Рабочая программа по русскому языку. 2класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Рабочая программа по русскому языку. 2класс. УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_2klass.docx94.53 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

Рассмотрено:

Руководитель ШМО

 протокол от ________№__

__________  _____________

Подпись              ФИО

Дата_______________                        

Согласовано:

Заместитель директора по УР                    

_____________________

 Подпись                 ФИО

Дата_______________

   

       

Утверждено:

Приказ от __________ № __

Директор

МБОУ Октябрьская СОШ № 1

_____________   С.Б.Лобова

         

Дата_______________

РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

по русскому языку

УМК «Перспектива»

для        2       класса

5 часов  в неделю

Составитель  рабочей программы:

Сазонова О.А._______________

                                            ФИО

 

        Рабочая программа разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
  2.  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  3. Планируемых результатов начального общего образования.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ

Обучающийся научится:

  • ориентироваться в ситуации общения, использовать правила речевого этикета (в групповых формах работы и других видах сотрудничества);
  • различать устные и письменные формы общения;
  • составлять рассказ о себе и своей семье по заданному алгоритму;
  • составлять предложение на заданную тему, правильно оформлять его на письме и в устной речи;
  • понимать важность слова для точного называния предметов и явлений, формировать представление о неисчерпаемости лексического богатства русского языка; понимать необходимость осознания значения слова и его написания;
  • называть основные языковые единицы (звуки, буквы, слова, предложения, текст);
  • писать изложение текста из 40—55 слов по составленному плану.

 Обучающийся получит возможность научиться:

  • поддерживать диалог с собеседником при помощи реплик и вопросов, проявлять внимание, терпение к собеседнику, уважение к чужому мнению;
  • понимать и уметь объяснить значение жестов, мимики и рисунка для передачи информации;
  • составлять и расшифровывать «рисуночное письмо»;
  • составлять тексты разных типов и стилей, в том числе деловой текст (записка, письмо, объявление, поздравление);
  • иметь наглядно-образное представление о структуре языка (единицах, из которых он состоит).

ГЛАВНЫЙ ПОМОЩНИК В ОБЩЕНИИ — РОДНОЙ ЯЗЫК

Фонетика, графика, орфография 

Обучающийся научится:

  • понимать преимущества звуко-буквенного письма;
  • осознавать необходимость знания букв для передачи устной речи на письме;
  • использовать знание алфавита;
  • понимать, какова роль гласных и согласных звуков в различении слов;
  • систематизировать знания о звуках и буквах русского языка, понимать различие между звуками и буквами;
  • находить и объяснять расхождения в количестве звуков и букв в слове;
  • передавать на письме мягкость и твёрдость согласных звуков (обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, ю, я, и; твёрдость — с помощью букв а, о, э, у, ы);
  • разграничивать две функции букв е, ё, ю, я, и:

а) обозначение мягкости согласных звуков;

б) обозначение двух звуков; делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; находить ударный слог в слове, понимать смыслоразличительную функцию ударения (на примере омографов);

  • понимать различия между звонкими и глухими согласными звуками;
  • понимать, почему парные звонкие и глухие согласные в конце слова являются орфограммой;
  • понимать отличие алгоритма объяснения проверяемого написания букв безударных гласных звуков, парных по звонкости-глухости согласных, непроверяемых ударением;
  • верно писать буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн, понимать, почему они носят традиционный характер и являются орфограммами;
  • переносить слова по слогам в соответствии с правилами;
  • употреблять прописную букву;
  • правильно писать слова с удвоенными согласными;
  • правильно писать слова с непроизносимыми согласными;
  • уметь использовать мягкий знак в качестве разделительного и как показатель мягкости согласных звуков;
  • употреблять при написании слов разделительные твёрдый и мягкий знаки, объяснять разницу в употреблении разделительных твёрдого и мягкого знаков. Обучающийся получит возможность научиться:
  • различать произношение некоторых слов, характерное для литературной речи, и варианты произношения, которые встречаются в просторечии;
  • понимать неоднозначность соотношения «звук-буква», объяснять случаи расхождения в написании и произношении при передаче звуков в слабых позициях (безударные гласные, парные звонкие-глухие согласные в конце слова);
  • пользоваться орфографическим и орфоэпическим словарями, понимать их назначение;
  • иметь представление о единообразном написании слова.

