Урок русского языка "Слова, противоположные по значению (антонимы)"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Навроцкая Наталья Владимировна

Тип  урока: урок «открытия» новых знаний.

Тема урока: Слова, противоположные по значению (антонимы)

Цель: Систематизировать представления учащихся о словах противоположных по значению; дать понятие «антоним»; обогатить речь учащихся антонимами разных частей речи.

Учебник «Русский язык» 2 класс 1 часть  (авт. Канакина В.П.) по УМК «Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_navrotskoy_n.v.docx37.82 КБ
Файл prezentatsiya_navrotskaya.pptx691.89 КБ
Файл prilozheniya_k_uroku_navrotskoy.docx215.51 КБ

Предварительный просмотр:

Управление Образования Пластовского муниципального района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № 16»
с. Верхняя Кабанка

Технологическая карта урока русского языка  во 2 классе   Дата: 05.10.2018

Учитель:

Навроцкая Наталья Владимировна

Предмет:

Русский язык

Класс:  

2

Тип  урока: 

урок «открытия» новых знаний.

Тема урока:

Слова, противоположные по значению (антонимы)

Цель:

Систематизировать представления учащихся о словах противоположных по значению; дать понятие «антоним»; обогатить речь учащихся антонимами разных частей речи.

Используемые технологии:     

информационно-коммуникационные,  здоровьесберегающие.      

Планируемые  результаты:

       Личностные:

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы); вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Метапредметные:

              Регулятивные:

определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

             Коммуникативные:

строить понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога, используя термины; договариваться и приходить к общему решению при работе в группе; способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом.

            Познавательные:

ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя; добывает новые знания, используя различную учебную информацию.

Предметные:

учащиеся научатся находить антонимы и объяснять их роль; подбирать антонимы к словам разных частей речи.

Ресурсы:

Интернет

               Основные:

учебник «Русский язык» 2 класс 1 часть  (авт. Канакина В.П.) по УМК «Школа России»

               Дополнительные:

Карточки для индивидуальной, парной и групповой работы,  смайлики, словари антонимов для выставки, презентация по теме «Слова, противоположные по смыслу (антонимы)», карточки для домашнего задания творческого характера, магниты красного, жёлтого и зелёного цвета.

Методы обучения

Словесный (объяснение), наглядный (иллюстрации), практический (задания), самостоятельная работа, проблемно-поисковый

Формы организации

Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная

Технология

проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Психологический настрой к учебной деятельности

Подготовка эмоционального настроя к уроку, положительная внутренняя мотивация

- Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. 
Я предлагаю начать наш урок словами знакомого вам писателя К.Г. Паустовского. Прочитаем эти слова:

(слайд 2) «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

- Как вы думаете, почему именно с этих слов мы начнём? (Русский язык содержит много тайн, мы на уроках открываем его тайны)

- Я желаю вам удачи и думаю, что сегодня вы действительно сможете открыть новую тайну великого русского языка.

   Сядьте правильно, положите тетради под наклоном, запишите число, классная работа.

Регулятивные УУД:

нацеливание на успешную деятельность, целеустремленность,

настойчивость в достижении цели

II. Актуализация опорных знаний.

Цель:

а) применение изученных знаний при решении учебной задачи;

б) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогию.

Выполняют предложенные задания, отвечают на вопросы.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Предлагаю поиграть.

 Помашите мне рукой девочки, а теперь мальчики. Улыбнитесь те, у кого хорошее настроение, а теперь те, у кого плохое. Помашите мне те, кто помнит, что такое синонимы, а теперь те, кто забыл про них.

 Что такое синонимы?

А теперь закройте глаза (появляется слайд) и откройте глаза

 На слайде 3 появляются слова: мальчики-девочки, плохое - хорошее, забыл - помнит, закройте-откройте.

-Запишите парами слова. Сравните их по значению и звучанию. (Эти слова противоположные по значению и разные по звучанию)

Попробуйте продолжить составлять пары по этому правилу. (Варианты детей)

-Как называются такие слова?

-Почему возникли затруднения? Мы изучали такие слова? ( В 1 классе изучали слова с противоположным значением, но не знаем, как они называются.)

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

III. Совместное открытие нового знания

Цель: Постановка совместно с классом темы, цели урока

Слайд 4-помощник – это слова, противоположные по смыслу

( два греческих слова – anti (что значит «против») и onyma (означает «имя»)

Выдвигают гипотезы. Как проверить наши предположения?

- Открываем учебник стр.54

-Какая же будет тема урока?

- Давайте вместе поставим задачи на урок. Как вы думаете, что нам сегодня предстоит узнать? Чему мы должны научиться?

(слайд 5): Корзина идей

- Наметим план действий

1.Что такое антонимы?

2.На какие вопросы отвечают?

