ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ОРФОГРАММ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОБУЧЕНИЯ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ
статья по русскому языку (4 класс)
АННОТАЦИЯ. В данной статье рассматриваются опознавательные признаки орфограмм как теоретическая база обучения русской орфографии, их соотношение с принципами русской орфографии. А также процесс формирования орфографического навыка.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: орфограмма, орфографическая ошибка, опознавательный признак орфограммы, принцип орфографии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.26 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК: 372.881.161.1
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ОРФОГРАММ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОБУЧЕНИЯ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ
Хабутдинова М. Р.
БГПУ, Уфа
АННОТАЦИЯ. В данной статье рассматриваются опознавательные признаки орфограмм как теоретическая база обучения русской орфографии, их соотношение с принципами русской орфографии. А также процесс формирования орфографического навыка.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: орфограмма, орфографическая ошибка, опознавательный признак орфограммы, принцип орфографии.
Что есть орфограмма? Одни ученые считают, что это элемент буквенной записи, который точно определить по произношению невозможно [4]. Другие считают орфограмму как письменный знак (букву), который не устанавливается на слух[2]. М.Р. Львов дает следующее толкование: «Орфограмма – это основная орфографическая единица. Это написание, требующее проверки» [5]. Ученик должен понимать, что орфограммой может быть отдельная буква, сочетание букв, морфема, стык морфем, позиция между словами, место разделения слов при переносе на другую строку. И самое главное, в орфограмме всегда есть не менее двух предполагаемых (возможных) вариантов написаний; один из этих вариантов выбирает пишущий.
Мы считаем, что учащимся начальных классов можно дать более простую формулировку орфограммы – это ошибкоопасное место в слове. Место в слове, которое требует проверки. Как впервые вводить малышам понятия орфограмма и орфографическая ошибка? Например, учитель диктует детям слово «река». Дети работают по схеме:
- произношу, определяю ударный слог;
- записываю слово с пропуском;
- делаю выбор и вписываю букву зеленым цветом.
р – ка; р еи ка.
Дети видят, что в слове есть выбор букв – значит, это опасное место в слове. Учитель дает новое понятие: «опасное место в слове» называется орфограммой, а допущенные в них ошибки – орфографическими.
Хотя давно включены в программу и понятие «орфограмма», и понятие «опознавательные признаки орфограммы» в практике начальной школы эти теоретические сведения включаются редко и непоследовательно. К тому же и действующие учебники ограничиваются простым перечнем правил, а правила по-прежнему в них даются без ссылок на опознавательный признак. Однако опыт работы лучших учителей показал высокую эффективность изучения каждого орфографического правила с опорой на опознавательный признак.
Орфограмма «работает» в процессе обучения лишь в том случае, если ученик ее замечает. По данным исследований ученых-методистов, только у 30% учащихся это умение формируется стихийно, а у остальных нужно ее целенаправленно формировать [1].
Каждая орфограмма имеет свой опознавательный признак. Опознавательные признаки – это особые приметы, или признаки, сигнализирующие о наличии орфограммы, т. е. о наличии «точек» применения правил. Это условия возникновения орфограммы и ответ на вопрос, где же правило применяется [6].
При чутком прослушивании каждая орфограмма подсказывает (сигнализирует) ученику наличие в слове «ошибкоопасного» места. Ведь при изучении орфографии мы должны идти от звука к букве. Произносит ли сам ученик слово или слушает произношение учителя, он вначале слышит звуки речи, а потом выбирает ту или другую букву для записи.
Ключевые опознавательные признаки орфограмм для начальной школы представлены на табл. 1.
Таблица 1
Опознавательные признаки орфограмм
Название орфограммы | Принцип орфографии | Опознавательный признак |
1. Безударные гласные в корне слова (проверяемые) | морфологический (фонематический) | «Слышу безударный гласный в корне». |
2. Безударный гласный (непроверяемый) в корне | традиционный | «Слышу безударный гласный в корне» |
3. Звонкие и глухие (проверяемые) согласные в корне слова | морфологический (фонематический) | «Слышу стечение парных согласных в корне» |
4. Звонкие и глухие (непроверяемые) согласные в корне слова | традиционный | тот же |
5. Непроизносимые согласные в корне слова | морфологический (фонематический) | «Слышу опасные звукосочетания – [снт/cн; вст, рд, лн] |
6. Разделительный Ь | правило графики | «Слышу [й] после мягкого согласного» |
7. Разделительный Ъ | правило графики и морфологический | «Слышу [й] после твердого согласного» |
8. Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок | дифференцирующий и морфологический | «Слышу «маленькие слова» в предложении» |
9. Заглавная буква в именах людей, названиях городов, рек и др. именах собственных | дифференцирующий | «Слышу имя собственное» |
10. Заглавная буква в начале предложения | дифференцирующий | «Слышу первый звук в первом слове предложения» |
11. Буквы и, а, у после шипящих (сочетания жи-ши; ча-ща; чу-щу) | традиционный | «Слышу шипящие [ж,ш,щ,ч] в сочетании с гласными |
12. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих | дифференцирующий | «Слышу шипящие [ш,щ,ч,ж] на конце слова |
13.Правописание безударных гласных е, и в падежных окончаниях имен сущ-ных | морфологический (фонематический) | «Слышу безударный гласный е, и в конце имени сущ-ного» |
14. Правописание окончаний имен прилагательных «-ого», «-его» (родительный падеж) | морфологический | «Слышу звукосочетания [-ова,-ева] в конце имени прил.» |
15. Правописание личн. окончаний гл. I и II спряжения в наст. и буд. временах | морфологический (фонематический) | «Слышу безударные окончания глаголов» |
Окончание табл.