 Лексика

Обучающийся научится:

  • формировать ценностное отношение к слову;
  • расширять свой лексический запас словами разных тематических групп;
  • иметь представление о слове как двусторонней языковой единице, имеющей материальную форму (звучание или написание) и значение;
  • составлять двусторонние модели слов;
  • формировать представление о понятийном (обобщающем) значении слова;
  • понимать различие в функциях имён собственных и нарицательных.

Обучающийся получит возможность:

  • научиться понимать назначение толкового словаря, уметь с ним работать;
  • научиться понимать принцип возникновения нескольких значений у одного слова, объяснять значение многозначного слова в конкретном случае;
  • углубить знания об омонимах, различать омонимы и многозначные слова;
  • углубить знания о синонимах, понимать возможные различия слов-синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности);
  • научиться выбирать синонимы в зависимости от ситуации общения;
  • расширить знания об антонимах, подбирать антонимы к словам разных частей речи;
  • понимать выразительные возможности фразеологических оборотов, объяснять значение устойчивых оборотов.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • называть части слова;
  • выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней;
  • разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
  • выделять приставку в слове, определять значение, которое приставки привносят в слово; различать предлоги и приставки;
  • находить суффикс в слове, определять значение, которое придаёт слову суффикс, и его роль в образовании новых слов;
  • правильно употреблять окончание в устной и письменной речи (простейшие случаи ударного окончания);
  • объяснять роль окончания для связи слов в предложении и в словосочетании.

 Обучающийся получит возможность научиться:

  • формировать представление о слове как объединении морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих определённое значение;
  • понимать принцип единообразного написания морфем;
  • составлять слова с предложенными морфемами.

Морфология

 Обучающийся научится:

  • определять части речи по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;
  • понимать роль использования слов каждой части речи в произведениях словесного творчества.

Обучающийся получит возможность:

  • научиться понимать грамматическую общность слов, относящихся к определённым частям речи;
  • получить образное представление о языке как о чётко организованной структуре.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Обучающийся научится:

  • находить имена существительные в предложении по вопросу и общему значению предметности;
  • определять различия между одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными существительными;
  • осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных, обобщать все известные способы употребления заглавной буквы;
  • определять число имён существительных.

 Обучающийся получит возможность научиться:

  • верно употреблять существительные, имеющие вариативные формы окончаний (в родительном падеже множественного числа).

ГЛАГОЛ

 Обучающийся научится:

  • находить глаголы в предложении по вопросу и общему значению действия;
  • определять число глаголов.

 Обучающийся получит возможность научиться:

  • ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени;
  • на практическом уровне изменять глаголы по временам.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Обучающийся научится:

  • находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению и по вопросу;
  • определять связь имени прилагательного с именем существительным в числе;
  • классифицировать имена прилагательные на основе различия в их значении.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными;
  • образовывать имена прилагательные от других частей речи.

СИНТАКСИС

Предложение

Обучающийся научится:

  • выделять предложение из связного текста, правильно оформлять его на письме;
  • определять тип предложения по цели высказывания и по интонации.

 Обучающийся получит возможность научиться:

  1. определять отношения между словами в предложении на основе вопроса от слова к слову; составлять предложения разных типов.

Текст

 Обучающийся научится:

  • озаглавливать текст;
  • определять тему и главную мысль текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • практически различать текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение;
  • составлять план текста на основе памяток, образцов;
  • составлять текст заданного типа, в том числе деловые тексты (записка, объявление, поздравительное письмо).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Мир общения (20 ч.)

Собеседники.

Представление о ситуации общения, её компонентах: собеседники, тема и цель общения, способы и результат общения. Язык — самое удобное и основное средство общения. Различение устных и письменных форм речи. Факты из истории письменной речи. Требования к устной и письменной речи. Устные рассказы. Культура устной и письменной речи. Совершенствование процесса восприятия речи: понимание смысла высказывания партнёра, представление об интонационной законченности предложения и смысловых частях высказывания, интонационной выразительности речи

Слово, предложение и текст в речевом общении

Различия функции слова и предложения. Типы предложений по цели высказывания и по интонации. Основные свойства текста. Выделение самых общих признаков текста (состоит из предложений, связанных по смыслу, имеет тему и заглавие). Озаглавливание текста. Типы текстов: текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение.

Главный помощник в общении — родной язык.

