Конспект урока Русского языка в 3 классе по теме "Изменение глаголов по временам"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок обобщения знаний учащихся по теме "Изменение глаголов по временам".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx | 32.93 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_russkogo_yazyka.pptx | 1.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Изменение глаголов по временам
Цель: обобщение знаний учащихся об изменении глаголов по временам.
Задачи:
• продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся;
• развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять; развивать внимание к слову, как лексической единице речи, воспитывать любовь к родному языку, взаимопонимание.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять грамматический признак глагола – время, использовать специальную терминологию при определении этого признака, изменять глаголы по временам контролировать и оценивать свою работу.
Оборудование: учебник, диапроектор, таблица «Изменение глаголов по временам».
Ход урока
- Организационный момент
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Готовы слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Покажите с каким настроением вы пришли сегодня на урок.
Начнем урок с пословицы, но слова в ней рассыпались. Помогите собрать.Сл.2.
(На слайде слова: начинается, с, успех. удачи, малой). «С малой удачи начинается успех».
-Как понимаете эти слова?
-Я желаю чтобы сегодня вам сопутствовала удача, а это поможет вам быть успешными.
- Актуализация знаний.
1)- Внимание на доску. Рассмотрите образцы букв для чистописания и повторите у себя в тетради. (г го л ла)
- Из букв образца соберите слово. (глагол)
- Составьте предложение со словом глагол и запишите. (Глагол- это часть речи)
2) орфографическая минутка. Сл. 3.
Сорока,, в.сток, вр.мя.
- Прочитайте слова. Запишите их вставляя пропущенные буквы.
- Что вы можете сказать об этих словах? (Ответы детей). Какое слово лишнее? Почему? (Ударение падает на первый слог)
(Слово «время», т.к. это не словарное слово).
- А как вы понимаете слово время?
- А вот что говорится о времени в толковом словаре С.И. Ожегова. Сл.4. (Время – это промежуток той или иной длительности, в которой совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет).
- Прочитайте выражения. Сл.5.
Время летит. (Идет очень быстро)
Время разум даёт.
Делу время, потехе час.
– Как вы их понимаете?
- Самоопределение к деятельности.
- Как вы думаете, почему мы вспомнили о времени?
- О чем пойдет речь на уроке?
сегодня мы будем говорить на уроке? Сл.6.
(Сегодня мы будем говорить о временах глагола и обобщим знания по этой теме).
- Работа по теме урока.
Давайте вспомним то, что уже знаем о глаголе.
(Стих рассказывает один ученик про глагол). (составляется кластер на доске).
Глагол это - ... (Предложение заканчивают дети).
- Что обозначает глагол?
-На какие вопросы отвечает глагол?
- С какими частями речи связан глагол?
- Каким членом предложения чаще всего является глагол?
- Как изменяется глагол? (Изменяется по числам и временам). (Приведите примеры)
- Какие временные формы глагола вы знаете?
- Назовите вопросы, на которые отвечают глаголы прошедшего времени? Приведите примеры.
- Назовите вопросы, на которые отвечают глаголы настоящего времени? Приведите примеры.
- Назовите вопросы, на которые отвечают глаголы будущего времени? Приведите примеры. (Открывается на доске памятка).
1. Работа с текстом.
На столах у Вас листочки с заданиями. Обратимся к заданию номер 1.
- Прочитайте текст. О каком времени года идет речь? Сл.7.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою! (А. Плещеев)
- Вам нужно выписать глаголы и определить их время. (Один работает у доски).
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга. Оцените.
- Какие слова вы выписали?
- В каких временах глаголы употребляются в стихотворении?
2. Работа по учебнику.
- Обратимся к учебнику. Найдите упражнение 108 на стр.61. Прочитайте задание. Что нужно сделать?
Будем работать по рядам. (Учащиеся 1 ряда выписывают глаголы прошедшего времени, 2- настоящего времени, 3 - глаголы будущего времени). Составьте и запишите по одному предложению с одним из слов. В предложении подчеркните грамматическую основу.
3. Работа в парах. Возьмите листы с № 2.
(цель: умение образовывать глаголы от имени существительного).
От данных имён существительных образуйте глаголы трёх времён.
прош. в. наст. в. буд. в.
крик __________________ __________________ __________________
треск __________________ __________________ ___________________
зелень __________________ __________________ ________________
(Коллективная проверка). Оценивание.
V.Физкультминутка (включается видео). Сл. 8.
