Русский язык "Слова - указатели"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Название предмета: русский язык.
Класс: 3 класс.
Тема урока: "Назовем слова-указатели"
Тип урока: усвоение нового материала (комбинированный)
Цель: создание условий для ознакомления с местоимением и для развития умения распознавать местоимение.
Задачи урока:
Образовательные:
- формировать умение различать местоимения в устной письменной речи;
- упражняться в замене существительных местоимениями;
- продолжить работу по формированию орфографической зоркости.
Развивающие:
- развивать память, логическое мышление, речь учащихся;
- развивать логическую последовательность действий учащихся на уроке с целью поэтапного формирования умственных действий.
Воспитательные:
- воспитывать целеустремленность, навыки самостоятельности;
- формировать чувство языка;
- воспитывать потребности пользоваться всем языковым богатством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nazovem-slova-ukazateli.docx | 197.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Крышкова Лариса Сергеевна yчитель начальных классов ГБОУ «Новоселенгинская школа-интернат среднего общего образования»
Название предмета: русский язык.
Класс: 3 класс.
Тема урока: "Назовем слова-указатели"
Тип урока: усвоение нового материала (комбинированный)
Цель: создание условий для ознакомления с местоимением и для развития умения распознавать местоимение.
Задачи урока:
Образовательные:
- формировать умение различать местоимения в устной письменной речи;
- упражняться в замене существительных местоимениями;
- продолжить работу по формированию орфографической зоркости.
Развивающие:
- развивать память, логическое мышление, речь учащихся;
- развивать логическую последовательность действий учащихся на уроке с целью поэтапного формирования умственных действий.
Воспитательные:
- воспитывать целеустремленность, навыки самостоятельности;
- формировать чувство языка;
- воспитывать потребности пользоваться всем языковым богатством.
Учебная задача для учащихся: учиться распознавать слова-указатели, заменять ими существительные и наоборот.
Формируемые умения: навык точного употребления местоимений в речи, навыки учебной деятельности (умение ориентироваться в учебном материале, умение делать выводы и др.)
Виды деятельности: беседа, работа с учебником, работа в тетради, работа у доски, работа в группах, работа в парах, фронтальная работа, самостоятельная работа.
Дидактический материал: задания учебника , таблицы-подсказки.
Для работы на уроке: упражнения учебника 114-118
Для самостоятельного выполнения: 119, 117 (повторить), смайлики, цветные карандаши.
Техническое обеспечение урока:
- интерактивная доска; компьютер.
Планируемые результат:
Личностные результаты:
-осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка;
- осознать собственные мотивы учебной деятельности личностный смысл учения;
- овладение элементами способности оценивать свои достижения и трудности; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные действия:
- самостоятельно формировать тему и цели урока:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия для решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем, самостоятельно, в группе, в парах;
-выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения;
-оценивание своих действий и полученного результата.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать учителя, одноклассников, решая эту задачу;
-самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, использовать её для решения учебно-познавательных задач;
-строить рассуждения, устанавливать причинно
- следственные связи, делать выводы, формировать их.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
- использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы.
Предметные результаты:
- умение правильно списывать слова, предложения, проверять написанное;
-умение распознавать изученные части речи;
-умение правильно оформлять предложения на письме;
-проверять написанное и вносить коррективы.
Конспект урока.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя. | Деятельность ученика |
I. Организационный момент. | - Звенит звонок, начинается урок. - Чему мы учимся на уроках русского языка? - Грамотность – это показатель культуры человека. На уроках русского языка учимся быть грамотными, а значит быть культурными. - Откройте тетради и запишите число. - На уроке мы будем работать под девизом: « Если есть труд – значит, будет и успех». Желаю вам работать на уроке активно и найти путь к новому секрету русского языка. Слайд 2.( на экране приветствие и пожелание успеха на уроке)
| - на уроке русского языка мы учимся быть грамотными. |
II. Актуализация знаний. 1.Чистописание. 2. Словарная работа. 3.Создаие проблемной ситуации. 4. Повторение изученного. | - Объясните смысл пословицы: Осенью и воробей богат. -В слове ягода, сколько звуков обозначает буква я? - Почему звуков больше, чем букв? Отработаем написание буквы «я». Учитель выполняет показ на доске с объяснением. Слайд 3. - Какое время года на картине изобразил художник? - Назовите осенние месяца. Слайд.4. Мес.ц. ,с.нтябрь, .ктябрь, н.ябрь. Проверка по слайду 4 (анимация) Слайд 5. Они работали. А он сел и сидит, по сторонам смотрит. Вот он увидел её и позвал. Но она ушла. - О ком текс? -Почему? -Как мы называем такие слова? Упр.115. повторим знания о словах – указателях. - А какие части речи называют предмет? - Вместо какой части речи используются слова – указатели? | - Осенью много поспевает ягод. буква я обозначает два звука [ йа]) Учащиеся пишут в тетрадях. - на картине изображена осень. - сентябрь, октябрь, ноябрь Работа со словарём - Не понятно о ком идёт речь. - Потому что не - известно кто такие они, он и она. - Это слова – указатели. Они указывают на предмет, но его не называют. Чтение вслух. - Называют предмет имена существительные. -Вместо имени существительного. местоимение. |
III.Формирование темы и цели урока. | - Ребята, кто из вас догадался, как называются по - другому слова, которые подставляем вместо имени существительного? - Назовите тему урока и цель. | - место имение Сегодня на уроке мы будем изучать часть речи местоимение, учиться заменять существительные местоимением. |
IV. Изложение нового материала. 1.Знакомство с новой частью речи. 2. Работа в парах. 3. Проверка. 4. Обобщение. V. Зарядка для глаз «Видят глазки всё вокруг» | - Прочитайте сообщение и найдите новые сведения о словах – указателях. - Что нового узнали о словах-указателях? Слайд 5. Вернёмся к тексту. - Попробуйте заменить слова-указатели существительными так, чтобы было понятно о ком идёт речь в тексте.