Основные языковые единицы, их особенности. Общее представление о языке как знаковой системе. Простейшие наглядно-образные модели слов и предложений.

Контрольная работа. Работа над ошибками.

Звуки и буквы. Слог. Ударение (65 ч)

Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами.

Классификация гласных и согласных звуков. Ударные и безударные гласные. Согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Алфавит. Названия букв в алфавите. Сфера использования алфавитного порядка начальных букв слов. Роль гласных и согласных звуков в речи. Передача звуков речи на письме. Возможные расхождения произношения и написания. Понятие орфограммы

Звук [й’] и буква й.

Сравнение звуков: [и] (гласного) и [й’] (согласного). Перенос слов с буквой й в середине слова

Звук [э] и буква э.

Слова с буквой э в начале и в середине слова

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме.

 Парные и непарные по мягкости — твёрдости согласные звуки. Два способа обозначения мягкости согласного звука на письме: с помощью мягкого знака и с помощью гласных е, ё, ю, я, и, которые стоят после буквы мягкого согласного звука.

Позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.

Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн.

Сохранение традиции в написании данных буквосочетаний. Образование слов и форм слов с данными буквосочетаниями. Контрольный диктант. Работа над ошибками.

Слог. Перенос слов.

 Гласные звуки как слогообразующие. Определение количества слогов в слове. Правила переноса слов

Ударение. Ударный слог.

Роль ударения в слове. Способы определения ударного слога в слове. Различение слов-омографов (одинаково пишутся, но произносятся с разным ударением). Произношение слов с верным ударением как признак грамотной, культурной речи. Работа с орфоэпическим словарём.

Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме. 

Возможность передачи одинаковых гласных звуков в безударном положении разными буквами. Алгоритм проверки безударных гласных в слове. Подбор родственных слов для проверки безударного гласного в слове.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями.

Распределение слов с непроверяемыми написаниями по тематическим группам. Развитие навыков работы с орфографическим словарём. Контрольный диктант.

Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме.

         Парные по звонкости — глухости согласные звуки. Возможность обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами. Способы проверки парных по звонкости-глухости согласных в конце и в середине слова. Алгоритм проверки парных по звонкости — глухости согласных звуков. Способы проверки парных по звонкости — глухости согласных звуков путём изменения слова или подбора родственных слов. Контрольный диктант.

Слова с удвоенными согласными.

Удвоенные согласные как орфограмма. Работа с орфографическим словарём. Перенос слов с удвоенными согласными

Непроизносимые согласные.

         Алгоритм способа проверки слов с непроизносимыми согласными. Слова, не содержащие непроизносимых согласных. Способы их проверки

Разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ).

Употребление разделительного мягкого знака после согласных перед буквами е, ё,ю, я, и. Первичные наблюдения за употреблением разделительного твёрдого знака

Контрольная работа. Работа над ошибками.

Слово и его значение (20 ч)

Что рассказало слово.

 Слово как двусторонняя единица языка. Различение в слове двух сторон: звучания и значения (с помощью простейших структурно-семантических моделей). Обобщающее значение слова. Этимология слова (сведения о происхождении слова).

Имена собственные и нарицательные.

Различие в их функциях: называть целый ряд однородных предметов (имена нарицательные) или единичный предмет (имена собственные).

Слова с несколькими значениями.

Необходимые условия для переноса названия с одного предмета на другой. Знакомство со словарями (орфографическим, толковым, орфоэпическим).

Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).

Сопоставление слов-омонимов по значению и звучанию с применением наглядно-образных моделей.

Слова, близкие по значению (синонимы).

Синонимы, их роль в речи. Различие в оттенках значения и в сфере употребления слов-синонимов. Выбор слова-синонима в зависимости от ситуации общения. Умение пользоваться словарём синонимов

Слова, противоположные по значению (антонимы).

Роль антонимов в речи. Умение пользоваться словарём антонимов

Устойчивые сочетания слов.

 Происхождение устойчивых сочетаний слов и их употребление в речи

Тематические группы слов.

         Распределение слов по тематическим группам. Обогащение словаря учащихся при подборе слов разных тематических групп. Развитие умения подобрать слово с обобщающим значением для ряда конкретных наименований

Контрольная работа. Работа над ошибками (2 ч)

Состав слова (16 ч)

Как «собрать» и «разобрать» слово.

