 21-23. | Регулятивные: Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Предметные: умение правильно писать орфограммы. |
9. Рефлексия. | Справившись со всеми заданиями, мы оказались на вершине нашей лесенке успеха. Давайте проанализируем нашу работу. Продолжите фразы: Сегодня на уроке у меня получилось…. Сегодня на уроке я испытывал затруднения… Справились ли мы с поставленными в начале урока задачами? Оцените свои знания по изученной теме и поместите свой смайлик на ступеньке. а) верхней – всё понятно, хочу знать больше б) хорошо усвоил, но могу работать лучше; в) пока испытываю трудности. Смайликом покажите своё настроение. | Дети продолжают предложения, анализируют и оценивают собственную деятельность на уроке, делятся впечатлениями о выполнении заданий. Слайд 24. Ученики проводят самооценку своих знаний, показывают смайликом уровень самооценки. Смайликом показывают, как изменилось настроение. | Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. Коммуникативние: уметь оформить свои мысли в устной форме. Регулятивные: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. |
10. Инструктаж по домашнему заданию. | В учебнике с. 11, повторить правило про изученные орфограммы, выполнить по выбору упр. 14 – записать слова, в которых выделенные слоги безударные; или упр. 15 – подготовиться и написать четверостишие по памяти. Оценки за работу. Спасибо за урок. Пусть ваши успехи преумножаются! | Слайд 25. Записывают домашнее задание. Слайд 26. | Познавательные: уметь определять основание для выполнения задания и обосновывать своё мнение |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДЕВИЗ УРОКА:
А Ж К Н У И Т Ч Ш Щ
Тема урока: «Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу – щу »
ЧИСТОПИСАНИЕ
Запомните правило!
сне жи нка ж… вой пу ши стая ш… рокая кув ши нка ш… лестеть ча йка ч… стица пло ща дка пло щ… дь Сравните слова двух столбиков
сне жи нка ж… вой пу ши стая ш… рокая кув ши нка ш… лестеть ча йка ч… стица пло ща дка пло щ… дь Сравните слова двух столбиков
сне жи нка жи вой пу ши стая ш… рокая кув ши нка ш… лестеть ча йка ч… стица пло ща дка пло щ… дь Сравните слова двух столбиков
сне жи нка жи вой пу ши стая ши рокая кув ши нка ш… лестеть ча йка ч... стица пло ща дка пло щ… дь Сравните слова двух столбиков
сне жи нка жи вой пу ши стая ши рокая кув ши нка ше лестеть ча йка ч… стица пло ща дка пло щ… дь Сравните слова двух столбиков
сне жи нка жи вой пу ши стая ши рокая кув ши нка ше лестеть ча йка ча стица пло ща дка пло щ… дь Сравните слова двух столбиков
сне жи нка жи вой пу ши стая ши рокая кув ши нка ше лестеть ча йка ча стица пло ща дка пло ща дь Сравните слова двух столбиков
Отгадайте сказку и её автора
Восстановите отрывок из сказки Ч… дный остров навещ ..., Царь Салтан дивится ч… ду : У Гвидона погощ …». «Если только ж…в я буду,
Восстановите отрывок из сказки Ч у дный остров навещ у , Царь Салтан дивится ч у ду: У Гвидона погощ у ». «Если только ж и в я буду,
Проверим знания Вставьте пропущенные буквы 1) Круж … ть , ш… повник , ж… вёт , душ… стый , ш…стой; 2) Ч… шка , ч…совой, ч…нить, пощ …да, щ… вель ; 3) Ч… десный , щ…пальца, ч… вство , щ… чка .
Проверим знания Вставьте пропущенные буквы 1) Круж и ть, ш и повник, ж и вёт, душ и стый, ш е стой; 2) Ч… шка , ч…совой, ч…нить, пощ …да, щ… вель ; 3) Ч… десный , щ…пальца, ч… вство , щ… чка .
Проверим знания Вставьте пропущенные буквы 1) Круж и ть, ш и повник, ж и вёт, душ и стый, ш е стой; 2) Ч а шка, ч а совой, ч и нить, пощ а да, щ а вель; 3) Ч… десный , щ…пальца, ч… вство , щ… чка .
Проверим знания Вставьте пропущенные буквы 1) Круж и ть, ш и повник, ж и вёт, душ и стый, ш е стой; 2) Ч а шка, ч а совой, ч и нить, пощ а да, щ а вель; 3) Ч у десный, щ у пальца, ч у вство, щ у чка.
Сегодня на уроке у меня получилось…. Сегодня на уроке я испытывал затруднения…
Домашнее задание Учебник – с. 11, правило; по выбору упр. 14 или упр. 15
Молодцы!
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока русского языка во 2 классе
Тема урока: «Правописание буквосочетаний ча – ща, чу – щу, жи – ши»
Этот урок в разделе «Звуки и буквы». Проводился в соответствии с тематическим планированием рабочей программы учителя.
Класс с высоким уровнем обучаемости, с высокой степенью активности.
В соответствии с типологией уроков в соответствии с ФГОС это урок отработки умений и рефлексии.
Урок направлен на достижение следующих целей:
Предметная: Способствовать закреплению навыка правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Личностная: Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе, работе в парах, аккуратность письма.
Метапредметная (Формировать УУД):
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, интерес к изучению темы.
- Регулятивные: определять и формулировать тему урока, цель на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; комментировать учебные действия при выполнении задания, осуществлять самопроверку.
