Конспект урока "Родственные (однокоренные) слова" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект урока "Родственные (однокоренные) слова" 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_odnokorennye_slova.docx | 23.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Однокоренные (родственные) слова.
Цель: познакомить с понятием однокоренные (родственные )слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
Задачи:
1) развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова;
2) развивать внимание, вырабатывать орфографическую зоркость, умение доказывать, рассуждать, делать выводы;
3) воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль;
4) воспитывать интерес к русскому языку.
Ход урока:
- Орг.момент.
- Ребята, вы мне не поверите. Ели к вам пришла. Увязались за мной птицы и ни как пройти не давали.
- А как из зовут забыла,
-Помогите мне. Как зовут этих птиц? У вас на обратной стороне сидения наклейка. Посмотрите.
- Все достали. Давайте дружно, вместе хором прочитаем. (наклейка «ГА-ГА-ГА»)
- Что это за птицы? Узнали? (Гуси)
- Минутка чистописания.
- Ребята, на доске у нас записана пословица об этих птицах (слайд)
Гусь пролетел и крылом не задел.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Как он пролетел, что никого не задел?
- Откройте тетрадь, запишите число и аккуратно спешите эту пословицу с карточки белого цвета, соблюдая правила каллиграфии. (запись)
- Самоопределение к деятельности. (Звук)
- Кто это там? Это гусь со своим семейством пришли к нам в гости. (картинка)
- По дороге в школу они рассказали мне историю.
Идут по лугу гусь, гусыня и гусенок. Навстречу им ползет гусеница. (появляются на слайде)
- О! Здравствуйте! Вы кто?
- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?
- А я ваша родственница- гусеница.
- А можем мы сразу ответить права ли гусеница, считающая себя родственницей гусей?
- Давайте поможем им разобраться поработав над темой урока.
-Кого называют родственниками?
(Тех, кто вместе, одна семья, имеют одну фамилию)
Родственники – это родные люди, у них есть много общего, общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи. (слайд)
- Кого можно здесь назвать родственниками? (Слайд) (гусь, гусыня, гусенок)
-Среди слов тоже есть «родственники»?
- А что их объединяет? (общая часть – корень) выделяем корень у слов?
- Если у них один корень как мы их назовем? (Однокоренные)
-Какая тема нашего урока? (прикрепить на доску)
- Какие задачи поставим? 1.Выяснить какие слова называются…...
2. Научиться находить и образовывать…….)
- Работа по теме.
- Но куда отправились наши гуси? На стр 49 нашего учебника, упр 65.
-Рассмотрите рисунок.
- Давайте ответим на вопросы и запишем ответы на доске и в тетради.
Сад, садовник, садовые.
-Чем они похожи?
- Какая в них общая часть?
- Выделяя корень в словах на что вы обращали внимание?
- Что есть у каждого слова? (лексическое значение)
- Значит у однокоренных слов кроме общего корня что еще должно быть? (общее лексич.значение)
Признаки однокоренных слов:
- Один корень. (весят на доске перевернуть)
- Общее лексическое значение.
Работа в парах
- Ребята, давайте порадуем наших гостей-гусей. Посадим в саду деревья однокоренных слов.
- У вас на столе есть карточки розового цвета. На них части слова составьте из них слова чтобы получились однокоренные слова.
- Поднимите руки у кого получились слова с корнем –вод-? –лес-? –гор-?
-гор- ( а, ный, на, ка, истый, няк ный)
-вод- (а, под, ник,яной, ица, ичка, ный)
-лес- (ник, ной, сок, пере, сок, очек, )
- Какой замечательный сад!
- Гуси заблудились, давайте поможем им выйти. Пошумим. Гуси на звук и выйдут.
1.соль, соленый, солист, солить.
2. Сырой, сырость, сырный, сыреть.
3. мед, медовый, медовик, медь
Игра «Собери родственников»
- Ребята, гуси сомневаются что мы можем найти однокоренные слова. Давайте докажем им, что мы справимся с такой работой.
- Для этого мне нужны два ученика, а остальные поднимете карточки желтого цвета так, чтобы ребята их увидели.
- Посмотрите и прочитайте слова.
- У каждого из вас есть слово (море, лиса), я даю вам клубочек, пройдите и разматывая клубок дайте ниточку тем, кого считаете своим родственником.
- Объясните почему ты взял их в родственники начиная со на слайде.
морской, моряк, мороз, море, мороженое, морячок, морковь
лиса, лисий, лисичка, листопад, листочек, лисонька, листва
- Рефлексия.
- Молодцы! С заданием вы справились.
- Не сидится гусям, они хотят с нами поиграть в третий лишний. Возьмите карточку зеленого цвета. Подпишите ее. В группе слов найдите одно лишнее и вычеркните его.
- Вода, водяной, водитель.
- Рис, рисовать, рисовая.
- Большой, боль, больной.
- Лето, лететь, летний.
- Сыр, сырок, сырость.
- Поменяйтесь карточками и проверьте по образцу. (слайд)
- Итог.
- Ребята, какая была тема урока?
- Какие задачи мы поставили? Мы их достигли?
-А какие признаки однокоренных слов?
- Гуси ждут от нас ответ «Так является ли гусеница им родственницей?»
-Почему?
7.Д/з
- Засобирались наши гости домой и оставили вам задание.
Возьмите карточку зеленого цвета.
Составить как можно больше однокоренных слов со словом дом.
- Спасибо всем большое!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Однокоренные слова. Корень слова.
Формирование новых знаний и ценностного отношения к ним. Развивитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоре...
Урок русского языка по теме: "Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных". 2 класс в рамках конкурса "Учитель года 2015"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке открытия новых знаний используются различные методы и приёмы обучения. Использование интерактивной доски активизирует деятельност...
План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.
План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...
Конспект урока "Однокоренные слова" (2 класс, "Перспектива")
Цель деятельности учителя: закрепление знаний детей об однокоренных словах, о признаках однокоренных словПланируемые результаты:Предметные:-уметь выделять корень в родственных словах с опорой на смысл...
Конспект урока по математике "Класс единиц и класс тысяч", УМК "ПНШ" (3 класс)
Цели деятельности учителя: введение понятия «класс»; ознакомление с классом единиц и классом тысяч.Планируемые результатыПредметные:Знать: класс единиц и класс тысяч, разряды каждого класс...
конспект урока в 3 классе.Что такое корень слова? Правописание корня в однокоренных словах.
Урок построен по технологии деятельностного подхода в обучении.На уроке формируется представление о родственных словах, вырабатываются умения и навыки единообразного написания ...
Конспект урока "Однокоренные слова" 3 класс
Конспект урока для 3 класса по русскому языку "Однокоренные слова".УМК "Школа России"...