Самоанализ учебного занятия по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Бондаренко Светлана Валентиновна

Тема: «Глагол как часть речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока русского языка

по теме «Глагол как часть речи»

3 класс

        Уважаемые члены жюри! Вашему вниманию сегодня было предложено учебное занятие русского языка в 3 классе по теме «Глагол как часть речи», содержание которого основывалось на программе автора Т. Г. Рамзаевой

        Данное учебное занятие в курсе русского языка относится к теме №13 «Глагол», в этой теме 1 урок.         

В основу проектирования содержания урока мною были заложены следующие принципы (основные правила):

- Принцип развития, означающий выстраивание обучения в «зоне ближайшего развития» школьника и учет особенностей конкретного возрастного этапа.

- Принцип поиска, предполагающий, что знания не даются в готовом виде, а выводятся в процессе решения задания. Во время  УЗ применяла задание, содержащие  проблемную ситуацию,

Например, ситуация столкновения мнений  при работе со словами-омоформами.

- Принцип наглядности, предполагающий использование наглядных материалов, как средств, улучшающих восприятие учебного материала. Учащимся были предложены рисунки, слайдовая презентация к основным этапам УЗ, карточки, сигналы.

 - Принцип систематичности и последовательности, главным в котором  является логическое построение содержания учебного материала, а также обоснованная последовательность этапов УЗ.

Учебный материал и технологии его освоения являются системой, где каждая часть переходит в другую или связана с ней (например, актуализация знаний перешла в целеполагание и выведение гипотезы).

Во время УЗ я использовала чередование различных видов деятельности учеников и учителя. Например, беседа о частях речи сменилась работой в группах по распознаванию глаголов от других частей речи, затем решили проблемную ситуацию, а далее парная работа и тестирование.

- Принцип прочности определяет, что усвоение материала и развитие личностных качеств ученика на уроке зависят как от внешних факторов (структурирование учебного материала, применяемые формы обучения), так и от субъективного отношения ученика к материалу, учителю, к процессу обучения. Поэтому начальной и основной целью своей работы с учениками я всегда ставлю обеспечение их положительного отношения к изучаемому предмету через создание проблемной ситуации и занимательный материал («визитные карточки» частей речи, слова-омоформы).

Учитывая необходимость мотивации учащихся к предмету, на УЗ я использовала  метапредметный подход в рамках метатемы «Знания и информация».

Тип урока – изучение нового материала с первичным закреплением знаний.

Моей основной целью в данном УЗ, было создание условий для формирования  учащимися универсальных учебных действий по теме «Глагол как часть речи» (учебно-логические  умения: анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, решать проблемный вопрос, обобщать и делать выводы)

Учащиеся включались в процесс целеполагания.

Решалась триединая задача (образовательная,  развивающая, воспитывающая).

Задачи:

образовательные:  

• сформировать понятие о глаголе как части речи;

• сформировать умения выделять глаголы в речи, правильно их использовать.

развивающие:

• развивать познавательную активность и учебно-интеллектуальные умения путем создания проблемных ситуаций;

• развивать орфографическую зоркость, умение пользоваться средствами обучения;

• способствовать обогащению активного словаря обучающихся;

• создавать мотивацию к дальнейшему изучению предмета, практическую направленность.

воспитательные:   

• совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения;

•воспитывать любовь к природе, ответственность за результаты своего труда.

УЗ состояло из трех этапов:

На первом мотивационно-ориентировочном этапе решались следующие задачи:

1. установление личностного контакта с классом, через приветствие и знакомство  с учащимися, настрой детей на работу через эмоциональный настрой, появление на уроке с корзинкой подснежников;

2. актуализация имеющихся у детей знаний и умений по теме «части речи»;

3. целеполагание.

На втором основном этапе учащиеся получали знания о глаголе как части речи. Некоторые знания не давались в готовом виде, а были получены учащимися в процессе решения проблемной ситуации.

Решались практические задачи через работу над предложением, текстом, с использованием слайдовой презентации к основным этапам УЗ, с использованием поддержки – схемы – опоры.

Решалась задача освоения предлагаемого учебного материала и подведение учеников  в процессе совместной деятельности, к формулировке основного понятия глагол как часть речи и отработке понятий: имя прилагательное и имя существительное.