 Слово как объединение морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих значение. Наблюдения за строением слова на наглядно-образных моделях. Первоначальное знакомство с составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание.

Корень — главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова.

Закрепление представления о единообразном написании корня, его семантической значимости. Однокоренные слова. Сопоставление однокоренных слов по значению и написанию. Единообразное написание корня в родственных словах. Правописание безударных гласных и парных по звонкости — глухости согласных в корне слова.

Приставка.

Приставка, её роль в слове. Значение, которое приставка придаёт слову. Право писание разделительного твёрдого знака (ъ).

Суффикс. 

Роль суффикса в слове. Значение некоторых суффиксов (уменьшительно-ласкательных, со значением действующего лица, детёныша животного и т. п.)

Окончание.

Окончание, его основная функция и отличие от других частей слова. Роль окончания для связи слов в словосочетании

Контрольная работа. Работа над ошибками (2 ч)

Части речи (31 ч)

Что такое части речи.

Части речи как группы слов, отвечающих на один и тот же вопрос и объединённых общим значением (предмета, признака предмета, действия). Создание представления о грамматическом значении (без введения термина) как о значении, свойственном целым группам слов

Имя существительное.

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имена существительные собственные и нарицательные. Функциональные различия существительных собственных и нарицательных. Основные семантические группы собственных имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Варианты окончаний имён существительных во множественном числе (граммов — грамм). Проверочная работа.

Глагол.

Глагол как часть речи. Изменение глагола по числам. Наблюдение за изменением глаголов по временам (без введения термина). Роль глаголов в речи. Проверочная работа.

Имя прилагательное.

Имя прилагательное как часть речи. Изменение имён прилагательных по числам. Роль имён прилагательных в речи. Обобщение знаний об основных частях речи Проверочная работа.

Предлог. 

Предлог, его роль в речи. Правописание предлогов со словами, различие написания приставок и предлогов

Контрольная работа. Работа над ошибками (2 ч /

Предложение. Текст (15 ч)

Предложение. Текст. 

Понятие о смысловой и интонационной законченности предложения. Связь слов в предложении. Типы предложений по интонации и по цели высказывания. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Текст, определение текста, типы текстов. Записка как один из видов текста, её особенности. Письмо как один из видов текста, требования к его написанию. Приглашение как вид текста, его особенности.

Контрольная работа. Работа над ошибками (2 ч)

Повторение изученного за год 3 ЧАСА

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 2 класс

 Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева «Русский язык» учебник для 2 класса
(УМК «Перспектива»)

Дата

№ урока

Тема раздела/урока

Основные виды учебной деятельности

План

Факт

Мир общения (20 часов)

1

Знакомство с учебником. Мир общения. Собеседники.

Ориентироваться в ситуации: выделять тему и цель общения, сопоставлять цель и результат общения. Анализировать, сопоставлять способы общения в зависимости от ролевых отношений партнеров (взрослый — ребёнок). Выделять в речи слова и предложения как средства общения. Строить высказывание в устной и письменной форме. .Анализировать интонационно-звуковую сторону речи, устранять недочёты в произношении отдельных звуков и слов. Наблюдать за мелодикой, темпом речи, силой голоса, изменять их в зависимости от речевой задачи.

Обдумывать и планировать ответ, отбирать слова и выражения в зависимости от учебной задачи: объяснить, сообщить, убедить. Контролировать свою речь в процессе общения. Проявлять творческую активность в процессе сотрудничества, выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий. Соблюдать правила общения: проявлять к собеседнику внимание, терпение. Проявлять уважение к чужому мнению, опираться на морально-этические нормы в процессе общения. Составлять диалоги на заданные темы.

2

История письма.

3

Входная административная контрольная работа.

4

Письменная речь. Орфограммы.

5

Условия письменного сообщения.

6

Слово, предложение и текст в речевом общении.

Выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему; правильно оформлять его на письме и в устной речи. Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации. Определять тему текста, подбирать заглавия. Составлять план текста: на основе памяток, образцов, на основе выделения главной мысли в каждой смысловой части текста (с помощью учителя). Практически различать текст-описание, текст- повествование, текст-рассуждение. Сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной, групповой и коллективной работы. Использовать в общении деловые тексты (записки, письма, объявления, приглашения). Составлять текст заданного типа: описание, повествование, рассуждение. Письменно отвечать на вопросы, самостоятельно составлять и записывать 3—5 предложений на заданную тему. Писать изложение текста в 40—55 слов (с использованием вопросов)

7

Слово и предложение. Слова с непроверяемым написанием.

