Урок русского языка "Слова, противоположные по значению (антонимы)"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Тема урока: Слова, противоположные по значению (антонимы)
Цель: Систематизировать представления учащихся о словах противоположных по значению; дать понятие «антоним»; обогатить речь учащихся антонимами разных частей речи.
Учебник «Русский язык» 2 класс 1 часть (авт. Канакина В.П.) по УМК «Школа России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_navrotskoy_n.v.docx | 37.82 КБ |
prezentatsiya_navrotskaya.pptx | 691.89 КБ |
prilozheniya_k_uroku_navrotskoy.docx | 215.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление Образования Пластовского муниципального района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № 16»
с. Верхняя Кабанка
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе Дата: 05.10.2018
Учитель: | Навроцкая Наталья Владимировна |
Предмет: | Русский язык |
Класс: | 2 |
Тип урока: | урок «открытия» новых знаний. |
Тема урока: | Слова, противоположные по значению (антонимы) |
Цель: | Систематизировать представления учащихся о словах противоположных по значению; дать понятие «антоним»; обогатить речь учащихся антонимами разных частей речи. |
Используемые технологии: | информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие. |
Планируемые результаты: Личностные: | формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы); вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению. |
Метапредметные: | |
Регулятивные: | определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |
Коммуникативные: | строить понятные для одноклассников выказывания в рамках учебного диалога, используя термины; договариваться и приходить к общему решению при работе в группе; способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом. |
Познавательные: | ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя; добывает новые знания, используя различную учебную информацию. |
Предметные: | учащиеся научатся находить антонимы и объяснять их роль; подбирать антонимы к словам разных частей речи. |
Ресурсы: | Интернет |
Основные: | учебник «Русский язык» 2 класс 1 часть (авт. Канакина В.П.) по УМК «Школа России» |
Дополнительные: | Карточки для индивидуальной, парной и групповой работы, смайлики, словари антонимов для выставки, презентация по теме «Слова, противоположные по смыслу (антонимы)», карточки для домашнего задания творческого характера, магниты красного, жёлтого и зелёного цвета. |
Методы обучения | Словесный (объяснение), наглядный (иллюстрации), практический (задания), самостоятельная работа, проблемно-поисковый |
Формы организации | Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | |||||
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Психологический настрой к учебной деятельности | Подготовка эмоционального настроя к уроку, положительная внутренняя мотивация | - Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. (слайд 2) «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». - Как вы думаете, почему именно с этих слов мы начнём? (Русский язык содержит много тайн, мы на уроках открываем его тайны) - Я желаю вам удачи и думаю, что сегодня вы действительно сможете открыть новую тайну великого русского языка. Сядьте правильно, положите тетради под наклоном, запишите число, классная работа. | Регулятивные УУД: нацеливание на успешную деятельность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели | ||
II. Актуализация опорных знаний. Цель: а) применение изученных знаний при решении учебной задачи; б) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогию. | Выполняют предложенные задания, отвечают на вопросы. | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Предлагаю поиграть. Помашите мне рукой девочки, а теперь мальчики. Улыбнитесь те, у кого хорошее настроение, а теперь те, у кого плохое. Помашите мне те, кто помнит, что такое синонимы, а теперь те, кто забыл про них. Что такое синонимы? А теперь закройте глаза (появляется слайд) и откройте глаза На слайде 3 появляются слова: мальчики-девочки, плохое - хорошее, забыл - помнит, закройте-откройте. -Запишите парами слова. Сравните их по значению и звучанию. (Эти слова противоположные по значению и разные по звучанию) Попробуйте продолжить составлять пары по этому правилу. (Варианты детей) -Как называются такие слова? -Почему возникли затруднения? Мы изучали такие слова? ( В 1 классе изучали слова с противоположным значением, но не знаем, как они называются.) | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | ||
