Глагол.Что мы уже знаем о глаголе.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей НЕ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glagol.doc | 86.5 КБ |
glagol.pptx | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК
СЛОВО.
ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ГЛАГОЛ
ЧТО МЫ УЖЕ ЗНАЕМ О ГЛАГОЛЕ
Тема: Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не
Цели:
– развитие умений находить глаголы в тексте и определять их роль в нём; образовывать неопределённую форму от других форм глаголов, выявлять показатели неопределённой формы;
– совершенствование умений писать глаголы с не, выявлять смысловую нагрузку глаголов с не в тексте.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | 1 2 3 1 – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». Введение в раздел. Мотивирующий приём. – Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы-ответы и догадайтесь, о какой части речи пойдёт разговор. 1) – Что вы больше всего любите? – Люблю действовать. 2) – Что вы больше всего не любите? – Не люблю предлоги и известную всем частицу. 3) – Что бы вы пожелали ребятам? | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Формулирование проблемы. | 1 3 3 – Эта часть речи называется … (глагол). Работа по группам. – Составьте вопросы по теме урока «Что мы знаем о глаголе» и запишите их на листочках. – У вас получится план. – Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.) | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
III. Углубление изученного. | 1 2 4 5 6 1 3 4 1. Продолжение работы в группах по составленному плану. –Обсудим то что вы записали, вспомнили. 2. Понимание названия части речи. - Предположения детей. Упр. 230– осмысливаются сведения об истории возникновения названия части речи глагол. – Прочитайте текст, чтобы ответить на вопрос: что означает это слово – глагол? Почему часть речи получила такое название? Вопросы после чтения: – Какое значение было у слова глагол, какое стало? – Что такое глаголица? – Какую особенность письма глаголицей вы заметили? (Напоминает рисунок: много петелек, крючков, звёздочки, знаки над строчкой.) 3. Роль глаголов в тексте. а) Упр. 231 – развивается умение определять тип текста и мотивировать своё мнение. – Что помогает автору организовать повествование? Что он чаще всего употребляет в своём рассказе? Это текст-повествование, потому что ключевыми словами являются глаголы, читательское восприятие движется от действия к действию. б) Упр. 232 – развивается эмоциональная сфера учеников при чтении поэтической зарисовки. – Как вы думаете, это повествование или описание? – С помощью каких слов поэт С. Есенин рисует картину утра? (Глаголов.) – Прочитайте ещё раз одни эти глаголы. В чём их особенность? (Глаголы характеризуют неодушевлённые предметы как живые существа.) П Учитель может сообщить, что такое изобразительно-выразительное средство называется олицетворением. Методическая рекомендация: учителю следует самому прочитать стихотворение, чтобы ученики ещё раз представили картину (можно закрыть глаза). Важно обратить внимание на то, что глаголы не передают здесь действия, а называют состояние, выражают авторское отношение – восхищение, любование красотой, свежестью пробуждающейся природы. Запись первого предложения по памяти, так как на уроке чтения стихотворение учили наизусть. Схемы предложений составляются выборочно (можно по вариантам, например, 2-е и 4-е предложение: в чём сходство и различие этих предложений?) на доске и в тетради. 4. Правописание глаголов с частицей не. Упр. 233 а) Упр. 233 – развивается умение определять смысловую нагрузку текста с обилием глаголов с частицей не, преобразовывать глагольную форму из текста в неопределённую. Ученики читают текст, определяют его особенность. – Какую роль играют в тексте глаголы с частицей не? (Глаголы с частицей не выступают в роли строгих запретов.) Ученикам можно дать задание: – Выпишите глаголы с не в два столбика: 1-й – обозначают действия, связанные с едой; 2-й – обозначают действия, не связанные с едой. – Образуйте от 2–3 глаголов неопределённую форму. – Выписать глаголы с частицей не и поставить в неопределённую форму. | |
IV. Итог урока. | 4 4 – Проверьте, какие у вас были вопросы и что мы повторили в ходе урока. Есть ли какие-то различия? Уточним план. 1. Почему часть речи получила такое название – глагол? 2. Какова роль глаголов в тексте? 3. Какую смысловую роль играют в тексте глаголы с частицей не? 4. Как пишутся глаголы с частицей не? 5. Что такое неопределённая форма глагола, как она возникла в русском языке? – Что вы узнали о глаголе нового? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? | |
VI. Домашнее задание. | Повторить по учебнику «Русский язык», 3-й кл., об изменении глаголов по временам. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Глаголы в предложении. Частица не с глаголами.
Дать познакомить с глаголом как частью речи, выяснить исторический смысл названия части речи, вспомнить неопределенную форму, изменение глаголов, роль в предложении, познакомить с написани...
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Употребление частицы НЕ с глаголами. Правило правописания частицы НЕ с глаголами." (УМК «Школа 2000»)
Цели:1. Ознакомление с ролью частицы и её раздельным написанием сглаголом....
Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей НЕ
Методические разработки уроков и сценарии школьных праздников...
Глаголы – исключения. Выбор способа определения спряжения глагола
Знакомство с глаголами-исключениями, овладение разными способами определения спряжения глагола....
русский язык,4 класс(умк "Школа 2100").Роль глаголов в предложении,в речи.Правописание глаголов с частицей НЕ.
русский язык,4 класс(умк "Школа 2100").Роль глаголов в предложении,в речи.Правописание глаголов с частицей НЕ.На уроке проводится работа в парах,прослушивается аудиозапись(Есенин."С добрым утром!"),ис...
План - конспект урока русского языка "Что мы уже знаем о глаголе" 4 класс
Тема: Что мы уже знаем о глаголе.Цель урока: повторение, углубление и обобщение знаний о глаголе, полученных в 3 классе.Задачи урока:1) Развитие умений находить глаголы в тексте и определять их роль в...
Самостоятельная работа. Глагол - повторяем то, что знаем, 4 класс (2 варианта)
Самостоятельная работа. Тема : Глагол, повторяем то, что знаем. 4 класс...