Урок русского языка в 4 классе (УМК «Перспектива»)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Тема «Синонимы, антонимы, омонимы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_4klasse.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе (УМК «Перспектива»)
учителя начальных классов
Насибуллиной Рамили Фоатовны
Тема «Синонимы, антонимы, омонимы»
Цель:
1. Создание условия для развития речи детей, расширение их словарного запаса, формирование коммуникативных умений.
2. Формирование умения распознавать синонимы, антонимы, омонимы.
Задачи урока:
1) обобщить сведения о слове, его лексическом значении;
2) учить различать синонимы, антонимы и омонимы в тексте;
3) показать роль синонимов и антонимов в речи;
4) обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь;
5) повышать культуру речи.
Формирование УУД
Личностные результаты усвоения урока:
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к изучению языка;
Метапредметные результаты усвоения урока:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
Познавательные УУД:
- пользоваться словарями.
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Предметные результаты усвоения урока:
- пользоваться словарём; видеть в тексте синонимы и антонимы, омонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам.
Оборудование: учебник автора Л.Ф. Климанова, УМК «Перспектива», проектор, презентация, лист для работы на уроке
Этап урока | Деятельность учителя на уроке | Деятельность учащихся на уроке | Формирование УУД на каждом этапе урока |
I.Организационный момент. Мотивационный настрой. | Настрой на работу. -Добрый день, дорогие ребята! Меня зовут … и сегодня мы вместе будем работать на уроке. Я желаю вам удачи и надеюсь, что наш урок пройдёт интересно и увлекательно. У вас на парте есть листы для работы на уроке. Подпишите их. | Подготовка класса к работе. Организация рабочего места, настрой на работу. | Личностные: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация знаний. | - Какой раздел мы с вами изучаем?
- Что вы знаете о словах? Для каждого человека очень важно пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово. Пополнять свой словарный запас – это значит узнавать новые слова. – Откройте тетради, запишите число, классная работа Минутка чистописания. Сс Сначала подумай, потом говори. -О чём эта пословица? Словарная работа. Волноваться, команда, командир, командовать -Подчеркните непроверяемые безударные гласные, поставьте ударение. -Как узнать лексическое значение этих слов? | Слово и его значение. Ответы детей. Обратиться к толковому словарю, к словарю синонимов. Работа в группе. (каждая группа выясняет значения этих слов) | Познавательные УУД: -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; коммуникативные: - участвовать в диалоге, строить рассуждения Познавательные УУД: -работать с информационными источниками; |
3.Самоопределение к деятельности. | -Каждое слово имеет лексическое значение. – Какие группы слов выделяются на основе сходства их значения? – Назовите синонимы к слову солдат СЛАЙД 2 -Назовите синонимы к слову метель СЛАЙД 2 – Какие группы слов выделяются на основе различия их значения? – Назовите антонимы к словам: правда, горький, добрый, свет. СЛАЙД 3 – Какие группы слов выделяются на основе сходства их звучания? – Приведите примеры (коса, ключ, ) СЛАЙД 4 – Какова же тема нашего урока? – А теперь обратимся к вашим рабочим листам, впишите тему нашего урока. -Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться? | Синонимы солдат-воин, защитник, боец Самопроверка. метель-вьюга. Самоопроверка. Антонимы (правда-ложь; горький-сладкий; добрый-злой, свет - тьма) СЛАЙД 3 Омонимы Ответы детей. -Синонимы, антонимы, омонимы. СЛАЙД 5 Продолжить работу с синонимами, антонимами, омонимами. Учиться употреблять и распознавать их в речи. СЛАЙД 6 | |
3.Первичное усвоение новых знаний. | - Продолжаем работу по учебнику. Упражнение 138, стр.86, Прочитаем группу слов в пункте 2. Как назвать эти слова? | Упр.138 (2) устно | регулятивные: - выдвигать гипотезы на основе учебного материала; - участвовать в решении учебной задачи; |
4.Первичная проверка понимания. | А теперь прочитайте стихотворение и найдите слова с противоположным значением. И запишите в тетрадь. У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну, кому какое дело? Просто яблоко висело. Только конь сказал, что низко, А мышонок – высоко. Воробей сказал, что близко, А улитка – далеко. А телёнок озабочен Тем, что яблоко мало. А цыплёнок – тем, что очень Велико и тяжело. А котёнку всё равно. - Кислое, зачем оно? - Что вы? – шепчет червячок - Сладкий у него бочок. -Прочтите пары слов, которые вы записали. (по цепочке) -Проверьте, вот что должно у вас быть записано. Оцените себя с помощью сигнальных карточек -Что это за слова? У них какое звучание? Значение? – Прочитаем определение в учебнике на стр. 87. Физкультминутка. Структура МИКС ПЭА ШЭА | 1 ученик выразительно читает. Самостоятельно выписывают антонимы в тетрадь. Низко – высоко. Близко – далеко. Мало – велико. Кислое – сладкое. СЛАЙД 11 Оценивание с помощью сигнальных карточек. | Регулятивные умения: — оценивать результат своей деятельности. УУД: Коммуникативные: - умение слушать и выполнять команды |
-Антонимы в большом количестве встречаются в пословицах и поговорках. Работа по карточкам. Восстановите пословицы, подчеркните антонимы.
