Формирование орфографической зоркости младших школьников в национальной школе
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_orfograficheskoy_zorkosti_mladshih_shkolnikov_v_natsionalnoy_shkole.docx | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование орфографической зоркости младших школьников
в национальной школе
Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.
До сих пор одним из больных мест школы остаётся не достаточная грамотность учащихся, причина которой кроется не только в трудностях русской орфографии, но и в неумении учащихся применять то или иное правило при написании слова, в неумении видеть орфограмму, в плохой памяти.
От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. «Безошибочное правописание составляет азбуку знания языка», - писал в прошлом веке теоретик русской орфографии академик Я.К.Грот.
Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня.
Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей и, наконец, у общественности. Поэтому ученые (психологи, методисты), учителя ищут причины такого явления (низкой орфографической грамотности), чтобы принять действенные меры по улучшению положения в этой составной части обучения.
Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение «видеть» орфограммы.
Методика обучения орфографии не совершенна: в ней не предусмотрено специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости.
Изучение состояния орфографической зоркости учащихся начальных классов показало, что процент видения орфограмм младшими школьниками низок. Такое положение дел в начальной школе проистекает:
- во-первых, из-за отсутствия единства взглядов на природу русской орфографии, на лежащие в ее основе принципы;
- во- вторых, из-за неразработанности научно обоснованной системы формирования орфографической зоркости у младших школьников.
С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость - это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой - в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.
Орфографическая зоркость по определению П.Я. Гальперина - это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением.
Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма. Главной причиной слепоты школьников ученые и учителя считают отсутствие эффективных способов формирования орфографической зоркости.
Способность выделять орфограммы и определять их тип необходимо воспитывать с 1 класса. Главным средством воспитания орфографической зоркости является правильное, своевременное формирование понятия об орфограмме. При этом обучение умению находить орфограммы, ставить орфографические задачи - рассматривается как первоначальный и специальный период в обучении правописанию. [3]
Д.Н. Богоявленский выделяет четыре орфографических умения, которые следует формировать у младшего школьника, работу над которыми начинают на ранних этапах.
- ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью);
- устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определенным правилом;
- применять правило
- проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль [2].
Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо:
- во-первых, на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений;
- во-вторых, познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм;
- в-третьих, систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм [1].
Приведем примеры упражнений, которые способствуют формированию орфографической зоркости.
1. Списывание
Учиться списывать школьники начинают в период обучения грамоте. В этот период главной своей задачей учителя считают научить детей верному начертанию букв и их соединений, не допускать пропусков и замены букв, соблюдать интервалы между словами и т.п.
Поэтому уже на начальных этапах письма совместно с детьми был составлен алгоритм списывания, который включает в себя следующие действия:
1. Прочитай слово /предложение/.
2. Повтори слово / предложение/, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.
3. Выдели орфограммы в списываемом слове /тексте/.
4. Прочитай слово /предложение/ так, как оно написано.
6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последний раз.
7. Проверь написанное:
а) читай то, что написал по слогам;
б) подчеркни орфограммы в написанном слове /предложении/;
в) сверь каждую орфограмму с исходным словом /текстом/.
Алгоритм списывания в начале обучения должен быть развернут. Когда все выполняемые действия будут освоены, их можно переводить в умственный план и сокращать. Работа сначала проводится коллективно, под контролем учителя. Только после того, как ученики овладели всеми операциями, они могут упражняться в списывании самостоятельно.
2. Письмо с проговариванием (в основе - проговаривание по слогам) или фонемное письмо.
Орфографическое проговаривание это произнесение слова так, как будто все фонемы в нем представлены своими сильными позициями. А так как буквы - это значки фонем, прочитать слово побуквенно означает представить букву как знак сильной позиции фонемы (звука). Проворить слово орфографически, побуквенно - это, значит прочитать слово как "написано".
По мнению Львова проговаривание используется как один из приемов в обучении орфографии. Это обусловлено тем, что в усвоении правописания участвуют разные виды памяти: зрительная, слуховая и речедвигательная, основанная на проговаривании [5].
3. Скоростное письмо
Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2. Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Подсчет количества предложений в тексте.
5. Чтение по предложениям.
6. Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
8. Подсчет количества записанных слов.
9. Проверка написанного.
6. Письмо с пропуском орфограмм.
4. Запоминание.
Существует произвольное - на основе волевого акта и осознанное (непроизвольное) запоминание. Запоминание - это психологическая основа имитационного метода, в рамках которого применяются следующие приемы:
1) установка на зрительное запоминание параллельно с воображаемым «проговариванием»про себя, мысленно, или вслух;
2) установка на правильное, безошибочное письмо, на создание в памяти только одного «образа слова» - правильного;
3) использование различного рода словарей (списков словарных слов в учебнике, плакатов с перечнем трудных слов, составление собственных словариков);
4) зрительные диктанты, различные виды письма по памяти и самодиктанты;
5) использование картин, наглядных пособий, таблиц, схем, словообразовательных моделей;
6) запоминание морфемного состава слов, словосочетаний, целых предложений; выразительная речь, чтение, импровизация - все то, что формирует внутреннее чувство языка, языковую интуицию [5].
5. Звуковой анализ слов
На каждом уроке проводится анализ слов, чтение транскрипции. Дети самостоятельно расшифровывают тексты, написанные транскрипцией и сами записывают слова при помощи транскрипции.
6. Письмо с простукиванием
Учитель диктует текст, ударяя карандашом, где присутствует «опасное место», что позволяет ребенку задуматься [4].
Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные.
Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать.
Необходимо отметить, что формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.
От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
Ведущие методисты считают главными в обучении правописания орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако её решение возможно лишь при условии, что ученик видит объект применения правила - орфограмму.
Только сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.
Литература
- Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. / Д.Н. Богоявленский - М., 1966.
- Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии / Д.Н. Богоявленский // Начальная школа. - 2003.
- Гальперин П.Я. и др. Проблемы формирования знаний и умений у школьников// Вопросы психологии. - 1983.
- Жедек П.С. Методика обучения орфографии/ Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах//Под ред. М.С.Соловейчик. - М.: Просвещение. 1992.
- Львов М.Р. Обучение орфографии в начальных классах/М.Р.Львов//Начальная школа. -1984.
- Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе./ Н.С. Рождественский - М.: Просвещение, 1960
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: «Работа со словообразовательными моделями как средство формирования орфографической зоркости младших школьников»
Нужно учить детей с первых лет обучения в школе не только умению разбирать слова по составу, но и умению использовать результаты этого разбора для выбора правильного написания слова, для определения е...
Статья "Формирование орфографической зоркости младших школьников".
Характеристика понятия орфограмм. Виды орфограмм....
проект по самообразованию "Формирование орфографической зоркости младших школьников"
Цель: представляет собой попытку выявить эффективные способы формирования орфографической зоркости и создать систему орфографических упражнений для ее выработки.Задачи:1)проанализировать лингвистическ...
Формирование орфографической зоркости младших школьников (курсовая работа)
Актуальность моей курсовой работы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической зоркости на начальном этап...
Система работы по формированию орфографической зоркости младших школьников
Орфографическая зоркость – способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы – одно из важнейших умений, которыми должны овладеть учащиеся начальных классов....
Методическая система «Системно – деятельностный подход к формированию орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка»
Методическая система «Системно – деятельностный подход к формированию орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка»...