Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. В.В. Репкин, Т.В. Некрасова, Е.В. Восторгова (система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова)
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Рабочая программа составлена на основе программы по русскому языку авторов В.В. Репкина, Т.В. Некрасовой, Е.В. Восторговой (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) и ориентирована на использование учебно-методического комплекта учебного предмета «Русский язык»:
- Учебник «Русский язык» для 3 класса начальной школы (части 1,2). В.В. Репкин, Е.В. Восторгова – М., Вита-Пресс, 2014-2017
- Рабочая тетрадь по русскому языку, 3 класс (части 1,2). И.П. Старагина. – М., Вита-Пресс, 2014-2017
- Краткий методический комментарий к учебнику русского языка для 3 класса. Е.В. Восторгова, Т.В. Некрасова – М., Вита-Пресс, 2011 г.
Программа рассчитана на 170 часов (34 недели х 5 часов в неделю). Из них 136 ч – урочной деятельности, 34 ч (20%) – внеурочной деятельности: консультации, мастерские, проектные задачи, викторины, конкурсы, библиотечные часы (уроки по развитию речи).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_russ.3a.doc | 302 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе Основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) МАОУ «СОШ №9», разработанной в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов:
- приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11. 2010 г. № 1241;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег.№17785), приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10.2009г. №373;
- приказ Минобрнауки РФ от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373;
- ст. 14,15 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012г.;
- СанПиН 2.4.2.№2821-10, «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте России 03 марта 2011 г., регистрационный № 19993);
- приказ Министерства образования и науки РФ от 03.06. 2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03. 2004 г. № 1312;
- на основе Примерной основной образовательной программы «Начальная школа», подготовленной Институтом стратегических исследований в образовании РАО, с учетом особенностей МАОУ «СОШ №9»;
- Концепции содержания образования;
- Устава образовательного учреждения.
Рабочая программа составлена на основе программы по русскому языку авторов В.В. Репкина, Т.В. Некрасовой, Е.В. Восторговой (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) и ориентирована на использование учебно-методического комплекта учебного предмета «Русский язык»:
- Учебник «Русский язык» для 3 класса начальной школы (части 1,2). В.В. Репкин, Е.В. Восторгова – М., Вита-Пресс, 2014-2017
- Рабочая тетрадь по русскому языку, 3 класс (части 1,2). И.П. Старагина. – М., Вита-Пресс, 2014-2017
- Краткий методический комментарий к учебнику русского языка для 3 класса.
Е.В. Восторгова, Т.В. Некрасова – М., Вита-Пресс, 2011 г.
Программа рассчитана на 170 часов (34 недели х 5 часов в неделю). Из них 136 ч – урочной деятельности, 34 ч (20%) – внеурочной деятельности: консультации, мастерские, проектные задачи, викторины, конкурсы, библиотечные часы (уроки по развитию речи).
Цели и задачи ступени начального общего образования по учебному предмету « Русский язык»
Цели и задачи курса:
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цель:
• познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
• социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
• овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Материал курса «Русский язык» представлен в примерной программе следующими содержательными линиями:
- система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Русский язык», 3 класс
Основная цель обучения школьников в 3 классе - овладение орфографическим действием не путем заучивания отдельных частных правил, а в процессе исследования, обеспечивающего сначала выявление, а затем последовательную конкретизацию принципа русского языка.
Задачи:
- решения орфографической задачи (с применением способа орфографического действия к орфограммам падежных окончаний);
- формировать представление о морфосемантической структуре слова, а затем и о системе его грамматических форм;
- развитие письменной речи учащихся;
- формирование речевых умений организовать наблюдения над особенностями поэтической речи, на обогащение и активизацию словарного запаса учащихся.
Содержание программы
1. Основной закон русского письма (систематизация материала, изученного во 2-м классе) (23ч+2ч резерв)
Значимые части слова: основа и окончание. Части основы: корень и аффиксы (префиксы, суффиксы, постфиксы). Позиционное чередование звуков в частях слова. Ряд позиционно чередующихся звуков (фонема) как основная звуковая единица языка. Звук как позиционный представитель фонемы в слове. Смыслоразличительная функция фонем. Сильные и слабые позиции фонем (позиции разграничения и позиции совпадения рядов позиционно чередующихся звуков). Звук в сильной позиции как основной представитель фонемы. Способ определения фонемного состава слова (приведение звука в слабой позиции к сильной позиции в той же части слова). "Неопределяемые" (неприводимые к сильной позиции) фонемы.
Буква как знак фонемы. Основной закон русского письма (фонематический принцип письма): обозначение буквами фонем (а не звуков). Буквы, обозначающие фонему в слабой позиции, как орфограммы. Общее орфографическое правило (обозначение фонемы в слабой позиции буквой, которой обозначается эта фонема в той же части слова в сильной позиции). Общий способ проверки орфограмм слабой позиции (приведение фонемы к сильной позиции в той же части слова). Применение общего правила к разным частям слова. Чередование звуков и фонем в корнях слов. Необозначение буквами позиционного чередования звуков и необходимость обозначения чередования фонем. Непроизносимые согласные. Применение общего правила орфографии к аффиксам (наблюдения). Правописание слов с приставкой -с. Слова с буквой З перед согласной в начале слова (здание, здесь, здоровье, здравствуй, зга).