Утро вечера _________.
По одёжке__________, по уму___________. Любишь _________ – люби и ___________. Ученье —________, а неученье – _________. Слова для справок: мудренее, встречают, провожают, взять, отдать, свет, тьма. - Сравните вашу работу и оцените с помощью сигнальных карточек. А теперь ответьте на такие вопросы: - Что бывает подземным, гаечным, скрипичным? (КЛЮЧ) СЛАЙД 12 - Мужская стрижка, вид спорта, больничная палата? (Бокс) СЛАЙД 12 - Что это за слова? - Или слова – близнецы. Прочитаем определение на стр. 87 Работа по слайду 13 Омонимы как близнецы похожи, Но значат не одно и то же: Груз подает подъемный кран , А воду льет в квартире кран . | Работа в группе. Самопроверка, самооценка. СЛАЙД 10 Утро – вечер. Встречают – провожают. Взять – отдать. Свет-тьма Ответы детей. Омонимы | ||
5.Закрепление. | Работа в группе. « Расселите по домам» 1группа-нежный, грустный, коса, весёлый, кран, ласковый 2группа-тихий, ручка, громкий, старость, молодость,лук 3группа-быстрый, медленный, друг, товарищ, лисички,ключ 4группа-строить, разрушать, пища, еда,лист, кисть | Дети распределяют по «домам» синонимы, антонимы, омонимы. 1ученик из группы выходит к доске и защищает. Взаимооценка. | УУД: Познавательные: - анализировать, находить существенные признаки отличий синонимов от антонимов; коммуникативные: - полно и точно выражать свои мысли, - сотрудничать с учителем и сверстниками при выполнении заданий. |
6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | - Для всех. Стр.86, упр.139 А те, кто хочет развить свой словарный запас, я предлагаю придумать и записать в тетради сказку о словах, чтобы главными героями были слова – антонимы СЛАЙД 15 | Дети записывают д/з | |
7.Рефлексия. | -Давайте в заключении обратимся опять к рабочим листам, а именно к таблице №1. Заполните недостающие ячейки таблицы. Таким образом мы проверим, как вы усвоили этот урок. Ребята, вы молодцы! Мне бы хотелось узнать мнение каждого об этом уроке | Индивидуальная работа. Работа в рабочих листах. | Личностные умения: - проявлять понимание своей успешности при освоении темы. Регулятивные УУД: - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; — оценивать результат своей деятельности. |
8.Итог урока | Вспомните какие цели ставили в начале урока? ( продолжить работу с синонимами, антонимами, омонимами. Учиться употреблять такие слова в речи.) Удалось нам их решить? Для чего в речи нужны синонимы и антонимы? | Предметные: - характеризовать признаки синонимов, антонимов, омонимов. | |
Оценивание. |
Лист для работы на уроке
Фамилия, Имя | |||
Тема урока | |||
Таблица №1 | |||
Синонимы | Антонимы | Омонимы | |
Значение слов | |||
Звучание слов | |||
Примеры | |||
Я узнал(а)….. | |||
Мне было интересно… | |||
Было трудно… |
Лист для работы на уроке
Фамилия, Имя | |||
Тема урока | |||
Таблица №1 | |||
Синонимы | Антонимы | Омонимы | |
Значение слов | |||
Звучание слов | |||
Примеры | |||
Я узнал(а)….. | |||
Мне было интересно… | |||
Было трудно… |
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок – высоко.