- Коммуникативные: слушать и понимать речь других строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные умения: определять основание для написания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания при выполнении различных заданий.
Планируемые результаты:
Предметные умения:
- уметь находить изученную орфограмму в слове;
- уметь писать слова с буквосочетаниями, используя правило.
Метапредметные умения:
Познавательные умения:
- уметь определять основание для написания слов с буквосочетаниями и обосновывать своё мнение;
- уметь использовать приобретённые знания при выполнении заданий.
Логические умения:
- уметь анализировать, классифицировать, выделять главное, обобщать, синтезировать.
Регулятивные умения:
- уметь определять и формулировать тему, цель урока;
- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- уметь комментировать учебные действия при выполнении задания.
Коммуникативные умения:
- уметь слушать и понимать речь других;
- уметь строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;
- уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Личностные умения:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности;
- проявлять интерес к изучению темы.
Термины и понятия: Буквосочетания; согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, шипящие; орфограмма.
Межпредметные связи: литературное чтение.
Используемые учебники и учебные пособия: «Русский язык» 2 класс, 2 часть под редакцией В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.
Используемое оборудование:
Экран.
Проектор.
Компьютер.
Используемые ЦОР: Презентация к уроку в программе.
Чтобы полнее раскрыть потенциал учащихся, мною использованы разнообразные формы организации познавательной деятельности, сочетая фронтальную, индивидуальную работы, работу в парах.
На уроке использовались следующие методы и формы обучения: проблемно-ситуационный, репродуктивный метод, словесный метод (объяснение орфограмм, характеристика звуков, диалог учителя с учеником), наглядный (иллюстрация и демонстрация, цель которых была: научить концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки. Иллюстрировать рассказ учителя и учеников, зрительно подкрепляя его слова, сообщать учащимся фактические сведения, формировать понятия и представления, служить средством для обобщения и систематизации знаний учащихся, нести огромный положительный эмоциональный заряд, воспитывать чувства и эстетический вкус).
При проведении психологического настроя урока у учащихся формируются коммуникативные УУД – это умение здороваться, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Также используется для лучшего настроя на урок девиз урока.
На этапе определения темы урока идёт формирование регулятивных УУД, т. е. умение определять и формулировать Тему, цель урока.
Следующий этап – это минутка чистописания. Используется словесный метод, дети дают характеристику звукам, объясняют орфограммы. Наглядный метод несёт положительный эмоциональный заряд. На этом этапе формируются следующие УУД: познавательные (группировка и классификация объектов; умение делать выводы; анализ объектов с целью выделения существенных признаков), личностные (сформированность учебно-познавательного интереса).
В ходе словарной работы формируются познавательные УУД: умение использовать приобретённые знания при написании слов, анализировать имеющийся словарный запас с целью выделения слов, удовлетворяющих определённым требованиям.
На основном этапе применения знаний по теме урока «Правописание буквосочетаний ча – ща, чу – щу, жи – ши сформированы следующие УУД: умение высказывать своё предположение на основе работы со словами (Регулятивные УУД); умение комментировать учебные действия при выполнении задания (Регулятивные УУД); умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД); проявлять интерес к изучению темы (Личностные УУД); умение определять основание для написания слов с буквосочетаниями ча – ща, чу – щу, жи – ши и обосновывать своё мнение (Познавательные УУД); умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Задания на составление предложения, составление текста из отдельных строчек способствуют развитию умения синтезировать, устанавливать взаимосвязь слов в предложении, фраз в тексте.
Задание на проверку знаний помогло определить уровень сформированности умений правописания изученных буквосочетаний.
На этапе рефлексии учащиеся проявляли коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме.
Домашнее задание носит дифференцированный характер и предполагает развитие умения определять основание для написания слов с изученными буквосочетаниями, развитие памяти (Познавательные УУД); умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД)
В течение урока старалась создать атмосферу доброжелательности и общей заинтересованности в успехах каждого ученика. Через словесную оценку поощряла каждого, кто принимал участие. Стремилась к сотрудничеству. Наиболее удачными, на мой взгляд, были фрагменты урока, когда дети сами обосновывали свою точку зрения. Используемая форма проведения урока способствует повышению активности класса, сплочению детского коллектива, достижению успеха совместной деятельностью.
Поставленные перед уроком цели реализованы полностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».
Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже....
Урок русского языка. 1 класс ПНШ Тема:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це.
Урок русского языка в 1 классе. Программа Перспективная начальная школа.Тема урока:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це....
урок русского языка. 2 класс по теме "Правописание мягкого знака после шипящих"
представлен конспект урока по изучению нового материала по теме "Правописание мягкого знака после шипящих" УМК "Развивающая система Л.В.Занкова" учебник Нечаевой...
Урок русского языка, 2 класс по теме:"Правописание парных звонких и глухих согласных"
Данный урок составлен попрограмме в соответствии с требованиями ФГОС 2 класс по учебнику Канакиной В.П....
Урок русского языка, 2 класс по теме:"Правописание парных звонких и глухих согласных"
Данный урок составлен попрограмме в соответствии с требованиями ФГОС 2 класс по учебнику Канакиной В.П....
Урок русского языка 3 класс по теме:"Правописание окончаний имен существительных во множественном числе"
Урок русского языка УМК "Начальная школа ХХI века" 3 класс по теме:"Правописание окончаний имен существительных во множественном числе" с презентацией...
Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.
Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...