Занимательный русский язык
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)
1 занятие по курсу внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Слово. Лексическое значение слова | 13.57 КБ |
Слово. Лексическое значение слова. Презентация | 453.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Слово. Лексическое значение слова.
1. Замени выделенное слово другим, более точно передающим данное понятие, и объясните свою замену.
Мы пересаживаем рассаду в землю _________________
После оттепели снова ударил мороз, и на снегу образовалась ледяная корка ______________
Ребята забрели в самую гущу леса ________________
Сбоку дороги цвёл высокий иван-чай ______________________
2. Определи по толкованию, какое слово задумано.
Большой, бесформенный кусок земли, льда. ___________________
Занимающий очень много места, слишком большой. ____________________
Полный телом, крупного сложения ________________________
Постепенно утрачивать яркость, блеск _____________________
Сильно похудеть, ослабевать от недоедания __________________________
Человек одного возраста с кем-нибудь _________________________
Одна из досок деревянного пола ______________________________
Легко перелетать с места на место (о птицах) ________________________
3. Употребляй слова правильно. Исправь лексические ошибки в предложениях.
Мальчик Петя был зачинателем драки. ______________________________
Он был искусственным мастером. _________________________________
Девочка удивительно подняла брови. ______________________________
Соседний мальчик очень балованный. _____________________________
4. Замените одним словом.
Воспринимать на ощупь, при прикосновении ______________________________
В предыдущий день __________________________________
Верный, любящий ___________________________________
Тот, кто учится вместе с кем-нибудь ____________________________
Правдивый, откровенный, прямодушный _____________________________
Упасть, распадаясь на части, обрушиться _____________________________
Тот, кто был свидетелем, наблюдателем какого-либо события _________________________
Находиться в земной коре (о полезных ископаемых) _________________________________
Очень крутой, вертикально уходящий вниз _______________________________
Идущий в обход (о дороге, пути) ____________________________________
Застёжка, вдеваемая в манжет мужской рубашки ____________________________
Простодушный, неопытный ______________________________________
Место, где стаял снег и обнажилась земля _______________________________
5. Алёна так определила лексическое значение слов:
Ложка – столовый прибор, которым едят суп.
Садовод – дядя, который водит детей в садик.
Зима – время года, когда идёт снег.
Перчатки – то, что делает еду острой.
Согласны ли вы с Алёной? А какое объяснение данных слов дали бы вы?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Подчеркни в данных словосочетаниях слова, которые употреблены в переносном значении
ослепительный свет – ослепительная красота
ледяная глыба – ледяной взгляд
сердечные мышцы – сердечный друг
7. Пишем грамотно. Поставь в словах правильное ударение.
начать начал начали
звонит позвонит звонят
баловать баловал баловала
8. Пишем грамотно. Исправь ошибки. Перепиши исправленное стихотворение (в тетрадь)
Сотни слов, радных и метких,
Сникнуф, голос потеряф,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых славарях.
Ты их выпусти отуда,
В быт обыденный вирни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.
9. Определи слово по его лексическому значению. Запиши его.
Башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов _________________________
Цвет, средний между красным и жёлтым, цвет апельсина _________________________________
Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсе, выставке ____________________________________
Запас слов и выражений человека ______________________________________
Слова, имеющие близкие значения _____________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сло́во — одна из основных структурных единиц языка, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий, а также именования мнимых и отвлечённых понятий, создаваемых человеческим воображением. Знакомьтесь! Лексика — это совокупность слов языка, его словарный (лексический) состав. Иногда этот термин используется в более узком значении — по отношению к отдельным пластам словарного состава (устаревшая лексика, общественно-политическая лексика, лексика Пушкина и т. д.). Основная единица лексики — слово.
Лексиколо́гия (от др.-греч . lexikos — слово, выражение, logos — суждение) — раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, или лексику. Лексикология делится на общую и частную. Частная лексикология изучает лексический состав какого-либо конкретного языка. Знакомьтесь! В лексикологии рассматриваются: слово и его значение система взаимоотношений слов история формирования современной лексики функционально-стилевое различие слов в разных сферах речи
Лексические загадки № 1 Укажи способ объяснения значения данного слова Беда – несчастье, горе, неприятность а) подбор синонимов б) описательно в) подбор синонимов и описательно
Жизнь прожить – не поле перейти. пословица Лексические загадки № 2 Составь из данных слов пословицу, запиши её не, перейти, жизнь, поле, прожить
Лексические загадки № 3 Подбери синонимы к выделенным словам в разных его значениях верный друг - друг верное решение - решение надёжный преданный проверенный испытанный и др. истинное правильное безошибочное точное и др.
Лексические загадки № 4 Замени выделенное слово другим, более подходящим по смыслу Ребята забрели в самую гущу _______ леса. ( ) чащу
Лексические загадки № 5 Вставь в предложения К.Паустовского пропущенное слово. В прямом или переносном значении оно употреблено? Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский ______ . Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему ________ . б) в переносном а) в прямом язык языку
Лексические загадки № 6 Укажи значение многозначного слова морж , которое появилось позже б) человек, занимающийся плаванием зимой в открытых водоёмах а) крупное ластоногое морское животное
Лексические загадки № 7 Слово персона означает лицо . Основываясь на этом, запиши, что обозначают данные слова. Персонал - Персональный - служащий учреждения личный Персонаж - действующее лицо
На днях в л е су н аш ёл я гру здь и очень был доволен. Верное решение Лексические загадки № 8 Необходимо помочь мальчику рассказать в письме о том, что ему понравился отдых за городом. Прочитав слова мальчику, запиши эту фразу без ошибок. На днях в лису на шёл я грусть и очень был доволен.
Лексические загадки № 9 В каком из предложений выстрел у мальчика получился нечаянно? б) Мальчик натягивал тетиву лука и выстрелил. а) Мальчик натянул тетиву лука и выстрелил.
Автор шаблона Панова Валентина Викторовна Ученики Поля «Ромашка» Фон лист в линейку Для презентации: Таблица (Лексика) http://rud.exdat.com/pars_docs/tw_refs/730/729868/729868_html_21a70668.png Чаща леса http://www.look.com.ua/pic/201309/1366x768/look.com.ua-78225.jpg Мальчик с луком http://images.vectorhq.com/images/premium/thumbs/122/boy-playing-in-the-indian_122165848.jpg Задания – Олимпиады по русскому языку 4 класс, авт.Орг А.О., Белицкая Н.Г., изд. «ЭКЗАМЕН» М:2014г Информация - http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/19905 Ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательный русский язык
Презентация подходит для проведения внеклассного занятия по русскому языку....
Час занимательного русского языка.
Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов. Данное занятие поможет лучше усвоить знания родного языка, игра поможет подружиться с такими понятиями, как слово, слог, предложение, скороговор...
"Занимательный русский язык." Урок в 3 классе.
Данный урок содержит занимательный материал по русскому языку. Он позволяет развивать интерес к предмету, развивает логическое мышление,кругозор,орфографическую зоркость...
Презентация и разработка к уроку русского языка . 3 4 класс "Час занимательного русского языка"
Цели:Проверить знания и умения учащихся по общим вопросам русского языка.Развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации, развивать эмоции учащихся, развивать познавател...
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс...
Внеурочная деятельность по русскому языку 4 класс "Занимательный русский язык
Внеурочная деятельность...