Этапы урока | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). | 1.Приветствие
2.Эмоциональный настрой
3.Проверка готовности к уроку. | -Здравствуйте, ребята, сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Анастасия Алексеевна.
На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. Все пиши, не отставая, Слушай не перебивая. Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё понятно, Если друг стал отвечать Не спеши перебивать
-Присаживайтесь.
-Проверим, все ли необходимое у вас имеется для урока. У вас на парте должны лежать: тетрадь, учебник. | Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.
| Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок |
II. Минутка чистописания Цель: закрепить знания, повторить учебный материал, пройденный ранее, развитие логического мышления.
| 1.Пальчиковая гимнастика
2. Оформление рабочей страницы в тетради | -А начнём урок с пальчиковой гимнастики. Повторяйте за мной.
К Жене гости прибежали (пальчики «бегут по столу») Все друг другу руки жали (делают несколько дружеских рукопожатий) Здравствуй, Жора! (большие и указательные пальцы обеих рук соединяются подушечками, образуя колечки) Здравствуй, Жанна! (соединяем подушечки больших и средних пальцев) Рад, Серёжа! (соединяем подушечки больших и средних пальцев) Рад, Снежана! (соединяем подушечки больших пальцев и мизинцев) Не хотите ль пирожок? (ладошки соединяются в виде пирожка) Может, коржик? (надо показать раскрытые ладошки) Иль рожок? (сожмем кулачки на обеих руках) Вот драже вам на дорожку. (стучать по ладошке пальчиками, изображая сыплющееся драже) Все берите понемножку! (щипать ладошку, как бы собирая драже) С ручек все стряхнули крошки (энергично тряски кистями рук) И захлопали в ладошки. -А теперь откройте ваши тетради, запишите число и классная работа.
| Осуществляет подготовку руки к работе, контролирует оформление рабочей стр. тетради | Повторяют движения за учителем, оформляют тетрадь |
3. Упражнение в написании букв и их соединений с другими буквами | -Посмотрите на доску. Что вы видите? (Буквосочетания). -Какая задача перед нами стоит? (Правильно написать буквы, соединить их). э, эк, эт, эз -Какой общий элемент есть во всех буквосочетаниях? (малый полуовал с закруглением влево). -Назовите виды соединения между буквами (верхние соединения) -Запишите в тетрадь до конца рабочей строки все сочетания букв, написанные на доске. (Дети пишут и называют вслух вид соединения в сочетании букв). - Прочитайте слова. (Экскурсия, поэт, поэзия, этаж) - Что такое экскурсия? (коллективная поездка куда-то с образовательной или увеселительной целью) - Какие виды соединений в этом слове? (верхнее, верхнее, верхнее, верхнее, верхнее, верхнее, нижнее) - Кто такой поэт? (Это автор стихотворных, поэтических произведений) - Какие виды соединений в этом слове? (верхнее, верхнее, верхнее) - Что такое поэзия? (словесное художественное творчество) - Какие виды соединений в этом слове? (верхнее, верхнее, верхнее, верхнее, нижнее) - Что такое этаж? (Ряд помещений в доме на одном уровне) - Какие виды соединений в этом слове? (верхние) | Указывает на типичные ошибки в написании букв, демонстрирует каллиграфическое письмо на доске. Контролирует выполнение работы по образцу. | Воспринимают информацию, выполняют упражнение по образцу, определяют виды соединений букв, записывают в тетрадь буквосочетания и слова, определяют лексическое значение слов. |
4.Работа с предложением. | - Ребята, обратите внимание на предложение, написанное на доске Прохладным вечером на реке с высокими берегами слышится звонкое эхо. - Назовите орфограммы в словах (безударная гласная в корне (вечером – вечерний, на реке – речка, берегами – берег – побережье) правописание приставок (прохладным), раздельное написание предлогов (на реке, с высокими), тся в глаголах (слышится), непроверяемые гласные в корне (эхо), родовые окончания имен прилагательных (звонкое), безударные окончания в именах сущ. (вечером) - Спишите это предложение - Выполните синтаксический разбор данного предложения (комментирует 1 ученик –на оценку) - О чем говорится в предложении? (Об эхо – подлежащие подчеркиваем одной