План - конспект урока русского языка "Что мы уже знаем о глаголе" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Тема: Что мы уже знаем о глаголе.
Цель урока: повторение, углубление и обобщение знаний о глаголе, полученных в 3 классе.
Задачи урока:
1) Развитие умений находить глаголы в тексте и определять их роль в нём, образовывать неопределённую форму от других форм глаголов, выявлять показатели неопределённой формы.
2) Совершенствование умений писать глаголы с НЕ, выявлять смысловую нагрузку глаголов с НЕ в тексте.
3) Развитие умения определять время глаголов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_my_uzhe_znaem_o_glagole_4_klass.docx | 17.8 КБ |
glagol_4_klass.pptx | 100.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ "Школа № 40"
План - конспект урока русского языка
"Что мы уже знаем о глаголе" 4 класс
Составила Лось И.И.,
учитель начальных классов
Рязань 2016
Тема: Что мы уже знаем о глаголе.
Цель урока: повторение, углубление и обобщение знаний о глаголе, полученных в 3 классе.
Задачи урока:
1) Развитие умений находить глаголы в тексте и определять их роль в нём, образовывать неопределённую форму от других форм глаголов, выявлять показатели неопределённой формы.
2) Совершенствование умений писать глаголы с НЕ, выявлять смысловую нагрузку глаголов с НЕ в тексте.
3) Развитие умения определять время глаголов.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Введение в раздел.
-Какая часть речи о себе сказала так:
Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду - всё в действие придёт.
Летит ракета, люди строят зданья.
И рожь в полях растёт.
В.Кондрашов
3.Формулирование темы и цели урока.
- Это глагол.
- Как вы думаете, сегодня, на первом уроке изучения раздела, о чём пойдёт речь? Что мы будем вспоминать? (Слайд №2)
-Назовите вопросы, которые помогут нам вспомнить всё о глаголе. (Слайд №3
4. Актуализация и углубление изученного в 3 классе.
- А вы не задумывались, что обозначает само слово "глагол"? Вот имя существительное называет предметы и явления, которые существуют , имя прилагательное связано с существительным и как - бы прилагается к нему. А глагол? Прочитаем статью в учебнике на странице 53.
-Что вы узнали о происхождении этого слова?
- В современном русском языке есть слово "разглагольствовать". (Учитель вешает на доску карточку со словом). Используя теперь новые знания, попробуйте объяснить его значение. (Говорить многословно и бессодержательно).
- Как же ответим на первый вопрос? Что такое глагол? А теперь давайте вспомним, какую роль играет глагол в речи. Прочитайте текст и назовите все глаголы. (Слайд №4 - Отрывок из рассказа В.Драгунского "Девочка на шаре"). Это текст - описание или текст - повествование? Объясните почему. (Это текст - повествование, потому что ключевыми словами являются глаголы, читательское восприятие движется от действия к действию. Глагол называет действие, показывает развитие событий, помогает автору организовать повествование.)
- А теперь послушайте другой текст (Учитель читает наизусть стихотворение С. Есенина "С добрым утром!") Как вы думаете, это повествование или описание? (Это текст - описание. Здесь тоже много глаголов, но они не передают здесь действие, а называют состояния. Глаголы характеризуют неодушевлённые предметы как живые существа. Такой приём в литературе называется олицетворением.) Упражнение №232 учебника.
Запись первого предложения по памяти, так как на уроке чтения стихотворение учили наизусть. (С орфографической подготовкой).
Работа со второй строфой в парах. Ученики первого варианта составляют схему к первому предложению строфы, а второго варианта - ко второму предложению. Взаимопроверка, запись схем на доске.
- Каким членом предложения является глагол чаще всего? (Сказуемым) А вот другое стихотворение (Слайд №6). Найдите все глаголы. Что ещё о глаголе можно вспомнить? (Не с глаголами пишется раздельно) Какое значение придаёт НЕ предложению? (Отрицание)
Выполнение упражнений на написание глаголов с НЕ:
1)Замените действующее лицо противоположным, используя отрицательную частицу НЕ (Слайд №7). Выпишите все глаголы с Не.
2)Вводите новые слова, перестраивая предложения (Слайд №8). Запишите любое предложение.
5.Физпауза.
6.-Прочитайте стихотворение. (Слайд №11)
Я пришёл из школы.
Я учу глаголы...
Мне их выучить - пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
"Топать" - топаю,
"Хлопать" - хлопаю,
"Прыгать" - прыгаю,
"Дрыгать" - дрыгаю,
"Наклониться" - наклонюсь,
А "Присесть" - присяду!