Дополнительный материал для факультативного изучения. Позиционное чередование согласных перед мягкими согласными (наблюдения).
2. Окончание как значимая часть слова (23ч+2ч резерв)
Работа окончания в словах, называющих предметы (указание на число, падеж и род слова). Постоянная (указание на род) и переменные (указание на число и падеж) работы окончания. Падежное окончание как основное средство связи названия предмета с другими словами в высказывании. Сравнительная характеристика работы окончаний в названиях предметов и признаков.
Система падежных окончаний. Склонение слов, называющих предметы, в единственном числе (с помощью слов есть..., нет... и т.д.). Названия падежей. Омонимия и синонимия падежных окончаний. Определение падежа слова в словосочетании. Предлог как дополнительное средство связи названия предмета с другими словами в высказывании. Предлоги и приставки. Особенности падежных форм указательных слов он, она, оно, они с предлогами.
Набор падежных окончаний слова (в единственном числе). Четыре основных набора падежных окончаний у слов, называющих предметы. Приведение слова к именительному падежу как способ определения набора его падежных окончаний. Буква Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы. Способ определения рода, числа и падежа слов, называющих признаки.
Дополнительный материал для факультативного изучения. Определение падежа с помощью падежных вопросов.
3. Применение общего орфографического правила к падежным окончаниям (30ч)
Позиционное чередование звуков в падежных окончаниях. Соответствие букв, обозначающих фонемы в слабых позициях в падежных окончаниях, закону русского письма. Способ проверки орфограмм в падежных окончаниях (замена слова с орфограммой словом с тем же набором падежных окончаний в сильных позициях). "Проверочные слова" для проверки орфограмм в падежных окончаниях (стена, стол, окно, другой). Применение способа проверки орфограмм в падежных окончаниях к словам, называющим предметы и признаки (в единственном числе). Падежные окончания во множественном числе. Совпадение окончаний -ам (-ям), -ами (-ями), -ах (-ях) у слов с разными наборами падежных окончаний. Окончания -а (-я), -ы (-и) в именительном падеже множественного числа. Падежные окончания родительного падежа множественного числа. Беглые О и Е в этой падежной форме. Порядок действий при проверке орфограмм слабых позиций в падежных окончаниях.
Дополнительный материал для факультативного изучения. Отличительные особенности окончаний (в сравнении со значимыми частями основы).
4. Нефонемные написания в падежных окончаниях (19ч)
Несоответствие закону письма буквы И в падежных окончаниях слов типа армия, здание, гербарий. Особенность основы этих слов. Необходимость дополнительной проверки орфограмм, соответствующих ударному -Е в проверочном слове (в столе - в гербарии, в стене - в армии и т.п.)
Несоответствие закону письма написаний в окончаниях названий признаков (буквы Ы, И в окончании -ый (-ий), буква Г в окончании -ого (-его)). Необходимость дополнительной проверки орфограмм, соответствующих -ой в сильной позиции. Несоответствие закону письма обозначения фонемы
Уточнение порядка действий при проверке орфограмм в падежных окончаниях с учётом наличия нефонемных написаний.
Дополнительный материал для факультативного изучения. Общее и частные орфографические правила.
5. Правописание личных окончаний (35ч)
Работа личных окончаний: указание на лицо и число слов, называющих действия. Два набора личных окончаний (слова 1-го и 2-го спряжения). Работа окончаний слов, называющих действия, в прошедшем времени (в единственном числе - указание на число и род, во множественном - только на число). Окончания инфинитива (неопределенной формы слов, называющих действия). Особенность их работы - отсутствие указания на время, лицо, число и род слова. Постфикс -ся. Способ проверки орфограммы в формах на -ться, -тся. Соответствие написаний орфограмм в окончаниях прошедшего времени основному закону письма.
Фонемный характер написаний гласных в личных окончаниях. Необходимость определения спряжения при проверке орфограммы слабой позиции в личном окончании. Определение спряжения по одному из личных окончаний. Буквы Ё и Ь после шипящих в личных окончаниях.
Установление признаков слов, относящихся к 1-му и 2-му спряжению. Две основы у слов, называющих действие (основа инфинитива и основа настоящего времени), соотношение между ними (усекаемые и неусекаемые основы инфинитива). Особенности слов 2-го спряжения (усекаемая основа, суффиксы -и-, -е-, -а-, наличие шипящей перед суффиксом -а-). Правописание личных окончаний в словах гнать, брить (неусекаемая основа с заменой -и- на -е-), стелить (образование личных форм от стлать), хотеть (разноспрягаемое слово). Определение типа спряжения слов приставками.