3. Роль в речи.

-Что нам поможет решить поставленные задачи?  (Свой опыт, учебник, учитель.)

Как мы это будем делать?

(Будем наблюдать, выполнять упражнения)

- Итак, приступим  к выполнению задач.

- Помогите мне рассказать сказку.

 Жили-были два брата. Младший брат никогда не соглашался со старшим, всегда говорил все наоборот. Скажет старший брат: «Тепло на улице!» — а младший — «Холодно!» Старший скажет: «Веселый мультфильм!» — а младший — ... (Дети заканчивают предложение.) Старший говорит: «Глубокая речка», а младший — ... Но однажды младший брат не захотел спорить со старшим, потому что старший сказал: «Умный у меня братец!»

-Что должен был сказать младший брат?

Вы догадались, о каких словах шла речь в сказке?  Почему вы так решили? (Вывод: АНТОНИМЫ-слова с противоположным значением )

Вернемся к вопросу.

-Для чего мы изучаем антонимы?

Чтобы ответить на этот вопрос попробуйте продолжить предложения по рядам, запишите в тетрадь:

1. Слон большой, а мышка ....

2.Отдыхать легко, а работать…

-Кто считает, что он правильно справился с заданием, покажите мне жестом (палец вверх).  Проверка по слайду 6.

-Для чего мы изучаем антонимы?

(Чтобы сравнивать предметы)

Динамическая игра «Подбери пару». (Приложение №1)Задача: Подобрать антонимы к словам. Раздаются карточки детям, они ищут каждый свою пару(антоним) и прикрепляют свои примеры к доске (слова-признаки, слова-предметы, слова-действия).

Ответьте на вопросы:

 - На какой вопрос отвечают слова  в паре?

Ложь - правда    (ЧТО?)

 Длинный - короткий

Сухой - мокрый   (КАКОЙ?)

Строить - ломать

Поджигать - тушить (ЧТО ДЕЛАТЬ?)

Проверка. Что можно сказать о вопросах на которые отвечают слова в паре, какие они? Какой вывод можем сделать?

(Вывод: Отвечают на один и тот  же вопрос, являются одной частью речи.)

Вопрос – ловушка.

-Как вы думаете: смелый - трус

Близкий – далеко - это антонимы? (Нет, т.к. отвечают на разные вопросы)

Умение слушать, отвечать на вопросы.

Уметь находить противоположные по значению слова

наблюдать за словами, имеющими противоположное значение

ознакомление с термином «антоним»

Познавательные:

постановка и формулирование темы и цели урока.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать, тему, цели на уроке с помощью учителя

IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

Создать условия для выполнения учащимися заданий с проговариванием во внешней речи

Объясняют смысл пословиц,

находят антонимы, пишут слова

парами.

Организует и корректирует объяснение

Работу по учебнику. Работа в паре.

с. 56, упр. 73

(Пословицы на слайде 7)

1.Вместе тесно, а врозь скучно.

2. Дождик вымочит, а солнышко высушит.

3. Ученье – свет, а неученье – тьма.

4. Умел взять, умей и отдать.

5. На смелого собака лает, а трусливого кусает

- Каждая пара получает пословицу. Объясните смысл пословиц. (Работа в паре)

- Называем и выписываем слова антонимы  парами.  ( вместе - врозь, вымочит - высушит, свет – тьма, взять – отдать, смелого - трусливого)

- Как называются выделенные пары слов в каждой пословице? (Антонимы) Проверка (на слайде 7)

- А теперь встали, немного  отдохнём

Умение объяснять смысл пословиц, находить антонимов,

выполнение задания с проговариванием.

Познавательные:

общеучебные : поиск и выделение необходимой информации;

смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли устной форме

Динамическая пауза

Игра «Не ошибись». Встаем парами. Если учитель называет синонимы, дети берутся за руки и поворачиваются лицом друг к другу, если антонимы – поворачиваются спинами.

Слова:  голодный - сытый, веселый – радостный, пол – потолок, нежный – ласковый, война – мир, весна – осень, влажный – мокрый, большой – громадный, молчаливый – разговорчивый.

V. Индивидуальная работа с последующей проверкой

Цель:

Организовать самостоятельное выполнение  работы

Индивидуальная работа учащихся, с последующей проверкой

Организация индивидуальной работы по карточкам

Организация индивидуальной  работы по карточкам с последующей проверкой

- На каждой парте есть карточки с двумя столбиками слов.(Приложение №2) Каждому слову из первого столбика надо найти пару – антоним из второго и провести между ними соединительную линию

Высокий  трусливый

Длинный  грубый

Прибавить короткий

Смелый   низкий

Ласковый   отнять

Самооценка перед проверкой. Если вы считаете, что вы  правильно подставили антонимы, поставьте на полях - ! Если вы сомневаетесь в правильности, поставьте на полях - ?

