конспект урока развития речи 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Щеголькова Елена Викторовна

Урок развития речи: изложение "Осенний лес". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_razvitiya_rechi_4_klass.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока развития речи в 4 классе

Тема урока: изложение «Осенний лес»

Цель урока: создать условия для работы над изложением

Задачи: изучить текст; составить план; написать изложение; отредактировать.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методическое обоснование

Актуализация знаний, обращение к жизненному опыту детей

Вступительная беседа.

-  Ребята, скажите, пожалуйста, кто из вас был в осеннем лесу?

- Что вы там видели?

- Что особенно запомнилось?

Ответы детей

Назначение этого приема работы - подготовить учащихся к восприятию текста. Круг вопросов, определяемых для беседы, зависит от цели изложений, сложности содержания текста и этапа обучения. Вопросы могут быть связаны как с условиями создания текста, его автором, самим текстом, так и с жизненным опытом учеников. В беседу могут быть включены слова и словосочетания из текста, употребление которых вызовет затруднение учащихся.

Для объяснения используются различные типы словарей: толковый, словарь синонимов, словарь антонимов, фразеологический. Вступительная беседа как прием работы особенно важна в тех

случаях, когда текст совсем незнаком учащимся, а вместе с тем достаточно сложен и без предварительной беседы может оказаться непонятным.

Формулировка  темы и цели урока

- Сегодня познакомимся с текстом писателя Соколова-Микитова, который очень любит природу, у него много произведений о временах года. Цель урока – написать подробное изложение по тексту «Осенний лес»

Работа над изложением

Восприятие текста.

Беседа по содержанию текста.

Анализ структуры текста.

Составление плана.

Орфографическая работа.

Составление текста уч-ся, запись текста.

Самопроверка и редактирование текста.

- Даша, прочитай, пожалуйста, текст вслух, все остальные слушают и параллельно читают текст про себя. После чтения ответьте на вопрос: «Почему текст назван «Осенний лес»?»

- Что является основной мыслью текста?

- как вы думаете, с  какой целью автор вводит описание природы?

- А почему зайчишке страшно осенью? Ведь вокруг всё так красиво!

- Ребята, вам понятно из текста, как автор относится к зайчишке?

- А как автор относится к лосю?

- На сколько частей можно поделить текст по смыслу?

- О чём говорится в первой части?

- О ком говорится во второй части текста?

- О ком рассказывает третья часть текста?

- Что объединяет эти части в текст?

- Что нужно сделать, чтобы ничего не упустить в изложении?

- Сколько пунктов будет в нашем плане.

- Как сформулируем первый пункт исходя из темы первого абзаца?

- Второй пункт плана?

- Третий пункт?

- Запишите, пожалуйста, самостоятельно план в таблицу для подготовки к изложению в левую графу.

- Справа от каждого пункта запишите опорные слова и словосочетания, которые будем использовать в изложении.

- Прочитайте ещё раз текст с целью выявления трудностей в написании слов. Найдите в тексте слова, написание которых отличается от произношения.  

Выберите среди них слова с безударным гласным в корне.  Объясните правила проверки таких слов.  

Выберите слова с парным по глухости/звонкости согласным в корне и на конце слов. Расскажите, как проверяются такие орфограммы.  Вспомните, как проверить безударное окончание имён существительных в единственном числе.

Найдите безударные личные окончания глаголов. Объясните их написание.

Прочитайте ещё раз названия грибов, запишите их, постарайтесь запомнить.

- Пользуясь составленным планом и опорными словами и словосочетаниями, запишите текст.

- Проверьте и если нужно отредактируйте свой текст.

- в тексте рассказывается про осенний лес, как он выглядит, что происходит в лесу осенью.

- основная мысль текста – показать красоту природы   осеннего леса.

- чтобы рассказать читателям о том, как красив осенний лес.

- потому что он уже сменил свою серую шубку на белую, а снег ещё не выпал, и он теперь заметен среди жёлтой листвы.

- автор с  сочувствием относится к нему, называет ласково  зайчишкой.

- к лосю автор относится с уважением и восхищением, называет его лесным богатырём.

- на три части (по количеству абзацев)

- в первой части говорится о том, какие грибы растут в осеннем лесу и как они выглядят.

- во второй части текста речь идёт о лесном богатыре – лосе.

- в третьей части рассказывается о зайчишке.

- все части объединяет тема, которая отражается в названии текста.

- Составить план

- три пункта (по количеству частей, на которые мы разбили текст)

- какие грибы растут в лесу, как они выглядят

- лось вышел на край болота.

- страшно робкому зайчишке.

- крепкие боровики, пятнистые мухоморы, сыроежки, скользкие грузди, опята на тоненьких ножках.

- край болота, гигантский лось, ветвистые рога, трубный голос, рёв лесного богатыря.

- робкий зайчишка, шубка побелела, хищники не увидят.

-  берёз, траве, прячутся, крепкие, боровики, краснеют, пятнистые, мухоморы, розовеют, сереют, сыроежки, встречаются, скользкие, друг, опята, ножках, болото, вышел, гигантский, голову, тяжёлые, ветвистые, рога, заревел, голосом, очень, далеко, слышен, лесного, богатырь, робкому, зайчишке, шубка, побелела, снег, выпадет, хищники.

Восприятие содержания текста проходит по-разному. С целью знакомства с текстом могут быть использованы такие

приемы, как:

1) чтение текста учителем;

2) чтение текста про себя;

3) параллельное прослушивание текста и чтение про себя. Какой из перечисленных приемов выбрать, будет зависеть от конкретных условий:

- характера изложения (подробное, сжатое, выборочное);

- сложности текста;

- подготовленности класса.

Во всех случаях важно, чтобы была дана установка, нацеливающая на активное восприятие содержания например:

«сформулируйте тему», «основную мысль текста», «почему текст назван ...?», «как еще можно озаглавить текст?».

Задачу более глубокого понимания содержания текста, композиции языка решают приемы работы, направленные на анализ текста. Разбор текста - дело очень важное и трудное. Долгое «разжевывание» также вредно, как и отсутствие разбора.

Беседа должна помочь глубже понять текст как тематическое смысловое целое, определить тему и основную мысль, установку автора, выяснить, какие факты
являются главными определяющими, каковы причинно-следственные связи
и отношения. Ученик должен не только увидеть авторскую позицию, но и уметь обосновать свое отношение к воспринятому. В беседе по содержанию целесообразны вопросы и задания типа: «Почему он так поступил?», «С какой целью автор вводит описание природы?», «Докажи, что ...», «Как вы считаете, кто прав?». Слишком большое количество вопросов, рассчитанное на детальное воспроизведение текста, методически не целесообразно, так как у учащихся пропадает интерес к работе.

Назначение этого приёма работы - показать, что текст представляет собой не только тематическое и смысловое, но и структурное единство, предупредить возможные ошибки при воспроизведении текста. Ученики в процессе анализа убеждаются, что тексты делятся на части (подтемы, микротемы), каждая из которых так или иначе связана с общей темой и основной мыслью текста, а также наблюдают способы связи частей и предложений в тексте, разнообразие способов выражения этой связи. Тексты разных типов дают им возможность показать, какие языковые средства можно использовать, чтобы высказывание не распадалось, а было единым структурным целым.

Составление плана - это самостоятельная речевая деятельность, средство лучшего осмысления, запоминания текста и организация его воспроизведения. План способствует совершенствованию речи учащихся, так как при работе над ним требуется правильное, точное, достаточно выразительное словесное оформление заголовков. Требование к плану будет зависеть от вида предстоящего изложения. Так план подробного изложения должен отражать не только последовательность событий, фактов, но и основную мысль текста, словесные формулировки заголовков должны соответствовать стилю исходного текста. Такой план будет способствовать лучшему осмыслению и подробному воспроизведению содержания.

Составление плана - чрезвычайно важный прием подготовки к написанию изложений, активизирующий процесс анализа, осмысления и воспроизведения текста. План может быть дан в готовом виде, может быть деформированным, а также может коллективно составляться во время сбора рабочих материалов. Опорные слова  и сочетания слов для лексической и орфографической работы могут подбираться в ходе урока, могут быть даны и в готовом виде.  При составлении плана можно воспользоваться таблицей.

Такая подготовка позволяет вспомнить основные правила написания орфограмм, которые присутствуют в тексте, а также позволяет запомнить ключевые слова и использовать их в изложении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи 2 класс.

Конспект урока русского языка по теме "Развитие речи. Текст" во 2 классе по программе "Начальная школа XXI века"....

конспект урока развития речи во 2 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида на тему: "Зимующие птицы. Воробей"

На данном уроке учащиеся На основе системно-деятельностного подхода выявляют основные признаки зимующих птиц, обощают, делают выводы.урок представляет сосбой серию учебных ситуаций, развивающихся ...

Конспект урока развития речи в 1 классе "Домашние животные. Кошка".

Урок развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 1 классе....

Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе по теме: "Пробуем сочинять загадки"

Конспект урока развития речи по русскому языку  во 2 классе, тема урока:  "Пробуем сочинять загадки". Автор учебника С.В. Иванов "Русский язык" 2 класс, изд. "Вентана-Граф"( УМК "Начальная ш...

Конспект урока развитя речи в 1 классе коррекционной школы 8 вида. Тема: "Чайная посуда"

-  Познакомить детей с названием предметов чайной посуды: чашка, блюдце, чайник, чайная ложка, сахарница, молочник, чайный сервиз, чайная пара.-  Обобщить названия предметов чайной посуды в ...

Конспект урока развития речи. 2 класс.

Конспект урока развития речи по теме: "Виды плана". 2 класс....

Конспект урока развития речи в 4 классе по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь", презентация к уроку.

Конспект поможет провести или спланировать урок развития речи. Можно провести этот урок  на литературном чтении или на уроке русского языка,  можно провести интегрированный урок. И жела...