Дополнительный материал для факультативного изучения. Особые случаи спряжения (свистит - свищет, блестит - блещет и др).
6. Система орфограмм и способы их проверки (работа с орфографической тетрадью-справочником) (36ч)
Орфограммы, связанные и не связанные с обозначением фонем. Правила, регулирующие написание орфограмм, не связанных с обозначением фонем. Раздельное написание слов (предлоги и приставки). Употребление больших букв (повторение). Правила переноса слов.
Орфограммы, связанные с обозначением фонем. Орфограммы сильных и слабых позиций. Список орфограмм сильных позиций и правила, регулирующие их написание (повторение).
Способы проверки орфограмм слабых позиций. Определение части слова, в которой находится орфограмма слабой позиции. Определение вида орфограммы по отношению к закону письма (по списку нефонемных написаний в данной части слова). Нефонемные написания в окончаниях слов (повторение). Нефонемные написания в корнях слов (на примере корня гор-/гар). Необходимость специальных правил для проверки таких орфограмм. Орфограммы корня с "двойной проверкой" (на примере корня зор-/зар-). Специальные правила, регулирующие написание таких орфограмм (наблюдения).
Общий способ проверки орфограмм слабых позиций, не требующих специальных правил (приведение к сильной позиции в той же части слова). "Непроверяемые" орфограммы. Порядок действий при проверке орфограмм в высказывании.
7. Развитие речи
Определение значения слова по контексту и с помощью толкового словаря. Многозначность слова. Определение связи между значениями многозначного слова (с помощью словаря). Слова-синонимы и слова-омонимы, их связь с многозначностью слова. Устаревшие слова, их стилистическая функция в поэтической речи. Образные значения слов (наблюдения). Сравнение как средство выразительности художественной речи. Речевые особенности пословиц, поговорок, загадок. Толкование пословиц и поговорок. Фразеологизмы (без термина). Высказывание с репликой и словами автора, варианты его строения. Правила записи таких высказываний (случаи, в которых слова автора не прерывают реплику). Разные варианты выделения реплики: с помощью тире и красной строки; с помощью кавычек. Часть текста как развернутое (уточненное, дополненное) сообщение о предмете. Абзац (часть письменной записи текста, выделенная с помощью красной строки). Выделение частей в тексте-описании и тексте-повествовании и оформление их при записи. Редактирование текста с неправильно выделенными частями.
План как средство понимания текста. Разные способы формулирования пунктов плана: в виде заголовков к каждой части и в виде вопросов. Составление простого плана текста (описания и повествования) с целью его понимания и последующего воспроизведения. Восстановление деформированного текста по заданному плану. Составление текста (повествования и описания) по заданному плану. Составление описания с учетом позиции наблюдателя. Изложение текста повествовательного или описательного характера по коллективно составленному плану. Устный и письменный ответ на вопрос по изученному грамматическому материалу с обоснованием тезиса.
Сочинение по серии сюжетных картинок.
Требования к результатам освоения выпускниками начальной школы программы по русскому языку:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностные результаты:
- осознание себя носителем родного языка, являющегося универсальным средством общения и неотъемлемой частью национальной культуры;
- устойчивый познавательный интерес к родному языку, его устройству и особенностям функционирования в речи;
- понимание необходимости соблюдения языковых и речевых норм в устном и письменном общении для более точной передачи его содержания;
- способность к самооценке и стремление к самосовершенствованию адекватности выбора языковых средств для более успешного решения коммуникативных задач в различных ситуациях общения.
Метапредметные результаты:
- умение обнаруживать границу (дефицит) своих знаний и формулировать вопросы (задачи) для ее преодоления;
- умение строить развернутое рассуждение, приводить аргументы для обоснования своей точки зрения, приводить примеры для демонстрации своих тезисов;
- умение вести диалог, слушать и слышать собеседника, оценивать обоснованность его мнения; стремление к более точному выражению своей позиции;
- умение пользоваться справочной литературой (словарями, справочниками) с целью установления норм правописания и произношения (или каких-либо иных норм и точных сведений), нахождения нужной информации определений, правил, исключений из них и т.п.).
