Тема: "Постановка знаков препинания в сложных предложениях"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Тема: "Постановка знаков препинания в сложных предложениях"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc285 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Класс 4

Тема: постановка знаков препинания в сложных предложениях

Цели урока:

Предметные:

• способствовать формированию умений в постановке знаков препинания в сложных предложениях; способствовать формированию умений  применять полученные знания при выполнении различных заданий.

По формированию УУД:

ЛУУД:

- способствовать формированию учебно – познавательного интереса;

- мотивационной основы учебной деятельности.

РУУД:

- способствовать формированию умений сохранять учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи;

- планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей; самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности.

ПУУД:

- способствовать формированию умений строить выводы на основе сравнения;

- определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений;

- обобщать и делать выводы, используя знаково-символические средства.

КУУД

- способствовать формированию умений сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами;

- аргументировать свою точку зрения;

-  активно проявлять себя в коллективной работе, договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности,вставать на позицию другого человека.

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний.

Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый, методы самооценки, дедуктивная логика изложения материала, методы стимулирования мотивации, методы поощрения.

Оборудование: раздаточный материал

 Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя и учащихся

Примечания

I. Орг. момент

2 мин

- Встали ровненько, проверьте свою готовность к уроку, присаживайтесь.

Меня зовут Ксения Юрьевна, сегодня я у вас проведу урок русского языка

Коллективная форма работы

II. Актуализация опорных знаний и подведение к теме

7 мин

-откройте тетради, запишите число, классная работа. Подчеркните орфограммы в числе.

- Посмотрите на доску, что вы видите? (предложения)

- Какие предложения?(простые)

- Ваша задача простые предложения переделать в сложные. Но прежде чем вы начнёте работать, давайте вспомним:

- Чем отличается сложное предложение от простого? (в простом предложении одна грамматическая основа, в сложном предложении более одной грамматической основы).

- При помощи чего образовываются сложные предложения? (запятых и союзов)

На доске:

Пришла снежная зима. Одела деревья серебром. Завалила глубокими

сугробами леса. Покрыла реки тонким льдом. Разукрасила окна дивными сугробами. Махнула гостья ажурным крылом. И посыпались на землю пушистые снежинки.

( Пришла снежная зима. Одела деревья серебром, завалила глубокими

сугробами леса, покрыла реки тонким льдом и разукрасила окна дивными сугробами. Махнула гостья ажурным крылом и посыпались на землю

пушистые снежинки.)

       

 

Коллективная форма работы.

Теоретический материал.

Коллективная форма работы

III. Постановка цели и задач урока

2 мин

 -Можете ли вы сформулировать тему нашего урока?   (постановка знаков препинания в сложных предложениях).

- Чем же мы будем заниматься на уроке? (Будем работать со сложными предложениями, учиться правильно ставить знаки препинания).

Целеполагание

IV.  

Закрепление

12 мин

- Найдите у себя на столах текст, прочитайте его про себя.

Текст: Весеннее солнце

     На небе появилось весеннее солнце, оно разбудило всех в лесу. Повеселела лесная тропинка, золотые лучи солнца перелетали от тропинки к тропинке.

     Но вот набежала туча и закрыла всё небо, загрустила природа. Поднялся ветер, лес грозно зашумел, затрещал. Приближалась гроза.

     Крупные капли дождя застучали, забарабанили по земле, на ней появились мокрые пятна.

     Но гроза быстро прошла. И снова над лесом светит ласковое весеннее солнце.

- Какие чувства у вас вызывает этот текст?

- Найдите предложение, в котором заключена главная мысль.( На небе появилось весеннее солнце, оно разбудило всех в лесу.)

- О чём этот текст?

- Как бы вы озаглавили этот текст?

- После того как вы озаглавили свой текст, ваша задача объединиться в пары и расставить недостающие знаки препинания и выделить грамматические основы в предложениях.

 - Давайте вспомним алгоритм постановки знаков препинания в предложениях:

1) выделить  грамматические основы

2) найти и подчеркнуть однородные члены предложения

3) расставить знаки препинания

Карточка № 2:

____________________

На небе появилось весеннее солнце оно разбудило всех в лесу. Повеселела лесная тропинка золотые лучи солнца перелетали от тропинки к тропинке.