8

Слово и предложение.

9

Определение границы предложений.

10

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

11

Восклицательные и невосклицательные предложения.

12

Основные свойства текста.

13

Тема текста. Основная мысль текста

14

Словесное творчество.

15

Типы текстов.

16

Главный помощник в общении – родной язык.

Называть основные языковые единицы: звуки, буквы, слова, предложения, текст определять их роль в речи. Сравнивать, различать языковые единицы. Объединять в группы языковые единицы. Давать определения основным языковым единицам.

17

Богатства языка.

18

Словесное творчество.

19

Контрольная работа по разделу «Мир общения».

20

Работа над ошибками.

Звуки и буквы. Слог. Ударение (65 ч)

1

Гласные и согласные звуки и буквы

Рассказывать о гласных и согласных звуках, их классификации по наглядно-образной схеме Звукограда. Различать гласные и согласные звуки. Классифицировать согласные звуки: глухие и звонкие (парные и непарные), твердые и мягкие (парные и непарные). Называть все буквы русского алфавита правильно, называть все буквы в алфавитном порядке. Объяснять значение знания алфавита для работы с различными справочниками. Изображать буквы русского алфавита с помощью пластических движений рук тела и рисунков.

2

Алфавит. Роль алфавита.

3

Название букв в алфавите.

4

Изобразительные возможности гласных и согласных звуков в речи.

5

Словесное творчество. Звукоподражательные слова.

6

Соотношения «звук-буква» в словах.

7

Понятие орфограммы

8

Звук [й’] и буква Й

Различать букву й обозначающую гласный звук. Делить на части для переноса слова с буквой й.

9

Перенос слов с буквой й в середине слова.

10

Написание слов с буквой Э в начале и середине слова.

Орфографически верно писать слова с буквой э

11

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, ю, я, и. Сопоставлять случаи обозначения мягкости согласных с помощью мягкого Знака и с помощью букв е, ё, ю, я, и

12

Обозначение твёрдых и мягких звуков на письме.

13

Волшебный мягкий знак. Перенос слов с мягким знаком. Словарный диктант.

14

Обозначение мягкости согласных с помощью букв Е, Ё, Ю, Я, И

15

Твёрдые и мягкие согласные звуки

16

Обозначение мягких согласных звуков на письме. Распределительный диктант.

17

Употребление в речи слов: надеть, одеть удалить

18

Шипящие согласные звуки.

Писать слова с орфограммами жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн. 

Объяснять, почему эти написания являются традиционными

19

Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

20

Шипящие согласные звуки.

21

Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЩН.

22

Учимся писать изложение. Текст о синичке .

23

Контрольный диктант «Щука» по теме: «Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧН,ЧК, ЩН»

24

Работа над ошибками.

25

Правила деления слов на слоги

Проводить звуко - буквенный анализ слов, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, переносить слова по слогам.

26

Слог. Перенос слов.

27

Закрепление изученного материала.

28

Ударение.

Объяснять роль ударения в слове, ставить ударение, находить ударный и безударные слоги. Работать с орфографическим словарем, объяснять его значение. Находить в тексте слова с безударными гласными в корне. Находить в тексте слова с безударными гласными в корне. Находить в слове и объяснять орфограмму. Использовать алгоритм проверки орфограммы.

28

Ударение. Ударный слог.

30

Закрепление изученного материала по теме «Ударение. Ударный слог».

31

Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме.

Находить орфограмму. Подбирать проверочные слова.

Записывать под диктовку словарные  слова.

Работать с орфографическим словарём.

32

Проверка слов с безударной гласной.

33

Правописание безударных гласных.

34

Проверка слов с безударной гласной, которая обозначается буквой е,ё.

35

Родственные слова.

36

Безударные гласные звуки.

37

Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме (закрепление).

38

Обучающее изложение «Лев»

39

Диктант с грамматическим заданием «Ленивый кот» по теме «Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме».

40

Работа над ошибками. Правописание слов с непроверяемыми написаниями.

Находить в слове и объяснить орфограмму (слова с непроверяемыми написаниями). Записывать под диктовку словарные слова без ошибок, пропусков и искажений. Работать с орфографическим словарем.