Воробей сказал, что близко,
А улитка – далеко.
А телёнок озабочен
Тем, что яблоко мало.
А цыплёнок – тем, что очень
Велико и тяжело.
А котёнку всё равно.
- Кислое, зачем оно?
- Что вы? – шепчет червячок
- Сладкий у него бочок.
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок – высоко.
Воробей сказал, что близко,
А улитка – далеко.
А телёнок озабочен
Тем, что яблоко мало.
А цыплёнок – тем, что очень
Велико и тяжело.
А котёнку всё равно.
- Кислое, зачем оно?
- Что вы? – шепчет червячок
- Сладкий у него бочок.
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок – высоко.
Воробей сказал, что близко,
А улитка – далеко.
А телёнок озабочен
Тем, что яблоко мало.
А цыплёнок – тем, что очень
Велико и тяжело.
А котёнку всё равно.
- Кислое, зачем оно?
- Что вы? – шепчет червячок
- Сладкий у него бочок.
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок – высоко.
Воробей сказал, что близко,
А улитка – далеко.
А телёнок озабочен
Тем, что яблоко мало.
А цыплёнок – тем, что очень
Велико и тяжело.
А котёнку всё равно.
- Кислое, зачем оно?
- Что вы? – шепчет червячок
- Сладкий у него бочок.
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок – высоко.
Воробей сказал, что близко,
А улитка – далеко.
А телёнок озабочен
Тем, что яблоко мало.
А цыплёнок – тем, что очень
Велико и тяжело.
А котёнку всё равно.
- Кислое, зачем оно?
- Что вы? – шепчет червячок
- Сладкий у него бочок.
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок – высоко.
Воробей сказал, что близко,
А улитка – далеко.
А телёнок озабочен
Тем, что яблоко мало.
А цыплёнок – тем, что очень
Велико и тяжело.
А котёнку всё равно.
- Кислое, зачем оно?
- Что вы? – шепчет червячок
- Сладкий у него бочок.
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок – высоко.
Воробей сказал, что близко,
А улитка – далеко.
А телёнок озабочен
Тем, что яблоко мало.
А цыплёнок – тем, что очень
Велико и тяжело.
А котёнку всё равно.
- Кислое, зачем оно?
- Что вы? – шепчет червячок
- Сладкий у него бочок.
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок – высоко.
Воробей сказал, что близко,
А улитка – далеко.
А телёнок озабочен
Тем, что яблоко мало.
А цыплёнок – тем, что очень
Велико и тяжело.
А котёнку всё равно.
- Кислое, зачем оно?
- Что вы? – шепчет червячок
- Сладкий у него бочок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка открытого урока русского языка по программе "Перспектива" для 2 класса
Урок был дан в 2010-2011 уч.году....
урок русского языка по программе "Перспектива"
Урок русского язвка во 2 классе по программе "Перспектива", по теме: "Безударные гласные"...
урок русского языка по программе "Перспектива" на тему "Удвоенная согласная"
Урок с УУД с использованием парной работы....
Конспект урока русского языка по УМК "Перспектива" для 3 класса: «Девять правил орфографии. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН»
Конспект урока русского языка для 3 класса по УМК "Перспектива": «Девять правил орфографии. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН», разработанный с применением игровых, информац...
Конспект урока русского языка «Словосочетание» (УМК "Перспектива"4 класс)
Цель: повторение темы «Словосочетание», умение выделять словосочетания из предложения.Тип урока: повторение пройденного.Планируемые результаты: - устанавливать смысловую и грамматическую с...
Технологическая карта урока русского языка "Окончание" (УМК "Перспектива", 3 класс)
Цель деятельности учителя:формирование понятия об окончании, умение находить и выделять окончание слов.Задачи урока:Дидактические:1) дать определение понятия «окончание»;2) учить изменять ...
Технологическая карта урока русского языка «Глагол» (УМК «Перспектива», 2 класс)
Цель урока:формирование у обучающихся представления о глаголе как части речи и о числе глаголов.Задачи урока: Дидактические:1. Познакомить обучающихся с понятием глагола как части речи.2....