Тема урока «Обобщение знаний об имени прилагательном».
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Аветисян Наталья Даудовна

Нетрадиционная форма: урок-соревнование в командах.

 

Тип урока: урок обобщения и закрепления полученных знаний.

 

Цель урока: повторение,  закрепление и углубление знаний  учащихся  об имени прилагательном.

 

Задачи урока:

 

Образовательные:   повторение, обобщение  и углубление знаний об имени прилагательном, о связи прилагательного с именем существительным, о правописании безударных окончаний имен прилагательных, о роли имен прилагательных в речи, закрепление умения определять род и число имен прилагательных, составлять словосочетания сущ. + прил., определять род и число имен прилагательных, повторение знаний о синонимах и антонимах, формирование орфографической зоркости.

 

Развивающие: развитие устной речи, познавательной активности и творческих способностей учащихся, развитие памяти, внимания, воображения, эмоций, способности к самоконтролю.

 

Воспитательные: формирование интереса к изучению русского языка, воспитание чувства ответственности и бережного отношения к природе, воспитание умения работать в коллективе, воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_konspekt_prilag.doc50.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_prilagatelnoe.ppt1.66 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Обобщение знаний об имени прилагательном».

Нетрадиционная форма: урок-соревнование в командах (ряды)

Тип урока: урок обобщения и закрепления полученных знаний.

Цель урока: повторение,  закрепление и углубление знаний  учащихся  об имени прилагательном.

Задачи урока:

Образовательные:   повторение, обобщение  и углубление знаний об имени прилагательном, о связи прилагательного с именем существительным, о правописании безударных окончаний имен прилагательных, о роли имен прилагательных в речи, закрепление умения определять род и число имен прилагательных, составлять словосочетания сущ. + прил., определять род и число имен прилагательных, повторение знаний о синонимах и антонимах, формирование орфографической зоркости.

Развивающие: развитие устной речи, познавательной активности и творческих способностей учащихся, развитие памяти, внимания, воображения, эмоций, способности к самоконтролю.

Воспитательные: формирование интереса к изучению русского языка, воспитание чувства ответственности и бережного отношения к природе, воспитание умения работать в коллективе, воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

Оборудование:

 компьютер, проектор, экран, электронная презентация.

Таблички с правилами коллективной работы, для групповой работы- тексты с заданиями, маркеры, жетоны.

                                                    Ход урока:

1.Орг. момент.

Класс делится на 3 команды

Учитель: сегодня вы будете работать в командах, а значит, нам необходимо вспомнить правила работы в коллективе. Найдите на партах таблички с этими правилами и зачитайте их вслух. (Дети по очереди зачитывают правила, таблички с правилами прикрепляются к доске):

Правила коллективной работы:

-Умей слушать товарища.

-Не кричи, не размахивай руками.

-Убедись, что в обсуждении участвует каждый.

-Будь готов помочь товарищу.

2.Определение темы урока.

Учитель: тему урока вы сможете определить, послушав четверостишие:

Определяю я предметы,

они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

О какой части речи говорится в стихотворении? ( Об имени прилагательном).

Действительно, это имя прилагательное (Слайд1).

Послушайте еще одно стихотворение:

Очень замечательное имя прилагательное!

Чтобы все отличным стало,

Разных признаков немало

Будем всюду замечать,

К месту в речи их вставлять!

Согласны? Готовы? Тогда я приглашаю вас в царство.

Царство это непростое,

Нет там трона золотого,

Есть зато деревья, травы,

На ветру шумят дубравы,

Много ягод и грибов,

Незатейливых цветов,

Там живут букашки, звери,

Восхищают птичьи трели.

Догадались, куда я вас приглашаю? Конечно, в лесное царство.

Только перед путешествием надо вспомнить правила поведения в лесу.

( Дети   называют эти правила).

Ну вот, теперь можно отправляться в путешествие. ( Слайд 2).

3.Путешествие в лесное царство.

В лесном царстве, в тени сказочных каштанов, стоит маленький домик. Это школа. В ней учатся все сказочные лесные жители. А учит их мудрый Лесной Гном. Сегодня он рассердился на Земляничку – внучку лесовика, которая весь день гуляла по лесу и не выполнила задания учителя.

Теперь ей очень стыдно, она обещает так больше никогда не делать. Давайте поможем ей выполнить все задания. Согласны? Тогда вперед.

Учитель объясняет учащимся условия соревнования:

Все команды будут выполнять задания, а отвечать будут по очереди. Остальные будут проверять ответы, дополнять и исправлять, если это потребуется. Будьте внимательны и готовы прийти на помощь своим друзьям.

1.Задание "Выбери верное" (Слайд 3) .

