Урок русского языка по программе "Гармония" 4 класс. Тема.Обучение написанию объяснительной записки
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Тема: Обучение написанию объяснительной записки

Характеристика деятельности учителя: познакомить с написанием объяснительной записки, учить писать объяснительные записки.

Характеристика деятельности детей, направленная на формирование универсальных учебных действий:

регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

познавательные: работать с текстом: выделять в нем информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь рассуждать, формулировать выводы, сравнивать;

коммуникативные: работать с соседом по парте: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле; понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обучение написанию объяснительной записки

Характеристика деятельности учителя: познакомить с написанием объяснительной записки, учить писать объяснительные записки.

Характеристика деятельности детей, направленная на формирование универсальных учебных действий:

регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

познавательные: работать с текстом: выделять в нем информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь рассуждать, формулировать выводы, сравнивать;

коммуникативные: работать с соседом по парте: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле; понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения.

Характеристика деятельности детей, направленная на формирование личностных результатов:

Воспитывать коммуникативную культуру, ценностное отношение к труду, понимание знаний для будущего.

Оборудование и наглядность: компьютер,проектор, презентация, словарь Ожегова С.И., дидактический материал (индивидуальные карточки с заданиями; образец объяснительной записки).

Используемые учебники и учебные пособия: Учебник "Русский язык", 4 класс, часть 2, авторы: М.С. Соловейчик, Н.С.Кузьменко, 2014г.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Введение в тему урока. Бытовая записка.

Разминка (повторение пройденного)

- Что ставится перед союзами - а, (но)?

- Продолжите: грамматическая (основа)

- Предложение бывает: (простое) и (сложное)

- Главный член предложения, который отвечает на вопрос что делает? называется (сказуемое)

- Часть речи, которая обозначает действие предмета, называется(глагол)

- Какое слово получилось по вертикали? (Записка)

Упр. 524 (устно)

Вы давно умеете писать записки. Давайте вспомним всё, что о них знаем.

- Кому их пишут? (родственникам, друзьям, подругам),

- Зачем их пишут?(для того, чтобы что – то сообщить),

- На какую тему пишут записки? (на любую тему),

- Как оформляют? (свободная форма).

- Такая записка называется бытовая.

- Каким способом можно написать бытовую записку? (на бумаге, СМС – сообщение).

- Может ли бытовая записка быть видом деловой официальной бумаги? (нет).

2. Сообщение темы урока.

Послушайте стихотворение идоскажите слова.

Много видов деловых бумаг мы знаем.

Правила правописания в них строго соблюдаем.

Надо что-то найти, продать, обменять –

Пишем … объявление.

Если в школу поступать –

Необходимо написать … заявление.

Надо другу новость сообщить –

Напиши ему … записку.

Если в поступке твоем причина неуважительная,

Такая записка называется … объяснительная

-Значит, тема нашего урока сегодня будет звучать так:

Объяснительная записка

Предположите, чем от бытовой записки должна отличаться объяснительная записка?

3.Проблемная ситуация

Андрей стал часто опаздывать на первый урок. После очередного опоздания директор школы попросила его написать объяснительную записку. Андрей написал:

Директору школы № 31

                                                                          Бочковой С.А.

объяснительная записка

Дорогая Светлана Анатольевна! Иду я сегодня в школу, вдруг передо мной выбежала кошка. Она была красивая! Хвост победно торчал вверх, глаза горели, а шерсть — чёрная пречёрная. Пришлось из-за неё идти в обход другой дорогой, поэтому я опоздал.

12.03.19

Ваш ученик Петров Андрей

Директор прочитала написанное, вернула Андрею и сказала, что объяснительная записка — это документ, который оформляется в соответствии с определёнными требованиями. Она предложила Андрею переписать объяснительную записку.

Андрей, не зная, как правильно написать объяснительную записку, обратился к соседке по парте Ире, но девочке ещё не приходилось оформлять подобные документы, поэтому помочь Андрею она не смогла.

-Как же сделать так, чтобы записка соответствовала деловой бумаге?

- Ребята, можем ли мы помочь Андрею написать объяснительную записку так, как этого требуют определённые правила?

-Нет.

-Почему?

-Мы не знаем эти правила.

4. Сообщение цели урока.

- Есть ли у вас желание научиться писать объяснительную записку в соответствии с правилами её оформления, чтобы помочь Андрею?

- Какую цель перед собой поставим?

(Научиться писать объяснительную записку)

5.1. Работа над достижением цели.

Подумайте, какие требования к документу диктует второе слово названия, а какие первое.

Записка (от гл. записать) — листок бумаги с записью.

Объяснительная - деловая бумага, которая содержит точное и краткое объяснение

На доске:                 Пятнадцатое марта.

                               Классная работа.

                              Объяснительная записка -

  • Лексическое значение

Толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова даёт пояснение:

Объяснительная записка– письменное сообщение, документ, который содержит объяснение неуважительной причины свершившегося события, поступка, факта, случая, происшествия.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ записка – документ.

