Конспект урока "Местоимение" 2 класс "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Филипенко Ирина Викторовна

Конспект урока "Местоимение" 2 класс "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_2_klass_mestoimenie.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 2 класс. УМК «Школа России»

Тема: Местоимение.

Цель: создание благоприятных условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации о местоимении, для формирования морфологических умений и понятий, орфографической и пунктуационной грамотности.

Задачи: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию понятия о местоимении как части речи, его значении, употреблении в речи; содействовать развитию у детей умения определять местоимение, отличать его от других частей речи, развитию связной речи, оперативной памяти; закреплению и актуализации ранее изученного материала.

Планируемые результаты

Личностные: проявлять интерес к изучению русского языка, понимать и принимать личностный смысл обучающихся к изучению темы, языка; осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной учебной деятельности; формирование мотивации к обучению и познанию у младших школьников, ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их индивидуально-личностные позиции.

Предметные: умение определять местоимение; отличать его от других частей речи, находить в тексте, употреблять в речи; осознанно выстраивать речевые высказывания в устной форме, умение соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения, умение применять правила правописания и пунктуации в письменной речи.

Основные понятия: речь, части речи, местоимение.

Межпредметные связи: литературное чтение.
Образовательные ресурсы: Русский язык: 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: УМК «Школа России», В. П. Кананкина, В. Г. Горецкий, карточки.
Ход урока

  1. Организация начала урока.

       2.  Проверка готовности к уроку.

У: Проверьте, всё ли у Вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка, линейка и простой карандаш.

3. Мотивация к обучению и познанию.

Отправляемся мы снова

 В мир родного языка,

И отгадывать готовы

Его тайны до конца.

О: Сегодня на уроке мы будем учиться открывать новые тайны, узнаем много нового и интересного.

У: Сегодня на уроке мы откроем еще одну маленькую тайну русского языка, но, чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий, но прежде, чем мы их выполним, откройте тетради, запишите число, классная работа.

Актуализация умений и знаний.

1. Минутка чистописания:

Эта буква – это слово,

В путь всегда оно готово.

О себе рассказ начнешь,

Вот ее и назовешь.

Я

Прописываем букву я до конца строки.

У: Что такое речь?

О: Речь – это все то, что мы говорим, слышим, пишем.

У: Какие части речи вы знаете?

О: Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

У: Верно. Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим ваши знания. Посмотрите на доску, как вы думаете, что вам необходимо сделать?

О: Нужно распределить слова по частям речи.

У: Правильно. Работаем цепочкой. (Работа, синий, он, писать, медведь, ты, я, храбрая, косить, урок)

У: Почему вы распределили не все слова?

О: Потому что они не относятся ни к одной из групп.

У: Мы употребляем эти слова в речи?

О: Да.

У: Могли бы обойтись без них?

О: Нет.

У: С чем мы сегодня познакомимся на уроке?

О: Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи.

У: Что нового узнаем?

О: Узнаем о новой части речи.

  1. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: Какое сейчас время года?

О: Весна.

У: Вместе с весной к нам возвращаются из теплых стран наши пернатые друзья. Кто это?

О: Птицы.

У: К нам сегодня урок тоже прилетела птичка. Посмотрите, вы узнали ее? Что это за птица?

О: Ласточка.

У: Наша птичка прилетела не одна, она принесла с собой послание. Поднимите руку, кто хочет узнать, что в этом послании.

У: Ласточки - перелетные птицы. С приходом весны ласточки возвращаются из теплых стран. У ласточек скоро появятся птенцы.

Прочитайте внимательно текст. Что интересного вы заметили?

О: Постоянно повторяется слово ласточки.

У: Можем мы заменить это слово?

О: Да.

У: Замените его, что у нас получилось?

О: Ласточки – перелетные птицы. С приходом весны они возвращаются их теплых стран. У них скоро появятся птенцы.

У: Слова какой части речи мы заменили в тексте?

О: Имя существительное.

У: Как же называются слова, которые мы использовали вместо имени существительного?

О: Местоимение.

У: Верно. Как вы считаете, почему местоимение получило такое название?

О: Потому что они употребляются вместо имени существительного.