Каждая команда получает листы с тестовым заданием из 8 пунктов. Команда

выбирает верный вариант, отмечает его маркером.

Проверка на экране (Слайды 4,5).

За правильные ответы капитаны получают жетоны и  похвалу от Лесного Гнома.     (Слайд 6).

Задание» Сделай вывод» (Слайд 7).

Нужно вставить окончания прилагательных, поставить ударения, выделить окончания и сделать вывод в таблице  об ударных и безударных окончаниях прилагательных  мужского, женского и среднего рода.

Проверка на экране. ( Слайд №8)

За правильные ответы капитаны получают жетоны.

2. Задание " Исправь ошибки" (Слайд 9).

Учитель: Вам надо проверить диктант, который написала Земляничка, исправить ошибки, назвать орфограммы в словах. Сколько же ошибок она допустила? Сосчитайте!

   Проверка на экране. (Слайд 10).

Молодцы! Лесной Гном ставит вам отметку 5!(Слайд11).

Задание «Найди признак» (Слайд12)

Составьте словосочетания сущ. + прил. Укажите главное слово, определите род и число имен прилагательных.

Команды получают карточки с существительными и прилагательными. (Лес, береза, ствол, листья, грибы, солнышко, роса, ручеек, кудрявая, могучий, дремучий,  зеленые, ядреные, ласковое, серебристая, веселый)

Проверка на экране. (Слайд 13)

Молодцы! И с этим заданием все команды справились и заработали еще по одному жетону.

4. Пришло время немного отдохнуть. Физкультминутка.

Дети встают, выполняют движения руками под музыку:

Руки подняли и покачали,

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки,

Плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

5.Задание «Укрась текст» (Слайд14).

 

Учитель: проснулась однажды Земляничка, вышла из домика, подняла голову.

Что же она увидела? ( Ответы детей: голубое небо, пушистые облака, белоствольные березки и т.д.)

Вот какой текст у нее получился. ( Слайд 15).

Понравился вам этот скучный текст? Почему не понравился? (Нет имен прилагательных.)

Задание для всех команд: «украсить» текст именами прилагательными, зачитать получившийся текст.

Команды выполняют задание, приходят к выводу, что текст получился ярче, красивее с помощью имен прилагательных.

6.Задание «Подбери синонимы и антонимы» (Слайд 16)

Учитель: какие слова мы называем синонимами?

Дети повторяют определение синонимов и подбирают синонимы-прилагательные к словам на экране: (Слайд 17)

Верный (друг)- преданный

Верный (ответ)- правильный

Крепкая (веревка)- прочная

Крепкий (организм)- выносливый

Тихая (езда)- медленная

Тихий (голос)- негромкий

Учитель: почему же к одному и тому же прилагательному вы подобрали разные синонимы? От чего это зависит? (От имени существительного, с которым связано имя прилагательное).

Дайте определение антонимов, назовите антонимы прилагательные.

Дети повторяют определение антонимов и подбирают антонимы- прилагательные к словам на экране: (Слайд 18).

Легкая (задача)- трудная (задача)

Легкая (сумка)-  тяжелая (сумка)

Мягкий (диван)- жесткий (диван)

Мягкий (климат)- суровый (климат)

Старый (охотник)- молодой (охотник)

Старый (дом)- новый (дом)

Учитель: и снова к одним и тем же прилагательным мы подбирали разные антонимы.

Дети убеждаются в правильности сделанного ранее вывода о зависимости прилагательного от имени существительного.

Учитель: молодцы, вы с честью  справились со всеми заданиями,  команды получают жетоны.

Земляничка благодарна вам за помощь. Остался неразгаданным лишь грамматический кроссворд. Поможем ей справиться и с этим  заданием? Вам нужно найти в стихотворных отрывках имена прилагательные и вписать их в клетки кроссворда.

Грамматический кроссворд (Слайд 19).

Дети разгадывают кроссворд, называя в тексте прилагательные.

По первым буквам имен прилагательных находят ключевое слово.

Учитель: Молодцы, ребята! Вы достойно справились со всеми заданиями. Земляничка    очень вам благодарна за помощь. Ей так понравились все задания, что теперь она с большим удовольствием будет ходить в школу.

Слайд 20

Рефлексия урока:

А вам ребята понравился наш урок? Какие задания были особенно

интересными? Что было легко, что вызвало затруднения? (Ученики отвечают на вопросы.)

Охарактеризуйте наш урок с помощью имен прилагательных.

Дети называют имена прилагательные: интересный, увлекательный,

познавательный, дружный и др.

Давайте подсчитаем жетоны. Больше всего их оказалось у команды №2 Молодцы, ребята! Но значит ли это, что все остальные проиграли? Конечно, нет!

