Конспект урока развития речи "Сочинение по картине В.А.Серова "Девочка с персиками"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока развития речи в третьем классе - сочинение по картине В.А.Серова "Девочка с персиками".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: Урок развития речи.
Тема урока: Сочинение по картине В.А. Серова «Девочка с персиками».
Цель урока: формирование образовательных компетенций учащихся через работу над созданием текста-описания по картине.
Планируемые результаты:
Предметные:
- развитие умения создавать собственный текст на основе картины;
- формирование умения использовать информацию из различных источников для создания собственного речевого высказывания, ответа на вопросы;
- корректирование текста с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи;
- совершенствование умения писать в соответствии с изученными орфографическими и пунктуационными правилами.
Метапредметные:
- развитие умения работать с информацией;
- формирование умения слушать и слышать собеседника;
- развитие умения работать в подготовленной предметно-развивающей и информационной среде;
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
Личностные:
- воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ;
- формирование ценностей поликультурного пространства мира;
- формирование эстетических потребностей и художественного вкуса при восприятии произведений искусства;
- формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Этапы | Д.м | Содержание учебного материала |
| 1 | Здравствуйте, начинаем урок развития речи. |
| 2 3 | - Сегодня мы на уроке напишем сочинение. Как вы понимаете этот вид работы? /Когда это мы сами что-нибудь сочиняем/ Но сегодня нам предстоит более сложная задача, мы будем писать сочинение по картине. Как вы думаете, почему это сложнее? /Мы не просто сочиняем что хочется, мы должны придерживаться содержания картины/ Вы писали когда-нибудь сочинение по картине? /Да/ Тогда вы точно знаете, какой тип текста должен у нас получиться. /Текст-описание/ Итак, сегодня мы напишем с вами текст-описание по картине Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками». |
| 4 | Сейчас я предлагаю вам открыть картинную галерею учебника и найти репродукцию этой картины на стр. 129. Пока вы открываете учебник, я коротко расскажу вам об истории создания этой картины. На картине изображена реально существующая девочка – Вера Мамонтова. Серов был очень хорошо знаком с её отцом, очень богатым и влиятельным человеком того времени. Однажды летом он гостил в доме Мамонтовых. В один летний день Вера бегала по саду, играла в игру казаки-разбойники. Только на минуточку она забежала в столовую, чтобы передохнуть. Серов увидел её, и у него возникло желание написать её портрет. Случилось это в далёком, 1887 году. |
| 5 | Внимательно посмотрите на картину, не забудьте обратить внимание на мелкие детали. Обращаю ваше внимание на то, что это репродукция картины, а её оригинал сейчас находится в Третьяковской галерее в Москве. |
| 6 | Кого вы видите на переднем плане картины? /Девочку/ Опишите её. /На ней розовая кофточка с чёрным бантом в горошек, у девочки в руках персик, у неё темные взлохмаченные волосы. Глаза карие и озорные, живые. Кожа лица смуглая, на щеках румянец, кожа сама по себе напоминает персик/. Где сидит девочка? /За столом, который накрыт белоснежной скатертью, на столе лежат несколько персиков и нож/ Если девочка сидит за столом, перед ней столовый прибор, что можно предположить, как называется эта комната? /Это столовая/. Что мы видим на заднем плане картины? /Большое окно, которое выходит в сад. За окном летний солнечный день, видны листья, залитые солнечным светом. Сзади Веры на стене висит тарелка, украшенная орнаментом, в углу стоит деревянная фигура солдата. В комнате стоят старинные стулья. Мы видим только часть комнаты, но можем предположить, что сама комната большая, просторная и светлая. / |
| 7 8 9 | Давайте откроем тетради и запишем сегодняшнюю дату, «Сочинение по картине / В.А. Серова «Девочка с персиками»». Что мы должны сделать, прежде чем приступим к работе над сочинением? /Составить план/ Сколько частей обычно бывает в сочинении? /Вступление, основная часть и заключение/. Давайте подумаем, о чем мы должны сказать в первой части, во вступлении? /О том, какую картину мы будем описывать, кто её написал/. В этой части должно быть одно – два предложения. Попробуйте по опорным словам устно составить вступительную часть сочинения. (ПЕРЕДО МНОЙ; НА НЕЙ ИЗОБРАЖЕНА.) Как мы можем озаглавить эту часть? /Художник и его картина/. Записываем в тетрадь первый пункт плана. |
