Знакомство с буквой Э, звуком [Э]
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Урок обучения грамоте по учебнику Н.В.Нечаевой знакомит детей с буквой Э и звуком(э).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_e.docx | 25.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе «Звук [э]. Буква Э э»
Ф.И.О. учителя Михайлова Елена Юрьевна
Предмет: Литературное чтение
Класс: 1б
Наименование учебно-методического комплекта (УМК): «РО Л.Занков»
Тема урока: Звук [э]. Буква Э э.
Тип урока: изучение нового материала.
Место урока в системе уроков: 62 урок по теме.
Цель: | Знакомство с буквой Э э. Гласным звуком [э] |
Задачи: Образовательные: Развивающие: Воспитательные: | Познакомить с гласным звуком [э] и буквами Э э, обозначающими этот звук на письме. Развивать фонематический слух, любознательность, внимание, мышление, познавательную активность, речь учащихся Воспитывать любознательность, умение слушать и слышать. |
УУД: Предметные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД: Личностные УУД: | Определять отдельные звуки в словах; определять количество звуков в словах и их последовательность; различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; определять количество слов в предложении; определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться слушать и понимать других. Общеучебные – наблюдают за количеством слогов и количеством гласных звуков в слове ; логические – определяют наличие в звучащем слове звука э. Учиться принимать учебную задачу, соотносить свои действия с этой задачей, искать способ её решения, осуществлять пробы. |
Планируемые результаты: Предметные результаты: Предметные результаты в области ИКТ: Метапредметные результаты: Личностные результаты: | различает звук [э] и буквы Э,э; подбирать к звуковым моделям соответствующие слова. добывает новые знания, находит ответы, используя ИКТ. Контролирует свою деятельность, оценивает результаты своего учебного труда. |
Основные понятия: | Буквы Э, э; звук [э]; слого-звуковой анализ слова. |
Межпредметные связи: | Окружающий мир |
Ресурсы:
| видеопроектор, электронное приложение к учебнику, учебник, прописи |
Ход урока
Дидактическая структура урока (этапы урока) | Планируемые результаты | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Деятельность ученика | Деятельность учителя |
Вводно-мотивационный этап | Положительный настрой, самоконтроль | Итак, друзья, - внимание - Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее Начнем скорей урок. - Для чего вы пришли сегодня на урок? (Познакомиться с новыми буквами, учиться правильно читать и писать.) - Для чего это нам нужно? | Контролирует и оценивает свою деятельность к уроку | Проверяет готовность к уроку детей. |
Актуализация знаний обучающихся | Вспомнить известные знания про буквы. | -Прочитайте и отгадайте загадку: Ты кричал – оно молчало. Ты молчал – оно кричало. Что это? (Эхо). - А что такое эхо? (Ответы детей.) Это звук, а не человек. Дети думают, что им отвечает кто – то живой. На самом деле это не так. - Послушайте текст из Азбуки на с.59, который называется «Поиграем в эхо». (Чтение текста хорошо читающим ребёнком) - Где можно слышать эхо? (В лесу или вечером на речке.) - Как оно разговаривает? (Мы кричим, а эхо нам отвечает, но только конец слова.) - Давайте и мы поиграем в эхо. Я буду громко говорить слова, а вы мне будете отвечать, только потише, как настоящее эхо. Каток (ток), король (роль), пока (Ока), рыбак (бак), крот (рот). | Классифицируют, прогнозируют. Дети действуют согласно инструкции педагога. Самопроверка. | Проверяет, корректирует. |
Целеполагание | Постановка темы урока и определение темы | - Произнесите слово «эхо» еще раз. Какой новый звук мы услышали в этом слове? ([э]). - Кто из вас уже догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке чтения? (Будем делать новые открытия, познакомимся с буквой Э, узнаем какой звук она обозначает, как пишется, будем учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой. Будем исследовать эту букву.) | Формулируют вместе с учителем цель и учебную задачу. | Мотивирует, направляет. |
