Конспект урока Русского языка в 3 классе по теме "Изменение глаголов по временам"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Вилюкова Татьяна Васильевна

Урок обобщения знаний учащихся по теме "Изменение глаголов по временам".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                Изменение глаголов по временам

Цель: обобщение знаний учащихся об изменении глаголов по временам.

Задачи:

• продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся; 
• развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять; развивать внимание к слову, как лексической единице речи, воспитывать любовь к родному языку, взаимопонимание.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять грамматический признак глагола – время, использовать специальную терминологию при определении этого признака, изменять глаголы по временам контролировать и оценивать свою работу.

Оборудование: учебник, диапроектор, таблица «Изменение глаголов по временам».

Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Готовы слушать, рассуждать

 И друг другу помогать.

   Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Покажите с каким настроением вы пришли сегодня на урок.

      Начнем урок с пословицы, но слова в ней рассыпались. Помогите собрать.Сл.2.

 (На слайде слова: начинается, с, успех. удачи, малой). «С малой удачи начинается успех».
-Как понимаете эти слова?
-Я желаю чтобы сегодня вам сопутствовала удача, а это поможет вам быть успешными.

  1. Актуализация знаний.        

1)- Внимание  на доску. Рассмотрите образцы букв для чистописания и повторите у себя в тетради. (г  го  л  ла)

- Из букв образца соберите слово. (глагол)

- Составьте предложение со словом глагол и запишите. (Глагол- это часть речи)

               2) орфографическая минутка. Сл. 3.

Сорока,, в.сток, вр.мя.

- Прочитайте слова. Запишите их вставляя пропущенные буквы.

 - Что вы можете сказать об этих словах? (Ответы детей). Какое слово лишнее? Почему? (Ударение падает на первый слог)

(Слово «время», т.к. это не словарное слово).

- А как вы понимаете слово время?

       - А вот что говорится о времени в толковом словаре С.И. Ожегова. Сл.4. (Время – это промежуток той или иной длительности, в которой совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет).
-
Прочитайте выражения. Сл.5.
Время летит. (Идет очень быстро)
Время разум даёт.
Делу время, потехе час.
Как вы их понимаете?  

  1. Самоопределение к деятельности.

- Как вы думаете, почему мы вспомнили о времени?

- О чем пойдет речь на уроке?

сегодня мы будем говорить на уроке? Сл.6.

     (Сегодня мы будем говорить о временах глагола и обобщим знания по этой теме).

  1. Работа по теме урока.

      Давайте вспомним то, что уже знаем о глаголе.

(Стих рассказывает один ученик про глагол). (составляется кластер на доске).

Глагол это -   ... (Предложение заканчивают дети).

- Что обозначает глагол? 
-На какие вопросы отвечает глагол?

- С какими частями речи связан глагол?
- Каким членом предложения чаще всего является глагол?
- Как изменяется глагол? (Изменяется по числам и временам). (
Приведите примеры)
   
- Какие временные формы  глагола вы знаете?
- Назовите вопросы, на которые отвечают глаголы прошедшего времени? Приведите примеры.
- Назовите вопросы, на которые отвечают глаголы настоящего времени? Приведите примеры.
- Назовите вопросы, на которые отвечают глаголы будущего времени? Приведите
примеры. (Открывается на доске памятка). 

    1. Работа с текстом. 

На столах у Вас листочки с заданиями. Обратимся к заданию номер 1.

 - Прочитайте текст. О каком времени года идет речь? Сл.7.


Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою
! (А. Плещеев)
-  Вам нужно выписать глаголы и определить их время. (
Один работает у доски).
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга. Оцените.
- Какие слова вы выписали?
- В каких временах глаголы употребляются в стихотворении?

2. Работа по учебнику.

- Обратимся к учебнику. Найдите упражнение 108 на стр.61. Прочитайте задание. Что нужно сделать?

Будем работать по рядам. (Учащиеся 1 ряда выписывают глаголы прошедшего времени, 2- настоящего времени, 3 - глаголы будущего времени). Составьте и запишите по одному предложению с одним из слов. В предложении подчеркните грамматическую основу.

3.  Работа в парах. Возьмите листы с № 2.

(цель: умение образовывать глаголы от имени существительного).

      От данных имён существительных образуйте глаголы трёх времён.

                                             прош. в.                    наст. в.                     буд. в.

крик                        __________________     __________________    __________________

треск                      __________________      __________________    ___________________

зелень                    __________________      __________________    ________________

(Коллективная проверка). Оценивание.

V.Физкультминутка (включается видео). Сл. 8.

VI.Продолжение работы по теме урока.

-Ребята, мир бурлит спортивными событиями, они различны по видам спорта, масштабу, уровню, участникам соревнований.

- Какое спортивное событие в нашей стране Вы можете назвать? (Универсиада в г. Красноярске). Сл.9.

- Что такое Универсиада? (Ответы детей). Сл.10.

     Универсиада – это международные спортивные соревнования, которые проводятся среди студентов всего мира. История студенческих игр началась более 100 лет назад,

   Название происходит от слов «Университет» и «Олимпиада». Всемирная Универсиада – это второе по значимости Международное спортивное мероприятие после Олимпийских игр.
- А знаете ли вы, что на международных спортивных соревнованиях всегда присутствует их ТАЛИСМАН. Кто скажет, какой талисман был этой Универсиады?

Сл. 11.

- Да, ЛАЙКА и стала талисманом Универсиады.

-Лайка (U-Laika) - сибирская порода собак, которая обозначает символ верности, дружелюбия, радости и неукротимой энергии.

- А сейчас прочитайте текст. (Текст на слайде). Сл. 12.

     Лайка – это древняя сибирская порода собак. Лайка – верный друг своему хозяину, хорошо ориентируется на местности, хорошо переносит мороз и другие природные явления, быстро бегает, очень выносливая и от природы красивая – вот почему она понравилась всем и стала талисманом Универсиады в Красноярске.

- О чем говорится в тексте?

- Скажите пожалуйста, какой это тип текста (текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение). Почему вы так считаете?

 - Найдите в тексте глаголы, поставьте к ним вопросы и запишите, укажите время глаголов (Ученик работает у доски). (Проверка).

VII. Закрепление и обобщение. Работа в группах.

- Главными участниками Универсиады были студенты со всего мира, которые боролись за награды. А вы знаете, в каких видах спорта соревновались спортсмены?

- Предлагаю Вам это узнать, поработав в группах. (Вспомним правила работы в группах).

1 группа. Прочитайте. Напишите глаголы в настоящем времени.

Лыжные гонки - самый массовый и популярный вид лыжного спорта. Состязания в беге на лыжах обычно (проходить)_____________ по пересеченной местности и на специально подготовленной трассе, классическим или коньковым стилем. Лыжные гонки (относиться)____________ к циклическим видам спорта и (входить)____________ в программу Олимпийских игр.

.
2 группа. Прочитайте. Напишите глаголы в настоящем времени.
Сноуборд (от английского snow – снег и board – доска) – это вид спорта, который (предполагать)______________ спуск с заснеженного склона на специальной доске для катания – сноуборде. В настоящее время (выделяться)_______________ большое количество разновидностей сноуборда. Некоторые из этих направлений (включить)____________ в программу Олимпийских игр.        

3 группа.  Прочитайте. Напишите глаголы в прошедшем времени.

Фигурное катание на коньках – это исполнение сложных по координации упражнений, которое (происходить)________________ под музыку определенного ритма и (требовать)______________ от фигуриста высокой скорости скольжения, выразительности, артистичности, непринужденности. И все это (осуществляться)______________ в условиях необычной опоры тела на лезвие конька.

 (Далее группы поочередно зачитывают свои тексты). 

VIII. Подведение итогов урока.

- Российские студенты на Универсиаде набрали наибольшее количество наград по многим видам спорта. С них мы должны брать пример, вести здоровый образ жизни. А для этого что нужно делать? (Ответы детей).

- Какие слова вы назвали? (Глаголы).
- Какого времени или формы? (
глаголы неопределённой формы).

- Как образуются временные формы глагола? (При помощи глаголов неопределенной формы).
- О чем же шла речь сегодня на уроке?
- Какого времени бывает глагол?
- Что обозначают глаголы настоящего времени, прошедшего времени, будущего времени?

IX. Рефлексия.

- Поднимите руку, кто понял тему нашего урока.

- Какие трудности возникли на уроке?
- Мы продолжим говорить о глаголе и на следующих уроках.

 X. Оценивание работ учащихся.

- Хочу поблагодарить за работу ….За это они получают отметки….

Сегодня хорошо трудился…

Удивил своими ответами…..? 

X1.Домашнее задание.

Выписать из учебника литературы отрывок из рассказа, указать время глаголов.

        

Прочитайте. Напишите глаголы в настоящем времени.

Лыжные гонки - самый массовый и популярный вид лыжного спорта. Состязания в беге на лыжах обычно (проходить)_____________ по пересеченной местности и на специально подготовленной трассе, классическим или коньковым стилем. Лыжные гонки (относиться)____________ к циклическим видам спорта и (входить)____________ в программу Олимпийских игр.