| 10 11 | Вторая часть всегда самая сложная, ведь в ней находится само описание. С чего следует начать? /Начинать надо с самого главного, с того, что изображено на переднем плане картины/ . Давайте попробуем, пользуясь карточками с опорными словами, составить вторую часть текста. (НА ПЕРЕДНЕМ ПЛАНЕ; МЯГКИЙ ОВАЛ ЛИЦА; ЛЁГКИЙ РУМЯНЕЦ; НАПОМИНАЕТ ПЕРСИК; БЕЛОСНЕЖНАЯ СКАТЕРТЬ; КЛЕНОВЫЕ ЛИСТЬЯ; ОКНО ВЫХОДИТ В САД; СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ; УКРАШЕННАЯ ОРНАМЕНТОМ; ДЕРЕВЯННАЯ ФИГУРА СОЛДАТА; СТРАНИННАЯ МЕБЕЛЬ; НЕЖНЫЕ, ЛЁГКИЕ КРАСКИ) / На переднем плане картины девочка. На ней розовая кофточка с чёрным бантом в горошек. У девочки тёмные растрёпанные волосы, карие озорные глаза. У Веры мягкий овал лица, смуглая кожа. На щеках играет лёгкий румянец. Нежная кожа девочки напоминает персик. Вера сидит за столом, покрытым белоснежной скатертью. На столе лежат персики и кленовые листья. Сзади девочки мы видим большое окно, которое выходит в сад. За окном летний солнечный день, видны листья, залитые солнечным светом. На стене висит тарелка, украшенная орнаментом, в углу стоит деревянная фигура солдата. В комнате стоят старинные стулья./ Как назовем вторую часть? /Описание картины./ Запишем второй пункт плана в тетрадь. |
| 12 | По третьей части я вам никаких советов давать не буду. Здесь вы должны выразить своё отношение к этой картине. Какие чувства она у вас вызвала? Понравилась или нет и почему? |
| 13 | Кто готов, опираясь на план и слова в карточках, рассказать весь текст целиком? /Рассказы двух-трёх человек/. |
| 14 | Подумайте, написание каких слов может вызвать у вас затруднение? |
| 15 | Напоминаю, что каждая часть текста пишется с красной строки. |
| 16 | Оказание помощи затрудняющимся учащимся в написании слов с неизученными орфограммами. |
| 17 | Зачитывание нескольких работ. |
Опорные слова:
1. ПЕРЕДО МНОЙ; НА НЕЙ ИЗОБРАЖЕНА.
2. НА ПЕРЕДНЕМ ПЛАНЕ; МЯГКИЙ ОВАЛ ЛИЦА; ЛЁГКИЙ РУМЯНЕЦ; НАПОМИНАЕТ ПЕРСИК; БЕЛОСНЕЖНАЯ СКАТЕРТЬ; КЛЕНОВЫЕ ЛИСТЬЯ; ОКНО ВЫХОДИТ В САД; СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ; ЗАЛИТЫЕ СОЛНЕЧНЫМ СВЕТОМ; УКРАШЕННАЯ ОРНАМЕНТОМ; ДЕРЕВЯННАЯ ФИГУРА СОЛДАТА; СТАРИННАЯ МЕБЕЛЬ; НЕЖНЫЕ, ЛЁГКИЕ КРАСКИ.
3. МНЕ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА КАРТИНА, ПОТОМУ ЧТО…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи. Сочинение по картине Сергея Павловича Киселева «Лесной ручей. Март»
Сочинение по картине С.П. Киселева "Лесной ручей. Март" (коми художник)...
Конспект урока развития связной речи по теме: "Редактирование сочинения по картине В. М. Васнецова "Алёнушка".
Урок редактирования - урок работы над речевыми ошибками занимает особое место в системе уроков по развитию связной речи младших школьников. В конспекте представлена подробная работа над текстом сочине...

Конспект урока развития речи в 4 классе по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", презентация к уроку.
Конспект поможет провести или спланировать урок развития речи. Можно провести этот урок на литературном чтении или на уроке русского языка, можно провести интегрированный урок. И жела...

Конспект урока развития речи в 4 классе по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", презентация к уроку.
Конспект поможет провести или спланировать урок развития речи. Можно провести этот урок на литературном чтении или на уроке русского языка, можно провести интегрированный урок. И жела...

Конспект урока развития речи "Поздняя осень" (рассказ-описание по картине) 3 класс
Данный конспект пригодится в помощь учителям, обучающим глухих детей....

Конспект урока. Тема: "Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками»" 3 класс УМК "Школа России"
Конспект урока по русскому языку на тему: "Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками»" 3 класс...
План-конспект урока развития речи по картине И.Э Грабаря "Февральская лазурь".
План-конспект по русскому языку. Урок развития речи 4 класс. Тема: И.Э. Грабарь "Февральская лазурь". Составление сочинения по картине. Умение читать картину, определять её тему, настроение....