III. Совместное открытие нового знания Цель: Постановка совместно с классом темы, цели урока | Слайд 4-помощник – это слова, противоположные по смыслу ( два греческих слова – anti (что значит «против») и onyma (означает «имя») Выдвигают гипотезы. Как проверить наши предположения? - Открываем учебник стр.54 -Какая же будет тема урока? - Давайте вместе поставим задачи на урок. Как вы думаете, что нам сегодня предстоит узнать? Чему мы должны научиться? (слайд 5): Корзина идей - Наметим план действий 1.Что такое антонимы? 2.На какие вопросы отвечают? 3. Роль в речи. -Что нам поможет решить поставленные задачи? (Свой опыт, учебник, учитель.) Как мы это будем делать? (Будем наблюдать, выполнять упражнения) - Итак, приступим к выполнению задач. - Помогите мне рассказать сказку. Жили-были два брата. Младший брат никогда не соглашался со старшим, всегда говорил все наоборот. Скажет старший брат: «Тепло на улице!» — а младший — «Холодно!» Старший скажет: «Веселый мультфильм!» — а младший — ... (Дети заканчивают предложение.) Старший говорит: «Глубокая речка», а младший — ... Но однажды младший брат не захотел спорить со старшим, потому что старший сказал: «Умный у меня братец!» -Что должен был сказать младший брат? Вы догадались, о каких словах шла речь в сказке? Почему вы так решили? (Вывод: АНТОНИМЫ-слова с противоположным значением ) Вернемся к вопросу. -Для чего мы изучаем антонимы? Чтобы ответить на этот вопрос попробуйте продолжить предложения по рядам, запишите в тетрадь: 1. Слон большой, а мышка .... 2.Отдыхать легко, а работать… -Кто считает, что он правильно справился с заданием, покажите мне жестом (палец вверх). Проверка по слайду 6. -Для чего мы изучаем антонимы? (Чтобы сравнивать предметы) Динамическая игра «Подбери пару». (Приложение №1)Задача: Подобрать антонимы к словам. Раздаются карточки детям, они ищут каждый свою пару(антоним) и прикрепляют свои примеры к доске (слова-признаки, слова-предметы, слова-действия). Ответьте на вопросы: - На какой вопрос отвечают слова в паре? Ложь - правда (ЧТО?) Длинный - короткий Сухой - мокрый (КАКОЙ?) Строить - ломать Поджигать - тушить (ЧТО ДЕЛАТЬ?) Проверка. Что можно сказать о вопросах на которые отвечают слова в паре, какие они? Какой вывод можем сделать? (Вывод: Отвечают на один и тот же вопрос, являются одной частью речи.) Вопрос – ловушка. -Как вы думаете: смелый - трус Близкий – далеко - это антонимы? (Нет, т.к. отвечают на разные вопросы) | Умение слушать, отвечать на вопросы. Уметь находить противоположные по значению слова наблюдать за словами, имеющими противоположное значение ознакомление с термином «антоним» | Познавательные: постановка и формулирование темы и цели урока. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать, тему, цели на уроке с помощью учителя | |||
IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: Создать условия для выполнения учащимися заданий с проговариванием во внешней речи | Объясняют смысл пословиц, находят антонимы, пишут слова парами. | Организует и корректирует объяснение | Работу по учебнику. Работа в паре. с. 56, упр. 73 (Пословицы на слайде 7) 1.Вместе тесно, а врозь скучно. 2. Дождик вымочит, а солнышко высушит. 3. Ученье – свет, а неученье – тьма. 4. Умел взять, умей и отдать. 5. На смелого собака лает, а трусливого кусает - Каждая пара получает пословицу. Объясните смысл пословиц. (Работа в паре) - Называем и выписываем слова антонимы парами. ( вместе - врозь, вымочит - высушит, свет – тьма, взять – отдать, смелого - трусливого) - Как называются выделенные пары слов в каждой пословице? (Антонимы) Проверка (на слайде 7) - А теперь встали, немного отдохнём | Умение объяснять смысл пословиц, находить антонимов, выполнение задания с проговариванием. | Познавательные: общеучебные : поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли устной форме | |
Динамическая пауза | Игра «Не ошибись». Встаем парами. Если учитель называет синонимы, дети берутся за руки и поворачиваются лицом друг к другу, если антонимы – поворачиваются спинами. Слова: голодный - сытый, веселый – радостный, пол – потолок, нежный – ласковый, война – мир, весна – осень, влажный – мокрый, большой – громадный, молчаливый – разговорчивый. | |||||