К окончанию 3 класса предполагается достижение следующих предметных результатов:
обучающиеся должны знать:
- названия падежей;
- типы орфограмм (по отношению к фонеме, по позиции, по положению в составе слова и по отношению к закону письма);
- способ проверки орфограмм слабой позиции в падежных окончаниях существительных ("названий предметов") и прилагательных ("названий признаков");
- основные правила проверки нефонемных написаний в падежных окончаниях (буквы О, Ё, Ь после шипящих; буква И в окончаниях слов на -ий, -ия, -ие; буква Г в окончании -ого (-его); окончание -ый (-ий) в прилагательных мужского рода);
- правила правописания орфограмм сильных позиций (буквы И, Ы после Ц; разделительные Ь и Ъ);
- способы проверки орфограмм в окончаниях слов, называющих действия (орфограммы в формах прошедшего времени, -ться - -тся, буквы Ё и Ь после шипящих, гласные в личных окончаниях);
уметь:
- определять с помощью словаря значения многозначного слова и объяснять связь между ними;
- склонять существительные разного типа и определять падеж существительного в словосочетании;
- проверять орфограммы слабых позиций в падежных окончаниях существительных и прилагательных путем подстановки в высказывание "проверочного" слова с окончанием в сильной позиции;
- определять тип спряжения глагола и проверять орфограммы в его окончаниях;
- правильно записывать слова с непроверяемыми орфограммами, изученные во 2-3-м классах;
- записывать под диктовку текст (55-60 слов) с изученными орфограммами;
- списывать словосочетаниями несложный по содержанию текст без опоры на орфографическое проговаривание вслух;
- выразительно читать незнакомый художественный текст (темп чтения - не менее 80 слов в минуту);
- составлять простой план повествовательного и описательного текста;
- письменно излагать содержание повествовательного и описательного текста по коллективно составленному плану (с пропуском неизученных орфограмм);
- самостоятельно составлять текст повествовательного или описательного характера с опорой на собственные наблюдения (с пропуском неизученных орфограмм);
- составлять развернутый письменный ответ на вопросы по изученному материалу (с пропуском неизученных орфограмм).
Контроль образовательных результатов
№ | Название раздела | Кол-во часов | Предметные результаты | Формы контроля |
1. | Основной закон русского письма (систематизация материала, изученного во 2 классе). | 23+2 (резерв) | К концу изучения 1 раздела учащиеся должны уметь: -выделять в слове значимые части; -обозначать звук в сильной и слабой позициях буквой или пропуском, обосновывая выбор; -определять фонемный состав слова; -применять основной закон русского письма; -применять правила к разным частям слова; -применять общее привило орфографии к аффиксам; -правильно писать слова с приставкой с- и слова с буквой з перед согласной в начале слова (здесь, здание, здоровье, здравствуй, зга); -применять способ проверки непроизносимых согласных; -находить чередование звуков и фонем в корнях; -придумывать окончание сказки; -применять полученные знания о правописании фонем на практике; -находить разницу в произношении и написании слова. Повышенный уровень: Позиционное чередование согласных перед мягкими согласными. К концу изучения 1 раздела учащиеся должны знать: -способ выделения значимых частей в слове; -определять с помощью словаря значения многозначного слова и объяснять связь между ними; -основной закон русского письма; -способ проверки непроизносимых согласных. | - стартовая работа - проверочная работа |
2. | Окончание как значимая часть слова. | 23+2 (резерв) | К концу изучения 2 раздела учащиеся должны уметь: -применять указательные слова в речи; -определять работу окончаний в словах; -определять работу окончаний, указывающих на род слов – предметов; -различать окончания слов, относящихся к разным наборам; -различать омонимичные окончания слов – предметов; -использовать в речи термин «падежные окончания»; -писать предлоги со словами; -приводить слово к именительному падежу для определения набора окончаний; -определять падеж слова с помощью слова – помощника; -определять работу окончаний слов – признаков; -определять падеж слов – признаков; -составлять план рассказа для использования его при пересказе. К концу изучения 2 раздела учащиеся должны знать: -указательные слова; -особенность, что у слов – предметов множественного числа нет указания на род; -роль предметов; -наборы падежных окончаний. | - контрольный диктант - контрольное списывание - проверочная работа |
