Имена собственные и нарицательные
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Замятина  Оксана Валерьевна

Предмет: Русский язык

Класс: 2

Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет.

Цели урока:

  • формировать умение писать с заглавной буквы собственные имена существительные;
  • учить подбирать примеры таких слов самостоятельно;
  • развивать речь, умение наблюдать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_2_klass_imena_sobstvennye_i_naritsatelnye.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 2

Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет.

Цели урока: 

  • формировать умение писать с заглавной буквы собственные имена существительные;
  • учить подбирать примеры таких слов самостоятельно;
  • развивать речь, умение наблюдать.

Планируемые результаты: 

                    - Личностные: -   формировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;

  • формировать коммуникативные умения детей;

                         
                   - Предметные:
 -     научатся различать имена существительные собственные и нарицательные;

  • использовать специальную терминологию при определении части речи;
  • научатся озаглавливать текст.

Тип урока: Изучение нового материала

Оборудование: Презентация в формате PowerPoint 97-2003, Учебник «Русский язык. 2 класс.» В 2 ч. В.П. Канакина,
В.Г. Горецкий М.: 2014 - Ч.2 - 159с.в 2-х ч., 2 ч.


Этап урока. Методы и приёмы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент

1мин.

Здравствуйте, ребята!

Встали дружно.

Повернулись

И друг другу улыбнулись.

Приветствуют

Личностные  – воспринимать нашу речь   непосредственно обращенную к учащемуся.

Мотивационный этап

1 мин.

Проверьте свой рабочий стол. Все ли у вас на своих местах? Аккуратно и очень тихо присаживайтесь

Отвечают

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Словарная работа Метод – практический

Прием – учебные упражнения

3 мин

  1. Словарная работа
  • Запишите слово шел с разными приставками. Прочитайте слова, которые получились.
  • Как написали приставки?
  • Какую гласную написали в основе слова? Подчеркните ее. Запомните это слово.
  • Орфографическая минутка
  • Какие слова вы написали в домашней работе с заглавной буквы?
  • Кто выполнил дополнительное задание? (Заслушиваются 2—3 доклада учащихся о происхождении своей фамилии.)

Откройте учебник на с. 56 и прочитайте информацию на «Страничке для любознательных». (Учитель вместе с сильными учениками читает текст.)

Какие способы возникновения фамилий вы узнали? Как образована ваша фамилия?

Записывают слово с разными приставками

Анализируют написание приставки со словом

Зачитывают доклады о происхождении фамилии

Читают текст учебника

Отвечают на вопрос

Познавательные Извлекать информацию, представленную в разных формах.

Личностные –  наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей. Развивать лидерские способности.  Правильно работать в группе, слушать других и учитывать их мнение.

Постановка учебной задачи

Метод – практический

Прием – подводящий диалог, учебные упражнения на экране.

2 мин

- Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

Я на балу никогда не бывала, Чистила, мыла, варила, пряла. Когда же случилось попасть мне на бал, То голову принц от любви потерял.

А я башмачок потеряла тогда же.

Кто я такая? Кто гут подскажет? (Золушка.)

Многим долго неизвестный, Стал он каждому дружком. Всем по сказке интересной Мальчик-луковка знаком.

Очень просто и недлинно он зовется... (Чиполлино)

Лечит он больных зверей,

Лечит маленьких детей.

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор... {Айболит).

Толстяк живет на крыше

Летает он всех выше. (Карлсон.)

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой. (Буратино.)

  1. Как вы написали имена сказочных героев?

Определите тему урока.

Записывают отгадки на загадки

Опираясь на выполненные упражнения, формулируют  тему урока.

Познавательные Извлекать информацию, представленную в разных формах.

Регулятивные: определять, формулировать цель деятельности

на уроке.

Актуализация знаний

Метод – практический

Прием- подводящий диалог, учебные упражнения

10мин

Упр. 97 (с. 57).

(Коллективное выполнение. Ответы на вопросы записывают, с комментированием.)

Упр. 99 (с. 58).

(Самостоятельное выполнение с последующей самопроверкой.)

Отвечают на вопросы

Самостоятельно выполняют упр.

Самопроверка по образцу

Личностные –  наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей. Развивать лидерские способности.  Правильно работать в группе, слушать других и учитывать их мнение.

Физ.минутка.

2мин.

Слайд

Повторяют движения.

Регулят.: Организовать свою физ. дея-ть.

Закрепление изученного материала

8 мин

 Упр. 98 (с. 57).

(Самостоятельное выполнение.)

  1. Как вы озаглавили текст?

В каких словах подчеркнули заглавную букву?

Отвечают на вопросы

Озаглавливают текст

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний;

Подведение итогов урока

5 мин

Карточка

Добавь в группу слов одно имя собственное.

Карлсон, Кот в сапогах,....

«Дюймовочка», «Белоснежка и семь гномов»,....

Г.Х. Андерсен, К.И. Чуковский,...

(Фронтальная проверка)

Проводят рефлексию деятельности

Выполняют упражнение

Познавательные: 

владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

Рефлексия.

3мин

  • Правописание какой орфограммы закрепляли на уроке?
  • К какой группе относятся имена существительные, которые вы записывали?
  • Что особенного о написании названий книг, сказок вы узнали?
  • Какие книги вы любите?
  • Дома вам надо написать об этом текст.
  • Какие умения примените?

Домашнее задание

Написать текст (два-три предложения) на тему «Моя любимая книга».

Анализируют свою деятельность на уроке

Записывают домашнее задание

Регулятивные – анализировать собственную работу;

осуществлять итоговый контроль.

Познавательный – строят рассуждение



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность на уроке русского языка "Имена собственные и нарицательные"

Модель доски: interwrite  BoardАннотация конкурсной работы: п рограмма по русскому языку к комплекту учебников «Начальная школа  XXIвека». – 3-е изд., дораб. и  доп. – Вентана-Гра...

урок русского языка в 3 классе на тему "Имена собственные и нарицательные".

Предложенный урок разработан по УМК "Начальная школа XXI века" , авторы учебника С.В. Иванов и А.О. Евдокимова....

Конспект урока русского языка "Имена собственные и нарицательные". 3 класс.

Данный урок русского языка проводится в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века"...

Урок русского языка 3 класс по теме "Имена собственные и нарицательные"

Правописание имен собственных. Определение рода у нескллоняемых имен собственных....

Имена собственные и нарицательные

Презентация по русскому языку для 2 класа...

Урок по русскому языку "Имена собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей" 2 класс

Знакомство с именами собственными и нарицательными. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей....