конспект урока в 3 классе.Что такое корень слова? Правописание корня в однокоренных словах.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Екатерина Яковлевна Пантелеева

Урок построен по технологии деятельностного подхода в обучении.На уроке формируется  представление о  родственных словах,  вырабатываются  умения и навыки единообразного написания и выделения корней в однокоренных словах,закрепляются знания учащихся об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов,  закрепляютя знания о предложении.                                                                                             

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_v_3a_kl_chto_takoe_koren_slova.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Русский язык ( 3 класс)

                        Урок – игра «Счастливый случай»

     ТЕМА : Что такое корень слова? Правописание корня в   одно-

                     коренных словах.

 Цели урока: образовательные:                                                                                     - формировать представление о  родственных словах;                                              - вырабатывать умения и навыки единообразного написания и выделения корней в однокоренных словах;                                                                                            - закрепить знания учащихся об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов;  

- закрепить знания о предложении;                                                                                              коррекционные: - развивать внимание, память, наблюдательность, орфографическую зоркость;                                                                                              - вести работу над лексическим значением слов, расширять словарный запас учащихся;                                                                                                           воспитательные: - формировать умение работать в группе: развитие коммуникативных умений,                                                                                              - воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи во время совместной деятельности детей,                                                                                                        - повышать уверенность в себе;                                                                                       - развивать творческую активность;                                                                                          - воспитывать аккуратность, самостоятельность, доброжелательность                                - прививать интерес к изучению русского языка.

Ход урока:

1.Организационный момент

– Сегодня  у нас урок-игра «Счастливый случай».

-Мы с вами разделились на группы. Каждая группа будет получать задания, которые вы должны выполнять в паре или все вместе.

-Работать будем под девизом: «Мало уметь писать, надо уметь думать».

2.Эмоциональный настрой.

- Закройте глаза и повторяйте за мной «Я на уроке внимателен и сосредоточен. Мне ничего не мешает. Я готов к работе.»

-А теперь откроем тетради и запишем в них день и место нашей встречи.

(Дети записывают число, классная работа.)

3.Актуализация знаний-    фронтальный опрос

-Что можете сказать про эти пары слов?

Холод- мороз; кричит- молчит; ловит ворон; лук, язык; корм- кормить; четвёртый, семь; сидит на дереве.

       - Что значит «Ловить ворон»?

    - К нам этот фразеологизм применим?

4.Чистописание.

Барабанщики бараны барабанят в барабаны.- самост. списывание.

-Найти сходные по смыслу слова.

-Как они называются? Выделите в них общую часть- корень.

Чем будем заниматься на уроке?-самоопределение деятельности.

-К какому слову можно подобрать синоним?

-Начинаем выполнение заданий группами.

5.Первый ГЕЙМ: «Составлялки»

  1. Расшифровать слова и найти «лишнее» слово. Выделить корень. Что вы можете сказать о корне?

Лсе, ленсик, леас, лнсеой   (лес, лесник, леса, лесной)- работа в группе

2.-Может ли слово существовать без корня?

-Корень слова как и корень растения. Нет его- нет слова.  

-Сейчас вы вырастите словесные деревья.-           работа в группе

 (Дети получают корни дерева и ветки, на которые они записывают однокоренные слова.)  -вар-, -бег-, -ход-, -рыб-  

-Какой частью является корень?                                                                             ---Можем ли мы составить слово без  корня?   (первый секрет)                                                              

3.Выполни арифметические действия и запиши полученное слово.(работают в паре, а затем сверяют в группе ответ)

Зима+вот-тома+он-и+ок=звонок

Подобрать однокоренные слова, выделить корень.

6.Второй ГЕЙМ «Рассуждалки»

Детям даются группы слов.-          работа в паре

  1. Мёд, медок, мидовый,
  2. Сад, садовник, содовый.

    - Все группы слов являются однокоренными?

         - Всё ли верно в записи слов?

         - Что можем сказать о правописании корня в однокоренных   словах?(Корень в однокоренных словах пишется одинаково- второй секрет корня)

-Подчеркнуть слова, которые являются проверочными.

7.Третий ГЕЙМ «Вспоминалки»

  1. Задача «Три бельчонка маму- белку ждали около дупла. Им на завтрак мама- белка 18 шишек принесла. Разделили на троих. Сколько каждому из них?- устно решить.

Задание: найти  в тексте задачи однокоренные слова, выделить корень.-    работа в группе

-Что вы заметили?(черед. согл.)-исключения

   8.ЧЕТВЕРТЫЙ  ГЕЙМ «Смотри в оба»

       1.За лосихой бродит маленкий ласенок.-     работа в паре

1)Найти ошибки в словах.

2) найти родственные слова, выдели корень

3) подобрать проверочное слово.

4) – Как пишется корень в однокоренных словах?

      2.В лесу осиновом дрожат осинки. –      работа в паре

      1)Найти ошибки в разборе предложения по членам.

     3)Проверить характеристику предложения.

(вопрос., невоскл., сложное, распростр.)

3.Найти в таблице слова, начиная с выделенной буквы.- работа в группе 

м

с

п

о

д

ф

н

а

у

т

ё

е

я

б

в

т

р

а

р

с

х

к

э

ц

в

е

т

о

у

к

ы

а

в

ч

к

с

я

й

ю

о

и

щ

т

ш

л

д

п

я

о

    Куст, трава, цветок, дерево                 ,

-Назовите одним словом. (растения)                                                                           задание: образовать от них прилагательные , сущ., глагол.

9.Пятый  ГЕЙМ «Найди друзей».

Распределить в таблицу слова .- работа в группе

Исходное слово

Однокоренное слово

Форма слова

окунь

щука

сом

Окуни, щучка, окуньки, сомище,из щуки, сомы

-Какие это рыбы?(речные , озёрные)

9. Итог урока.

Подошло к концу наше соревнование, в котором каждый из вас старался внести посильный вклад, чтобы ваша команда была сильным соперником другой.

Давайте вспомним секреты корня.

-Что такое корень слова?

-Как пишется корень в однокоренных словах?

11.Рефлексия

- Кто всё понял и может объяснить своему соседу?

- Кто всё понял, но объяснить пока не может?

- Кто испытывает затруднения?

( Дети помещают свои смайлики на соответствующую ступеньку лестницы, расположенной на доске)

-Какие  задания выполняли с удовольствием?

12.Домашнее задание:

1.Образовать от слов: мороз,работа,крик- прилагательное, глагол.                  Составить распространённые предложения.

- Спасибо всем за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ФГОС "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?"

Урок разрабртан с требованиями ФГОС. Урок по русскому языку для 2 класса по программе "Школа России"....

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» УМК «Школа России» .2 класс

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»УМК «Школа России» .2 класс...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание корней в однокоренных словах"

Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России"...

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» 2 класс.

Урок русского языка  « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» 2 класс....

Конспект урока 1 класс Чтение "Звук и буква Г. Чтение слогов и слов с этой буквой"

Конспект урока "Звук и буква Г. Чтение слогов и слов с этой буквой"...