Открытие нового знания | Построение проекта выхода из затруднений | 1) Знакомство со звуком [э]. - Давайте протяжно произнесем самый Iзвук в слове эхо ([э]). - Как он произносится? (Рот широко открыт, воздух проходит свободно, не встречая препятствий). Сделайте вывод. (Значит, звук [э] – гласный). - Каким цветом мы будем обозначать этот звук на схеме? (Красным.) - Сделайте фонетический (звуковой) анализ слова. Откройте Азбуку на с. 57 и рассмотрите на полях схему к слову «эхо» .(В слове эхо 2 слога, потому что 2 гласных звука: э, о. Ударный первый слог. В первом слоге 1 звук –[э] – он гласный, на схеме обозначен красным квадратом. Во втором слоге - 2 звука [ха] – это твердое слияние. 1 звук – согласный, глухой, твердый, на схеме обозначен синим треугольником. 2 звук – гласный, на схеме обозначен красным треугольником). | Составляют звуковые схемы в парах, сравнивают строчную и заглавную буквы | Контролирует |
Первичное закрепление | Учебные действия, формирующие умственные операции: анализ, синтез, обобщение. | 2) Место нового звука в слове. - Попробуем определить место нового звука в слове. (Слайд 2) На лучинке, в бумажке, В шоколадной рубашке, В руки просится само Что же это? (Эскимо). - Как вы предполагаете: где находится звук [э]? (В начале слова.) - Проверим. (Показ учителем места звука на схеме.) (Слайд 3) - Как можно назвать двух человек, исполняющих музыкальное произведение? (Дуэт.) - Как вы предполагаете: где находится звук [э]? (В середине слова.) - Проверим. (Показ учителем места звука на схеме.) 3)Составление звуковых схем в парах и работа на электронном приложении, самопроверка по эталону Слайды (4,5,6) –Теперь самостоятельно соберем звуковые схемы в рабочей тетради, а затем проверим, как справились с этой задачей. 1 слово-1 рисунок (эскимо), 2 слово-2 рисунок (дуэт), 3 слово-3 рисунок (эклер). - Что такое эклер? (Это – пирожное.) 4)Знакомство с буквами Э, э. - А теперь давайте познакомимся с буквой, которая обозначает звук [э]. Демонстрация букв Э, э. На что похожа эта буква? (Ответы детей.)
Это – Э с открытым ртом И большущим языком.
Эге – гей! – крикун кричит, Изо рта язык торчит .
- Сравните строчную букву э с заглавной. (Буквы похожи, но отличаются размерами.) - Почему 2 буквы? (С заглавной буквы мы будем писать начало предложения и собственные имена, а с маленькой буквой – нарицательные имена). Историческая справка. Демонстрация портрета М.В. Ломоносова. ( рассказ ученика) ( напечатать на листе) - А вы знаете, что буква Э сравнительно молодая. Она появилась в русской азбуке в 1735 г. Даже Михаил Васильевич Ломоносов считал, что без нее можно обойтись. Но с появлением в русском языке иностранных слов пригодилась и буква э: эврика, экзамен, эскалатор, экватор, электричество, энергия, экономика и многие другие слова содержат букву Э. Об этом я узнала из Энциклопедического словаря. - Как звучат согласные звуки: твердо или мягко? Сделайте вывод. (Гласная буква э обозначает твердость предшествующего согласного звука.) - Давайте прочитаем правило в Азбуке на с. 57. Верно ли мы сделали вывод? (Да.) 6) Играем вместе. (Слайд 8). Работа на электронном приложении. Посадите гномиков в зависимости от мягкости и твердости согласного звука на кресло или тумбочку. На кресло посадите гномиков, которые несут слог с мягким согласным звуком, на тумбочку посадите гномиков, которые несут слог с твердым согласным звуком. 7)Составляем слова. (Слайд 9). Работа на электронном приложении. Расположите буквы так, чтобы получились слова: эркан – экран эамебм – эмблема елрэк – эклер | Контролирует, корректирует. | |