Мы все трудились, старались, а значит, никто не проиграл.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Обобщение знаний об имени прилагательном»

Слайд 3

«Выбери верное» Верно? Неверно?

Слайд 4

1 . Имя прилагательное: а)член предложения б)часть слова в)часть речи 2 . Имена прилагательные отвечают на вопросы: а) кто? что? б)какой? какая? какое? какие? в)что делать? 3. Имена прилагательные обозначают а)действия предмета б)признак предмета 4. Имена прилагательные а)изменяются по родам б)по родам не изменяются «Выбери верное»

Слайд 5

5. Имена прилагательные а)изменяются по числам б)не изменяются по числам 6. Имена прилагательные связаны в роде и числе а)с существительным б)с глаголом. 7. Имена прилагательные бывают а)муж., жен., ср. рода б)только муж. и жен. рода 8. Имена прилагательные являются а)главными членами предложения б)второстепенными «Выбери верное»

Слайд 6

Молодцы!

Слайд 7

«Сделай вывод»

Слайд 8

Вставить окончания прилагательных, поставить ударения, выделить окончания. м. р.(как ой ?) ж. р.(как ая ?) ср. р.(как ое ?) ой ый ая ое яя ий ее «Сделай вывод» Небо(какое?) ясн…, лазурн… Озеро(какое?)глубок…, син… Дуб (какой?) больш…, красив… Цветок ( какой?) красн…, маленьк… Дорога (какая?)широк…, дальн… Речка(какая?) глубок…, син… Сделать вывод об ударных и безударных окончаниях мужского, женского и среднего рода. ый ой ый ий ая яя ая яя ое ое ое ее

Слайд 9

«Исправь ошибки»

Слайд 10

Диктант. Веднелся сасновай лес. Василки кросиво пистрели налисной паляне. и о ы а е е о ь 9 ошибок

Слайд 11

Правильно! 5

Слайд 12

«Найди признак»

Слайд 13

Лес «Найди признак» Листья дремучий Береза кудрявая Ствол могучий зеленые Грибы ядреные Солнышко ласковое Роса серебристая Ручеек веселый

Слайд 15

Весна в лесу. Хороша ………. весна в лесу! Ярко светит ……… солнышко. Плывут по небу ……… облака. ……… березки распустили ………. листочки. Появились ……… проталины. Скоро выглянет ……… травка.

Слайд 16

_______ _ ________

Слайд 17

Подбери синонимы-прилагательные . Верный друг Верный ответ Крепкая веревка Крепкий организм Тихая езда Тихий голос

Слайд 18

Назови антонимы-прилагательные. Лёгкая задача Лёгкая сумка Мягкий диван Мягкий климат Старый охотник Старый дом

Слайд 19

«Грамматический кроссворд»

Слайд 20

Наступят дни весенние, Теплом растопит солнышко, Как воск, снега пушистые. (Н.Некрасов) Тропа - единственный путь через тайгу. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лед… (А.Пушкин) «Грамматический кроссворд» Нарядили елку В новый наряд, На её иголках Блестки горят. У ястреба клюв острый. 1 2 3 4 5 Е д и н с н в е т ы й н н е Р а д о с й н ы т Н о в ы й О с т р ы й В е с е н и е н весенние пушистые единственный радостный новый острый

Слайд 21

Спасибо!!!!

Слайд 22

Наступят дни весенние, Теплом растопит солнышко, Как воск, снега пушистые. (Н.Некрасов) Тропа - единственный путь через тайгу. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лед… (А.Пушкин) «Грамматический кроссворд» 1 в е с е н н и е 2 е д и н с т в е н н ы й 3 р а д о с т н ы й 4 н о в ы й 5 о с т р ы й Нарядили елку Новый наряд, На иголках Блески горят. У ястреба клюв острый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс. Технологическая карта урока. Обобщение знаний об имени прилагательном.

На уроке присутствует групповая работа, применяется интерактивная игра "Иду в гости"...

Тема урока: «Обобщение знаний об имени прилагательном».

Тема урока: «Обобщение знаний об имени прилагательном».Класс:  2 класс.  Предмет:  Русский язык    Тип урока:  Урок обобщения и систематизации знаний....

Тема урока: "Обобщение знаний об именах прилагательных и существительных"

Тема урока: Обобщение знаний об именах прилагательных и существительныхНа уроке дети обобщают знания о сходствах и различиях между данными частями речи; формируют умения правильно и точно употреб...

Тема урока : «Обобщение знаний об имени прилагательном».

Урок русского языка в 2 классе. Урок обощения и систематизации знаний и умений....