План - конспект урока русского языка "Что мы уже знаем о глаголе" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Лось Ирина Иосифовна

Тема: Что мы уже знаем о глаголе.

Цель урока: повторение, углубление и обобщение знаний о глаголе, полученных в 3 классе.

Задачи урока:

1) Развитие умений находить глаголы в тексте и определять их роль в нём, образовывать неопределённую форму от других форм глаголов, выявлять показатели неопределённой формы.

2) Совершенствование умений писать глаголы с НЕ, выявлять смысловую нагрузку глаголов с НЕ в тексте.

3) Развитие умения определять время глаголов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_my_uzhe_znaem_o_glagole_4_klass.docx17.8 КБ
Файл glagol_4_klass.pptx100.94 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ "Школа № 40"

План - конспект урока русского языка

"Что мы уже знаем о глаголе"  4 класс

                                                                                      Составила Лось И.И.,

                                                                                      учитель начальных классов

Рязань 2016

Тема: Что мы уже знаем о глаголе.

Цель урока: повторение, углубление и обобщение знаний о глаголе, полученных в 3 классе.

Задачи урока:

1) Развитие умений находить глаголы в тексте и определять их роль в нём, образовывать неопределённую форму от других форм глаголов, выявлять показатели неопределённой формы.

2) Совершенствование умений писать глаголы с НЕ, выявлять смысловую нагрузку глаголов с НЕ в тексте.

3) Развитие умения определять время глаголов.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Введение в раздел.

-Какая часть речи о себе сказала так:

Что без меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду - всё в действие придёт.

Летит ракета, люди строят зданья.

 И рожь в полях растёт.

                                            В.Кондрашов

3.Формулирование темы и цели урока.

- Это глагол.

- Как вы думаете, сегодня, на первом уроке изучения раздела, о чём пойдёт речь? Что мы будем вспоминать? (Слайд №2)

-Назовите вопросы, которые помогут нам вспомнить всё о глаголе. (Слайд №3

4. Актуализация и углубление изученного в 3 классе.

- А вы не задумывались, что обозначает само слово "глагол"? Вот имя существительное называет предметы и явления, которые существуют , имя прилагательное связано с существительным и как - бы прилагается к нему. А глагол? Прочитаем статью в учебнике на странице 53.

-Что вы узнали о происхождении этого слова?

- В современном русском языке есть слово "разглагольствовать". (Учитель вешает на доску карточку со словом). Используя теперь новые знания, попробуйте объяснить его значение. (Говорить многословно и бессодержательно).

- Как же ответим на первый вопрос? Что такое глагол? А теперь давайте вспомним, какую роль играет глагол в речи. Прочитайте текст и назовите все глаголы. (Слайд №4 -  Отрывок из рассказа В.Драгунского "Девочка на шаре"). Это текст - описание или текст - повествование? Объясните почему. (Это текст - повествование, потому что ключевыми словами являются глаголы, читательское восприятие движется от действия к действию. Глагол называет действие, показывает развитие событий, помогает автору организовать повествование.)

- А теперь послушайте другой текст (Учитель читает наизусть стихотворение С. Есенина "С добрым утром!") Как вы думаете, это повествование или описание? (Это текст - описание. Здесь тоже много глаголов, но они не передают здесь действие, а называют состояния. Глаголы характеризуют неодушевлённые предметы как живые существа. Такой приём в литературе называется олицетворением.) Упражнение №232 учебника.

Запись первого предложения по памяти, так как на уроке чтения стихотворение учили наизусть. (С орфографической подготовкой).

Работа со второй строфой в парах. Ученики первого варианта составляют схему к первому предложению строфы, а второго варианта - ко второму предложению. Взаимопроверка, запись схем на доске.

- Каким членом предложения является глагол чаще всего? (Сказуемым) А вот другое стихотворение (Слайд №6). Найдите все глаголы. Что ещё о глаголе можно вспомнить? (Не с глаголами пишется раздельно) Какое значение придаёт НЕ предложению? (Отрицание)

Выполнение упражнений на написание глаголов с НЕ:

1)Замените действующее лицо противоположным, используя отрицательную частицу НЕ (Слайд №7). Выпишите все глаголы с Не.

2)Вводите новые слова, перестраивая предложения (Слайд №8). Запишите любое предложение.

5.Физпауза.

6.-Прочитайте стихотворение. (Слайд №11)

Я пришёл из школы.

Я учу глаголы...

Мне их выучить - пустяк!

У меня свой метод!