Физминутка | Выполняют действия Осуществляют профилактику утомления. | Контролирует правильное выполнение движений. | ||
Включение в систему знаний и повторение | Научатся ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного. Соблюдать последовательность алгоритма. | 8)Ищем слова со звуком [э]. (Слайд 10). Работа на электронном приложении. Укажите предметы, в названии которых слышим звук [э]. (Ответы детей.) Рассмотрите картинку, ответьте на вопросы. - Куда дети пришли? (В музей на экскурсию.) - Кто их встретил?(Экскурсовод.) - О чем он рассказывал? (об экспонатах.) - Какие имена могут быть у детей? (Эмма, Эдик). 9)Составляем рассказ по сюжетным картинкам и опорным словам. (Слайд 11).Работа на электронном приложении. - Давайте, ребята, теперь составим рассказ по картинкам с использованием новых слов. - А теперь посмотрим мультфильм и сравним наш рассказ с рассказом, который нам предлагают авторы.(Слайд 12). - Какой рассказ вам понравился? Почему? (Ответы детей.) 10)Беседа -А у нас в городе есть музей? Как он называется? -Какие экспонаты выставляются в нашем музее? Мы обязательно ещё несколько раз посетим музей и изучим его историю. 11) Работа по учебнику. - Давайте теперь почитаем текст Л.Н. Толстого из учебника на с. 58. (Чтение текста хором.) - О ком говорится в тексте? - Чем занята девочка Таня? - Почему слово «Таня» написано с заглавной буквы? - Для чего детям нужна грамота? - Озаглавьте текст. - Прочитайте стихотворение В. Берестова самостоятельно. - Прочитайте это стихотворение по цепочке вслух - Как бы вы его озаглавили? (Ответы детей.) - Кто из вас видел роботов? Где вы их видели? 12) Ищем слова в тексте с новой буквой. - Найдите в тексте слова с буквой э. Подчеркните их. Прочитайте, какие слова вы подчеркнули? 13) Работа с лентой букв. (Слайд 13). - Давайте определим место буквы э на ленте букв. Обоснуйте свой ответ.(Ответы детей.) . | Ищут слова со звуком [э] Составляют рассказ по сюжетным картинкам и опорным словам | Формулирует задания, организует самоконтроль Проверяет, корректирует. |
Рефлексия | Подводит итог (по плану, составленному в начале урока). | - Понравился ли вам урок? - Что нового вы узнали на уроке? - Чему научились? -У кого были затруднения? Какие? - Что больше всего понравилось на уроке? - Все ли задачи урока решены? - Оцените свою работу с помощью «Светофора». | Обобщают новые знания, полученные на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте (обучение чтению) Знакомство с буквой и звуком Х,х. Малые литературные жанры.
Знакомство с новой буквой и звуком Х,х Малые литературные жанры - пословица, поговорка....
Урок для дошкольников по теме: "Весна. Знакомство с буквой Вв, звуками (в, в*)".
Данный материал позволяет в занимательной форме познакомить дошкольников с новыми звуками и новой буквой, развивать интерес к чтению, совершенствовать навык переключения с одного вида деятельнос...
Методическая разработка урока по обучению грамоте на тему:"Знакомство с буквой и звуком Чч" в 1 классе
Познакомить с буквой Ч,ч и звуком , который она обозначает; научить писать заглавную букву Ч, читать плавно и осознанно; способствовать развитию фонематического слуха; способствовать формированию умен...
конспект урока чтения в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида «Знакомство с буквой и звуком Ж»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII видаТЕМА: «Знакомство с буквой и звуком Ж» ( Путешествие в олимпийскую деревню)Урок обучения гр...
Знакомство с буквой С, звуками (с),(с`)
Презентация к уроку Литературного чтения для 1 класса, по программе ПНШ...
Конспект урока "Знакомство с буквой Р, звуками [р], [р\']"
В конспекте представлен лингвистический и психолого-дидактический анализ по букве Рр....
Знакомство с буквой и звуком Л
Знакомство с буквой и звуком Л Урок обучения грамоте УМК "Начальная школа 21 века"...