Кроме описанных здесь 15 типов орфограмм, в начальной школе изучаются еще и другие, что составляет третью часть всего числа орфограмм, изучаемых в средней школе.
Что дает учителю и ученикам изучение орфографических правил с опорой на опознавательный признак? Во-первых, помогает ученику определить, почему можно ошибиться и где нужно применить орфографическое правило. Во-вторых, опознавательный признак способствует системному восприятию орфограмм учениками [6].
Таким образом, для правильного ориентирования в орфограммах и организации целенаправленной работы по формированию навыка грамотного письма учителю надо хорошо знать:
а) природу любого орфографического явления, то есть его принцип;
б) опознавательные признаки всех орфограмм;
в) методику проверки орфограммы (алгоритм орфографического действия с целью проверки орфограммы).
Процесс формирования орфографического навыка проходит несколько ступеней.
Первая ступень - учебная ситуация, которая порождает потребность проверить орфограмму. Ученик ставит перед собой цель, осознает задачу.
Вторая ступень - поиск способа решения орфографической задачи: опора на знания, на правило, на указание, на прошлый опыт.
Третья ступень - составление алгоритма выполнения действия по правилу. Планирование действия по этапам.
Четвертая ступень - выполнение действия по алгоритму, по правилу, по намеченному плану - поэтапно.
Пятая ступень - повторное, многократное выполнение действия по плану, по алгоритму - в изменяющихся условиях и вариантах, с постепенным «свертыванием» алгоритма.
Шестая ступень появление автоматизма безошибочного письма. Постепенный отказ от правила.
Весь этот цикл, по мнению Жедека П.С., не завершается в начальных классах, его относительное завершение относится к окончанию средней школы. Но и при достижении автоматизма контроль сознания не исключается: взрослый пишущий, практически без ошибок, всегда контролирует свое письмо, при необходимости обращается к словарю, к правилу, к смыслу [4].
Литература:
- Блинов, Г.И. Методика упражнений при обучении орфографии и пунктуации / Г. И. Блинов. – М., 2007. – 232 с.
- Богоявленский Д.Н. Очерки психологии усвоения орфографии / Д.Н. Богоявленский. – М., 2004. – 277 с.
- Жедек, П.С. Методика обучения орфографии / Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах // ред. М.С. Соловейчик. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 306 с.
- Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 3-е изд. – М.: Академия, 2012. – 464 с.
- Репкин В.В. Развивающее обучение языку и проблема орфографической грамотности. //Вестник. – 1996. - №1. – С.26
- Соловейчик, М.С., Жедек, П.С. и др. – М.: Академия, 2007. – 383 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуализация обучения школьников русской орфографии (на примере безударных гласных в корне)
Любая работа, в том числе по усвоению орфографии, должна быть мотивирована. Этого можно достичь через активизацию познавательных интересов учащихся, занимательность форм и методов, гибкую систему конт...
Теоретические вопросы по русскому языку. 1 класс. Окончание букварного периода. (март 2014 года0
Целью данной работы является повторение изученного материала о звуках и буквах....
Теоретические основы обучения выразительности речи и чтения.
В докладе говорится об основных приёмах обучения выразительному чтению....
Теоретические основы обучения русскому языку в начальной школе учеников – инофонов
Язык является важнейшим средством человеческого общения, формирования духовного развития личности. Российская школа сегодня отражает срез межкультурных, духовно-нравственных процессов, происходящ...
Технологическая карта урока. Времена глагола: опознавательные признаки и значения, которые передают родовые и личные окончания.
Урок построения системы знаний (УПСЗ)...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТЬЮ.
В настоящее время наиболее актуальной становится проблема одарённости. Связано это, прежде всего, с потребностью общества в неординарной творческой личности. Современное общество требует от человека п...
Теоретические основы обучения решению составных задач по программе «Школа Россия»
В начальном обучении математике велика роль текстовых задач.Решая задачи, учащиеся приобретают новые математические знания, готовятся к практической деятельности. Задачи способствуют развитию их логич...