     Но вот набежала туча и закрыла всё небо загрустила природа. Но вот набежала туча и закрыла всё небо, загрустила природа. Поднялся ветер лес грозно зашумел затрещал. Приближалась гроза.

     Крупные капли дождя застучали забарабанили по земле, на ней появились мокрые пятна.

     Но гроза быстро прошла. И снова над лесом светит ласковое весеннее солнце.

- Посчитайте сколько в тексте сложных предложений и докажите что они сложные - 4 (На небе появилось весеннее солнце, оно разбудило всех в лесу.; Повеселела лесная тропинка, золотые лучи солнца перелетали от тропинки к тропинке.; Но вот набежала туча и закрыла всё небо, загрустила природа. ; Поднялся ветер лес грозно зашумел затрещал.; Крупные капли дождя застучали, забарабанили по земле, на ней появились мокрые пятна.)

- Посчитайте сколько в тексте простых предложений и докажите что они простые - 3 (Поднялся ветер лес грозно зашумел, затрещал.; Приближалась гроза.; Но гроза быстро прошла.; И снова над лесом светит ласковое весеннее солнце).

- Посчитайте сколько в тексте предложений с однородными сказуемыми и докажите - 3 (Но вот набежала туча и закрыла всё небо, загрустила природа.; Поднялся ветер, лес грозно зашумел, затрещал.; Крупные капли дождя застучали, забарабанили по земле, на ней появились мокрые пятна.)

- Найдите предложение по схеме и выпишите его:

(Повеселела лесная тропинка, золотые лучи солнца перелетали от тропинки к тропинке).

Самостоятельная работа

Коллективная форма работы

Вспоминают алгоритм разбора предложений

Коллективная форма работы

V.  

Повторение ранее изученного

8 мин

- Прочитайте ещё раз текст и найдите в первом абзаце 3 слова с безударной гласной и выпишите их. Как проверить безударную гласную в корне слова? (нужно поставить слово в другую форму по ударение)

(Лесная – лес, повеселела – весёлый - весело, травинки – травы.)

- Найдите в первом абзаце слова с непроизносимой согласной в корне (солнце – солнышко).

- Найдите в первом и втором абзаце слова в которых орфограммы в приставках (повеселело, зашумел, затрещал).        

Самостоятельная форма работы

VI. Творческое задание

5 мин

- Найдите у себя на столах карточку № 3 с предложениями.

Прочитайте. Продолжите предложение, чтобы получилось сложное.

1.На рассвете поднялся ветер, __________________

2.Лисица хотела съесть горсть винограда, но _______________

3.На опушке леса стоял огромный дуб, в его ветвях_______________

4. Люди косили на лугу траву, а в траве ________________________

Самостоятельная работа

VII.  Итог урока. Рефлексия.

5 мин

– Что нового вы узнали о предложении?

– Как определить, что предложение сложное?

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0831/0003b1b0-6f951ab9/img27.jpg

Коллективная форма работы

Раздаточный материал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Знаки препинания в сложном предложении"

Конспект урока Русского языка для 4 класса, тема "Знаки препинания в сложном предложении", разработан по УМК "Начальная школа 21 века"...

Знаки препинания в сложном предложении

Знаки  препинания  в  сложном  предложении...

«Знаки препинания в сложном предложении»

Информационные технологии на уроках гуманитарного цикла....

Урок русского языка Тема «Знаки препинания в сложном предложении»

Разработка урока русского языка в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме: "Сложные предложения. Постановка знаков препинания в сложных предложениях"

Материал содержит методические рекомендации для проведения урока русского языка в 4 классе по теме: "Сложные предложения. Постановка знаков препинания в сложных предложениях"...

Самоанализ урока русского языка в 3 классе « Создание таблиц-памяток с алгоритмами действий по расстановке знаков препинания в сложном предложении и предложениях с однородными членами».

Материал содержит самоанализ урока-проектной задачи по русскому языку "Создание алгоритма действий по расстановке знаков препинания в сложном предложении"....