Технологическая карта урока русского языка в 1 классе
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе "Редактирование текста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnolog_karta_rus_yaz_1_kl.doc | 186 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение - школа № 51 города Орла
Конспект открытого урока
русского языка
Тема: «Редактирование текста»
1 класс
Подготовила:
учитель начальных классов
первой категории
Швецова Любовь Дмитриевна
2019 год
Содержание
- Пояснительная записка …………………………………………………. 3
- Основная часть …………………………………………………………….4
- Список использованной литературы…………………………………….24
- Приложение………………………………………………………………..25
Пояснительная записка
Урок разработан на основе УМК «Школа России». Авторы учебника: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий- Русский язык 1 класс- М.: Просвещение, 2016 г. Поурочные разработки по русскому языку 1 класс, - 2-е изд.- М.: ВАКО, 2017
Основная идея курса заключается в том, чтобы познакомить учащихся с русским языком как системой, сформировать навыки грамотного письма; особое внимание уделяется развитию речи младших школьников. Комплекс упражнений и заданий обеспечивает достижение личностных, предметных и метапредметных результатов освоения Основной образовательной программы начального общего образования.
В разработке урока использованы следующие педагогические инновационные технологии: информационно-коммуникативная технология; технология проблемного обучения; игровые технологии; здоровьесберегающие технологии.
Также в уроке имеют место методы обучения: словесный, наглядный, метод проблемного обучения.
Предмет: русский язык
Класс: 1 класс
Учитель: Швецова Любовь Дмитриевна
Дата проведения: март 2019 г.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Тема урока: Редактирование текста
Цели учебного занятия |
- Личностные УУД: самостоятельное определение и высказывание простых, общих для всех людей правил поведения. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Задачи урока | 1) Образовательные: - создать условия для обучения учащихся приёмам редактирования текста, организуя самостоятельное наблюдение детей за языковым материалом. 2) Развивающие: - развивать умение видеть речевые ошибки в тексте; - развивать орфографическую зоркость и орфографические умения (видеть в словах орфограмму); - развивать внимание, восприятие, мышление, умение объяснять свои действия. 3) Воспитательные: - способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитывать культуру общения, чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения при работе в команде. - способствовать воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы. |
Планируемые результаты | 1) Предметные (объём освоения и уровень овладения компетенциями): - научатся: исправлять речевые ошибки в тексте (редактировать текст); - получат возможность познакомиться с новыми словами, их лексическим значением, выражениями; возможность научиться находить изученные орфограммы в тексте; получить новые сведения об окружающем мире 2) Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта, приобретённая компетентность): - Познавательные – использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоения способов решения проблем творческого и поискового характера; - Коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - Регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнять. 3) Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; овладение начальными навыками адаптации. |
Основные понятия | Редактирование, редактировать, редактор, редакция |
Межпредметные связи | Литературное чтение, окружающий мир |
Информационно-технологические ресурсы |
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Индивидуальные карточки с готовым текстом.
|
Организация пространства: | Фронтальная работа, индивидуальная работа |
Технология проведения урока (этапы) | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | - Ребята, у нас сегодня на уроке гости. И нам нужно поработать так, чтобы гостям у нас понравилось и чтобы они ушли в хорошем настроении. Для этого нужно хорошенько постараться. Произносите вместе со мной: - Будем мы учиться грамотно писать, В этом нам поможет учебник и тетрадь. Будем мы внимательны, будем терпеливы, И тогда научимся мы писать красиво. И тогда ошибка другом нам не станет, И в тетрадь по русскому вовсе не заглянет. – Сейчас вы откроете тетради, запишите сегодняшнее число, затем минутка чистописания: заглавные буквы Ч и У (обращается внимание уч-ся на различие в написании букв ) и письмо слияний ча, чу (повторение правила) (Образцы в тетрадях.) | Организует деятельность учащихся на создание рабочей обстановки. | Принимают участие в постановке цели урока. Погружаются в рабочую атмосферу. | Регулятивные УУД: - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; Личностные УУД: -развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству -формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательной деятельности |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (6 мин) Цели: - организовать актуализацию умений учащихся; - организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения. | -А теперь вам необходимо отгадать загадку, чтобы узнать героя сегодняшнего урока: Посмотрите- ка, какая- Вся горит, как золотая, Ходит в шубке дорогой, Хвост пушистый и большой? На экране изображение лисы (Слайд 1) Приложение 1 - Лисица- одно из самых красивых хищных животных. Длина тела то 60 до 90 см. Вес не больше 10 кг. Мех длинный и пушистый чаще всего рыжего цвета. Но бывает окраска и чёрно-бурая, и белая. Лиса меняет свой мех дважды: летом на редкий и короткий; а зимой на густой и длинный. На экране появляется текст (Слайд 2) и у каждого уч-ся текст на индивидуальных карточках Лиса. Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле лисе это редко удаётся. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут. Слова для справок: у неё, она, о ней, ей, ею - Сейчас я буду читать, а вы подумайте ,что вы видите на экране и на своих листочках? -Давайте вспомним, что такое текст? Откройте учебник на стр.10-11 повторите правило. - Ещё раз прочитаем текст. - О ком рассказывается в тексте? - А какой лисичку называют в русских народных сказках? Почему? (Учитель показывает картинку лисички из сказки) -Посмотрели на лисичку и возвращаемся к тексту. Словарная работа. - Ка вы понимаете выражение: «дурная слава ходит»? - Попробуйте объяснить значение слова «будто»? - Что значит: «у лисы чуткий слух»? - Как вы понимаете выражение «тут как тут»? | Создаёт проблемную ситуацию. | - Это лиса. - Это текст. - Текс-это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Уч-ся читают текст, а вслух читает хорошо читающий ученик. -В тексте говорится о лисе. - Хитрая, плутовка,.. Ответы детей. - Значит, лиса совершает плохие поступки. - Это слово выражает некоторую неуверенность - Это значит, что слух тонкий острый, обострённый - Это значит «моментально появиться, очень быстро оказаться на месте (рядом) | Регулятивные УУД: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно. Коммуникативные УУД: - умение слушать и вступать в диалог, - умение выражать свои мысли полно и точно, - учёт разных мнений и умение обосновывать своё. |
III. Выявление места и причины затруднения (2 мин) Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | -Прочитайте ещё раз внимательно текст. -Что здесь не так? Что вас настораживает?
- Как выдумаете, такой текст красиво звучит? - Такой текст не очень красивый, так как в нём есть повторы слова лиса. С точки зрения русского языка повторы –это тоже ошибки, которые называются речевыми ошибками. - А что мы можем сделать для того, чтобы текст стал красивым и правильным? -Вы знаете приёмы исправления ошибок? -Конечно, такой текст можно и нужно исправлять. А вот как это правильно сделать, нам предстоит сейчас узнать. | Создаёт условия для организации деятельности по планированию. | - Очень часто повторяется слово лиса. Ответы детей. - Нужно исправить имеющиеся в нём ошибки. -Нет, пока не знаем. Учащиеся сталкиваются с проблемой: возникает необходимость в поиске решения проблемы. | Познавательные УУД (общеучебные): - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (10 мин) Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства. V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (3 мин) Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | - Итак, попробуем сформулировать тему нашего урока? -Правильно. Исправление текста ещё называют редактированием текста. - Определите цели нашего урока? - Хорошо. Сегодня мы с вами должны научиться исправлять или редактировать текст -Правильно. Но сначала мы должны научиться находить ошибки. Это ещё одна и 1 –ая цель урока. - Хорошо. Перед нами две цели: находить ошибки, исправлять. --Теперь назовите ещё одну цель третью? - Сейчас я познакомлю вас с лексическим значением слова редактировать. (Слайд 3) Редактировать- это значит исправлять ошибки в заданном тексте. - Существуют родственные слова слову редактировать: редакторы- это группа людей, исправляющая (редактирующая) тексты газет, журналов и других рукописных изданий; редакция- помещение, где работают редакторы. - Сегодня наш класс- это редакция, а мы с вами –редакторы. При редактировании нашего текста будем использовать приём замены повторяющегося слова лиса другими словами только там, где это нужно, чтобы в стоящих рядом предложениях не было повторов У вас на листочках внизу под текстом есть слова для справок , выбирайте только те, которые подходят по смыслу. -Возьмите в руки карандаши и карточки, давайте наведём порядок в тексте. - Читаем 1-ое предложение. Какое слово лиса нужно заменить: первое или второе и каким словом? Смотрите слова для справок (второе; она) - Прочитаем получившееся предложение. - Теперь ответьте на вопрос: Что редко удаётся сделать лисе (или ей)? Выберете подходящее слово из слов для справок. Прочитайте получившееся предложение. - Прочитайте 3 предложение. Как вы думаете, нужно ли в этом предложении заменить слово лиса? Перечитайте 1 и 2 предложение. Ещё раз подумайте. - Какой у лисы (у неё) слух? - Какое слово для справок выберем для замены слова с предлогом у лисы? Прочитайте получившееся предложение. - Как вы отредактируете последнее предложение? Физкультминутка - Прочитаем полностью, что у нас получилось? | Создаёт условия для организации дальнейшей работы на уроке. В цветочек на доске прикрепляется сердцевина с написанной на ней темой урока. К цветку прикрепляются лепестки с записанными целями урока. Фронтальная работа. Учитель слушает ответы детей, выбирает правильные варианты. Осуществляет индивидуальную коррекцию действий учащихся | - Исправление текста. Цели урока: 2.-Должны научиться исправлять (редактировать)совершенствовать текст. 1- Находить (замечать) ошибки в тексте 3 Записать полученный текст, т.е. применить наши знания в практической деятельности. (Дети определяют цели с помощью учителя) Учащиеся исправляют на листочках слово лиса простым карандашом -Лисе (ей) редко удаётся утащить курицу. -Можно оставить 3 предложение без изменения. - У лисы (у неё) чуткий слух. - Слово лиса заменим словом она. Дети читают тексты | Познавательные УУД: - выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; - формулирование ответов на вопросы; - обучение работе с разными видами информации. Регулятивные УУД: - умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя Регулятивные УУД: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные УУД: - взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. |