V. Индивидуальная работа с последующей проверкой Цель: Организовать самостоятельное выполнение работы | Индивидуальная работа учащихся, с последующей проверкой | Организация индивидуальной работы по карточкам | Организация индивидуальной работы по карточкам с последующей проверкой - На каждой парте есть карточки с двумя столбиками слов.(Приложение №2) Каждому слову из первого столбика надо найти пару – антоним из второго и провести между ними соединительную линию Высокий трусливый Длинный грубый Прибавить короткий Смелый низкий Ласковый отнять Самооценка перед проверкой. Если вы считаете, что вы правильно подставили антонимы, поставьте на полях - ! Если вы сомневаетесь в правильности, поставьте на полях - ? - Итак, выполнили. Давайте проверим по слайду 8. (Учитель называет слово, а учащиеся называют соответствующий антоним, по щелчку появляется это слово) После проверки. У ребят на полях после проверки появляется следующий рисунок: !! Был уверен в правильности, и работа выполнена, верно. !?- Был уверен в правильности, но допустил ошибку в выборе антонимов. ?! – Сомневался в правильности, но выполнил всё верно. ?? – Сомневался в правильности и на самом деле нашёл антонимы неверно. - Покажите смайлик. Как вы оцените эту работу. (Показывают смайлики) | Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Познавательные: Общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий; поиск и выделение необходимой информации; Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок | ||
VI. Включение в систему знаний и повторений Цель: повторить и закрепить знания об антонимах. | Слушают, читают, отвечают на вопросы, подбирают антонимы | Организация учебного диалога | Работа с текстом. Работа в группе. - Почитайте текст.(Приложение №3) Какое настроение создаёт текст? (Весёлое, радостное) - Сейчас нужно в тексте заменить выделенные слова словами противоположными по смыслу, словами антонимами и записать. - Каждый в группе человек должен заменить одно выделенное слово на антоним и записать по очереди. Памятка работы в группе Слайд 9 1.Уважайте мнение друг друга 2.Говорите по – очереди 3.Не согласен предлагай (Полученный текст) Пасмурный день Холодный ветер дует в лицо. На деревьях грустно трепещут листья. По небу плывут тяжёлые облака. По воде быстро плывёт кораблик. -Давайте послушаем, что у вас получилось. (Группы зачитывают полученный текст) - О каком времени года идёт речь в вашем тексте? (Об осени) Какой по настроению получился текст? (Грустный) -Какую роль играют в нашей речи антонимы? ( Антонимы делают нашу речь точной и выразительной) - Всегда ли вам было просто подбирать антонимы? - Что же делать в случае затруднения? (Спросить у взрослых, посмотреть в словаре «Антонимов») Показ словаря «Антонимов» Нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово «высоко», А ты ответишь … Скажу я слово «далеко», А ты ответишь … Скажу я слово «потолок», А ты ответишь ….. Скажу я слово «потерял», И скажешь ты ….. Скажу тебе я слово «трус», Ответишь ты …. Теперь «начало» я скажу. Ну, отвечай!....... -Кто при ответе допускал ошибки? Что же надо сделать, чтобы впредь не допускать ошибок? | Уметь подбирать антонимы для текста, уметь объяснять роль антонимов в речи | Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли | |
VII. Рефлексия Цели: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Учащиеся работают индивидуально на карточках – листочках. Подбирают самостоятельно антонимы к данным словам | Организация самостоятельной работы по карточкам Организует рефлексию. | Совсем скоро наш урок закончится. Давайте проверим, нашли мы ответы на вопросы, которые поставили в начале урока (Оправдались ли ваши ожидания?) Слайд 10 - Где можно применить новые знания? -На парте у каждого есть осенний листочек. На нем слово. (Приложение №4) Запишите антоним к этому слову и прикрепите листочек на доску соответствующим магнитиком. Зелёный означает – подобрал быстро, жёлтый – сомневался, красный – не смог подобрать. (Дети вывешивают листочки на доску) - Вы сегодня замечательно работали. Давайте подведем итог, каждый из вас оценит себя сам. - Ставьте +, если утверждение для вас верно: 1. Я работал на уроке: слушал учителя, поднимал руку, отвечал. 2. На уроке я сотрудничал с одноклассниками. 3. Я могу дать определение понятию «антонимы». 4. Я научился выделять, определять антонимы в тексте. 5. Я смогу рассказать о том, зачем необходимы антонимы в речи. Молодцы! | Приобретение начального опыта применения лексических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | |
IX. Домашнее задание | Домашнее задание дифференцированного характера. | Думаю домашнее задание вы выполните с удовольствием. 1. Выписать из текста антонимы и синонимы. Долго я был плохим учеником, а сестра моя – прилежной ученицей. Тетради у меня были грязные, небрежные, а у сестры- чистые, аккуратные. Грустный я плелся домой после уроков, а сестра бежала весёлая. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник и радовалась успехам Тани. Надоело мне все это. Что, я хуже других? Теперь я стал….(Приложение №5) 2.учебник с.56 упр. 74 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». К.Г. Паустовский
Мальчики-девочки; плохое-хорошее; забыл-помнит; закройте-откройте. Слова противоположные по значению
Слова , противоположные по смыслу anti (что значит «против») onyma (означает «имя»)
Корзина идей 1.Что такое антонимы? 2.На какие вопросы отвечают? 3. Роль в речи.