41

Написание непроверяемых безударных гласных.

42

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.

Объяснять случаи обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами. Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание парных по звонкости-глухости согласных в корне слова). Изменять слово так, чтобы орфограмму можно было проверить. Писать орфографически правильно слова с парными по звонкости-глухости согласными в корне слова.

43

Парные согласные.

44

Правописание слов с согласными буквами в конце.

45

Звонкие и глухие парные согласные в конце слова.

46

Контрольное списывание.

47

Непарные по звонкости-глухости согласные.

48

Творческая переменка.

49

Звонкие и глухие парные согласные в середине слова.

50

Диктант «Мороз не страшен» по теме: «Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме».

51

Работа над ошибками. Слова с удвоенными согласными.

Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание удвоенных согласных). Писать орфографически правильно слова с удвоенными согласными.

52

Правила переноса слов с удвоенными согласными.

53

Правописание слов с удвоенными согласными.

54

Непроизносимые согласные.

Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с непроизносимыми согласными).Писать орфографически правильно слова с непроизносимыми согласными.

55

Причины появления непроизносимых согласных в словах.

56

Правописание слов с непроизносимой согласной.

57

Разделительный мягкий   знак

Наблюдать за употреблением разделительного твёрдого знака. Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с разделительным мягким знаком).Писать орфографически правильно слова с разделительным мягким знаком

58

Две функции  мягкого знака в словах

59

Разделительный мягкий знак и мягкий знак как показатель мягкости согласного

60

Формы слов  с разделительным мягким знаком.

61

Развитие речи. Написание поздравительного письма.

62

Разделительный твёрдый знак.

63

Развитие речи. Написание объявления.

64

Контрольный диктант по разделу «Звуки и буквы. Слог. Ударение».

65

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.

Слово и его значение (20 ч)

1

Что рассказало слово

Составлять двусторонние модели слов, различать значение слова и его звуко-буквенную форму. Сопоставлять слова по звуко-буквенному составу и по значению, классифицировать слова по различным критериям, находить слово с обобщающим значением для тематической группы слов. Пользоваться лингвистическими словарями (орфографическим и толковым). Принимать участие в составлении учебных лингвистических словарей (орфографического, толкового)

2

Слово и его значение.

3

Понятийное (обобщающее) значение слова.

4

Этимология слова (происхождение его значения).

5

Имена собственные и нарицательные

Распознавать имена собственные и имена нарицательные, различать их по функциям

6

Правописание имён собственных

7

Правописание имена собственные и нарицательные

8

Слова с несколькими значениями

Объяснять принцип возникновения нескольких значений у одного слова. Объяснять значение многозначного слова в конкретном тексте

9

Многозначные слова

10

Слова похожие, но разные (омонимы)

Различать слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению, и многозначные слова.

11

Слова, близкие по значению (синонимы)

Объяснять роль в речи синонимов как средства обогащения речи. Использовать синонимы в собственных высказываниях.

12

Использование синонимов в речи.

13

 Роль слов-синонимов в речи.

14

Слова, противоположные по значению (антонимы).

Подбирать антонимы к словам разных частей речи, находить антонимы в тексте и объяснять их роль

15

Антонимы.

16

Устойчивые сочетания слов.

Объяснять семантику фразеологических оборотов (наиболее употребительных) и использовать их в собственной речи

17

Тематические группы слов.

Распределять слова по тематическим группам, дополнять тематические группы своими словами. Понимать язык (слово, предложение) как знаковую систему, выполняющую функцию замещения предметов (действий и свойств) окружающего мира

18

Тематические группы слов. Обобщение.

19

Контрольная работа по разделу «Слово и его значение».

20

Работа над ошибками.

Состав слова (16 ч)

1

Как собрать и разобрать слово

Наблюдать за строением слова на наглядно-образных моделях. Составлять наглядно-образные модели состава слова. Называть части слова.

2

Корень – главная часть слова. Однокоренные слова.

Находить корень слова путём сопоставления однокоренных слов, подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи). Объяснять лексическое значение корня. Различать корни с омонимичным значением. Применять алгоритмы проверки безударных гласных и парных по звонкости-глухости согласных в корне слова. Проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова путём изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Применять нужный алгоритм для проверки орфограмм корня. Доказывать родство слов, объяснять общность их значения

3

Однокоренные слова и слова с омоничными корнями.