V1. Реализация построенного проекта (4 мин) Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения. | - Теперь прочитайте отредактированный текст. -Кто запомнил, как называется такая работа над текстом? | Дети читают текст вслух (2 уч-ся) Учитель оказывает необходимую помощь отдельным учащимся. - Такая работа над текстом называется редактированием . | Личностные УУД: - формирование установки на здоровый образ жизни. Познавательные УУД: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; - умение применять новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД: - умение договариваться, находить общее решение, оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД: - умение работать по коллективно составленному плану. | |
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (12 мин) Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | - А сейчас нам нужно отредактированный текст чисто и аккуратно переписать в тетрадь - Давайте обратим внимание на написание слов, в которых встречаются отдельные правила (орфограммы): лиса- лис (проверочное слово); таскает- тащит; редко – реденький; чаще –ча; чуткий –чу. - Проверьте написанное по образцу (Слайд 4) (Появляется запись отредактированного текста) Лиса. Про лису дурная слава ходит, будто она кур таскает. Но на деле ей это редко удаётся. Чаще всего лиса охотится за мышами. У неё чуткий слух. Только пискнет мышонок, она уже тут как тут. | Учитель организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Учитель напоминает учащимся о красной строке, о правилах посадки при письме. Учитель организует самопроверку работ учащихся по эталону, образцу, представленному на экране, выявляет места и причины затруднений, организует работу над ошибками. | Дети самостоятельно выполняют задание после инструкции учителя. Происходит самопроверка работ учащихся по образцу на доске, выявляются и исправляются ошибки. | Регулятивные УУД: - готовность взаимодействия со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности, выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем; - умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные УУД: - овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий, способностью с помощью вопросов добывать и использовать недостающую информацию. Личностные УУД: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (1мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | - Вы хорошо поработали! - О чем мы сегодня говорили на уроке? Что нового вы узнали? -Давайте посмотрим на наш цветок , назовите тему и цели урока. - Как вы думаете, мы добились целей урока? (Учитель обращает внимание детей на экран. Идёт работа по содержанию Слайда 5: Сегодня на уроке… -мы редактировали текст - я научился…; - у меня хорошо получалось…; - я старался…; - мне понравилось … . - А теперь оцените свою работу на уроке с помощью разноцветных листочков. Если вам на уроке всё было понятно, возьмите зелёный листочек, если были затруднения, возьмите жёлтый листочек, если много было непонятного, возьмите красный листочек. Листочки прикрепите на веточки Дерева успеха (дерево на листе бумаги на доске) Спасибо за урок! | Создаёт условия для рефлексии пройденного на уроке. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, дают самооценку своей деятельности на уроке Ответы детей. Дети прикрепляют листочки. | Познавательные УУД :- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные УУД: - умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД: - формирование адекватной позитивной осознанной самооценки; - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика». |
Список использованной литературы
- В.П.Канакина, В.Г.Горецкий- Русский язык 1 класс- М.: Просвещение, 2016.
- О.И.Дмитриева – Поурочные разработки по русскому языку 1 класс,- 2-е изд.- М.: ВАКО, 2017.
- Н.В.Любимова, Н.И.Прилепская- современные педагогические технологии в общеобразовательной школе (информационный бюллетень)- Орёл,2016.
- http: // student 39. ru
- http: // ped- kopilka. ru
- http: // pristor.ru
Приложение 1
Приложение 2
Лиса.
Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле лисе это редко удаётся.
Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.
Приложение 3
Редактировать - это значит исправлять ошибки в заданном тексте.
Приложение 4
Лиса.
Про лису дурная слава ходит, будто она кур таскает. Но на деле ей это редко удаётся.
Чаще всего лиса охотится за мышами. У неё чуткий слух. Только пискнет мышонок, она уже тут как тут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31
Тема: Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...
Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)
laquo;Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе». Главная цель работы над темой:Создание условий для формирования у...
Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?
Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?...
Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".
Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....
Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»
Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...
Технологическая карта урока русского языка 4 класс. Тема урока: Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.
Тема урока: Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода....
Технологическая карта урока «Русский язык» 1 класс обучающиеся с УО интеллектуальными нарушениями Учитель начальных классов Фатеева Н.А
Тема: «письмо изученных строчных и заглавных букв»Тип урока: ЗакреплениеЦель: Создать условия для формирования умения писать заглавные и строчные буквы; способствовать развитию моторики, ф...