Слайд 5 (анимация) Ребята работали. А Петя сел и сидит, по сторонам смотрит. Вот он увидел кошку и позвал. Но она ушла. - Почему в двух предложениях слова- указатели лучше оставить? Спишите текст, который стал понятным. Какую часть речи вы использовали? Что вы знаете о местоимениях? Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазком видеть всё дано- Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг. | Слова – указатели употребляемые вместо имени существительного называются местоимение – это самостоятельная часть речи. Ребята обсуждают, принимают решение и высказывают свои мысли. - Если использовать одно и то же слово несколько раз, то текс получиться некрасивым. Будут повторяться слова. Учащиеся списывают текст, указывают новую часть речи. Местоимение – самостоятельная часть речи. Употребляется вместо имени существительного. Указывает на предмет, но его не называет. |
Дети выполняют упражнение стоя. | ||
VI. Закрепление изученного . 1. Групповая работа. 2. Проверка. 3. Обобщение. 4. Самостоятельная работа по учебнику «Редактор» 5.Взаимопроверка. 5. Обобщение. | - Впишите в предложения подходящие по смыслу местоимения. (Приложение 1) - Прочитайте текст и назовите местоимения, которые вы использовали. -Какую часть речи вы использовали? - Что вы узнали о местоимении на уроке? Упр. 116. - Какой недочёт встретился в упражнении? - Как вы устранили повтор слов? -Прочитайте отредактированный текст. - Что вы знаете о местоимении? | Ребята выполняют задание группой. читают свой текст и называют местоимения. -местоимение -местоимение – самостоятельная часть речи. Употребляется вместо имени существительного. Указывает на предмет, но его не называет. -повтор слов. -заменили местоимением. -местоимение – самостоятельная часть речи. Употребляется вместо имени существительного. Указывает на предмет, но его не называет. |
VIII. Итог урока. | Давайте споём песню «Родина моя» ( Давид Тухманов - Роберт Рождественский). Исполняет София Ротару. Слайд 6 - Какая часть речи встречается в этой песне? - Нужны ли нам местоимения? Зачем? -Какие местоимения вы знаете? | Я, ты, он, она! Вместе - целая страна, Вместе - дружная семья! В слове "мы" - сто тысяч "я". -местоимения - Да. Их используют для замены других частей речи. - я, ты, он, она, они, оно. |
IX. Рефлексия. | - Если вам на уроке всё было понятно и у вас сейчас хорошее нестроение - раскрасьте смайлики в красный цвет, если что-то осталось непонятным- в синий цвет. | У каждого на парте смайлики, красный и синий карандаши. |
X. Домашнее задание. | Упр. 117(повторить), 119. Слайд 7. |
Литература.
1. Гончарова О.С. Особенности изучения местоимений в начальной школе [Текст] / О.С. Гончарова // Молодой ученый. - 2012. - №10. - С. 193-195.
2. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. "К тайнам нашего языка": 3 класс: Учебник русского языка - Смоленск: "Ассоциация XXI век", 2008.
3. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. "К тайнам нашего языка": 3 класс: Тетрадь - Смоленск: "Ассоциация XXI век", 2008.
4. Программа к курсу "Русский язык" 1-4 классы общеобразовательных учреждений./ Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. - Смоленск: "Ассоциация XXI век", 2006
5. Соловейчик М.С. Методические рекомендации к учебнику Смоленск: "Ассоциация XXI век", 2007.
8. http://elenasadigova.ucoz.ru/
Приложение 1.
Карточки для работы в группах.
№1. Над крышей летала ласточка. … строила себе гнездо. Скоро в гнезде
появятся птенцы. … будут весело пищать. Мать … будет защищать от врагов.
№ 2. Наступила золотая осень. Украсила … леса, поля разными красками.
Вода в реках потемнела. … скоро покроются льдом. … уснут до весны.
№ 3. Медвежонок отправился бродить по поляне. Вдруг … остановился. Но
кочке … увидел лягушку. … только проснулась от зимней спячки. Медвежонок …
не тронул.
№ 4. Однажды … шёл по лугу. Над головой летала бабочка. … была очень
красивая. … тоже видели таких бабочек. … украшают наши поля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка:"Три группы слов: названия, указатели, помощники".
Технологическая карта урока,реализующего формирование УУД...
Указатель книг о ВОВ для чтения младшими школьниками
В указателе дан список книг о ВОВ с аннотациями. Книги распределены по разделам (стихи, рассказы). Каждый раздел имеет свое название (Великие битвы, Блокада Ленинграда и т.д.) Указатель будет полезен ...
Знаменательные, служебные слова и слова-указатели
Знаменательные, служебные слова и слова-указатели...
Конспект открытого урока с ИКТ-поддержкой по теме: «Звуки [н], [н`]. [р], [р`]. Буквы Нн, Рр. Слова-указатели (без введения термина «местоимение»). Наблюдение средств выражения рода»
В конспекте урока представлен методический материал по знакомству учащихся с согласными звуками [н’], [н], буквами Н, н с учётом формирования УУД на каждом этапе урока....
« Предлог как указатель падежа»
laquo; Предлог как указатель падежа» 3 класс урок Русского языка....
Знак для зоопарка (указатель)
Перед выполнением задания необходимо вместе с детьми вспомнить, что такое зоопарк, зачем нужны в зоопарке знаки и указатели. Поскольку в зоопарк любят ходить дети, то значи и указатели должны быть кра...
Указатели предметов на доску
Указатели предметов.Основные предметы.А также... Функциональная грамотность Разговоры о важном...