Применяется он так,

Новый метод этот:

"Топать" - топаю,

"Хлопать" - хлопаю,

"Прыгать" - прыгаю,

"Дрыгать" - дрыгаю,

"Наклониться" - наклонюсь,

А "Присесть" - присяду!

-Прочитайте ещё раз глаголы в кавычках. На какие вопросы они отвечают? (Что делать? Что сделать?) Как называется такая форма глагола? (Начальная или неопределённая) Познакомимся со статьёй учебника на странице 57 в упражнении №235. Что вы узнали об истории возникновения неопределённой формы и разных точках зрения на её показатели?

-Чем являются -ТЬ и -ТИ в наших учебниках? (Суффиксами.)

-Какая орфограмма есть на конце неопределённой формы? (Ь для обозначения мягкости согласных и Ь после букв шипящих в неопределённой форме.)

-Вспомним об изменении глаголов по временам. Как определить время глагола? (Задать вопрос.)

-На какие вопросы отвечают глаголы  в настоящем, прошедшем и будущем времени? Что обозначают глаголы в каждом времени? (Относительно момента речи.)

-У вас на столе лежат листочки с записями. Прочитайте их и исправьте ошибки. Зачёркивать и исправлять можно прямо в листе. (Работа в парах.)

человек плыл - прош. вр.              груша созреет - наст. вр.

варенье кипит - буд. вр.               считать саженцы - буд. вр.

бревно плыло - наст.вр.                рос гриб - прош. вр.

7.Итог урока.

-Итак, давайте с помощью опорных слов расскажем всё, что мы вспомнили о глаголе.

самостоятельная

обозначает

вопросы

в предложении

начальная форма

-ть, -ти, на -чь

НЕ

по временам

8. Домашнее задание.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

п резентация к уроку русский язык 4 класс ГЛАГОЛ повторение изученного в 3 классе Составила Лось И.И. учитель начальных классов МБОУ «Школа № 40» г.Рязани

Слайд 2

Что мы уже знаем о глаголе?

Слайд 3

Вопросный план -Что такое глагол? -Что обозначает? -На какие вопросы отвечает? -Каким членом предложения является? -Как изменяется?

Слайд 4

И вот мы пришли всем классом в цирк. И в это время заиграла музыка. И все кинулись рассаживаться, а потом накупили эскимо и стали есть. И вдруг из-за красной занавески вышел целый отряд каких-то людей, одетых очень красиво. Они встали по бокам занавески, и между ними прошёл их начальник в чёрном костюме. Он громко и немножко непонятно что-то прокричал, и музыка заиграла быстро – быстро и громко, и на арену выскочил артист – жонглёр, и началась потеха! Он кидал шарики, по десять или по сто штук, вверх и ловил их обратно. А потом схватил полосатый мяч и стал им играть. Он и головой его подшибал, и затылком, и лбом, и по спине катал, и каблуком наподдавал, и мяч катался по всему его телу, как примагниченный . Это было очень красиво. В. Драгунский «Девочка на шаре».

Слайд 5

Там, за далью непогоды, Есть блаженная страна; Не темнеют неба своды; Не проходит тишина. Но туда выносят волны Только сильного душой!.. Смело, братья, бурей полный, Прям и крепок парус мой! Н.Языков

Слайд 6

В предложении замените действующее лицо противоположным. Используйте отрицательную частицу «не». Образец. Молодость спешит, торопится – старость не спешит, не торопится. Трудолюбивый старается, работает – ленивый… . Весёлый смеётся, радуется – … .

Слайд 7

Вводите новые слова, перестраивая предложения. Образец. Солнце уже взошло. Солнце ещё не взошло. Спортсмены уже добежали до финиша. … К вечеру дождь перестал. … Сухие дрова хорошо горят. … После дождя дорожки быстро просохли . … Уборку хлебов и овощей уже давно закончили. …

Слайд 8

Глагол самостоятельная обозначает вопросы в предложении начальная форма не - ть , - ти , - чь

Слайд 9

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка по теме "Имя существительное". 3 класс.

Конспект урока дан для Образовательной программы "Школа 2100". К нему составлена презентация в Power Point...

План-конспект урока русского языка по теме: «Личная форма глаголов»

План-конспект разработан по УМК "Начальная школа ХХI века" для 4 класса....

План-конспект урока русского языка по теме: «Личная форма глаголов»

План-конспект разработан по УМК "Начальная школа ХХI века" для 4 класса...

План-конспект урока русского языка с использованием ИКТ во 2 классе по теме «Орфограммы в корне слов» + презентация

План-конспект урока русского языка с использованием ИКТво 2 классе по теме «Орфограммы в корне слов»...