4

Правописание однокоренных слов.

5

Корень слова.

6

Повторение изученного о корне слова.

7

Проверочная работа по теме «Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные)»

8

Приставка.

Выделять в слове приставку, определять значение, которое придаёт слову приставка (простые случаи).Различать предлоги и приставки, писать предлоги раздельно с другими словами. Употреблять при написании слов разделительные мягкий и твёрдый знаки. Объяснять разницу в употреблении разделительных мягкого и твёрдого знаков

9

Употребление разделительного твёрдого знака.

10

Разделительные твёрдый и мягкий знаки

11

Суффикс

Выделять в слове суффикс, определять значение, которое придают слову суффиксы (простейшие случаи)

12

Роль суффиксов в речи

13

Окончание.

Правильно употреблять окончание (простейшие случаи ударного окончания), объяснять его роль для связи слов в предложении или в словосочетании

14

Обобщение знаний по теме «Состав слова».

15

Контрольный диктант по разделу «Состав слова».

16

Работа над ошибками

Части речи (31 ч)

1

Что такое части речи.

Определять части речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное) по обобщенному значению предметности, действия, признака и по вопросам; правильно употреблять их в речи. Использовать в процессе выполнения заданий и усвоения грамматических понятий приёмы наглядно-образного и логического мышления

2

Части речи.

3

Общие признаки слов.

4

Имя существительное.

Осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных. Выбирать формы имён существительных из вариантов падежных окончаний, употреблять эти формы в речи в соответствии с действующими нормами литературного языка. Определять число имён существительных

5

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

6

Собственные и нарицательные имена существительные

7

Употребление заглавной буквы в именах собственных

8

Правописание собственных имён существительных.

9

Категория числа имени существительного.

10

Проверочная работа по теме «Имя существительное».

11

Глагол.

Находить в предложении глаголы по вопросу и общему значению действия. Определять число глаголов.

Ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени. Составлять рассказы по рисункам, используя глаголы.

12

Изменение глаголов по числам.

13

Изменение глаголов по временам.

14

Глаголы и нормы речевого этикета.

15

Роль глагола в образовании предложения. Словесное творчество.

16

Проверочная работа по теме «Глагол».

17

Работа над ошибками.

Имя прилагательное.

Находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению, определять их связь с именами существительными. Классифицировать имена прилагательные на основе различий в их значении. Редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными, подбирая имена прилагательные с синонимическим или антонимическим значением

18

Число имени прилагательного.

19

Роль имён прилагательных в речи.

20

Сочинение-миниатюра «Весеннее утро»

21

Имена прилагательные тематических групп.

22

Части речи (обобщение знаний).

23

Словесные средства создания художественного образа.

24

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное».

25

Предлог.

Применять алгоритм определения различия между предлогом и приставкой.

Выбирать предлоги согласно литературным нормам

26

Раздельное написание предлогов со словом.

27

Способы разграничения предлога и приставки.

28

Предлоги и приставки.

29

Литературные нормы употребления предлогов в речи.

30

Контрольный диктант по разделу «Части речи»

31

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.

Предложение. Текст (15 ч)

1

Предложение.

Оформлять предложение на письме в соответствии с правилами пунктуации. 

Составлять предложения, разные по цели высказывания. 

Находить в предложении главные члены.

 Строить предложения, адекватно выражая основную мысль. 

Составлять текст с изученными орфограммами по аналогии с учебным текстом. 

Предлагать варианты проверки написанного слова и предложения; сравнивать записанный текст с образцом. 

Писать под диктовку предложения и тексты с изученными орфограммами

2

Главные члены предложения.

3

Второстепенные члены предложения.

4

Связь предложений в тексте.

5

Связь и оформление предложений в тексте.

6

Типы текстов. Распознавание типов текстов.

7

Итоговая административная контрольная работа.

8

Составление разных типов текста. Словарный диктант.

9

Обучающее изложение по вопросам «Такса» (упр. 183).

10

Записка.

11

Письмо.

12

Приглашение.

13

Словесное творчество: общение человека с природой.

14

Проверочная работа по теме: «Предложение. Текст».

15

Работа над ошибками.

Повторение изученного за год (3 ч)

1

Повторение.  Гласные и согласные звуки и буквы.

Систематизировать знания, накопленные в процессе изучения русского языка во 2 классе

2

Повторение. Состав слов.