- Итак, выполнили. Давайте проверим по слайду 8. (Учитель называет  слово, а учащиеся называют соответствующий антоним, по щелчку появляется это слово)

После проверки.

У ребят на полях после проверки появляется следующий рисунок:

 !! Был уверен в правильности, и работа выполнена, верно.

!?- Был уверен в правильности, но допустил ошибку в выборе антонимов.

?! – Сомневался в правильности, но выполнил всё верно.

?? – Сомневался в правильности и на самом деле нашёл антонимы неверно.

- Покажите смайлик. Как вы оцените эту работу. (Показывают смайлики)

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные:

Общеучебные:

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий;

поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли. Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

VI. Включение в систему знаний и повторений

Цель: повторить и закрепить знания об антонимах.

Слушают, читают, отвечают на вопросы, подбирают антонимы

Организация учебного диалога

Работа с текстом. Работа в группе.

- Почитайте текст.(Приложение №3)

 Какое настроение создаёт текст? (Весёлое, радостное)

- Сейчас нужно  в тексте заменить выделенные слова  словами противоположными по смыслу, словами антонимами и записать.

- Каждый в группе человек должен заменить одно выделенное слово на антоним и записать по очереди.

Памятка работы в группе

 Слайд 9

1.Уважайте мнение друг друга

2.Говорите по – очереди

3.Не согласен предлагай

(Полученный текст)

Пасмурный день

Холодный ветер дует в лицо. На деревьях грустно трепещут листья. По небу плывут тяжёлые облака. По воде быстро плывёт кораблик.

-Давайте послушаем, что у вас получилось. (Группы зачитывают полученный текст)

- О каком времени года идёт речь в вашем тексте? (Об осени) Какой по настроению получился текст? (Грустный)

-Какую роль играют в нашей речи  антонимы? ( Антонимы делают нашу речь точной и выразительной)

- Всегда ли вам было просто подбирать антонимы?

- Что же делать в случае затруднения?

(Спросить у взрослых, посмотреть в словаре «Антонимов»)

Показ словаря «Антонимов»

Нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь  …

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь …

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь …..

Скажу я слово «потерял»,

И скажешь ты …..

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты ….

Теперь «начало» я скажу.

Ну, отвечай!.......

-Кто при ответе допускал ошибки? Что же надо сделать, чтобы впредь не допускать ошибок?

Уметь подбирать антонимы для текста, уметь объяснять роль антонимов в речи

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли

VII. Рефлексия

Цели:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Учащиеся работают индивидуально на карточках – листочках. Подбирают самостоятельно антонимы к данным словам

Организация самостоятельной работы по карточкам

Организует рефлексию.

Совсем скоро наш урок закончится. Давайте проверим, нашли мы ответы на вопросы, которые поставили в начале урока (Оправдались ли ваши ожидания?)

Слайд 10

- Где можно применить новые знания?  

-На парте у каждого есть осенний листочек. На нем слово. (Приложение №4) Запишите антоним к этому слову и прикрепите листочек на доску соответствующим магнитиком. Зелёный означает – подобрал быстро, жёлтый – сомневался, красный – не смог подобрать. (Дети вывешивают листочки на доску)

- Вы сегодня замечательно работали. Давайте подведем итог, каждый из вас оценит себя сам.

- Ставьте +, если утверждение для вас верно:

1. Я работал на уроке: слушал учителя, поднимал руку, отвечал.

2. На уроке  я сотрудничал с одноклассниками.

3. Я могу дать определение понятию «антонимы».

4. Я научился выделять, определять антонимы в тексте.

5. Я смогу рассказать о том, зачем необходимы антонимы в речи.

Молодцы!

Приобретение начального опыта применения лексических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

– выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

IX. Домашнее задание

Домашнее задание дифференцированного характера.

Думаю домашнее задание вы выполните с удовольствием.

1. Выписать из текста антонимы и синонимы.

Долго я был плохим учеником, а сестра моя – прилежной ученицей. Тетради у меня были грязные, небрежные, а у сестры- чистые, аккуратные. Грустный я плелся домой после уроков, а сестра бежала весёлая. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник и радовалась успехам Тани.

 Надоело мне все это. Что, я хуже других? Теперь я стал….(Приложение №5)

2.учебник с.56 упр. 74


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 2 класс Тема: «Слова , противоположные по значению (антонимы )» Учитель начальных классов МКОУ «Школа №16» с.Верхняя Кабанка Навроцкая Наталья Владимировна

Слайд 2

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». К.Г. Паустовский

Слайд 3

Мальчики-девочки; плохое-хорошее; забыл-помнит; закройте-откройте. Слова противоположные по значению

Слайд 4

Слова , противоположные по смыслу anti (что значит «против») onyma (означает «имя»)

Слайд 5

Корзина идей 1.Что такое антонимы? 2.На какие вопросы отвечают? 3. Роль в речи.