-Прочитайте ещё раз глаголы в кавычках. На какие вопросы они отвечают? (Что делать? Что сделать?) Как называется такая форма глагола? (Начальная или неопределённая) Познакомимся со статьёй учебника на странице 57 в упражнении №235. Что вы узнали об истории возникновения неопределённой формы и разных точках зрения на её показатели?
-Чем являются -ТЬ и -ТИ в наших учебниках? (Суффиксами.)
-Какая орфограмма есть на конце неопределённой формы? (Ь для обозначения мягкости согласных и Ь после букв шипящих в неопределённой форме.)
-Вспомним об изменении глаголов по временам. Как определить время глагола? (Задать вопрос.)
-На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени? Что обозначают глаголы в каждом времени? (Относительно момента речи.)
-У вас на столе лежат листочки с записями. Прочитайте их и исправьте ошибки. Зачёркивать и исправлять можно прямо в листе. (Работа в парах.)
человек плыл - прош. вр. груша созреет - наст. вр.
варенье кипит - буд. вр. считать саженцы - буд. вр.
бревно плыло - наст.вр. рос гриб - прош. вр.
7.Итог урока.
-Итак, давайте с помощью опорных слов расскажем всё, что мы вспомнили о глаголе.
самостоятельная
обозначает
вопросы
в предложении
начальная форма
-ть, -ти, на -чь
НЕ
по временам
8. Домашнее задание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что мы уже знаем о глаголе?
Вопросный план -Что такое глагол? -Что обозначает? -На какие вопросы отвечает? -Каким членом предложения является? -Как изменяется?
И вот мы пришли всем классом в цирк. И в это время заиграла музыка. И все кинулись рассаживаться, а потом накупили эскимо и стали есть. И вдруг из-за красной занавески вышел целый отряд каких-то людей, одетых очень красиво. Они встали по бокам занавески, и между ними прошёл их начальник в чёрном костюме. Он громко и немножко непонятно что-то прокричал, и музыка заиграла быстро – быстро и громко, и на арену выскочил артист – жонглёр, и началась потеха! Он кидал шарики, по десять или по сто штук, вверх и ловил их обратно. А потом схватил полосатый мяч и стал им играть. Он и головой его подшибал, и затылком, и лбом, и по спине катал, и каблуком наподдавал, и мяч катался по всему его телу, как примагниченный . Это было очень красиво. В. Драгунский «Девочка на шаре».
Там, за далью непогоды, Есть блаженная страна; Не темнеют неба своды; Не проходит тишина. Но туда выносят волны Только сильного душой!.. Смело, братья, бурей полный, Прям и крепок парус мой! Н.Языков
В предложении замените действующее лицо противоположным. Используйте отрицательную частицу «не». Образец. Молодость спешит, торопится – старость не спешит, не торопится. Трудолюбивый старается, работает – ленивый… . Весёлый смеётся, радуется – … .
Вводите новые слова, перестраивая предложения. Образец. Солнце уже взошло. Солнце ещё не взошло. Спортсмены уже добежали до финиша. … К вечеру дождь перестал. … Сухие дрова хорошо горят. … После дождя дорожки быстро просохли . … Уборку хлебов и овощей уже давно закончили. …
Глагол самостоятельная обозначает вопросы в предложении начальная форма не - ть , - ти , - чь
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План- конспект урока русского языка " Правописание сочетаний чк-чн" 1 класс
Правописание сочетаний чк-чн (рзработка урока)...
План- конспект урока русского языка " Правописание сочетаний чк-чн" 1 класс
Правописание сочетаний чк-чн (рзработка урока)...
План-конспект урока русского языка "Общие признаки имени прилагательного" 4 класс
Урок русского языка в 4А классе...
План-конспект урока русского языка по теме "Имя существительное". 3 класс.
Конспект урока дан для Образовательной программы "Школа 2100". К нему составлена презентация в Power Point...
План-конспект урока русского языка по теме: «Личная форма глаголов»
План-конспект разработан по УМК "Начальная школа ХХI века" для 4 класса....
План-конспект урока русского языка по теме: «Личная форма глаголов»
План-конспект разработан по УМК "Начальная школа ХХI века" для 4 класса...
План-конспект урока русского языка с использованием ИКТ во 2 классе по теме «Орфограммы в корне слов» + презентация
План-конспект урока русского языка с использованием ИКТво 2 классе по теме «Орфограммы в корне слов»...