Проведено тестирование с целью проверки уровня первичного закрепления знаний.

Заключительный рефлексивно-оценочный этап урока предполагал проведение:

- содержательной рефлексии - как оценки собственных действий учащихся на УЗ.

Учащиеся были активны в учебно-познавательной деятельности, участвовали в учебном диалоге, делали выводы, оценивали свою деятельность через жетоны. Спасибо учителю и ученикам данного класса за сотрудничество на уроке.

Степень результативности занятия на (достаточном) высоком уровне.

Условия (познавательные, социально-психологические, учебно-материальные, гигиенические, эстетические, здоровьесберегающие: презентация использовалась с выключением экрана для сохранения зрения) созданы.

Поставленная мною цель достигнута, планируемые задачи занятия удалось реализовать, используя современные педагогические технологии, в частности проблемное обучение и ИКТ.

Учитель начальных классов  МБОУ Излучинская ОНШ №2» Нижневартовского района

Бондаренко Светлана Валентиновна

Уважаемые члены жюри! Вашему вниманию сегодня было предложено учебное занятие русского языка в 3 классе по теме «Глагол как часть речи», содержание которого основывалось на программе автора Т. Г. Рамзаевой

Данное учебное занятие в курсе русского языка относится к теме №13 «Глагол», в этой теме 1 урок.

Считаю, что данная тема будет важна и для последующих учебных занятий –  «Неопределенная форма глагола и Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы, Роль глагола в предложении». Надо отметить, что у обучающихся сформированы умения распознавать  части речи. Ученики владеют организационными, коммуникативными умениями, научены работать со схемой-опорой, в паре и в группе.

        Поэтому учебное занятие было проведено по типу изучения новых и первичного закрепления знаний.

        Считаю, что структура построения данного урока выдержана, просматривается логика процесса закрепления знаний:

• мотивация;

• актуализация – анализ содержания учебного материала;

• изучение новых знаний;

• первичное закрепление знаний;

• перевод знаний от усвоения отдельных фактов, понятий в практические умения, в целостную систему знаний.

        Все вышеперечисленные этапы объединены общей целью: создание условий для продуктивной учебно-познавательной деятельности обучающихся через использование различных методик.

        Но основным этапом (или учебным элементом) урока является – изучение новых знаний. Поэтому к данному уроку (под общую цель) поставила следующие дидактические задачи:

образовательные:  

• сформировать понятие о глаголе как части речи;

• сформировать умения выделять глаголы в речи, правильно их использовать.

развивающие:

• развивать познавательную активность и учебно-интеллектуальные умения путем создания проблемных ситуаций;

• развивать орфографическую зоркость, умение пользоваться средствами обучения;

• способствовать обогащению активного словаря обучающихся;

• создавать мотивацию к дальнейшему изучению предмета, практическую направленность.

воспитательные:   

• совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения;

•воспитывать любовь к природе, ответственность за результаты своего труда.

        Для реализации вышеуказанных задач мною было подобрано содержание учебного материала, продуман характер деятельности ученика, отобраны современные методы и формы обучения, которые способствовали организации учебно-познавательной деятельности обучающихся.

        Урок был начат с эмоционального настроя (самопроверка рабочего места, мотивационная направленность учеников, что позволило детям быстро включиться в активную деятельность).

На этапе актуализации опорных знаний предусмотрела повторение ранее изученного материала: части речи, и развитие орфографической зоркости обучающихся по теме «Безударные гласные в корне слова».

Затем четко была сформулирована общая цель для учащихся, совместно выведена тема урока и целеполагание. ( через знания и умения, на уроке в целеполагании употребила слова «Знать», «Уметь».)

На этапе изучения новых знаний обучающиеся научились отличать глагол от других частей речи, познакомились с новым понятием слова-омоформы.

        На этапе закрепления знаний, цель которого: отработать знания и умения по теме через выполнение заданий различного характера, обучающиеся работали в парах с текстом и выполняли тест.

Содержание учебного материала было разнообразным и содержательным, соответствовало теме урока и подобрано с учетом возрастных возможностей учеников (это слова, словосочетания, предложения, текст), тематически объединены темой «Весна». Думаю, что данный материал способствовал решению не только образовательных, но и воспитательных задач (любовь к природе, доброжелательности друг к другу).