VI.Продолжение работы по теме урока.
-Ребята, мир бурлит спортивными событиями, они различны по видам спорта, масштабу, уровню, участникам соревнований.
- Какое спортивное событие в нашей стране Вы можете назвать? (Универсиада в г. Красноярске). Сл.9.
- Что такое Универсиада? (Ответы детей). Сл.10.
Универсиада – это международные спортивные соревнования, которые проводятся среди студентов всего мира. История студенческих игр началась более 100 лет назад,
Название происходит от слов «Университет» и «Олимпиада». Всемирная Универсиада – это второе по значимости Международное спортивное мероприятие после Олимпийских игр.
- А знаете ли вы, что на международных спортивных соревнованиях всегда присутствует их ТАЛИСМАН. Кто скажет, какой талисман был этой Универсиады?
Сл. 11.
- Да, ЛАЙКА и стала талисманом Универсиады.
-Лайка (U-Laika) - сибирская порода собак, которая обозначает символ верности, дружелюбия, радости и неукротимой энергии.
- А сейчас прочитайте текст. (Текст на слайде). Сл. 12.
Лайка – это древняя сибирская порода собак. Лайка – верный друг своему хозяину, хорошо ориентируется на местности, хорошо переносит мороз и другие природные явления, быстро бегает, очень выносливая и от природы красивая – вот почему она понравилась всем и стала талисманом Универсиады в Красноярске.
- О чем говорится в тексте?
- Скажите пожалуйста, какой это тип текста (текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение). Почему вы так считаете?
- Найдите в тексте глаголы, поставьте к ним вопросы и запишите, укажите время глаголов (Ученик работает у доски). (Проверка).
VII. Закрепление и обобщение. Работа в группах.
- Главными участниками Универсиады были студенты со всего мира, которые боролись за награды. А вы знаете, в каких видах спорта соревновались спортсмены?
- Предлагаю Вам это узнать, поработав в группах. (Вспомним правила работы в группах).
1 группа. Прочитайте. Напишите глаголы в настоящем времени.
Лыжные гонки - самый массовый и популярный вид лыжного спорта. Состязания в беге на лыжах обычно (проходить)_____________ по пересеченной местности и на специально подготовленной трассе, классическим или коньковым стилем. Лыжные гонки (относиться)____________ к циклическим видам спорта и (входить)____________ в программу Олимпийских игр.
.
2 группа. Прочитайте. Напишите глаголы в настоящем времени.
Сноуборд (от английского snow – снег и board – доска) – это вид спорта, который (предполагать)______________ спуск с заснеженного склона на специальной доске для катания – сноуборде. В настоящее время (выделяться)_______________ большое количество разновидностей сноуборда. Некоторые из этих направлений (включить)____________ в программу Олимпийских игр.
3 группа. Прочитайте. Напишите глаголы в прошедшем времени.
Фигурное катание на коньках – это исполнение сложных по координации упражнений, которое (происходить)________________ под музыку определенного ритма и (требовать)______________ от фигуриста высокой скорости скольжения, выразительности, артистичности, непринужденности. И все это (осуществляться)______________ в условиях необычной опоры тела на лезвие конька.
(Далее группы поочередно зачитывают свои тексты).
VIII. Подведение итогов урока.
- Российские студенты на Универсиаде набрали наибольшее количество наград по многим видам спорта. С них мы должны брать пример, вести здоровый образ жизни. А для этого что нужно делать? (Ответы детей).
- Какие слова вы назвали? (Глаголы).
- Какого времени или формы? (глаголы неопределённой формы).
- Как образуются временные формы глагола? (При помощи глаголов неопределенной формы).
- О чем же шла речь сегодня на уроке?
- Какого времени бывает глагол?
- Что обозначают глаголы настоящего времени, прошедшего времени, будущего времени?
IX. Рефлексия.
- Поднимите руку, кто понял тему нашего урока.
- Какие трудности возникли на уроке?
- Мы продолжим говорить о глаголе и на следующих уроках.
X. Оценивание работ учащихся.
- Хочу поблагодарить за работу ….За это они получают отметки….
Сегодня хорошо трудился…
Удивил своими ответами…..?
X1.Домашнее задание.
Выписать из учебника литературы отрывок из рассказа, указать время глаголов.
Прочитайте. Напишите глаголы в настоящем времени.