3. | Применение общего орфографического правила к падежным окончаниям. | 30 | К концу изучения 3 раздела учащиеся должны уметь: -определять падеж у слов в словосочетании; -склонять существительные разного типа; -различать разную работу окончаний винительного падежа; -определять, к какому набору падежных окончаний относится слово; -использовать план для восстановления деформированного текста; -писать слова с Ь после шипящих; -применять способ проверки орфограмм в падежных окончаниях к словам, называющим предметы и признаки (в ед. ч.); -составлять рассказ – описание по предложенному плану. К концу изучения 3 раздела учащиеся должны знать: -какие окончания называют одинаковыми в разных словах; -основные наборы падежных окончаний; -названия падежей; -правило проверки звуков в окончаниях; -способ проверки орфограмм в падежных окончаниях; -проверочные слова для проверки орфограмм в падежных окончаниях; -слова, изменяющие свою основу при изменении по падежам; -падежные окончания во множественном числе. | - контрольный диктант - контрольное списывание - проверочная работа |
4. | Нефонемные написания в падежных окончаниях. | 19 | К концу изучения 4 раздела учащиеся должны уметь: -применять изученные правила проверки нефонемных написаний в падежных окончаниях; -применять изученные правила при проверке орфограмм – нарушителей; -применять фразеологизмы при написании текстов. К концу изучения 4 раздела учащиеся должны знать: -орфограммы – нарушители; -правила проверки нефонемных написаний в окончаниях на –ия, -ий,-ие и слов, оканчивающихся на –ей (типа улей); -правила проверки нефонемных написаний в окончаниях на –ый,-ий в прилагательных мужского рода; -правила проверки нефонемных написаний в окончаниях -ого (-его); -правила правописания орфограмм сильной позиции (буквы и,ы после шипящих и ц); -правила написания орфограмм после шипящих и Ц. | - проверочная работа |
5. | Правописание личных окончаний. | 35 | К концу изучения 5 раздела учащиеся должны уметь: -определять работу окончаний слов – действий; -образовывать слова с помощью постфикса; -проверять орфограммы в окончаниях прошедшего времени; -проверять окончания по спряжению; -проверять орфограммы в личных окончаниях после шипящих; -определять тип спряжения по одному из личных окончаний; -применять изученные правила написания личных окончаний; -определять усекаемые и неусекаемые основы действий; -определять тип спряжения слов с приставками; -определять тип спряжения и проверять орфограммы в его окончаниях; -определять тип спряжения по списку; -спрягать слово хотеть. К концу изучения 5 раздела учащиеся должны знать: работу окончаний прошедшего времени; окончания инфинитива; правила написания личных окончаний; способы проверки орфограмм в окончаниях слов, называющих действия; 2 набора личных окончаний; признаки слов, относящихся к разным видам спряжения; тип спряжения слова хотеть. | - контрольный диктант - контрольное списывание - проверочная работа |
6. | Система орфограмм и способы их проверки | 36 | К концу изучения 6 раздела учащиеся должны уметь: -применять правило, регулирующее нефонемное написание; -применять правила проверки орфограмм слабых позиций; -применять порядок действий при проверке орфограмм в высказывании; -определять и объяснять орфограммы разных типов и видов; -применять изученные правила проверки орфограмм; -конструировать недостающие части текста; -правильно записывать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными во 2-3 классах; -записывать под диктовку текст (55-60 слов) с изученными орфограммами; -списывать словосочетаниями несложный по содержанию текст без опоры на орфографическое проговаривание вслух; -составлять развернутый письменный ответ на вопросы по изученному материалу (с пропуском неизученных орфограмм). К концу изучения 6 раздела учащиеся должны знать: -специальные правила, регулирующие нефонемные написания; -порядок действий при проверке орфограмм в высказывании; -способ проверки орфограмм слабых позиций. | - контрольный диктант - контрольное списывание - проверочная работа - проектная деятельность |
Список литературы
для учителя:
- Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В., Чеботкова Л.В. Русский язык. 3 класс (1-4). Части 1 и 2. - "Вита-пресс", 2012.
- Репкин В.В., Некрасова Т.В. Русская орфография. Рабочая тетрадь. 3-4 класс (1-4).- Томск: Пеленг, 1997; М.: "Вита-пресс", 2012.
- Некрасова Т.В., Старагина И.П. Тексты для списывания. 3 класс. - М.: "Вита-пресс", 2012.
- Восторгова Е.В., Чеботкова Л.В. Методический комментарий к учебнику русского языка для 3-го класса.- М.: "Вита-Пресс", 2010. г.
для учащихся:
- Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В., Чеботкова Л.В. Русский язык. 3 класс (1-4). Части 1 и 2. - "Вита-пресс", 2013.
- Репкин В.В., Некрасова Т.В. Русская орфография. Рабочая тетрадь. 3-4 класс (1-4).- Томск: Пеленг, 1997; М.: "Вита-пресс", 2013.
- Некрасова Т.В., Старагина И.П. Тексты для списывания. 3 класс. - М.: "Вита-пресс", 2013.
- Рабочая тетрадь по русскому языку, 3 класс, Ч.1,2 Старагина И.П.,. – М., Вита-Пресс, 2013.
- Школьный учебный словарь русского языка. Репкин В.В. - М.; АСТ; Астрель, 2005.
Интернет-ресурсы:
- Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».
- http://school-collection.edu.ru/
- www.center.fio.ru
- http://www.maro.newmail.ru
- http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
- http://www.int-edu.ni
- http://standart.edu.ru/map.aspx
Календарно – тематическое планирование по курсу «Русский язык», 3 класс
№ урока | Дата урока | Тема урока | Кол-во часов |
1-2 | Запуск учебного года. Стартовая проверочная работа | 2 | |
3 | Определение задач учебного года через анализ стартовой работы | 1 | |
4 | Коррекционная дифференцированная работа учащихся на основе стартовой работы. Учебное занятие | 1ч ВУ | |
5 | Основной закон русского письма. Постановка учебной задачи: «Как устроено слово?». | 1 | |
6 | Наименьшие значимые части слова. Восстановление способа их выделения. | 1 | |
7 | Развитие речи (РР): Многозначность слова. Работа с разными видами словарей | 1ч ВУ | |
8 | Предъявление результатов и оценка освоения темы «Выделение значимых частей слова» | 1 | |
9 | Анализ и коррекция результатов проверочной работы | 1 | |
10 | Ряд позиционно чередующихся звуков (фонема) как строительный материал для значимых частей (на примере приставок) | 1 | |
11 | Ряд позиционно чередующихся звуков (фонема) как строительный материал для корней и суффиксов | 1 | |
12 | Рефлексия (письменная) | 1ч ВУ | |
13 | РР: Оформление высказываний с репликами и поясняющими их словами автора. Смысловые части текста. | 1 | |
14 | Постановка задачи на выяснение, чем отличаются фонемы друг от друга | 1 | |
15 | Анализ фонем корня и приставок. Сравнение звуков, работающих в одних и тех же позициях. | 1 | |
16 | Уточнение представлений о сильных и слабых позициях фонемы. | 1 | |
17 | Звук в сильной позиции как основной представитель фонемы. | 1 | |
18 | Реализация фонемы в разных позициях (после твердого и после мягкого согласного) | 1 | |
19 | Способ определения фонемного состава слова. Фонемная запись слова | 1 | |
20 | Уточнение фонемной записи. Отработка способа. Словарная работа | 1 | |
21 | Контроль и оценка освоения темы «Способ определения фонемного состава слова. Фонемная запись» | 1 | |
22 | Постановка задачи: «Что обозначают буквы на письме». Основной закон русского письма. | 1 | |
23 | Конструирование основного орфографического правила. | 1 | |
24 | Правила графики | 1 | |
25 | Применение общего орфографического правила к разным частям слова | 1 | |
26-27 | «Неопределяемые» (неприводимые к сильной позиции) фонемы | 2 | |
28 | Правописание слов с приставкой с -. Слова с буквой з перед согласной в начале слова (здесь, здание, здоровье, здравствуй, зга). | 1 | |
29-30 | Непроизносимые согласные. Турнир знатоков | 1+1ч ВУ | |
31 | Чередование звуков и фонем в корнях слов | 1 | |
32 | Соотношение между написанием и звучанием слова. Словарная работа | 1 | |
33 | Развитие речи (РР): Смысл пословицы. Сочинение продолжения сказки. 3наки препинания при записи диалога. Конкурс на лучшее сочинение. | 1ч ВУ | |
34 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | |
35 | Учебное занятие-консультация по итогам контрольного диктанта | 1 | |
36 | РР: развернутый письменный ответ на вопрос по изученному материалу. Части текста. | 1ч ВУ | |
37 | Позиционное чередование согласных перед мягкими согласными звуками. Контрольное списывание | 1 | |
38 | «Окончание как значимая часть слова» Постановка задачи: «3ачем словам нужны окончания?» Работа основы слова | 1 | |
39 | РР: Выделение в тексте частей. Словарная работа | 1 | |
40 | Работа окончаний слов, называющих предметы, (указание на число) | 1 | |
41 | Работа окончаний слов, называющих предметы, (указание на падеж). | 1 | |
42 | Возможность замены слова, называющего предмет, указательным словом он (она, оно, они). Стилистическая функция такой замены | 1 | |
43 | Работа окончаний слов, называющих предметы, (указание на род) | 1 | |
44 | Несовпадение наборов окончаний у слов разного рода | 1 | |
45-46 | Отсутствие указания на род у окончаний множественного числа. Турнир знатоков | 1+1ч ВУ | |
47 | Омонимичные окончания слова, называющего предмет. Способ различения таких окончаний | 1 | |
48 | Введение термина «падежные окончания» | 1 | |
49 | Предлоги как дополнительное средство связи названий предметов с другими словами в высказывании. Особенности изменения указательных слов при их употреблении с предлогами | 1 | |
50 | Правописание предлогов со словами | 1 | |
51 | Таблица падежных изменений слова, называющего предмет. Приведение слова к именительному падежу | 1 | |
52-53 | Способ определения падежа слова в высказывании (путем подстановки слова стена). Учебное занятие. | 1+1ч ВУ | |
54 | Определение падежа слов во множественном числе | 1 | |
55 | Определение падежа слов, называющих предметы | 1 | |
56 | Работа окончаний слов, называющих признаки | 1 | |
57 | Постоянная и переменная работа слов, называющих предметы и признаки | 1 | |
58 | Контроль и оценка освоения темы «Окончание как значимая часть слова» | 1 | |
59 | Учебное занятие-консультация по итогам контрольной работы | 1ч ВУ | |
60 | Систематизация сведений о работе окончаний слов, называющих предметы и признаки. Викторина | 1ч ВУ | |
61 | РР: План текста. Изложение с использованием плана | 1 | |
62 | «Применение общего орфографического правила к падежным окончаниям» Постановка задачи: «Можно ли писать орфограммы в падежных окончаниях по закону письма?» | 1 | |
63 | Понятие одного и того же окончания в разных словах. | 1 | |
64 | Два способа определения падежа. Контроль знания падежей и умения их определять | 1 | |
65-66 | Четыре основных набора падежных окончаний, называющих предметы. Учебное занятие-консультация | 1+1ч ВУ | |
67 | Способ определения набора падежных окончаний по именительному падежу единственного числа | 1 | |
68 | Работа окончания винительного падежа по указанию на то, какой предмет называет слово – живой или неживой | 1 | |
69 | Определение набора падежных окончаний у слов, называющих предметы. Словарная работа | 1 | |
70 | РР: Восстановление деформированного текста по плану. Изложение | 1 | |
71-72 | Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия. Турнир знатоков | 1+1ч ВУ | |
73 | ГIозиционное чередование звуков в падежных окончаниях. Соответствие букв, обозначающих фонемы в слабых позициях в падежных окончаниях, закону письма | 1 | |
74 | Способ проверки орфограмм в падежных окончаниях | 1 | |
75 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | |
76 | Учебное занятие-консультация по итогам контрольного диктанта | 1ч ВУ | |
77 | Порядок действий при проверке орфограмм в падежных окончаниях. Итоговая словарная работа | 1 | |
78 | Проверка орфограмм в падежных окончаниях в словах типа папа, дедушка и т.п. РР: Планы в виде заголовков и вопросов | 1 | |
79 | Проверка орфограмм в падежных окончаниях единственного числа | 1 | |
80-81 | Проверка орфограмм в падежных окончаниях множественного числа. | 2 | |
82 | Проверка орфограмм в падежных окончаниях единственного и множественного числа. | 1 | |
83 | Отработка случаев проверки орфограмм по специальным правилам | 1 | |
84 | Наблюдение за изменением основ при изменении некоторых слов | 1ч ВУ | |
85 | Контроль и оценка способа проверки орфограмм в окончании у слов-предметов и признаков | 1 | |
86 | «Нефонемные написания в падежных окончаниях» Постановка задачи: «В каких падежных окончаниях буквы нарушают закон письма?» | 1 | |
87 |
| Несоответствие закону письма буквы и в падежных окончаниях слов типа армия, здание, гербарий. | 1 |
88 |
| Особенность основ этих слов. Необходимость дополнительной проверки при обозначении фонемы <э> | 1 |
89 |
| Проверка орфограмм в падежных окончаниях с учетом нефонемных написаний | 1 |
90 |
| Слова-двойники с основой на [ий']. РР: Составление текста поздравительной орфограммы | 1 |
91 |
| Разграничение слов на –ия, -ие, -ий и слов, оканчивающихся на –ей(типа улей) | 1 |
92 |
| РР: Описание с учетом позиции наблюдателя | 1 |
93 |
| Несоответствие закону письма написаний в окончаниях названий признаков (буквы ы,и в окончании –ый, -ий) | 1 |
94-95 |
| Несоответствие закону письма написаний в окончаниях названий признаков (буква г в окончании –ого/-его). Учебное занятие-консультация | 1+1ч ВУ |
96 |
| Несоответствие закону письма буквы е в падежных окончаниях после шипящих и Ц | 1 |
97-98 |
| Буквы о и е после шипящих и Ц в падежных окончаниях. Турнир знатоков | 1+1ч ВУ |
99 |
| РР: Сочинение с использованием фразеологизмов | 1 |
100-101 |
| Список орфограмм-нарушителей в падежных окончаниях | 2 |
102 |
| РР: Выделение в тексте частей и подбор заголовков к ним | 1 |
103 |
| РР: Пересказ текста по составленному плану | 1 |
104-105 |
| Проверка орфограмм в падежных окончаниях | 2 |
106 |
| Контрольное задание | 1 |
107 |
| Учебное занятие-консультация по итогам контрольной работы | 1ч ВУ |
108 |
| Проверка орфограмм в падежных окончаниях по правилам, учитывающим тип склонения | 1 |
109 |
| «Правописание личных окончаний» Постановка задачи «Как проверить орфограммы в окончаниях слов, называющих действия?» Работа окончаний у слов, называющих действия, в настоящем времени. Два типа спряжения слов, называющих действия | 1 |
110 |
| Определение работы окончаний в словах, называющих действия. Буква ь после шипящих в личных окончаниях | 1 |
111 |
| Образование слов, называющих действия, с помощью постфикса | 1 |
112-113 |
| Работа окончаний у слов, называющих действия, в прошедшем времени. Учебное занятие-консультация | 1+1ч ВУ |
114 |
| Инфинитив и его окончания | 1 |
115 |
| Соответствие букв, обозначающих фонемы в слабых позициях в окончаниях прошедшего времени, закону русского письма. Проверка орфограмм в окончаниях прошедшего времени | 1 |