Содержание учебного материала было реализовано через использование различных методов обучения:  

объяснительно-иллюстративный (информация и учебный материал);

репродуктивный (применение полученных знаний, что важно на данном уроке);

проблемный (проблемная ситуация, созданная на уроке, решалась путем доказательства и совместного решения, выдвижения гипотезы и ее подтверждения);

рефлексивные и коррекционные (после каждого этапа проводила рефлексию «Какое умение отрабатывали?», «С какой целью работали», «Что помогло выполнить данное задание?», проверили знания через самооценку и выполнение задания в карточке);

практические методы (во время учебного занятия закрепляла не только специальные знания – обозначение безударного звука буквой, но и обращала внимание на формирование общеучебных практических умений, продолжала отрабатывать умения работать самостоятельно, индивидуально, по алгоритму, с карточками, проводить различные виды проверки: самопроверку, сверку по «ключу», через проектор).

        На уроке, по-моему, удачно сочетались словесно-наглядные и практические способы деятельности обучающихся со средствами обучения (карточки, алгоритм, оформленная доска, мультимедиапроектор).

        Наличие самостоятельной работы, обеспечение самоконтроля, рефлексии, здоровьесбережения за счет физпаузы, смена видов деятельности, включение всех обучающихся в каждый этап урока, а также различные методы мотивации (эмоциональный настрой, разнообразные задания, решение проблемы, рефлексия в конце урока), использование приемов сравнения, нахождения общего, столкновение мнений – все это способствовало реализации основной цели: создание благоприятных условий для продуктивной деятельности обучающихся через решение гипотезы.

        Считаю, учебное занятие проведено с использованием образовательных технологий – развивающего, проблемного обучения, с применением КСО (работа в ППС, в МГ), что позволило активизировать деятельность учащихся, организовать их сотрудничество, обеспечить перевод деятельности с репродуктивной к конструктивной, выстроить субъект – субъектные отношения.

Но главное на уроке – достижение конечного результата, поэтому обучающимся был предложен тест. Меня порадовало то, что … учеников справились с заданием, но … ученикам требуется помощь (коррекционная работа).

        На мой взгляд, урок проведен организованно, все этапы логично взаимосвязаны и подчинены целям урока, прослеживалась композиционная четкость от самоорганизации к самореализации.

        Считаю, что урок носил не только обучающе-практический характер, но и развивающий, и проблемный. Все запланированные дидактические задачи реализованы и работали на конечный результат. Тема учащимися понята. Важно то, что ученики поняли для чего нужно изучать данную тему. Главное показать практическую значимость темы.

        В урок включено и новое понятие омоформы, так как в олимпиадных заданиях и упражнениях часто встречаются такие слова (словосочетания)

Думаю, что детям эти знания пригодятся в дальнейшей работе над темой.

        Нравственный фон урока был благоприятен, на уроке старалась соблюдать психологический комфорт и мотивационную направленность.

Но в целом осталась довольна работой учащихся. Спасибо ребятам и учителю!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по русскому языку 3 класс УМК Гармония

Методическая разработка урока по предмету "Русский язык" - 3 класс содержит технологическую карту урока в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательн...

План-конспект учебного занятия Урок русского языка по теме "Работа по картине А.Рылова "Полевая рябинка"

Учитель: Вавшко Галина Михайловна Предмет: Русский язык Класс: 2 Тема: «Работа с картиной» Цели урока: Содержательная: познакомить с понятием «тема» и «главное переживание» картины;  учить д...

Учебное занятие по русскому языку "Имя собственное"

Учебгое занятие по русскому языку  по теме "Имя собственное" проведено на основе произведений К.И.Чуковского...

Разработка учебного занятия по русскому языку "Корень - значимая часть слова"

Цель урока: создание условий для освоения новых знаний по теме «корень слова», научить находить корень и графически обозначать, развивать мышление, внимание, память, развивать речь, развить у учащихся...

Самоанализ учебного занятия по русскому языку

Тема: «Правописание  безударных гласных  корне слова»...

Самоанализ учебного занятия по русскому языку

laquo;Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы»...