чертой, выраженно сущ.) - Эхо что делает? (Слышится – сказуемое, подчеркиваем двумя чертами, выраженно гл.) - К какому слову мы можем задать вопрос от подлежащего? (какое? – звонкое) - Эхо какое? (Звонкое - определение, подчеркиваем волнистой линией, выраженное прил.,) - Можем ли мы еще задать вопрос от подлежащего? (Нет, зададим от сказуемого) - Эхо слышится когда? (Вечером – обстоятельство, подчёркиваем пунктир-точка линией, выраженное наречием) - Эхо слышится где? (На реке - дополнение, подчерчиваем пунктирной линией, выраженное сущ.,) - Можем ли мы еще задать вопросы от главных членов предложения? (Нет) - Зададим вопросы от второстепенных членов предложения. - Вечером каким? (Прохладным – определение, подчеркнем волнистой линией, выраженное прил.,) - На реке с чем? (С берегами – дополнение, подчеркнем пунктирной линией, выраженное сущ.,) - С берегами какими? (Высокими – определение, подчеркнем волнистой линией, выраженное прил.,) - Какое предложение по цели высказывания? (Повествовательное) - Какое предложение по интонации? (Невосклицательное) - Какое предложение по наличию грамматических основ? (Простое) - Какое предложение по наличию второстепенных членов? (Распространенное) | Ставит перед учащимися учебную задачу; работает над значением проводит орфографическую работу над предложением. | Знакомятся с предложением; работают над орфограммами. |
5. Словарная работа (запись изученных словарных слов с комментированием) | - Ребята, посмотрите на слайд. Что вы видите? (Слова) - Это не просто слова. Среди них есть особые слова – словарные. Внимательно прочитайте и через запятую запишите все словарные слова через запятую в тетрадь. водицаВЕТЕРЛИНЕЙКАкапустаМЕТРОосень деревокоровавечеропасностьДЕВОЧКА воздушный лестницадежурный - Итак, у кого какое количество слов получилось? (8) - Проверим. Начинаем с первого слова. (водица – не словарное, проверочное слово вОды; ветер – проверить никак не можем, это словарное слов; линейка – проверочное слово лИния; капуста – не можем никак проверить, словарное слово; метро – словарное слово; осень – проверочное слово осЕнний; дерево – проверочное слово дерЕвья; корова – словарное слово; вечер – словарное слово; - опасность – проверочное слово – опасен; девочка – словарное слово; воздушный – проверочное слово вОздух, лестница – словарное слово; дежурный – словарное слово) - У кого выписаны все словарные слова? - У кого пропущено одно слово? Два? Больше двух? | Определяет целевую установку, проводит орфографическую и лексическую работу с ранее изученными словарными словами | Читают словарные слова, определяют орфограмму, пишут, выделяя орфограмму графически |
III.Актуализация знаний. Цель: актуализация субъективного опыта учащихся, личностных смыслов, опорных знаний и способов действий | 1.Беседа с учащимися о глаголе
| - Прочитайте четверостишие на слайде. Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – всё в действие придёт: Летит ракета. Люди строят здание. Цветут сады, и хлеб в садах растёт. – О какой части речи говорится в этом стихотворении? (О глаголе) – Докажите. (Глаголы обозначают действие предметов или их состояние). – Найдите глаголы в стихотворении, выпишите их, определите время - Проверим. – Сегодня мы продолжаем путешествие по волшебной стране «Речь». И нас, конечно, интересует её правитель – его величество ГЛАГОЛ. – Расскажите всё, что вы знаете о нём? – Как вы думаете, нам уже всё известно о глаголе? – Есть что-то, чего мы ещё не знаем? (Есть) | Актуализирует опорные знания и умения; подготавливает учащихся к изучению нового материала, дает целевую установку, задает вопросы, обобщает ответы учащихся. | Вспоминают правила сидения за партой, держание ручки; демонстрируют готовность к получению новых знаний на основе уже изученных. |
2. Чтение стихотворения. | – Попробуйте подобрать название к стихотворению. Завести велели мне Я согласен даже не Новые привычки: Рисовать на карте! Никогда девчонок не И согласен даже не Дёргать за косички! Танцевать на парте! Никогда с братишкой не Но не смейте делать мне Драться за обедом! Никаких упрёков, На уроках больше не Если даже я и не Говорить с соседом! Выучу уроков.