3

Повторение.  Части речи.

КОНТРОЛЬНО ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Русский язык

Контрольная работа

по 1 разделу «Мир общения»

      Пришла зима река скована льдом поля и луга покрыты белым ковром в лесу тишина стучит только дятел по стволу он ищет корм под корой вот белка она несет из своей кладовой сухие грибы. (33 слова)

      

Порядок работы. Текст без знаков препинания записывается на доске. Учитель читает текст, делая паузы между предложениями.

      Инструкция предъявляется по этапам выполнения:

      1. Прочитай текст ещё раз. Определи начало и конец каждого предложения.
      2. Напиши цифрой, сколько предложений в тексте.
      3. Запиши третье предложение. Подчеркни слово, употребленное в переносном значении.
      4. В этом же предложении поставь над словами знак ударения.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме

«Правописание буквосочетаний ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА,

ЧУ—ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН»

Текст диктанта.

Щука.

Щука живет в пресных реках. Это хищная рыба. Длина обычной щуки

около двух метров. Ее вес может быть больше десяти кг. Щука пятнистая с темными полосками. Щуки живут в глубоких местах. В начале лета они могут выходить на мелководье. (40 слов)

Задание:  Подчеркнуть слова с буквосочетаниями ЖИ, ЧА, ЩУ, ЧН, ЩН.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме».

Диктант

Ленивый кот

У Миши жил кот Пушок. У него был пушистый хвост. Кота кормили молоком и кашей. Но Пушок кашу не любил. Он просил мяса. Мышей он не ловил. Часто мыши пробегали у самого кончика хвоста Пушка. Хорошо жилось мышам с ленивым котом! (43 слова)

Задание: выписать пять слов с проверяемыми безударными гласными; подобрать и записать проверочные слова к выписанным словам.

Контрольный диктант по разделу

«Звуки и буквы. Слог. Ударение»

Основная задача: проверить и систематизировать основные знания учащихся по изученному разделу.

Диктант.

Ветер.

Ветер играет большую роль в жизни животных и растений. Он может переносить плоды и семена березы, клена, одуванчика. Ветер может далеко занести мелких насекомых. Осенью летят по ветру маленькие комарики и паучки. (33 слова)

На доске выписать слово: комарик.

Диктант.

Гуси.

За селом широкий луг. На лугу пруд. Тут гогочут гуси. Гусиная семья мирно щипала сочную травку. Антон взял гибкий прут. Стал дразнить гусей. Зашипел гусь, вытянул шею. Кинулся на мальчика. Больно ущипнул Антона. (34 слова)

Контрольный диктант  по разделу «Состав слова»

Весной


Весной в лесу хорошо пахли ёлки и сосенки. От душистого аромата голова кружилась. Беленькие подснежники на лесных полянках своими листочками раздвигали сухую травку. Стволы берёзок наливались соком. На деревьях набухали клейкие почки. Наступил час пробуждения жизни в природе. (38 слов.) 

(По И. Соколову-Микитову)


Слова для справок: аромат, природа.

Грамматическое задание:

  1. Выпишите из текста слова с приставками, приставки обозначьте
  2. Выпишите 3 слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, суффиксы обозначьте
  3. Подберите однокоренные слова к слову лес

Контрольный диктант по разделу "Части речи"

Дети в лесу.

Взяли ребята лукошки и бегут в ближний лесок. Хорошо в тени берез! На траве капельки росы. В густых ветвях поют птицы. Детишки сели на пенек, слушают чудное пение соловушки. Пора и по малину. Крупные спелые ягоды так и манят. Кто кладет в рот, кто в кузовок. (45 слов)

Слова для справок: пора, кладет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2класс(ПНШ)

рабочая программа по русскому языку 2класс (ПНШ)...

Рабочая программа по русскому языку 2класс "Школа 2100"

Рабочая программа по русскому языку 2класс "Школа 2100" включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по русскому языку 2класс

Рабочая программа по русскому языку 2классУМК "Школа России"...

Рабочая программа по русскому языку 2класс

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса. УМК "Перспективная начальная школа"...

Рабочая программа по русскому языку 2класс

Рабочая программа по русскому языку 2 класс "Школа России"...

Рабочая программа по русскому языку 2класс

Рабочая программа по русскому языку УМК " Наачальная школа 21 века" в 2 классе...