Русский язык "Слова - указатели"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Название предмета: русский язык.

Класс: 3 класс.

Тема урока: "Назовем слова-указатели"

Тип урока: усвоение нового материала (комбинированный)

Цель: создание условий для ознакомления с местоимением и для развития умения распознавать  местоимение.

 Задачи урока:

Образовательные:

-          формировать умение различать местоимения в устной письменной речи;

  • упражняться в замене существительных местоимениями;
  • продолжить работу по формированию орфографической зоркости.

Развивающие:

  • развивать память, логическое мышление, речь учащихся;
  • развивать логическую последовательность действий учащихся на уроке с целью поэтапного формирования умственных действий.

Воспитательные:

  • воспитывать целеустремленность, навыки самостоятельности;
  • формировать чувство языка;
  • воспитывать потребности пользоваться всем языковым богатством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nazovem-slova-ukazateli.docx197.69 КБ

Предварительный просмотр:

  Крышкова Лариса Сергеевна yчитель начальных классов ГБОУ «Новоселенгинская школа-интернат среднего общего образования»

Название предмета: русский язык.

Класс: 3 класс.

Тема урока: "Назовем слова-указатели"

Тип урока: усвоение нового материала (комбинированный) 

Цель: создание условий для ознакомления с местоимением и для развития умения распознавать  местоимение.

 Задачи урока:

Образовательные:

-          формировать умение различать местоимения в устной письменной речи;

  • упражняться в замене существительных местоимениями;
  • продолжить работу по формированию орфографической зоркости.

Развивающие:

  • развивать память, логическое мышление, речь учащихся;
  • развивать логическую последовательность действий учащихся на уроке с целью поэтапного формирования умственных действий.

Воспитательные:

  • воспитывать целеустремленность, навыки самостоятельности;
  • формировать чувство языка;
  • воспитывать потребности пользоваться всем языковым богатством.

Учебная задача для учащихся: учиться распознавать слова-указатели, заменять ими существительные и наоборот.

Формируемые умения: навык точного употребления местоимений в речи, навыки учебной деятельности (умение ориентироваться в учебном материале, умение делать выводы и др.)

Виды деятельности: беседа, работа с учебником, работа в тетради, работа у доски, работа в группах, работа в парах, фронтальная работа, самостоятельная работа.

Дидактический материал: задания учебника , таблицы-подсказки.

Для работы на уроке: упражнения учебника 114-118

Для самостоятельного выполнения: 119, 117 (повторить), смайлики, цветные карандаши.

Техническое обеспечение урока:

  • интерактивная доска; компьютер.

 Планируемые результат:      

Личностные результаты:

-осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка;

- осознать собственные мотивы учебной деятельности личностный смысл учения;

- овладение элементами способности оценивать свои достижения и трудности; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей.

Метапредметные результаты:    

Регулятивные универсальные действия:

- самостоятельно формировать тему и цели урока:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия для решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем, самостоятельно, в группе, в парах;

-выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения;

-оценивание своих действий и полученного результата.

Познавательные универсальные учебные действия:

- осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать учителя, одноклассников, решая эту задачу;

-самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

-строить рассуждения, устанавливать причинно

- следственные связи, делать выводы, формировать их.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

- использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы.

Предметные результаты:

- умение правильно списывать слова, предложения, проверять написанное;

-умение распознавать изученные части речи;

-умение правильно оформлять предложения на письме;

-проверять написанное и вносить коррективы.

                                                              Конспект урока.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя.

Деятельность ученика

I. Организационный момент.

- Звенит звонок, начинается урок.    

-  Чему мы учимся на уроках русского языка?

- Грамотность – это показатель культуры человека. На уроках русского языка учимся быть грамотными, а значит быть культурными.

- Откройте тетради и запишите число.

- На уроке мы будем работать под девизом:

« Если есть труд – значит, будет и успех». Желаю вам работать на уроке активно и найти путь к новому секрету русского языка.

Слайд 2.( на экране приветствие и пожелание успеха на уроке)

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\clip_image002.jpg 

- на уроке  русского языка мы учимся быть грамотными.

II. Актуализация знаний.

1.Чистописание.

2. Словарная работа.

3.Создаие проблемной ситуации.

4. Повторение изученного.

- Объясните смысл пословицы: Осенью и воробей богат.

-В слове ягода, сколько звуков обозначает буква я? - Почему звуков больше, чем букв? Отработаем написание буквы «я».

Учитель выполняет показ на доске с объяснением.

Слайд 3.

- Какое время года на картине изобразил художник?

- Назовите осенние месяца.

 Слайд.4. Мес.ц. ,с.нтябрь,  .ктябрь,  н.ябрь.

Проверка по слайду 4 (анимация)

Слайд 5. Они работали. А он сел и сидит, по сторонам смотрит. Вот он увидел её и позвал. Но она ушла.

- О ком текс?

-Почему?

-Как  мы называем такие слова?

Упр.115. повторим знания о словах – указателях.

- А какие части речи называют предмет?

- Вместо какой части речи используются слова

– указатели?

- Осенью много поспевает ягод.

буква я обозначает два звука [ йа])

Учащиеся пишут в тетрадях.

-  на картине изображена осень.

- сентябрь, октябрь, ноябрь

Работа со словарём

- Не понятно о ком идёт речь.

- Потому что не - известно  кто такие они, он и она.

- Это слова – указатели. Они указывают на предмет, но его не называют.

 Чтение вслух.

- Называют предмет имена существительные.

-Вместо имени существительного.

 местоимение.

III.Формирование темы и цели урока.

- Ребята,  кто из вас догадался, как называются по - другому  слова, которые подставляем вместо имени существительного?

- Назовите тему урока и цель.

- место имение

Сегодня на уроке мы будем изучать часть речи местоимение, учиться заменять существительные местоимением.

IV. Изложение нового материала.

1.Знакомство с новой частью речи.

2. Работа в парах.

3. Проверка.

4. Обобщение.

V. Зарядка для глаз  «Видят глазки всё вокруг»

- Прочитайте сообщение  и найдите новые сведения о словах – указателях.

- Что нового узнали о словах-указателях?

Слайд 5. Вернёмся к тексту.

- Попробуйте заменить слова-указатели существительными так, чтобы было понятно о ком идёт речь в тексте.

   

Слайд 5 (анимация)

Ребята работали. А Петя сел и сидит, по сторонам смотрит. Вот он увидел кошку и позвал. Но она ушла.

- Почему в двух предложениях слова- указатели лучше оставить?

Спишите текст, который стал понятным.

Какую часть речи вы использовали? Что вы знаете о местоимениях?

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Слова – указатели употребляемые вместо имени  существительного называются местоимение – это самостоятельная часть речи.

Ребята обсуждают, принимают решение и высказывают свои мысли.

- Если использовать одно и то же слово несколько раз, то текс получиться некрасивым. Будут повторяться слова.

Учащиеся списывают текст, указывают новую часть речи.

Местоимение – самостоятельная часть речи. Употребляется вместо имени существительного. Указывает на предмет, но его не называет.

Дети выполняют упражнение  стоя.

VI. Закрепление  изученного .

1. Групповая работа.

2. Проверка.

3. Обобщение.

4. Самостоятельная работа по учебнику «Редактор»

5.Взаимопроверка.

5. Обобщение.

- Впишите в предложения подходящие по смыслу местоимения. (Приложение 1)

- Прочитайте текст и назовите местоимения, которые вы использовали.

 -Какую часть речи вы использовали?

 - Что вы узнали о местоимении на уроке?

Упр. 116.

- Какой недочёт встретился в упражнении?

 - Как вы устранили повтор слов?

-Прочитайте отредактированный текст.

- Что вы знаете о местоимении?

Ребята выполняют задание группой.

читают свой текст и называют местоимения.

-местоимение

-местоимение – самостоятельная часть речи. Употребляется вместо имени существительного. Указывает на предмет, но его не называет.