     Прочитайте. Напишите глаголы в настоящем времени.

Сноуборд (от английского snow – снег и board – доска) – это вид спорта, который (предполагать)______________ спуск с заснеженного склона на специальной доске для катания – сноуборде. В настоящее время (выделяться)_______________ большое количество разновидностей сноуборда. Некоторые из этих направлений (включить)____________ в программу Олимпийских игр.        


  Прочитайте. Напишите глаголы в прошедшем времени.

Фигурное катание на коньках – это исполнение сложных по координации упражнений, которое (происходить)________________ под музыку определенного ритма и (требовать)______________ от фигуриста высокой скорости скольжения, выразительности, артистичности, непринужденности. И все это (осуществляться)_____________________в условиях необычной опоры тела на лезвие конька.

Прочитайте. Напишите глаголы в настоящем времени.

Лыжные гонки - самый массовый и популярный вид лыжного спорта. Состязания в беге на лыжах обычно (проходить)_____________ по пересеченной местности и на специально подготовленной трассе, классическим или коньковым стилем. Лыжные гонки (относиться)____________ к циклическим видам спорта и (входить)____________ в программу Олимпийских игр.

     Прочитайте. Напишите глаголы в настоящем времени.

Сноуборд (от английского snow – снег и board – доска) – это вид спорта, который (предполагать)______________ спуск с заснеженного склона на специальной доске для катания – сноуборде. В настоящее время (выделяться)_______________ большое количество разновидностей сноуборда. Некоторые из этих направлений (включить)____________ в программу Олимпийских игр.        


  Прочитайте. Напишите глаголы в прошедшем времени.

Фигурное катание на коньках – это исполнение сложных по координации упражнений, которое (происходить)________________ под музыку определенного ритма и (требовать)______________ от фигуриста высокой скорости скольжения, выразительности, артистичности, непринужденности. И все это (осуществляться)_____________________в условиях необычной опоры тела на лезвие конька.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

" Изменение глаголов по временам" Урок русского языка в 3 классе

Слайд 2

н ачинается, с, успех, удачи, малой. С малой удачи начинается успех.

Слайд 3

С.рока , в.сток , вр.мя . С о рока в о сток, вр е мя.

Слайд 4

Из словаря С.И. Ожегова: Время – это промежуток времени или иной длительности, в которой совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет.

Слайд 5

Время летит. Время разум дает. Делу время, потехе час.

Слайд 6

Цель урока: обобщение знаний об изменении глаголов по временам.

Слайд 7

Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою !

Слайд 8

Физкультминутка .

Слайд 10

Универсиада – это соревнования, которые проводятся среди студентов всего мира. Всемирная Универсиада – это второе по значимости Международное соревнование после Олимпийских игр. Название происходит от слов «Университет» и «Олимпиада».

Слайд 12

Лайка – это древняя сибирская порода собак. Лайка – верный друг своему хозяину, хорошо ориентируется на местности, переносит мороз и другие природные явления, быстро бегает. Лайка очень выносливая и от природы красивая – вот почему она понравилась всем и стала талисманом Универсиады в Красноярске.

Слайд 13

Лыжные гонки.

Слайд 14

Сноуборд

Слайд 15

Фигурное катание

Слайд 16

Прошедшее время Что делал? Что сделал? Настоящее время Что делает? что делают? Будущее время Что будет делать? Что сделает?

Слайд 17

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Русский язык " 4 класс "Повторение о глаголе"

Представлен материал на основе пословиц...

Конспект урока русского языка 3 класс, «Что обозначает глагол», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Что обозначает глагол»Цели деятельности учителя: закрепление понятия о глаголах, о роли глаголов  в речи;  Планируемые результатыПредметн...

Конспект урока русского языка «Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о правописании безударного суффикса в глаголах прошедшего времени; умения правильно писать безударные суффиксы в глаголах прошедшего времени.Плани...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: Род глаголов в прошедшем времени. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: закрепление обучающихся с изменением глаголов в прошедшем времени; закрепление  работы по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации...

Конспект урока русского языка «I и II спряжение глаголов будущего времени» (4 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с I и II спряжением глаголов будущего времени и их окончаниями; формирования умения правильно писать личные окончания глаголов I и...

Конспект урока русского языка 3 класс "Неопределённая форма глагола"

Урок открытия новых знаний.Цели урока: Через самостоятельную работу учащихся провести исследовательскую работу на уроке по открытию новых знаний: вывести понятие неопределённой формы глагола;Разв...