Самоанализ учебного занятия по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока русского языка
по теме «Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы»
3 класс
Уважаемые члены жюри! Вашему вниманию сегодня было предложено учебное занятие русского языка в 3 классе по теме «Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы», содержание которого основывалось на программе автора Тамары Григорьевны Рамзаевой.
Данное учебное занятие в курсе русского языка относится к теме «Глагол», в этой теме 3 урок.
В основу проектирования содержания урока были заложены следующие принципы:
- Принцип развития, означающий выстраивание обучения в «зоне ближайшего развития» школьника (перевод деятельности учащихся с репродуктивной до конструктивной: работа с предложениями, с фразеологизмами, с пословицами).
- Принцип поиска, предполагающий, что знания не даются в готовом виде, а выводятся в процессе решения задания. Во время УЗ применяла задание, содержащие проблемную ситуацию. Например, ситуация столкновения мнений при работе со словами-синонимами.
- Принцип наглядности, предполагающий использование наглядных материалов, как средств, улучшающих восприятие учебного материала. Учащимся были предложены рисунки, электронное сопровождение к основным этапам УЗ, карточки, сигналы.
- Принцип систематичности и последовательности, главным в котором является логическое построение содержания учебного материала, а также обоснованная последовательность этапов УЗ.
Учебный материал и технологии его освоения являются системой, где каждая часть переходит в другую или связана с ней (например, актуализация знаний перешла в целеполагание и выведение гипотезы, а затем в закрепление знаний).
Во время УЗ я использовала чередование различных видов деятельности учеников и учителя. Например, фронтальная работа сменилась работой в парах, групповой работой и самостоятельной работой.
Учитывая необходимость мотивации учащихся к предмету, на УЗ я использовала метапредметный подход в рамках метатемы «Знания и информация».
Тип урока – изучение нового материала с первичным закреплением знаний.
Моей основной целью в данном УЗ, было создание условий для формирования учащимися универсальных учебных действий по теме «Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы» (учебно-логические умения: анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, решать проблемный вопрос, обобщать и делать выводы)
Учащиеся включались в процесс целеполагания.
Решалась триединая задача (образовательная, развивающая, воспитательная).
Задачи:
образовательные:
• закрепить определения синонимов и антонимов, знания о глаголе как части речи;
• закрепить умение подбирать к глаголам синонимы и антонимы, умение употреблять их в речи.
развивающие:
• развивать словесно-логическое мышление, познавательную активность и учебно-интеллектуальные умения путем создания проблемных ситуаций;
• развивать внимание, зрительную и слуховую память, речь обучающихся, орфографическую зоркость;
• способствовать обогащению активного словаря обучающихся;
• создавать мотивацию к дальнейшему изучению предмета.
воспитательные:
• воспитывать ответственность за результаты своего труда, культуру общения и навыки коллективного сотрудничества.
УЗ состояло из трех этапов:
На первом мотивационно-ориентировочном этапе решались следующие задачи:
1. Установление личностного контакта с классом через приветствие и эмоциональный настрой;
2. Актуализация имеющихся у детей знаний и умений по теме «Слова-синонимы, слова-антонимы»;
3. Целеполагание.
На втором основном этапе учащиеся получали знания о глаголах-синонимах, глаголах-антонимах. Знания не давались в готовом виде, а были получены учащимися в процессе решения проблемной ситуации (при замене фразеологизмов глаголами-синонимами, при сравнении однокоренных глаголов-антонимов).
Решались практические задачи через работу над словообразованием, словосочетанием, предложением.
Проведено тестирование с целью проверки уровня первичного закрепления знаний при помощи сигналов «да», «нет», что позволило быстро определить уровень обучаемости.
Заключительный рефлексивно-оценочный этап урока предполагал проведение:
- содержательной рефлексии - как оценки собственных действий учащихся на УЗ.
Учащиеся были активны в учебно-познавательной деятельности, участвовали в учебном диалоге, делали выводы, оценивали свою деятельность через жетоны. Спасибо учителю и ученикам данного класса за сотрудничество на уроке.
Степень результативности занятия на (достаточном) высоком уровне, исходя из оценочной деятельности обучающихся, которую мы наблюдали на картине в конце урока.
Условия (познавательные, социально-психологические, учебно-материальные, гигиенические, эстетические, здоровьесберегающие: презентация использовалась с выключением экрана для сохранения зрения) созданы.
Поставленная мною цель достигнута, планируемые задачи занятия удалось реализовать, с учетом системно-деятельностного подхода к обучению, используя современные педагогические технологии, в частности проблемное обучении, ИКТ, элементы технологии КСО.
Самоанализ урока разработан учителями МО школы на основе анализов урока Конаржевского Юрия Анатольевича и Поташника Марка Максимовича (профессоры, доктора пед. наук)
Учитель начальных классов МБОУ Излучинская ОНШ №2» Нижневартовского района
Бондаренко Светлана Валентиновна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по русскому языку 3 класс УМК Гармония
Методическая разработка урока по предмету "Русский язык" - 3 класс содержит технологическую карту урока в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательн...
План-конспект учебного занятия Урок русского языка по теме "Работа по картине А.Рылова "Полевая рябинка"
Учитель: Вавшко Галина Михайловна Предмет: Русский язык Класс: 2 Тема: «Работа с картиной» Цели урока: Содержательная: познакомить с понятием «тема» и «главное переживание» картины; учить д...
Учебное занятие по русскому языку "Имя собственное"
Учебгое занятие по русскому языку по теме "Имя собственное" проведено на основе произведений К.И.Чуковского...
Разработка учебного занятия по русскому языку "Корень - значимая часть слова"
Цель урока: создание условий для освоения новых знаний по теме «корень слова», научить находить корень и графически обозначать, развивать мышление, внимание, память, развивать речь, развить у учащихся...
Учебное занятие по русскому языку по теме "Состав слова"
Занятие в соответствии с ФГОС...
Самоанализ учебного занятия по русскому языку
Тема: «Правописание безударных гласных корне слова»...
Самоанализ учебного занятия по русскому языку
Тема: «Глагол как часть речи»...