Конспект урока "Родственные (однокоренные) слова" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Корпенко Галина Васильевна

Конспект урока "Родственные (однокоренные) слова" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_odnokorennye_slova.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Однокоренные  (родственные) слова.        

Цель: познакомить с понятием  однокоренные (родственные )слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Задачи:

1)    развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова;

2)    развивать внимание, вырабатывать орфографическую зоркость, умение доказывать, рассуждать, делать выводы;

3)    воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль;

4)    воспитывать интерес к русскому языку.

Ход урока:

  1. Орг.момент.

- Ребята, вы мне не поверите. Ели к вам пришла. Увязались за мной птицы и ни как пройти не давали.

- А как из зовут забыла,

-Помогите мне.  Как зовут этих птиц?  У вас на обратной стороне сидения наклейка. Посмотрите.

- Все достали. Давайте дружно, вместе  хором прочитаем. (наклейка «ГА-ГА-ГА»)

- Что это за птицы? Узнали? (Гуси)

  1. Минутка чистописания.

- Ребята, на доске у нас записана пословица об этих птицах (слайд)

Гусь пролетел и крылом не задел.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Как он пролетел, что никого не задел?

- Откройте тетрадь, запишите число и аккуратно спешите эту пословицу с карточки белого  цвета, соблюдая правила каллиграфии. (запись)

  1. Самоопределение к деятельности.         (Звук)

- Кто это там?  Это гусь со своим семейством пришли к нам в гости. (картинка)

- По дороге в школу они рассказали мне историю.

Идут по лугу гусь, гусыня и гусенок. Навстречу им ползет гусеница. (появляются на слайде)

- О! Здравствуйте! Вы кто?

- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

- А я ваша родственница- гусеница.

- А можем мы сразу ответить права ли гусеница, считающая себя родственницей гусей?

- Давайте поможем им разобраться поработав над темой урока.

-Кого называют родственниками?

(Тех, кто вместе, одна семья, имеют одну фамилию)

Родственники – это родные люди, у них есть много общего, общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи.  (слайд)

- Кого можно здесь назвать родственниками? (Слайд) (гусь, гусыня, гусенок)

-Среди слов тоже есть «родственники»?

- А что их объединяет?  (общая часть – корень) выделяем корень у слов?

- Если у них один корень как мы их назовем? (Однокоренные)

-Какая тема нашего урока? (прикрепить на доску)

- Какие задачи поставим?  1.Выяснить  какие слова называются…...

                                          2. Научиться находить и образовывать…….)

  1. Работа по теме.

- Но куда отправились наши гуси?  На стр 49 нашего учебника, упр 65.

-Рассмотрите рисунок.

-  Давайте ответим на вопросы и запишем ответы на доске и в тетради.

Сад, садовник, садовые.

-Чем они похожи?

- Какая в них общая часть?

- Выделяя корень в словах на что вы обращали внимание?

- Что есть у каждого слова? (лексическое значение)

- Значит у однокоренных слов кроме общего корня что еще должно быть? (общее лексич.значение)

Признаки однокоренных слов:

  1. Один корень.                                                            (весят на доске перевернуть)    
  2. Общее лексическое значение.

Работа в парах

- Ребята, давайте порадуем наших гостей-гусей. Посадим в саду деревья однокоренных слов.

- У вас на столе есть карточки розового цвета. На них  части слова составьте из них слова чтобы получились однокоренные слова.

- Поднимите руки у кого получились слова с корнем –вод-? –лес-? –гор-?

-гор- ( а, ный, на, ка, истый, няк ный)          

 -вод-   (а, под, ник,яной, ица, ичка, ный)

   -лес- (ник, ной, сок, пере, сок, очек, )

- Какой замечательный сад!

- Гуси заблудились, давайте поможем им выйти. Пошумим. Гуси на звук и выйдут.

1.соль, соленый, солист, солить.

2. Сырой, сырость, сырный, сыреть.

3. мед, медовый, медовик, медь

Игра «Собери родственников»

- Ребята, гуси сомневаются что мы можем найти однокоренные слова. Давайте докажем им, что мы справимся с такой работой.

- Для этого мне нужны два ученика, а остальные поднимете карточки желтого цвета так, чтобы ребята их увидели.

- Посмотрите и прочитайте слова.

- У каждого из вас есть слово (море, лиса), я даю вам клубочек, пройдите и  разматывая клубок дайте ниточку тем, кого считаете своим родственником.

- Объясните почему  ты взял их в родственники начиная со на слайде.

морской, моряк, мороз, море, мороженое, морячок, морковь

лиса, лисий, лисичка, листопад, листочек, лисонька, листва

  1. Рефлексия.

- Молодцы! С заданием вы справились.

- Не сидится гусям, они хотят с нами поиграть в третий лишний. Возьмите карточку зеленого цвета. Подпишите ее. В группе слов найдите одно лишнее и вычеркните его.

  1. Вода, водяной, водитель.
  2. Рис, рисовать, рисовая.
  3. Большой, боль, больной.
  4. Лето, лететь, летний.
  5. Сыр, сырок, сырость.

- Поменяйтесь карточками и проверьте по образцу. (слайд)

  1. Итог.

- Ребята,  какая была тема урока?

- Какие задачи мы поставили? Мы их достигли?

-А какие признаки однокоренных слов?

-  Гуси ждут от нас ответ «Так является ли гусеница им родственницей?»

-Почему?

7.Д/з

- Засобирались наши гости домой и оставили вам задание.

Возьмите карточку зеленого цвета.

Составить как можно больше однокоренных слов со словом дом.

- Спасибо всем большое!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Однокоренные слова. Корень слова.

Формирование новых знаний и ценностного отношения к ним. Развивитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоре...

Урок русского языка по теме: "Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных". 2 класс в рамках конкурса "Учитель года 2015"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке открытия новых знаний  используются различные методы и приёмы обучения. Использование интерактивной доски активизирует деятельност...

План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.

План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...

Конспект урока "Однокоренные слова" (2 класс, "Перспектива")

Цель деятельности учителя: закрепление знаний детей об однокоренных словах, о признаках однокоренных словПланируемые результаты:Предметные:-уметь выделять корень в родственных словах с опорой на смысл...

Конспект урока по математике "Класс единиц и класс тысяч", УМК "ПНШ" (3 класс)

Цели деятельности учителя: введение понятия «класс»; ознакомление с классом единиц и классом тысяч.Планируемые результатыПредметные:Знать: класс единиц и класс тысяч, разряды каждого класс...

конспект урока в 3 классе.Что такое корень слова? Правописание корня в однокоренных словах.

Урок построен по технологии деятельностного подхода в обучении.На уроке формируется  представление о  родственных словах,  вырабатываются  умения и навыки единообразного написания ...

Конспект урока "Однокоренные слова" 3 класс

Конспект урока для 3 класса по русскому языку "Однокоренные слова".УМК "Школа России"...