Слайд 6

1. Слон большой, а мышка .... 2.Зимой погода холодная, а летом …. 3.Отдыхать легко, а работать… маленькая тёплая трудно

Слайд 7

1 . Вместе тесно, а врозь скучно. 2. Дождик вымочит, а солнышко высушит. 3. Ученье – свет, а неученье – тьма. 4. Умел взять, умей и отдать. 5. На смелого собака лает, а трусливого кусает

Слайд 8

в ысокий трусливый д линный грубый п рибавить короткий с мелый низкий л асковый отнять

Слайд 9

Памятка работы в группе Уважайте мнение друг друга Говорите по – очереди Не согласен предлагай

Слайд 10

1.Что такое антонимы? 2.На какие вопросы отвечают? 3. Роль в речи.



Предварительный просмотр:

Приложение №1

ложь        

     

правда

длинный

короткий

сухой          

мокрый

строить  

ломать

поджигать  

тушить

Приложение №2

Высокий                  трусливый

Длинный                 грубый

Прибавить              короткий

Смелый                   низкий

Ласковый               отнять

Приложение №3

Ясный день

Тёплый ветер дует в лицо. На деревьях радостно трепещут листья. По небу плывут лёгкие облака. По воде медленно плывёт кораблик.

________ ветер дует в лицо. На деревьях _________ трепещут листья. По небу плывут _________ облака. По воде ________ плывёт кораблик.

Приложение №4

http://raskz.ot7.ru/uploads/3/2/0/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B8-%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8B%D1%88%D0%B5%D0%B9-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%83%D1%80-%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0833.jpg

Приложение №5

1. Выписать из текста антонимы и синонимы.

Долго я был плохим учеником, а сестра моя – прилежной ученицей. Тетради у меня были грязные, небрежные, а у сестры- чистые, аккуратные. Грустный я плелся домой после уроков, а сестра бежала весёлая. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник и радовалась успехам Тани.

 Надоело мне все это. Что, я хуже других? Теперь я стал….

1. Выписать из текста антонимы и синонимы.

Долго я был плохим учеником, а сестра моя – прилежной ученицей. Тетради у меня были грязные, небрежные, а у сестры- чистые, аккуратные. Грустный я плелся домой после уроков, а сестра бежала весёлая. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник и радовалась успехам Тани.

 Надоело мне все это. Что, я хуже других? Теперь я стал….

1. Выписать из текста антонимы и синонимы.

Долго я был плохим учеником, а сестра моя – прилежной ученицей. Тетради у меня были грязные, небрежные, а у сестры- чистые, аккуратные. Грустный я плелся домой после уроков, а сестра бежала весёлая. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник и радовалась успехам Тани.

 Надоело мне все это. Что, я хуже других? Теперь я стал….

1. Выписать из текста антонимы и синонимы.

Долго я был плохим учеником, а сестра моя – прилежной ученицей. Тетради у меня были грязные, небрежные, а у сестры- чистые, аккуратные. Грустный я плелся домой после уроков, а сестра бежала весёлая. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник и радовалась успехам Тани.

 Надоело мне все это. Что, я хуже других? Теперь я стал….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Тема: "Слова противоположные по значению. Антонимы" 2 класс (УМК Перспектива)

Конспект урока русского языка Тема: СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ) Цели деятельности учителя: познакомить детей с антонимами; обогатить их словарный запас; формировать умения распознава...

Урок русского языка.2 класс .Программа "Перспектива" Тема урока "Слова противоположные по значению (антонимы )

Данный урок был проведен во время методической недели русского языка. Урок имел свою цель,а именно, показать как можно мотивировать детей,особенно тех кто имеет трудности в обучении.На уроке была созд...

Русский язык. «Слова, противоположные по значению (антонимы)»

Конспект и презентация урока по русскому языку во 2 классе....

Конспект урока русского языка. Тема: "Слова противоположные по значению. Антонимы" 2 класс (УМК Перспектива)

Конспект урока русского языкаТема: СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ)Цели деятельности учителя: познакомить детей с антонимами; обогатить их словарный запас; формировать умения распозн...

Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме: "Слова, противоположные по значению. Антонимы." УМК "Перспектива"

Тема урока: Слова, противоположные по значению. Антонимы.Тип урока: открытие нового знания.Форма урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.Цели: - сформировать представление об антонимах, их ...

Презентация к уроку по русскому языку во 2 классе по теме: "Слова, противоположные по значению. Антонимы"

Прозвенел звонок –Начинается урок.Порядок на столе.Порядок в голове.-К уроку мы готовы все!...