У: Верно. Я о себе такого мнения:

                 Огромна роль местоимения!

                 Я делу отдаюсь сполна:

                 Я заменяю имена!

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.

У: У вас на столах лежат карточки с текстами, прочитайте их про себя.

Прочитайте вслух.

О: Помидор -  овощ. Помидоры бывают зелеными, красными, желтыми. Помидоры содержат много витаминов.

Он – овощ. Они бывают зелеными, красными, желтыми. Они содержат много витаминов.

У: О чем говорится в первом тексте?

О: О помидорах.

У: О чем говорится во втором тексте?

О: Тоже о помидорах.

У: Вместо каких слов употреблены слова он, они?

О: Вместо слов помидор, помидоры.

У: Место какой части речи заняли эти слова?

О: Место имени существительного.

У: Как называются эти слова?

О: Местоимения.

  1. Открытие новых умений, знаний.

Работа с учебником.

Выполнение упражнений по алгоритму:

1.Прочитайте задание;

2. Как вы его понимаете, что надо сделать;

3.Выполните задание устно;

4. Выполните задание письменно;

5. Самопроверка;

6.Взаимопроверка;

7. Самоанализ, анализ

У: Откройте учебник на странице 100. Прочитайте упражнение 171. Что необходимо сделать?

О: Надо прочитать отрывок из сказки, назвать название сказки. Сказать, с какой целью автор использует выделенные слова. На что указывает слово он? Кто себя называет словом я? К кому обращаются с речью, употребляя слово ты? Вместо каких имен существительных употребляется слово они? Списать диалог, вставляя пропущенные слова.

У: Один ученик записывает диалог на доске, остальные записывают в тетрадь.

У: Прочитайте правило на странице 101 про себя. Теперь прочитайте вслух.

  1. Физминутка

Открытие новых умений, знаний (продолжение).

У: Прочитайте упражнение 172. Что нужно сделать?

О: Нужно подготовить ответ на вопрос: что такое местоимение? Привести примеры. Выписать из определения слова, которые указывают на предметы, но не называют их.

У: Хорошо. Ученик выходит к доске, остальные пишут в тетради.

У: Прочитайте упражнение 173. Как вы его понимаете? Что необходимо сделать?

О: Надо прочитать, определить главную мысль стихотворения, списать стихотворение. Определить какой частью речи являются выделенные слова? Подчеркнуть эти слова.

У: Выполним задание устно, потом запишите в тетрадь.

Дидактическая игра.

У: Необходимо собрать слова и отыскать в них местоимения.

(яма, тыква, мыло, тысяча, высота, бульон, мышка, пони, корона, магнитофон).

  1. Закрепление открытых умений, знаний.

 Играем в игру «Замени местоимением»

Сейчас мы с вами закрепим то, что узнали сегодня. Давайте немного поиграем. Я вам бросаю мяч и называю имя существительное, а вы мне возвращаете мяч, заменяя это существительное местоимением. Молодцы!

  1. Итог урока. Рефлексия.

У: Ребята, с чем вы познакомились сегодня на уроке?

О: С местоимением.

У: Что такое местоимение?

О: Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.

У: На какие вопросы отвечает местоимение?

О: Местоимение отвечает на вопрос кто?

У: Что показалось вам наиболее трудным?

                  Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков (школа России)

Урок открытия нового знания в технологии деятельностного подхода с использованием работы в группе...

Конспект урока "Символика России" (окружающий мир, ПНШ)

Цели данного урока:Познакомить учащихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны;Создать  условия для формирования нравственных ценностей (любви к Роди...

Контрольная работа по математике 3 классШкола России

Контроль знаний по теме "Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток"...

Конспект наша родина Россия

Конспект  наша родина Россия...

Разнообразие растений. ( конспект урока)"Школа России"

Урок окружающего мира в 3-м классе "Разнообразие растений". "Школа России" УМК: «Школа России», Плешаков А. А.Класс: 3.Место урока в теме: изучение и закрепление нового материала.Цель у...

Конспект урока "Символика России"

Конспект урока окружающего  мира "Символика России"...

Аннотации к рабочим программам 2 классШкола России.

Данные аннотации написаны с учетом ФГОС,в каждой аннотации по предмету расписаны УУД....