проект по самообразованию "Формирование орфографической зоркости младших школьников"
проект по теме
Цель: представляет собой попытку выявить эффективные способы формирования орфографической зоркости и создать систему орфографических упражнений для ее выработки.
Задачи:
1)проанализировать лингвистическую, психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме;
2) разработать и реализовать упражнения для формирования орфографической зоркости младших школьников.
3)подтвердить результаты своей работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_orf.zorkosti.ppt | 223 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: разработать и реализовать игровые упражнения для формирования орфографической зоркости младших школьников.
Задачи: 1)проанализировать лингвистическую, психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме; 2)обобщить имеющийся педагогический опыт по данной проблеме; 3)подтвердить результаты своей работы.
Гипотеза: процесс развития орфографической зоркости у учащихся будет эффективным
Факторы формирования орфографической зоркости зрительный слуховой рукодвигательный проговаривание
Умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме - одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.
Определение орфографической зоркости: Орфографическая зоркость – это способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие)
Обучение звуковому анализу Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания. Ввести понятие “опасное место”, чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки. Развивать фонематический слух. Прививать интерес к чтению. Развивать словарный запас детей .
Задание «Сильный – слабый» К О Т К О ТЁНОК
Упражнения, направленные на развитие орфографической зоркости - Списывание; - комментированное письмо; - письмо с проговариванием; -орфографические минутки; -индивидальная работа над ошибками; упражнение «Редактор»; - письмо по памяти; - звуковой анализ слов;
Упражнения, направленные на развитие орфографической зоркости письмо с простукиванием; работа со словарями; орфографические сказки; сигнальные карточки; занимательные ребусы; игры, содержащие орфографические задачи.
Игра «Найди опасное место»: учитель произносит слово, учащиеся хлопают в ладоши, слыша звук, которому нельзя доверять. «Светофор»: Покажите красный сигнал «светофора»,как только найдёте в слове «опасное место». «Кто больше насобирает орфограмм?»
«Дырявое письмо»: если звуку можно «доверять», обозначаем его буквой, если нет - пропускаем букву, оставляем сигнал опасности (затем к этому слову обязательно вернуться и объяснить букву, непроверяемые написания найти в орфографическом словаре
«От значения слова к правильной букве». Если формировать у детей привычку задумываться над значением слова, то это повышает их грамотность. Пример: храбрец от слова храбрый , кофейник от слова кофе , а тащить от слова тощий ? Творческие работы, которые наряду с орфографическими умениями развивают умения воспринимать, воспроизводить и создавать текст.
Необходимо систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм, предлагать для этого специальные упражнения постепенно усложняя условия, в которых решается орфографическая задача.
«Мы станем грамотными». Мы правила изучим, писать себя научим, Ведь так необходимо нам грамотными стать Чтоб в жизни стать умелым, любым заняться делом Придётся непременно писать, писать, писать! Товарищам - записки, письмо родным и близким, Открытки – в день рождения и даже сочинения. Пора за дело браться, придётся постараться. Чтобы грамотными стать, надо много правил знать!
30% 40%
Литература: 1.Бетенькова Н.М. Стихотворные упражнения как средство развития орфографического навыка // Начальная школа № 6, 1991 2. Волина В. «Веселая грамматика» - М: «Знание, - 1995 3. Львов М.Р. Правописание в начальных классах – М.: Просвещение, - 1990 4. Ушаков Н. Н. «Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах» - М.: Просвещение, - 1978
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педагогическом совете "Звукобуквенный анализ – как фундамент выработки орфографической зоркости младших школьников".
Серьезные проблемы возникают в школе в связи с недостаточной грамотностью учащихся. Чтобы предупредить возникновение подобных проблем или помочь детям преодолеть подобные трудности, необходимо как мож...
Развитие орфографической зоркости младших школьников через дидактическое многообразие
Главная цель опыта создание условий для сознательного активного участия школьника в творческой деятельности, практического применения учащимися теоретических знаний по русскому языку, повышения качест...
Обобщение опыта по теме: «Работа со словообразовательными моделями как средство формирования орфографической зоркости младших школьников»
Нужно учить детей с первых лет обучения в школе не только умению разбирать слова по составу, но и умению использовать результаты этого разбора для выбора правильного написания слова, для определения е...
Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка
Проблема формирования орфографического навыка в начальной школе является одной из наиболее трудных задач. Орфографическая зоркость формируется постепенно в процессе выполнения разнообразных упражнений...
« Развитие орфографической зоркости младших школьников посредством словарной работы.»
Актуальность темы. Грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы. Детям с трудом дается изучение словарных слов,...
ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя начальных классов Наумовой Елены Ивановны на 2012 – 2013 год. Тема самообразования: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»
Тема «Развитие орфографической зоркости младших школьников»Разработчик программы учитель начальных классов Наумова Елена Ивановна.Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалифи...