Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. В.В. Репкин, Т.В. Некрасова, Е.В. Восторгова (система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова)
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Шабаринова Ирина Владиславовна

Рабочая программа составлена на основе программы по русскому языку авторов В.В. Репкина, Т.В. Некрасовой, Е.В. Восторговой (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) и ориентирована на использование учебно-методического комплекта учебного  предмета «Русский язык»: 

  • Учебник «Русский язык» для 3 класса начальной школы (части 1,2). В.В. Репкин, Е.В. Восторгова – М., Вита-Пресс, 2014-2017
  • Рабочая тетрадь по русскому языку, 3 класс (части 1,2). И.П. Старагина. – М., Вита-Пресс, 2014-2017
  • Краткий методический комментарий к учебнику русского языка для 3 класса. Е.В. Восторгова, Т.В. Некрасова – М., Вита-Пресс, 2011 г.

 

Программа рассчитана на 170 часов (34 недели х 5 часов в неделю). Из них 136 ч – урочной деятельности, 34 ч (20%) – внеурочной деятельности: консультации, мастерские, проектные задачи, викторины, конкурсы, библиотечные часы (уроки по развитию речи).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_russ.3a.doc302 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе Основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) МАОУ «СОШ №9», разработанной в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов:

- приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11. 2010 г. № 1241;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег.№17785), приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10.2009г. №373;

- приказ Минобрнауки РФ от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года  № 373;

- ст. 14,15 ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012г.;

- СанПиН 2.4.2.№2821-10, «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрирован в Минюсте России 03 марта 2011 г., регистрационный № 19993);

- приказ Министерства образования и науки РФ от 03.06. 2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03. 2004 г. № 1312;

- на основе Примерной основной образовательной программы «Начальная школа», подготовленной Институтом стратегических исследований в образовании РАО, с учетом особенностей МАОУ «СОШ №9»;

- Концепции содержания образования;

- Устава образовательного учреждения.

Рабочая программа составлена на основе программы по русскому языку авторов В.В. Репкина, Т.В. Некрасовой, Е.В. Восторговой (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) и ориентирована на использование учебно-методического комплекта учебного  предмета «Русский язык»:  

  • Учебник «Русский язык» для 3 класса начальной школы (части 1,2). В.В. Репкин, Е.В. Восторгова – М., Вита-Пресс, 2014-2017
  • Рабочая тетрадь по русскому языку, 3 класс (части 1,2). И.П. Старагина. – М., Вита-Пресс, 2014-2017
  • Краткий методический комментарий к учебнику русского языка для 3 класса.

Е.В. Восторгова, Т.В. Некрасова – М., Вита-Пресс, 2011 г.

Программа рассчитана на 170 часов (34 недели х 5 часов в неделю). Из них 136 ч – урочной деятельности, 34 ч (20%) – внеурочной деятельности: консультации, мастерские, проектные задачи, викторины, конкурсы, библиотечные часы (уроки по развитию речи).

Цели и задачи  ступени начального общего образования по учебному предмету « Русский язык»

            Цели и задачи курса:

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цель:

познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей   целостной научной   картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;

социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

•  развитие речи,  мышления,  воображения  школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

•  освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Материал курса «Русский язык» представлен в примерной программе следующими содержательными линиями:

  • система языка (основы лингвистических знаний):    фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
  • орфография и пунктуация;
  • развитие речи.

Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

        

Цели и задачи изучения учебного предмета «Русский язык», 3 класс

Основная цель обучения школьников в 3 классе  - овладение орфографическим действием не путем заучивания отдельных частных правил, а в процессе исследования, обеспечивающего сначала выявление, а затем последовательную конкретизацию принципа русского языка.

Задачи:

  • решения орфографической задачи (с применением способа орфографического действия к орфограммам падежных окончаний);
  • формировать представление о морфосемантической структуре слова, а затем и о системе его грамматических форм;
  •  развитие письменной речи учащихся;
  • формирование речевых умений организовать наблюдения над особенностями поэтической речи, на обогащение и активизацию словарного запаса учащихся.

Содержание программы

1. Основной закон русского письма (систематизация материала, изученного во 2-м классе) (23ч+2ч резерв)

Значимые части слова: основа и окончание. Части основы: корень и аффиксы (префиксы, суффиксы, постфиксы). Позиционное чередование звуков в частях слова. Ряд позиционно чередующихся звуков (фонема) как основная звуковая единица языка. Звук как позиционный представитель фонемы в слове. Смыслоразличительная функция фонем. Сильные и слабые позиции фонем (позиции разграничения и позиции совпадения рядов позиционно чередующихся звуков). Звук в сильной позиции как основной представитель фонемы. Способ определения фонемного состава слова (приведение звука в слабой позиции к сильной позиции в той же части слова). "Неопределяемые" (неприводимые к сильной позиции) фонемы.

Буква как знак фонемы. Основной закон русского письма (фонематический принцип письма): обозначение буквами фонем (а не звуков). Буквы, обозначающие фонему в слабой позиции, как орфограммы. Общее орфографическое правило (обозначение фонемы в слабой позиции буквой, которой обозначается эта фонема в той же части слова в сильной позиции). Общий способ проверки орфограмм слабой позиции (приведение фонемы к сильной позиции в той же части слова). Применение общего правила к разным частям слова. Чередование звуков и фонем в корнях слов. Необозначение буквами позиционного чередования звуков и необходимость обозначения чередования фонем. Непроизносимые согласные. Применение общего правила орфографии к аффиксам (наблюдения). Правописание слов с приставкой -с. Слова с буквой З перед согласной в начале слова (здание, здесь, здоровье, здравствуй, зга).

Дополнительный материал для факультативного изучения. Позиционное чередование согласных перед мягкими согласными (наблюдения).

2. Окончание как значимая часть слова (23ч+2ч резерв)

Работа окончания в словах, называющих предметы (указание на число, падеж и род слова). Постоянная (указание на род) и переменные (указание на число и падеж) работы окончания. Падежное окончание как основное средство связи названия предмета с другими словами в высказывании. Сравнительная характеристика работы окончаний в названиях предметов и признаков.

Система падежных окончаний. Склонение слов, называющих предметы, в единственном числе (с помощью слов есть..., нет... и т.д.). Названия падежей. Омонимия и синонимия падежных окончаний. Определение падежа слова в словосочетании. Предлог как дополнительное средство связи названия предмета с другими словами в высказывании. Предлоги и приставки. Особенности падежных форм указательных слов он, она, оно, они с предлогами.

Набор падежных окончаний слова (в единственном числе). Четыре основных набора падежных окончаний у слов, называющих предметы. Приведение слова к именительному падежу как способ определения набора его падежных окончаний. Буква Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы. Способ определения рода, числа и падежа слов, называющих признаки.

Дополнительный материал для факультативного изучения. Определение падежа с помощью падежных вопросов.

3. Применение общего орфографического правила к падежным окончаниям (30ч)

Позиционное чередование звуков в падежных окончаниях. Соответствие букв, обозначающих фонемы в слабых позициях в падежных окончаниях, закону русского письма. Способ проверки орфограмм в падежных окончаниях (замена слова с орфограммой словом с тем же набором падежных окончаний в сильных позициях). "Проверочные слова" для проверки орфограмм в падежных окончаниях (стена, стол, окно, другой). Применение способа проверки орфограмм в падежных окончаниях к словам, называющим предметы и признаки (в единственном числе). Падежные окончания во множественном числе. Совпадение окончаний -ам (-ям), -ами (-ями), -ах (-ях) у слов с разными наборами падежных окончаний. Окончания -а (-я), -ы (-и) в именительном падеже множественного числа. Падежные окончания родительного падежа множественного числа. Беглые О и Е в этой падежной форме. Порядок действий при проверке орфограмм слабых позиций в падежных окончаниях.

Дополнительный материал для факультативного изучения. Отличительные особенности окончаний (в сравнении со значимыми частями основы).

4. Нефонемные написания в падежных окончаниях (19ч)

Несоответствие закону письма буквы И в падежных окончаниях слов типа армия, здание, гербарий. Особенность основы этих слов. Необходимость дополнительной проверки орфограмм, соответствующих ударному -Е в проверочном слове (в столе - в гербарии, в стене - в армии и т.п.)

Несоответствие закону письма написаний в окончаниях названий признаков (буквы Ы, И в окончании -ый (-ий), буква Г в окончании -ого (-его)). Необходимость дополнительной проверки орфограмм, соответствующих -ой в сильной позиции. Несоответствие закону письма обозначения фонемы в слабой позиции буквой Е после шипящих Ц.

         Уточнение порядка действий при проверке орфограмм в падежных окончаниях с учётом наличия нефонемных написаний.

Дополнительный материал для факультативного изучения. Общее и частные орфографические правила.

5. Правописание личных окончаний (35ч)

Работа личных окончаний: указание на лицо и число слов, называющих действия. Два набора личных окончаний (слова 1-го и 2-го спряжения). Работа окончаний слов, называющих действия, в прошедшем времени (в единственном числе - указание на число и род, во множественном - только на число). Окончания инфинитива (неопределенной формы слов, называющих действия). Особенность их работы - отсутствие указания на время, лицо, число и род слова. Постфикс -ся. Способ проверки орфограммы в формах на -ться, -тся. Соответствие написаний орфограмм в окончаниях прошедшего времени основному закону письма.

Фонемный характер написаний гласных в личных окончаниях. Необходимость определения спряжения при проверке орфограммы слабой позиции в личном окончании. Определение спряжения по одному из личных окончаний. Буквы Ё и Ь после шипящих в личных окончаниях.

Установление признаков слов, относящихся к 1-му и 2-му спряжению. Две основы у слов, называющих действие (основа инфинитива и основа настоящего времени), соотношение между ними (усекаемые и неусекаемые основы инфинитива). Особенности слов 2-го спряжения (усекаемая основа, суффиксы -и-, -е-, -а-, наличие шипящей перед суффиксом -а-). Правописание личных окончаний в словах гнать, брить (неусекаемая основа с заменой -и- на -е-), стелить (образование личных форм от стлать), хотеть (разноспрягаемое слово). Определение типа спряжения слов  приставками.

Дополнительный материал для факультативного изучения. Особые случаи спряжения (свистит - свищет, блестит - блещет и др).

6. Система орфограмм и способы их проверки (работа с орфографической тетрадью-справочником) (36ч)

Орфограммы, связанные и не связанные с обозначением фонем. Правила, регулирующие написание орфограмм, не связанных с обозначением фонем. Раздельное написание слов (предлоги и приставки). Употребление больших букв (повторение). Правила переноса слов.

Орфограммы, связанные с обозначением фонем. Орфограммы сильных и слабых позиций. Список орфограмм сильных позиций и правила, регулирующие их написание (повторение).

Способы проверки орфограмм слабых позиций. Определение части слова, в которой находится орфограмма слабой позиции. Определение вида орфограммы по отношению к закону письма (по списку нефонемных написаний в данной части слова). Нефонемные написания в окончаниях слов (повторение). Нефонемные написания в корнях слов (на примере корня гор-/гар). Необходимость специальных правил для проверки таких орфограмм. Орфограммы корня с "двойной проверкой" (на примере корня зор-/зар-). Специальные правила, регулирующие написание таких орфограмм (наблюдения).

 Общий способ проверки орфограмм слабых позиций, не требующих специальных правил (приведение к сильной позиции в той же части слова). "Непроверяемые" орфограммы. Порядок действий при проверке орфограмм в высказывании.

7. Развитие речи 

Определение значения слова по контексту и с помощью толкового словаря. Многозначность слова. Определение связи между значениями многозначного слова (с помощью словаря). Слова-синонимы и слова-омонимы, их связь с многозначностью слова. Устаревшие слова, их стилистическая функция в поэтической речи. Образные значения слов (наблюдения). Сравнение как средство выразительности художественной речи. Речевые особенности пословиц, поговорок, загадок. Толкование пословиц и поговорок. Фразеологизмы (без термина). Высказывание с репликой и словами автора, варианты его строения. Правила записи таких высказываний (случаи, в которых слова автора не прерывают реплику). Разные варианты выделения реплики: с помощью тире и красной строки; с помощью кавычек. Часть текста как развернутое (уточненное, дополненное) сообщение о предмете. Абзац (часть письменной записи текста, выделенная с помощью красной строки). Выделение частей в тексте-описании и тексте-повествовании и оформление их при записи. Редактирование текста с неправильно выделенными частями.

         План как средство понимания текста. Разные способы формулирования пунктов плана: в виде заголовков к каждой части и в виде вопросов. Составление простого плана текста (описания и повествования) с целью его понимания и последующего воспроизведения. Восстановление деформированного текста по заданному плану. Составление текста (повествования и описания) по заданному плану. Составление описания с учетом позиции наблюдателя. Изложение текста повествовательного или описательного характера по коллективно составленному плану. Устный и письменный ответ на вопрос по изученному грамматическому материалу с обоснованием тезиса.

Сочинение по серии сюжетных картинок.

Требования к результатам освоения выпускниками начальной школы программы по русскому языку:

Личностные, метапредметные  и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

Личностные результаты:

- осознание себя носителем родного языка, являющегося универсальным средством общения и неотъемлемой частью национальной культуры;

- устойчивый познавательный интерес к родному языку, его устройству и особенностям функционирования в речи;

- понимание необходимости соблюдения языковых и речевых норм в устном и письменном общении для более точной передачи его содержания;

- способность к самооценке и стремление к самосовершенствованию адекватности выбора языковых средств для более успешного решения коммуникативных задач в различных ситуациях общения.

Метапредметные результаты:

- умение обнаруживать границу (дефицит) своих знаний и формулировать вопросы (задачи) для ее преодоления;

- умение строить развернутое рассуждение, приводить аргументы для обоснования своей точки зрения, приводить примеры для демонстрации своих тезисов;

- умение вести диалог, слушать и слышать собеседника, оценивать обоснованность его мнения; стремление к более точному выражению своей позиции;

- умение пользоваться справочной литературой (словарями, справочниками) с целью установления норм правописания и произношения (или каких-либо иных норм и точных сведений), нахождения нужной информации определений, правил, исключений из них и т.п.).

К окончанию 3 класса предполагается достижение следующих предметных результатов:

обучающиеся должны знать:

- названия падежей;

- типы орфограмм (по отношению к фонеме, по позиции, по положению в составе слова и по отношению к закону письма);

- способ проверки орфограмм слабой позиции в падежных окончаниях существительных ("названий предметов") и прилагательных ("названий признаков");

- основные правила проверки нефонемных написаний в падежных окончаниях (буквы О, Ё, Ь после шипящих; буква И в окончаниях слов на -ий, -ия, -ие; буква Г в окончании -ого (-его); окончание -ый (-ий) в прилагательных мужского рода);

- правила правописания орфограмм сильных позиций (буквы И, Ы после Ц; разделительные Ь и Ъ);

- способы проверки орфограмм в окончаниях слов, называющих действия (орфограммы в формах прошедшего времени, -ться - -тся, буквы Ё и Ь после шипящих, гласные в личных окончаниях);

уметь:

-  определять с помощью словаря значения многозначного слова и объяснять связь между   ними;

- склонять существительные разного типа и определять падеж существительного в словосочетании;

- проверять орфограммы слабых позиций в падежных окончаниях существительных и прилагательных путем подстановки в высказывание "проверочного" слова с окончанием в сильной позиции;

- определять тип спряжения глагола и проверять орфограммы в его окончаниях;

- правильно записывать слова с непроверяемыми орфограммами, изученные во 2-3-м классах;

- записывать под диктовку текст (55-60 слов) с изученными орфограммами;

- списывать словосочетаниями несложный по содержанию текст без опоры на орфографическое проговаривание вслух;

- выразительно читать незнакомый художественный текст (темп чтения - не менее 80 слов в минуту);

- составлять простой план повествовательного и описательного текста;

- письменно излагать содержание повествовательного и описательного текста по коллективно составленному плану (с пропуском неизученных орфограмм);

- самостоятельно составлять текст повествовательного или описательного характера с опорой на собственные наблюдения (с пропуском неизученных орфограмм);

- составлять развернутый письменный ответ на вопросы по изученному материалу (с пропуском неизученных орфограмм).


Контроль образовательных результатов

Название раздела

Кол-во часов

Предметные результаты

Формы контроля

1.

Основной закон русского письма (систематизация материала, изученного во 2 классе).

23+2 (резерв)

К концу изучения 1 раздела учащиеся должны уметь:

-выделять в слове значимые части;

-обозначать звук в сильной и слабой позициях буквой или пропуском, обосновывая выбор;

-определять фонемный состав слова;

-применять основной закон русского письма;

-применять правила к разным частям слова;

-применять общее привило орфографии к аффиксам;

-правильно писать слова с приставкой с- и слова с буквой з перед согласной в начале слова (здесь, здание, здоровье, здравствуй, зга);

-применять способ проверки непроизносимых согласных;

-находить чередование звуков и фонем в корнях;

-придумывать  окончание сказки;

-применять полученные знания о правописании фонем на практике;

-находить разницу в произношении и написании слова.

Повышенный уровень: Позиционное чередование согласных перед мягкими согласными.

К концу изучения 1 раздела учащиеся должны знать:

-способ выделения значимых частей в слове;

-определять с помощью словаря значения многозначного слова и объяснять связь между ними;

-основной закон русского письма;

-способ проверки непроизносимых согласных.

- стартовая работа

- проверочная работа

2.

Окончание как значимая часть слова.

23+2 (резерв)

К концу изучения 2 раздела учащиеся должны уметь:

-применять указательные слова в речи;

-определять работу окончаний в словах;

-определять работу окончаний, указывающих на род слов – предметов;

-различать окончания слов, относящихся к разным наборам;

-различать омонимичные окончания слов – предметов;

-использовать в речи термин «падежные окончания»;

-писать предлоги со словами;

-приводить слово к именительному падежу для определения набора окончаний;

-определять падеж слова с помощью слова – помощника;

-определять работу окончаний слов – признаков;

-определять падеж слов – признаков;

-составлять план рассказа для использования его при пересказе.

К концу изучения 2 раздела учащиеся должны знать:

-указательные слова;

-особенность, что у слов – предметов множественного числа нет указания на род;

-роль предметов;

-наборы падежных окончаний.

- контрольный диктант

- контрольное списывание

- проверочная работа

3.

Применение общего орфографического правила к падежным окончаниям.

30

К концу изучения 3 раздела учащиеся должны уметь:

-определять падеж у слов в словосочетании;

-склонять существительные разного типа;

-различать разную работу окончаний винительного падежа;

-определять, к какому набору падежных окончаний относится слово;

-использовать план для восстановления деформированного текста;

-писать слова с Ь после шипящих;

-применять способ проверки орфограмм в падежных окончаниях к словам, называющим предметы и признаки (в ед. ч.);

-составлять рассказ – описание по предложенному плану.

К концу изучения 3 раздела учащиеся должны знать:

-какие окончания  называют одинаковыми  в разных словах;

-основные наборы падежных окончаний;

-названия падежей;

-правило проверки звуков в окончаниях;

-способ проверки орфограмм в падежных окончаниях;

-проверочные слова для проверки орфограмм в падежных окончаниях;

-слова, изменяющие свою основу при изменении по падежам;

-падежные окончания во множественном числе.

- контрольный диктант

- контрольное списывание

- проверочная работа

4.

Нефонемные написания в падежных окончаниях.

19

К концу изучения 4 раздела учащиеся должны уметь:

-применять изученные правила проверки нефонемных написаний в падежных окончаниях;

-применять изученные правила при проверке орфограмм – нарушителей;

-применять фразеологизмы при написании текстов.

К концу изучения 4 раздела учащиеся должны знать:

-орфограммы – нарушители;

-правила проверки нефонемных написаний в окончаниях на –ия, -ий,-ие  и слов, оканчивающихся на –ей (типа улей);

-правила проверки нефонемных написаний в окончаниях на  –ый,-ий в прилагательных мужского рода;

-правила проверки нефонемных написаний в окончаниях -ого (-его);

-правила правописания орфограмм сильной позиции (буквы и,ы после шипящих и ц);

-правила написания орфограмм после шипящих и Ц.

- проверочная работа

5.

Правописание личных окончаний.

35

К концу изучения 5 раздела учащиеся должны уметь:

-определять работу окончаний слов – действий;

-образовывать слова с помощью постфикса;

-проверять орфограммы в окончаниях прошедшего времени;

-проверять окончания по спряжению;

-проверять орфограммы  в личных окончаниях после шипящих;

-определять тип спряжения по одному из личных окончаний;

-применять изученные правила написания личных окончаний;

-определять усекаемые и неусекаемые основы действий;

-определять тип спряжения слов с приставками;

-определять тип спряжения и проверять орфограммы в его окончаниях;

-определять тип спряжения по списку;

-спрягать слово хотеть.

К концу изучения 5 раздела учащиеся должны знать:

работу окончаний прошедшего времени;

окончания инфинитива;

правила написания личных окончаний;

способы проверки орфограмм в окончаниях слов, называющих действия;

2 набора личных окончаний;

признаки слов, относящихся к разным видам спряжения;

тип спряжения слова хотеть.

- контрольный диктант

- контрольное списывание

- проверочная работа

6.

Система орфограмм и способы их проверки

36

К концу изучения 6 раздела учащиеся должны уметь:

-применять правило, регулирующее нефонемное написание;

-применять правила проверки орфограмм слабых позиций;

-применять порядок действий при проверке орфограмм в высказывании;

-определять и объяснять орфограммы разных типов и видов;

-применять изученные правила проверки орфограмм;

-конструировать недостающие части текста;

-правильно записывать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными во 2-3 классах;

-записывать под диктовку  текст (55-60 слов) с изученными орфограммами;

-списывать словосочетаниями несложный по содержанию текст без опоры на орфографическое проговаривание вслух;

-составлять развернутый письменный ответ на вопросы по изученному материалу (с пропуском неизученных орфограмм).

К концу изучения 6 раздела учащиеся должны знать:

-специальные правила, регулирующие нефонемные написания;

-порядок действий при проверке орфограмм в высказывании;

-способ проверки орфограмм слабых позиций.

- контрольный диктант

- контрольное списывание

- проверочная работа

- проектная деятельность

Список литературы

для учителя:

  • Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В., Чеботкова Л.В. Русский язык. 3 класс (1-4). Части 1 и 2. - "Вита-пресс", 2012.
  •  Репкин В.В., Некрасова Т.В. Русская орфография. Рабочая тетрадь. 3-4 класс (1-4).- Томск: Пеленг, 1997; М.: "Вита-пресс", 2012.
  •  Некрасова Т.В., Старагина И.П. Тексты для списывания. 3 класс. - М.: "Вита-пресс", 2012.
  •  Восторгова Е.В., Чеботкова Л.В. Методический комментарий к учебнику русского языка для 3-го класса.- М.: "Вита-Пресс", 2010. г.

для учащихся:

  • Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В., Чеботкова Л.В. Русский язык. 3 класс (1-4). Части 1 и 2. - "Вита-пресс", 2013.
  • Репкин В.В., Некрасова Т.В. Русская орфография. Рабочая тетрадь. 3-4 класс (1-4).- Томск: Пеленг, 1997; М.: "Вита-пресс", 2013.
  • Некрасова Т.В., Старагина И.П. Тексты для списывания. 3 класс. - М.: "Вита-пресс", 2013.
  • Рабочая тетрадь по русскому языку, 3 класс, Ч.1,2  Старагина И.П.,. – М., Вита-Пресс, 2013.
  • Школьный учебный словарь русского языка. Репкин В.В. - М.; АСТ; Астрель, 2005.

Интернет-ресурсы:


Календарно – тематическое планирование по курсу «Русский язык», 3 класс

№ урока

Дата урока

Тема урока

Кол-во часов

1-2

Запуск учебного года. Стартовая проверочная работа

2

3

Определение задач учебного года через анализ стартовой работы

1

4

Коррекционная дифференцированная работа учащихся на основе стартовой работы. Учебное занятие

1ч ВУ

5

Основной закон русского письма. 

Постановка учебной задачи: «Как устроено слово?».

1

6

Наименьшие значимые части слова. Восстановление способа их выделения.

1

7

Развитие речи (РР): Многозначность слова. Работа с разными видами словарей

1ч ВУ

8

Предъявление результатов  и оценка освоения темы «Выделение значимых частей слова»

1

9

Анализ и коррекция результатов проверочной работы

1

10

Ряд позиционно чередующихся звуков (фонема) как строительный материал для значимых частей (на примере приставок)

1

11

Ряд позиционно чередующихся звуков (фонема) как строительный материал для корней и суффиксов

1

12

Рефлексия (письменная)

1ч ВУ

13

РР:  Оформление высказываний с репликами и поясняющими их словами автора. Смысловые части текста.

1

14

Постановка задачи на выяснение, чем отличаются фонемы друг от друга

1

15

Анализ фонем корня и приставок. Сравнение звуков, работающих в одних и тех же позициях.

1

16

Уточнение представлений о сильных и слабых позициях фонемы.

1

17

Звук в сильной позиции как основной представитель фонемы.

1

18

Реализация фонемы в разных позициях (после твердого и после мягкого согласного)

1

19

Способ определения фонемного состава слова. Фонемная запись слова

1

20

Уточнение фонемной записи. Отработка способа. Словарная работа

1

21

Контроль и оценка освоения темы «Способ  определения фонемного состава слова. Фонемная запись»

1

22

Постановка задачи: «Что обозначают буквы на письме». Основной закон русского письма.

1

23

Конструирование  основного орфографического правила.

1

24

Правила графики

1

25

Применение общего орфографического правила к разным частям слова

1

26-27

«Неопределяемые» (неприводимые к сильной позиции) фонемы

2

28

Правописание слов с приставкой с -. Слова с буквой з перед согласной в начале слова (здесь, здание, здоровье, здравствуй, зга).

1

29-30

Непроизносимые согласные. Турнир знатоков

1+1ч ВУ

31

Чередование звуков и фонем в корнях слов

1

32

Соотношение между написанием и звучанием слова. Словарная работа

1

33

Развитие речи (РР): Смысл пословицы. Сочинение продолжения сказки. 3наки препинания при записи диалога. Конкурс на лучшее сочинение.

1ч ВУ

34

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

35

Учебное занятие-консультация по итогам контрольного диктанта

1

36

РР: развернутый письменный ответ на вопрос по изученному материалу. Части текста.

1ч ВУ

37

Позиционное чередование согласных перед мягкими согласными звуками.

Контрольное списывание

1

38

 «Окончание как значимая часть слова»

Постановка задачи: «3ачем словам нужны окончания?» Работа основы слова

1

39

РР: Выделение в тексте частей. Словарная работа

1

40

Работа окончаний слов, называющих предметы, (указание на число)

1

41

Работа окончаний слов, называющих предметы, (указание на падеж).

1

42

Возможность замены слова, называющего предмет, указательным словом он (она, оно, они). Стилистическая функция такой замены

1

43

Работа окончаний слов, называющих предметы, (указание на род)

1

44

Несовпадение наборов окончаний у слов разного рода

1

45-46

Отсутствие указания на род у окончаний множественного числа. Турнир знатоков

1+1ч ВУ

47

Омонимичные окончания слова, называющего предмет. Способ различения таких окончаний

1

48

Введение термина «падежные окончания»

1

49

Предлоги как  дополнительное средство связи названий предметов с другими словами в высказывании. Особенности изменения указательных слов при их употреблении с предлогами

1

50

Правописание предлогов со словами

1

51

Таблица падежных изменений слова, называющего предмет. Приведение слова к именительному падежу

1

52-53

Способ определения падежа слова в высказывании (путем подстановки слова стена). Учебное занятие.

1+1ч ВУ

54

Определение падежа слов во множественном числе

1

55

Определение падежа слов, называющих предметы

1

56

Работа окончаний слов, называющих признаки

1

57

Постоянная и переменная работа слов, называющих предметы и признаки

1

58

Контроль и оценка освоения темы «Окончание как значимая часть слова»

1

59

Учебное занятие-консультация по итогам контрольной работы

1ч ВУ

60

Систематизация сведений о работе окончаний слов, называющих предметы и признаки. Викторина

1ч ВУ

61

РР: План текста. Изложение с использованием плана

1

62

«Применение общего орфографического правила к падежным окончаниям»

Постановка задачи: «Можно ли писать орфограммы в падежных окончаниях по закону письма?»

1

63

Понятие одного и того же окончания в разных словах.

1

64

Два способа определения падежа. Контроль знания падежей и умения их определять

1

65-66

Четыре основных набора падежных окончаний, называющих предметы. Учебное занятие-консультация

1+1ч ВУ

67

Способ определения набора падежных окончаний по именительному падежу единственного числа

1

68

Работа окончания винительного падежа по указанию на то, какой предмет называет слово – живой  или неживой

1

69

Определение набора падежных окончаний у слов, называющих предметы. Словарная работа

1

70

РР: Восстановление деформированного текста по плану. Изложение

1

71-72

Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия. Турнир знатоков

1+1ч ВУ

73

ГIозиционное чередование звуков в падежных окончаниях. Соответствие букв, обозначающих фонемы в слабых позициях в падежных окончаниях, закону письма

1

74

Способ проверки орфограмм в падежных окончаниях

1

75

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

76

Учебное занятие-консультация по итогам контрольного диктанта

1ч ВУ

77

Порядок  действий при проверке орфограмм в падежных окончаниях.

Итоговая словарная работа

1

78

Проверка  орфограмм в падежных окончаниях в словах типа папа, дедушка и т.п. РР: Планы в виде заголовков и вопросов

1

79

Проверка орфограмм в падежных окончаниях единственного числа

1

80-81

Проверка орфограмм в падежных окончаниях множественного числа.

2

82

Проверка орфограмм в падежных окончаниях единственного и множественного числа.

1

83

Отработка случаев проверки орфограмм по специальным правилам

1

84

Наблюдение за изменением основ при изменении некоторых слов

1ч ВУ

85

Контроль и оценка способа проверки орфограмм в окончании у слов-предметов и признаков

1

86

«Нефонемные написания в падежных окончаниях»

Постановка задачи: «В каких падежных окончаниях буквы нарушают закон письма?»

1

87

 

Несоответствие закону письма буквы и в падежных окончаниях слов типа армия, здание, гербарий.

1

88

 

Особенность основ этих слов. Необходимость дополнительной проверки при обозначении фонемы <э>

1

89

 

Проверка орфограмм в падежных окончаниях с учетом нефонемных написаний

1

90

 

Слова-двойники с основой на [ий']. РР: Составление текста поздравительной орфограммы

1

91

 

Разграничение слов на –ия, -ие, -ий и слов, оканчивающихся на –ей(типа улей)

1

92

 

РР: Описание с учетом позиции наблюдателя

1

93

 

Несоответствие закону письма написаний в окончаниях названий признаков (буквы ы,и в окончании –ый, -ий)

1

94-95

 

Несоответствие закону письма написаний в окончаниях названий признаков (буква г в окончании –ого/-его). Учебное занятие-консультация

1+1ч ВУ

96

 

Несоответствие закону письма буквы е в падежных окончаниях после шипящих и Ц

1

97-98

 

Буквы о и е после шипящих и Ц в падежных окончаниях. Турнир знатоков

1+1ч ВУ

99

 

РР: Сочинение с использованием фразеологизмов

1

100-101

 

Список орфограмм-нарушителей в падежных окончаниях

2

102

 

РР: Выделение в тексте частей и подбор заголовков к ним

1

103

 

РР: Пересказ текста по составленному плану

1

104-105

 

Проверка орфограмм в падежных окончаниях

2

106

 

Контрольное задание

1

107

 

Учебное занятие-консультация по итогам контрольной работы

1ч ВУ

108

 

Проверка орфограмм в падежных окончаниях по правилам, учитывающим тип склонения

1

109

 

«Правописание личных окончаний»

Постановка задачи «Как проверить орфограммы в окончаниях слов, называющих действия?» Работа окончаний у слов, называющих действия, в настоящем времени. Два типа спряжения слов, называющих действия

1

110

 

Определение работы окончаний в словах, называющих действия. Буква ь после шипящих в личных окончаниях

1

111

 

Образование слов, называющих действия, с помощью постфикса

1

112-113

 

Работа окончаний у слов, называющих действия, в прошедшем времени.  Учебное занятие-консультация

1+1ч ВУ

114

 

Инфинитив и его окончания

1

115

 

Соответствие букв, обозначающих фонемы в слабых позициях в окончаниях прошедшего времени, закону русского письма. Проверка орфограмм в окончаниях прошедшего времени

1

116

 

Фонемный характер написания гласных в личных окончаниях. Два набора личных окончаний

1

117-118

 

Написание личных окончаний в словах с известным типом спряжения.

1+1ч ВУ

119

 

Обозначение фонемы <о> после шипящих в безударных личных окончаниях

1

120

 

Определение спряжения по одному из личных окончаний

1

121

 

РР: Изложение с изменением позиции рассказчика

1

122-123

 

Способ проверки орфограммы в формах на –ться, -тся

2

124

Турнир знатоков

1ч ВУ

125-126

 

Необходимость установления признаков слов, относящихся к одному из спряжений. Усекаемые и неусекаемые основы инфинитива

2

127

 

Особенности слов II спряжения.

1

128-129

 

Проверка орфограмм в личных окончаниях с использованием схемы. Учебное занятие-мастерская

1+1ч ВУ

130

 

Проверка орфограмм в личных окончаниях в словах с приставкой вы-

1

131

 

Правописание личных окончаний в слове гнать (исключение)

1

132

 

Правописание личных окончаний в слове стелить (образование личных форм от стлать)

1

133

 

Правописание личных окончаний в слове брить (неусекаемая основа с заменой суффикса –и- на –е-)

1

134

 

РР: Составление плана текста, в котором не выделены части

1

135

 

Правописание личных окончаний в слове хотеть (разноспрягаемое слово)

1

136-137

 

Определение спряжения по списку

2

138-139

 

Проверка орфограмм в окончания у слов, называющих действия. Викторина

1+1ч ВУ

140

 

РР: Описание игры

1

141

 

РР: Сочинение в жанре репортажа

1ч ВУ

142

Контрольная работа

1

143

Учебное занятие-консультация по итогам контрольной работы

1ч ВУ

144

 

Определение типа спряжения слов с приставками.
Варианты спряжения (свистит – свищет).
Случаи нарушения правил спряжения

1

145

 

«Система орфограмм и способы их проверки»

Постановка задачи: «Как проверить орфограммы в высказывании?» Орфограммы, связанные и не связанные с обозначением фонем. Виды орфограмм, не связанных с обозначением фонем

1

146

 

Правила, регулирующие написание орфограмм, не связанных с обозначением фонем

1

147

 

РР: Введение диалога в рассказ

1

148-149

 

Орфограммы, связанные с обозначением фонем. Орфограммы сильных и слабых позиций. Список орфограмм сильных позиций и правила для них.

1+1ч ВУ

150

 

Способ проверки орфогpaмм слабых позиций. «Двойные» орфограммы

1

151

 

Орфограмма «и, ы после ц»

1

152

 

Разделительные ь и ъ. «Непроверяемые» орфограммы

1

153

 

Проверка орфограмм, связанных с обозначением фонем

1

154

 

Нефонемные написания в окончаниях слов (повторение)

1

155

 

Нефонемные написания в корнях слов (на примере корня гор-/гар-)

1

156

 

Наличие орфограмм корня с «двойной проверкой» (на примере корня зор-/зар-)

1

157

 

РР: Изложение

1

158

 

Фиксация порядка действия при проверке орфограмм в высказывании

1

159

 

Упражнение в определении и объяснении орфограмм разных типов и видов

1

160

 

РР: Восстановление текста по плану

1

161-162

 

Упражнения в проверке орфограмм

2

163

 

РР: Свободный (как запомнилось) пересказ текста

1

164

 

Турнир-викторина «Знаток русского языка»

1ч ВУ

165

 

Контрольная работа

1

166

 

Учебное занятие-консультация по итогам контрольной работы

1ч ВУ

167-170

Проектная задача

4ч ВУ

Итого: 170ч

136ч + 34ч  ВУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 3 класс (по программе В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, Л.В.Чеботковой) Пояснительная записка

Программа для третьего года обучения предусматривает, что формирование умений и навыков, развитие устной и письменной речи учащихся с самого начала опираются на системные знания школьников в обл...

Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. В.В.Репкин. РО Эльконина-Давыдова.

Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. В.В.Репкин. РО Эльконина-Давыдова....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку 4 класс система РО Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова, автор учебника Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начальн...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...

Рабочая программа по русскому языку в 1-4 классах по системе Д.Б. Эльконина - В.А. Давыдова (Авторы В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, Т.В.Некрасова)

Программа написана в связи с требованиями ФГОС. Предстпвлены контрольно-измерительные материала по годам обучения....

Конспект урока по Русскому языку. Тема: «Работа окончаний слов, называющих действие в прошедшем времени» УМК "Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова"

Цели: формирование знаний о работе окончаний слов, называющих действие в прошедшем времени.Планируемые результаты:Предметные:Знать: правила работы окончаний слов глаголов в прошедшем времени;Уметь: на...