1. Слон большой, а мышка .... 2.Зимой погода холодная, а летом …. 3.Отдыхать легко, а работать… маленькая тёплая трудно
1 . Вместе тесно, а врозь скучно. 2. Дождик вымочит, а солнышко высушит. 3. Ученье – свет, а неученье – тьма. 4. Умел взять, умей и отдать. 5. На смелого собака лает, а трусливого кусает
в ысокий трусливый д линный грубый п рибавить короткий с мелый низкий л асковый отнять
Памятка работы в группе Уважайте мнение друг друга Говорите по – очереди Не согласен предлагай
1.Что такое антонимы? 2.На какие вопросы отвечают? 3. Роль в речи.
Предварительный просмотр:
Приложение №1
ложь
| правда |
длинный | короткий |
сухой | мокрый |
строить | ломать |
поджигать | тушить |
Приложение №2
Высокий трусливый
Длинный грубый
Прибавить короткий
Смелый низкий
Ласковый отнять
Приложение №3
Ясный день
Тёплый ветер дует в лицо. На деревьях радостно трепещут листья. По небу плывут лёгкие облака. По воде медленно плывёт кораблик.
________ ветер дует в лицо. На деревьях _________ трепещут листья. По небу плывут _________ облака. По воде ________ плывёт кораблик.
Приложение №4
Приложение №5
1. Выписать из текста антонимы и синонимы.
Долго я был плохим учеником, а сестра моя – прилежной ученицей. Тетради у меня были грязные, небрежные, а у сестры- чистые, аккуратные. Грустный я плелся домой после уроков, а сестра бежала весёлая. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник и радовалась успехам Тани.
Надоело мне все это. Что, я хуже других? Теперь я стал….
1. Выписать из текста антонимы и синонимы.
Долго я был плохим учеником, а сестра моя – прилежной ученицей. Тетради у меня были грязные, небрежные, а у сестры- чистые, аккуратные. Грустный я плелся домой после уроков, а сестра бежала весёлая. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник и радовалась успехам Тани.
Надоело мне все это. Что, я хуже других? Теперь я стал….
1. Выписать из текста антонимы и синонимы.
Долго я был плохим учеником, а сестра моя – прилежной ученицей. Тетради у меня были грязные, небрежные, а у сестры- чистые, аккуратные. Грустный я плелся домой после уроков, а сестра бежала весёлая. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник и радовалась успехам Тани.
Надоело мне все это. Что, я хуже других? Теперь я стал….
1. Выписать из текста антонимы и синонимы.
Долго я был плохим учеником, а сестра моя – прилежной ученицей. Тетради у меня были грязные, небрежные, а у сестры- чистые, аккуратные. Грустный я плелся домой после уроков, а сестра бежала весёлая. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник и радовалась успехам Тани.
Надоело мне все это. Что, я хуже других? Теперь я стал….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок открытия нового знания по теме «Слова противоположные по значению (антонимы)» (2 класс «Школа России»)
Урок спланирован в соответствии с требованиями ФГОС...
Конспект урока русского языка. Тема: "Слова противоположные по значению. Антонимы" 2 класс (УМК Перспектива)
Конспект урока русского языка Тема: СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ) Цели деятельности учителя: познакомить детей с антонимами; обогатить их словарный запас; формировать умения распознава...
Урок русского языка.2 класс .Программа "Перспектива" Тема урока "Слова противоположные по значению (антонимы )
Данный урок был проведен во время методической недели русского языка. Урок имел свою цель,а именно, показать как можно мотивировать детей,особенно тех кто имеет трудности в обучении.На уроке была созд...
Русский язык. «Слова, противоположные по значению (антонимы)»
Конспект и презентация урока по русскому языку во 2 классе....
Конспект урока русского языка. Тема: "Слова противоположные по значению. Антонимы" 2 класс (УМК Перспектива)
Конспект урока русского языкаТема: СЛОВА, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ПО ЗНАЧЕНИЮ (АНТОНИМЫ)Цели деятельности учителя: познакомить детей с антонимами; обогатить их словарный запас; формировать умения распозн...
Открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме: "Слова, противоположные по значению. Антонимы." УМК "Перспектива"
Тема урока: Слова, противоположные по значению. Антонимы.Тип урока: открытие нового знания.Форма урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.Цели: - сформировать представление об антонимах, их ...
Презентация к уроку по русскому языку во 2 классе по теме: "Слова, противоположные по значению. Антонимы"
Прозвенел звонок –Начинается урок.Порядок на столе.Порядок в голове.-К уроку мы готовы все!...