-повтор слов.

-заменили местоимением.

-местоимение – самостоятельная часть речи. Употребляется вместо имени существительного. Указывает на предмет, но его не называет.

VIII. Итог урока.

Давайте споём  песню «Родина моя» ( Давид Тухманов - Роберт Рождественский). Исполняет София Ротару.

Слайд 6

- Какая часть речи встречается в этой песне?

- Нужны ли нам местоимения? Зачем?

-Какие местоимения вы знаете?

Я, ты, он, она!

Вместе - целая страна,

Вместе - дружная семья!

В слове "мы" - сто тысяч "я".

-местоимения

- Да. Их используют для замены других частей речи.

- я, ты, он, она, они, оно.

IX. Рефлексия.

- Если вам на уроке всё было понятно и у вас сейчас хорошее нестроение - раскрасьте смайлики в красный цвет, если что-то осталось непонятным- в синий цвет.

 У каждого на парте смайлики, красный и синий карандаши.

X. Домашнее задание.

Упр. 117(повторить), 119. Слайд 7.

                                                           

Литература.

1. Гончарова О.С. Особенности изучения местоимений в начальной школе [Текст] / О.С. Гончарова // Молодой ученый. - 2012. - №10. - С. 193-195.

2. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. "К тайнам нашего языка": 3 класс: Учебник русского языка - Смоленск: "Ассоциация XXI век", 2008.

3. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. "К тайнам нашего языка": 3 класс: Тетрадь - Смоленск: "Ассоциация XXI век", 2008.

4. Программа к курсу "Русский язык" 1-4 классы общеобразовательных учреждений./ Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. - Смоленск: "Ассоциация XXI век", 2006

5. Соловейчик М.С. Методические рекомендации к учебнику Смоленск: "Ассоциация XXI век", 2007.

6. http://www.school97.ru/ 

 7. http://images.yandex.ru/

8.  http://elenasadigova.ucoz.ru/ 

                                                                                                                              Приложение 1.

                              Карточки для работы в группах.

№1.               Над крышей летала ласточка. … строила себе гнездо. Скоро в гнезде

           появятся птенцы. … будут весело пищать. Мать … будет защищать от врагов.

  № 2.           Наступила золотая осень. Украсила … леса, поля разными красками.

           Вода в реках потемнела.  … скоро покроются льдом. … уснут до весны.

  № 3.         Медвежонок отправился бродить по  поляне. Вдруг … остановился. Но

           кочке … увидел лягушку.  … только проснулась от зимней спячки. Медвежонок …

          не тронул.

 № 4.           Однажды  … шёл по лугу. Над головой летала бабочка. … была очень

            красивая. … тоже видели таких бабочек. … украшают наши поля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Указатель книг о ВОВ для чтения младшими школьниками

В указателе дан список книг о ВОВ с аннотациями. Книги распределены по разделам (стихи, рассказы). Каждый раздел имеет свое название (Великие битвы, Блокада Ленинграда и т.д.) Указатель будет полезен ...

Знаменательные, служебные слова и слова-указатели

Знаменательные, служебные слова и слова-указатели...

Конспект открытого урока с ИКТ-поддержкой по теме: «Звуки [н], [н`]. [р], [р`]. Буквы Нн, Рр. Слова-указатели (без введения термина «местоимение»). Наблюдение средств выражения рода»

В конспекте урока представлен методический материал по  знакомству учащихся  с согласными звуками [н’], [н], буквами Н, н с учётом формирования УУД на каждом этапе урока....

« Предлог как указатель падежа»

laquo; Предлог как указатель падежа» 3 класс урок Русского языка....

Знак для зоопарка (указатель)

Перед выполнением задания необходимо вместе с детьми вспомнить, что такое зоопарк, зачем нужны в зоопарке знаки и указатели. Поскольку в зоопарк любят ходить дети, то значи и указатели должны быть кра...

Указатели предметов на доску

Указатели предметов.Основные предметы.А также... Функциональная грамотность Разговоры о важном...