116 |
| Фонемный характер написания гласных в личных окончаниях. Два набора личных окончаний | 1 |
117-118 |
| Написание личных окончаний в словах с известным типом спряжения. | 1+1ч ВУ |
119 |
| Обозначение фонемы <о> после шипящих в безударных личных окончаниях | 1 |
120 |
| Определение спряжения по одному из личных окончаний | 1 |
121 |
| РР: Изложение с изменением позиции рассказчика | 1 |
122-123 |
| Способ проверки орфограммы в формах на –ться, -тся | 2 |
124 | Турнир знатоков | 1ч ВУ | |
125-126 |
| Необходимость установления признаков слов, относящихся к одному из спряжений. Усекаемые и неусекаемые основы инфинитива | 2 |
127 |
| Особенности слов II спряжения. | 1 |
128-129 |
| Проверка орфограмм в личных окончаниях с использованием схемы. Учебное занятие-мастерская | 1+1ч ВУ |
130 |
| Проверка орфограмм в личных окончаниях в словах с приставкой вы- | 1 |
131 |
| Правописание личных окончаний в слове гнать (исключение) | 1 |
132 |
| Правописание личных окончаний в слове стелить (образование личных форм от стлать) | 1 |
133 |
| Правописание личных окончаний в слове брить (неусекаемая основа с заменой суффикса –и- на –е-) | 1 |
134 |
| РР: Составление плана текста, в котором не выделены части | 1 |
135 |
| Правописание личных окончаний в слове хотеть (разноспрягаемое слово) | 1 |
136-137 |
| Определение спряжения по списку | 2 |
138-139 |
| Проверка орфограмм в окончания у слов, называющих действия. Викторина | 1+1ч ВУ |
140 |
| РР: Описание игры | 1 |
141 |
| РР: Сочинение в жанре репортажа | 1ч ВУ |
142 | Контрольная работа | 1 | |
143 | Учебное занятие-консультация по итогам контрольной работы | 1ч ВУ | |
144 |
| Определение типа спряжения слов с приставками. | 1 |
145 |
| «Система орфограмм и способы их проверки» Постановка задачи: «Как проверить орфограммы в высказывании?» Орфограммы, связанные и не связанные с обозначением фонем. Виды орфограмм, не связанных с обозначением фонем | 1 |
146 |
| Правила, регулирующие написание орфограмм, не связанных с обозначением фонем | 1 |
147 |
| РР: Введение диалога в рассказ | 1 |
148-149 |
| Орфограммы, связанные с обозначением фонем. Орфограммы сильных и слабых позиций. Список орфограмм сильных позиций и правила для них. | 1+1ч ВУ |
150 |
| Способ проверки орфогpaмм слабых позиций. «Двойные» орфограммы | 1 |
151 |
| Орфограмма «и, ы после ц» | 1 |
152 |
| Разделительные ь и ъ. «Непроверяемые» орфограммы | 1 |
153 |
| Проверка орфограмм, связанных с обозначением фонем | 1 |
154 |
| Нефонемные написания в окончаниях слов (повторение) | 1 |
155 |
| Нефонемные написания в корнях слов (на примере корня гор-/гар-) | 1 |
156 |
| Наличие орфограмм корня с «двойной проверкой» (на примере корня зор-/зар-) | 1 |
157 |
| РР: Изложение | 1 |
158 |
| Фиксация порядка действия при проверке орфограмм в высказывании | 1 |
159 |
| Упражнение в определении и объяснении орфограмм разных типов и видов | 1 |
160 |
| РР: Восстановление текста по плану | 1 |
161-162 |
| Упражнения в проверке орфограмм | 2 |
163 |
| РР: Свободный (как запомнилось) пересказ текста | 1 |
164 |
| Турнир-викторина «Знаток русского языка» | 1ч ВУ |
165 |
| Контрольная работа | 1 |
166 |
| Учебное занятие-консультация по итогам контрольной работы | 1ч ВУ |
167-170 | Проектная задача | 4ч ВУ | |
Итого: 170ч | 136ч + 34ч ВУ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 3 класс (по программе В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, Л.В.Чеботковой) Пояснительная записка
Программа для третьего года обучения предусматривает, что формирование умений и навыков, развитие устной и письменной речи учащихся с самого начала опираются на системные знания школьников в обл...
Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. В.В.Репкин. РО Эльконина-Давыдова.
Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. В.В.Репкин. РО Эльконина-Давыдова....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку 4 класс система РО Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова, автор учебника Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начальн...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...
Рабочая программа по русскому языку в 1-4 классах по системе Д.Б. Эльконина - В.А. Давыдова (Авторы В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, Т.В.Некрасова)
Программа написана в связи с требованиями ФГОС. Предстпвлены контрольно-измерительные материала по годам обучения....
Конспект урока по Русскому языку. Тема: «Работа окончаний слов, называющих действие в прошедшем времени» УМК "Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова"
Цели: формирование знаний о работе окончаний слов, называющих действие в прошедшем времени.Планируемые результаты:Предметные:Знать: правила работы окончаний слов глаголов в прошедшем времени;Уметь: на...