  • Синонимы: понятный, описательный, вразумительный, разъяснительный, пояснительный

  • Составьте предложение со словосочетанием

 

Коля    написал    объяснительную записку. – разбор по членам предложения

6. Физминутка.

Игра «Когда нужно писать объяснительную записку».

        Хлопки - приседания

Плохое поведение в школе.

Опоздание домой с прогулки.

Отсутствие на уроке.

Поступление на работу.

Отсутствие школьной формы.                                                                              

Опоздание в кинотеатр.                                                                                

Отсутствие домашнего задания.                                                                

Потеря книги из библиотеки.

5.2. Работа над достижением цели.

Выведение алгоритма написания объяснительной записки. (на доске)

Упр.525 – работа с учебником

прочитай верно записанную учеником объяснительную записку

(работа в паре)

Решите: из каких частей она состоит, сколько частей - 6

как части располагаются на странице.

                                                                                       Директору школы № 5

                                                                                       Волковой Н.П.

                                                                                      ученицы 9 Ж класса

                                                                                      Сидоровой Евы Ивановны

                                     объяснительная записка.

      Я, Сидорова Ева Ивановна, 11 марта пропустила занятия в школе по семейным обстоятельствам. Я ухаживала за больной бабушкой. Меня попросила об этом мама, так как она обязательно должна пойти на работу.

12 марта 2019 г.                                                                                    подпись

Объяснительную записку пишут по общепринятой форме.– на доске

ещё одним необходимым условием должна быть грамотность.

ПЛАН

1. КОМУ (в правом верхнем углу в Д.п.)

2. ОТ КОГО (в правом верхнем углу в Р.п.)

3. НАЗВАНИЕ ДЕЛОВОЙ БУМАГИ. (объяснительная записка.)

4. СОДЕРЖАНИЕ ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ.

5. ДАТА. (в левом нижнем углу)

6. ПОДПИСЬ. (в правом нижнем углу)

5.3  Применение знаний и умений в новой ситуации,

анализ допущенных ошибок и их коррекция.  

- Ребята, можем ли мы помочь Андрею написать объяснительную записку так, как этого требуют определённые правила?

Да, можем.

Напишите в тетради

Директору МБОУ «СОШ № 31»

                                      Бочковой С.А.

                                              ученика 4 Д класса

                                                             Петрова Андрея Семёновича

объяснительная записка.

Я, Петров Андрей Семёнович, 15 марта 2019 года опоздал к началу занятий по уважительной причине: встретив чёрную кошку, я пошёл в обход другой дорогой, чтобы не было несчастья.

15.03.19г.                                                                                             Подпись

Чёрная кошка - объект суеверий различных народов, служит предвестником несчастья.Сегодня черная кошка в доме – это обычное явление. Однако все равно есть люди, которые настороженно относятся к пушистикам такого цвета. Об истоках негативного отношения людей к черной кошке, приметах разных времен и народов можно прочитать в книгах и Интернете.

5.4. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.    

Упр.526 в тетради

-Обдумайте содержание документа,

построение предложений,

выбор слов и оформление при письме.

Ещё раз посмотрите расположение частей этого документа на странице.

Не забудьте проверить текст.

-Обменяйтесь объяснительными записками, которые вы написали, проверьте.

- Написать объяснительную записку с указанием причины (причина у каждого индивидуальная).

        

не пришел в школу

не принес школьную форму

не сделал домашнее задание по чтению

опоздал на урок

не принес дневник

вел себя плохо на уроке математики

не принес физкультурную форму

подрался в школе

не выучил стихотворение

не явился на «Весёлые старты»

7. Итог урока.  Контроль усвоения знаний обучающимися.

8. Рефлексия.

-Ребята как вы считаете, с пользой прошёл для вас урок?

Я узнал новое …     (познакомился с особенностями и научился писать объяснительную записку)

-Работа в паре мне помогла …   (писать объяснительную записку по правилам делового стиля с сохранением орфографических правил)

-Ответы моих одноклассников помогли ….(разобраться мне, чем отличается бытовая записка от объяснительной)

-Считаю, что эта тема: поможет мне в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсный урок русского языка в 4 классе по теме: "Написание письма"..

С этим конспектом я участвовала в акции "Лучший урок написания письма"....

Урок русского языка во 2 классе "Упражнения в написании слов с гласной и после шипящих" Школа 2100

Урок закрепления правописания слов с сочетаниями ЖИ-ШИ. УМК Бунеев Р.Н....

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Написание заглавной буквы "П"

Урок обучения грамоте. Знакомит с написанием заглавной буквы "П"....

Урок русского языка во втором классе на тему: "Написание слов с буквами а, и, у после шипящих".

Разработка урока русского языка во втором классе на тему: "Написание слов с буквами у, и, а после шипящих"....

Презентация к уроку русского языка во втором классе на тему"Написание слов с буквами и, у, а после шипящих".

Презентация к уроку русского языка во втором классе на тему " Написание слов с буквами и, у, а после шипящих". Урок-обобщение по теме....

Урок русского языка в 1 классе по теме: «Написание строчной буквы к»

Конспект занятия был подготовлен к педагогическому совету....