После вариантов ответов детей учитель предлагает авторский вариант – стихотворение называется «Не». – Как вы думаете почему? – Что же обозначает это слово? – Может ли оно употребляться самостоятельно, само по себе? А с какими словами оно употребляется? – Предположите, какая будет тема урока. (Не с глаголами.) – Какие вопросы у вас возникают? Всё ли здесь вам понятно? (Что такое не? К какой части речи относится? Когда это слово употребляют в речи? Как пишется не с глаголами? и др.) |
|
|
IV. Целеполагание Цель:обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | 1. Формулирование темы и задач урока | -Сформулируйте тему урока. (Правописание не с глаголами) - Что на уроке нам нужно выяснить? Определим задачи урока. - Обобщить знания о глаголе как части речи.
- Закрепить умения правописания частицы не с глаголами.
- Вспомнить глаголы-исключения.
| Задает вопросы, наводящими вопросами подводит к формулированию темы и задач. | Принимают учебную задачу, отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и задачи урока. |
V. Закрепление изученного материала Цель: закрепление опорных знаний и способов действий | 1. Работа с пословицами в парах. | - Ребята посмотрите у вас на партах лежат пословицы, я их случайно рассыпала, помогите мне их собрать. Кто не работает, | не дружит. | С ложью правда | и рыбку из пруда. | Без труда не вытащишь | не делает. | Лень добра | тот не ест. |
Проверка. Кто не работает, тот не ест. С ложью правда не дружит. Лень добра не делает. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. - Какое значение придает частица не словам? (Отрицательное) - Ребята, посмотрите внимательно, в отрицательном значении как будем писать частицу НЕ с глаголами? (Раздельно.) - Выпишите в тетрадь не с глаголами. - Какие слова выписали? (не работает, не дружит, не вытащишь, не делает, не ест) Вывод: частица не с глаголами пишется раздельно. -Давайте сравним наши ответы с правилом в учебнике. | Ставит учебную задачу: выполнить упражнение в соответствии с заданием, осуществляет контроль и проверку. | Выполняют упражнение, с целью закрепления полученных знаний. |
| 2. Работа над правилом | - Откройте учебник на стр. 124. - Прочитайте правило про себя. Вслух все вместе (жужжащее чтение) - Как пишется частица не с глаголом? (Раздельно) - Приведите примеры на данное правило. Вывод: не с глаголами пишется раздельно. | Выполнить упражнение, контролирует процесс выполнения задания, исправляет ошибки учащихся | Выполняют учебные действия под руководством учителя, выполняют упражнение. |
3. Работа в учебнике, упр.224
| - Прочитайте задание к упражнению 224. Что необходимо сделать в этом упражнении? 1. Не шути с огнем: обожжешься. –Как вы понимаете это выражение? (Огонь опасен и не нужно играть рядом с ним или относиться к нему беззаботно) - А что если мы уберем частицу не? 2. Соловья баснями не кормят. Что оно означает? (Говорится перед тем, как пригласить кого-либо к столу (обычно после затянувшихся разговоров), или (реже) тогда, когда важны (нужны) не пустые разговоры, а конкретные дела.) - А что если мы уберем частицу не? 3. Не спеши языком. Что оно означает? (Это значит прежде чем что-то сказать нужно подумать и сделать, а потом только говорить об этом) - А что если мы уберем частицу не? - Какое значение вносит частица не? Вывод: частица не носит отрицательное значение. | Дает целевую установку – прочитать задания к упражнению и выполнить их, задает вопросы по определению смысла пословиц, обобщает ответы учащихся, делает вывод. | Читают задание к упражнению, отвечают на вопросы учителя, объясняют значение пословиц, делают выводы. |
ФИЗМИНУТКА
| Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.) | Осуществляет профилактику переутомления. Показывает образец выполнения упражнений.
| Выполняют упражнения вместе с учителем. |
4. Работа в учебнике, упр.225 | - Давайте с вами прочитаем, как нужно говорить правильно. Прочитаем первый ряд слов, выделяя ударение, повторяя за мной. (Был – не был, не была, не было, не были) Теперь второй ряд слов. (Жил – не жил, не жила, не жило, не жили) И третий. (Дал – не дал, не дала, не дало, не дали.) - Какое значение вносит частица не? (Отрицания.) - Запомните произношение данных глаголов с частицей не. - Прочитаем с вами, что написано под упражнением. Вывод: Частица не при глаголе придает высказыванию отрицательный смысл: повторил – не повторил, звонил – не звонил. | Ставит учебную задачу, задает вопросы, объясняет постановку ударения в словах, обобщает ответы учащихся, делает выводы. | Принимают учебную задачу ,под руководством учителя читают слова, правильно слова ударение, делают выводы. |
5. Работа с языковым материалом.
| - Всем известно, что русский язык очень богат и сложен. В нем есть слова, которые не употребляются без не, т.е. пишутся с не слитно. - Послушайте шуточное стихотворение. Подумайте, какие слова употреблены неверно. Кто не может жить без не? Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица не. Посмотрел я вокруг с доуменьем: Что за лепое положенье. Но кругом было тихо-тихо, И во всем была разбериха, И на взрачной клумбе у будки Голубые росли забудки. И погода стояла настная, И гуляла собака счастная И, виляя хвостом уклюже , Пробегала пролазные лужи Мне навстречу без всякого страха Шёл умытый, причёсанный ряха. А за ряхой по травке свежей Шли суразный дотёпа и вежа. А из школы, взявшись за ручки, Чинным шагом вышли доучки И навстречу всем утром рано Улыбалась Царевна Смеяна. - Что рассмешило вас в этом стихотворении? (Много слов было употреблено без не, что невозможно) - Объясните значения некоторых слов, например, неряха, (неряшливый человек), ненастный (дождливый, пасмурный), недотёпа (неуклюжий, во всём неловкий, неповоротливый, нескладный человек), невежа (грубый, невоспитанный человек). - Это все были имена существительные, прилагательные. А вот какие глаголы употребляются без не? Это вам предстоит самим выяснить. - Как будем проверять? Ваши рассуждения. (Отбрасывать частицу не) - Я диктую вам слова. Вы их записываете в своих тетрадях. Если глагол не употребляется без не, то он пишется слитно. А рядом с таким глаголом ставите! (восклицательный знак). Не говорю, не умел, недоумевать, не любит, неволить, не бояться, ненавидеть, не знает, негодовать, невзлюбить. -Внимание! Написание этих глаголов-исключений из правил вам нужно запомнить. | Ставит учебную задачу прочитать стихотворение в учебнике, задает вопросы по содержанию стихотворения, выделить глаголы, определить число глаголов делает выводы.
| Принимают учебную задачу, выполняют упражнение, слушают учителя, отвечают на вопросы.
|
VI.Подведение итогов урока Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляциии сотрудничества | 1.Обобщающая беседа | - Вспомним все, о чём мы говорили на уроке. - Что такое глагол? (Часть речи) - Что обозначает глагол? (Действие предмета) - На какие вопросы отвечает глагол? (Что делать? Что сделать?) - Чем в предложении является глагол? (В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым.) - Назовите время глаголов. (Настоящее, прошедшее и будущее время) - Назовите число глагола. (Единственное и множественное число) - Как пишется частица НЕ с глаголами? Не выучил – не делай, Не знаешь – не спеши. С глаголами отдельно Частицу «не» пиши! | Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока, задает вопросы, оценивает учащихся. | Отвечают на вопросы, воспроизводя изученное раннее, формулируют выводы |
2. Рефлексия | - Посмотрите на доску. Я предлагаю вам выбрать начало любого высказывания и закончить его теми словами, которые больше всего вам подходят. 1.сегодня я узнал… 2.было интересно… 3.было трудно… 4.я выполнял задания… 5.я понял, что… 6.теперь я могу… 7.я почувствовал, что… 8.я приобрел… 9.я научился… 10.у меня получилось … |
|
|
2.Домашнее задание | Упражнение №227. | Информирует учащихся о домашнем задании | Записывают содержание домашнего задания |