Лыжные гонки - самый массовый и популярный вид лыжного спорта. Состязания в беге на лыжах обычно (проходить)_____________ по пересеченной местности и на специально подготовленной трассе, классическим или коньковым стилем. Лыжные гонки (относиться)____________ к циклическим видам спорта и (входить)____________ в программу Олимпийских игр.
Прочитайте. Напишите глаголы в настоящем времени.
Сноуборд (от английского snow – снег и board – доска) – это вид спорта, который (предполагать)______________ спуск с заснеженного склона на специальной доске для катания – сноуборде. В настоящее время (выделяться)_______________ большое количество разновидностей сноуборда. Некоторые из этих направлений (включить)____________ в программу Олимпийских игр.
Прочитайте. Напишите глаголы в прошедшем времени.
Фигурное катание на коньках – это исполнение сложных по координации упражнений, которое (происходить)________________ под музыку определенного ритма и (требовать)______________ от фигуриста высокой скорости скольжения, выразительности, артистичности, непринужденности. И все это (осуществляться)_____________________в условиях необычной опоры тела на лезвие конька.
Прочитайте. Напишите глаголы в настоящем времени.
Лыжные гонки - самый массовый и популярный вид лыжного спорта. Состязания в беге на лыжах обычно (проходить)_____________ по пересеченной местности и на специально подготовленной трассе, классическим или коньковым стилем. Лыжные гонки (относиться)____________ к циклическим видам спорта и (входить)____________ в программу Олимпийских игр.
Прочитайте. Напишите глаголы в настоящем времени.
Сноуборд (от английского snow – снег и board – доска) – это вид спорта, который (предполагать)______________ спуск с заснеженного склона на специальной доске для катания – сноуборде. В настоящее время (выделяться)_______________ большое количество разновидностей сноуборда. Некоторые из этих направлений (включить)____________ в программу Олимпийских игр.
Прочитайте. Напишите глаголы в прошедшем времени.
Фигурное катание на коньках – это исполнение сложных по координации упражнений, которое (происходить)________________ под музыку определенного ритма и (требовать)______________ от фигуриста высокой скорости скольжения, выразительности, артистичности, непринужденности. И все это (осуществляться)_____________________в условиях необычной опоры тела на лезвие конька.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
н ачинается, с, успех, удачи, малой. С малой удачи начинается успех.
С.рока , в.сток , вр.мя . С о рока в о сток, вр е мя.
Из словаря С.И. Ожегова: Время – это промежуток времени или иной длительности, в которой совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет.
Время летит. Время разум дает. Делу время, потехе час.
Цель урока: обобщение знаний об изменении глаголов по временам.
Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою !
Физкультминутка .
Универсиада – это соревнования, которые проводятся среди студентов всего мира. Всемирная Универсиада – это второе по значимости Международное соревнование после Олимпийских игр. Название происходит от слов «Университет» и «Олимпиада».
Лайка – это древняя сибирская порода собак. Лайка – верный друг своему хозяину, хорошо ориентируется на местности, переносит мороз и другие природные явления, быстро бегает. Лайка очень выносливая и от природы красивая – вот почему она понравилась всем и стала талисманом Универсиады в Красноярске.
Лыжные гонки.
Сноуборд
Фигурное катание
Прошедшее время Что делал? Что сделал? Настоящее время Что делает? что делают? Будущее время Что будет делать? Что сделает?
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Русский язык " 4 класс "Повторение о глаголе"
Представлен материал на основе пословиц...
Конспект урока русского языка 3 класс, «Что обозначает глагол», УМК «Школа России»
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Что обозначает глагол»Цели деятельности учителя: закрепление понятия о глаголах, о роли глаголов в речи; Планируемые результатыПредметн...
Конспект урока русского языка «Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени» (УМК «Школа России», 4 класс).
Цели деятельности учителя: формирование представлений о правописании безударного суффикса в глаголах прошедшего времени; умения правильно писать безударные суффиксы в глаголах прошедшего времени.Плани...
Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: Род глаголов в прошедшем времени. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: закрепление обучающихся с изменением глаголов в прошедшем времени; закрепление работы по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации...
Конспект урока русского языка «I и II спряжение глаголов будущего времени» (4 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с I и II спряжением глаголов будущего времени и их окончаниями; формирования умения правильно писать личные окончания глаголов I и...
Конспект урока русского языка 3 класс "Неопределённая форма глагола"
Урок открытия новых знаний.Цели урока: Через самостоятельную работу учащихся провести исследовательскую работу на уроке по открытию новых знаний: вывести понятие неопределённой формы глагола;Разв...