Конспект урока "Обобщение знаний об имени существительном" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Данный конспект содержит технологическую карту урока по русскому языку по теме "Обобщение знаний об имени существительном". Также прилагаются оценочные листы, которые заполнялись в ходе урока учащимися. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_3_klass.docx32.51 КБ
Microsoft Office document icon vid_raboty.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа с. Ленинское»

Конспект урока по  русскому языку в 3 классе

по теме:

«Обобщение знаний об имени существительном»

Учитель:

Куничук Ксения Юрьевна

с. Ленинское, 2019 год

Класс

3 А

УМК

Школа России

Продолжительность урока

45 минут

Тема урока

Обобщение знаний об имени существительном»

Цель и задачи урока

Цели:

Обобщить  и систематизировать  изученное  по теме “Имя существительное”

Задачи:

 Закрепить у учащихся представление об имени существительном как части речи и его грамматических признаках; формировать умение различать существительные среди других частей речи.

 Развивать мышление, память, речь, внимание, пополнять словарный запас учащихся.

Воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка через использование средств активизации учебного процесса (мультимедиа сопровождение)

Тип урока

Обобщение изученного материала

Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение,  классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент

-Все встали ровно, проверили готовность  к уроку, тихо сели.

-Открыли тетради, записали число, классная работа

Открывают тетради, записывают число (18 февраля), и классная работа.

  1. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы отправимся в страну под названием Речь, в гости к одному из её жителей. А к кому ответите мне вы, послушав стихотворение.

Всему название даю: и зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным – полно,

А безымянных нету,

Давно живу я в мире этом

Даю названия предметам.

- О какой части речи это стихотворение?

-Совершенно верно, сегодня мы отправимся в гости к  Имени Существительному. Нам предстоит обобщить полученные знания об имени существительном.

-  Что именно предстоит повторить нам об имени существительном?

- Сегодня на уроке мы с вами будем работать с карточками достижений, напоминаю за каждый этап урока вы ставите себе баллы, а в конце урока баллы переводите в отметку

- А в начале пути  -Аукцион: кто запишет больше имен существительных из стихотворения. Сначала я его вам прочитаю. Слушайте внимательно:

Ох и  удивительное.

Это существительное

Ночь, звезды, луна, закат и рассвет –

Ничего прекрасней нет.

Мама, Родина, земля –

Самые главные слова.

- А теперь я читаю вам стихотворение ещё раз, и вы  будете выписать имена существительные и  обозначать орфограммы.. Будьте очень внимательны. Готовы?

(второй раз читаю стихотворение, очень медленно, делая паузы в конце строки, смотрю на класс и жду когда дети поднимут головы (это знак, что дети выписали слова.))

Сверка с доской

- Кто согласен/не согласен?

(Если ребёнок выписал не все слова, учитель спрашивает другого ребёнка, и тот дочитывает пропущенные слова.)

- Хорошо. А теперь докажите, что выписанные слова – имена существительные.

Вывод: что такое имя существительное

Кластер

Оценочный лист

-Имя существительное.

-Имя существительное как часть речи. Признаки имен существительных. Изменение имен существительных. - на доске появляются вопросы для повторения

- Да

Записывают слова.

Один ученик за закрытой доской

Поднимают руки.

Читает слова, которые записал:

ночь, звёзды, луна, закат, рассвет, , мама, Родина, земля, слова.   (9 слов)

Отвечают.

- Они все отвечают на вопросы «кто?» или «что?» и обозначают предмет. Слово «мама» – отвечает на вопрос «кто?», остальные слова - на вопрос «что?».

Регулятивные:

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

Коммуникативные:

- адекватно оценивать собственные знания.

  1. Воспроизведение изученного материала

Минутка каллиграфии: 

Девочка, город, заяц, сорока, тетрадь.

- Что объединяет все эти слова?

 (Это словарные слова)- ударение, орфогр.

-  А что еще объединяет все эти слова? (имена сущ)

-Докажите что это имена существительные.

- На какие две группы можно разделить данные имена существительные?

(Одушевленные и неодушевленные сущ.)        

Назовите одушевленные имена существительные.

- Почему данные слова вы отнесли к одушевленным им.сущ?

Назовите неодушевленные им.сущ.

- Докажите, что все эти слова относятся к неодушевленным им.сущ.

- Итак назовите первый признак имен существительных.

Кластер

Оценка в карточке достижений

Высота букв и наклон все буквы чуть ниже середины рабочей строки

Сегодня на уроке русского языка как всегда урок ря мы начинаем с минутки чистиописания

Что можно отработа на мин чистописания

Пишут в тетради с доски

Подчеркивают орфограммы

Отвечают.

- Все слова словарные, все они - имена существительные.

- Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос «кто?» или «что?».

- Одушевленные – «кто?»

и неодушевленные – «что?».

Познавательные:

- ставить, формулировать и решать проблемы;

Регулятивные:

- формировать и удерживать учебную задачу;

  1. Повторение и систематизация

5. Работа по учебнику.

На доске записано деформированное предложение

Спит, крыльце, кот, на, Васька.

Посмотрите, что видите - слова. Составим из слов предложение. Вспомним что такое предложение

Найдите в этом предложении имена сущ.

- Чем они отличаются друг от друга?

Как пишутся?

Какой еще признак имени существительного вы знаете?

А сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно. У вас на партах лежат карточки. Выберите ту, которую сможете…..

Уровень 1. Записать 3 нарицательных имени существительных и подобрать к ним 3 собственных имени существительных.

Уровень 2. Подобрать к данным нарицательным именам существительным собственные имена существительные.

река …

город…

село…

Уровень 3. Соединить нарицательные имена существительные с собственными, данными в таблице.

река…

Мурзилка

журнал…

Трезор

собака….

Амур

-

 (Проверка)

- Кто выбрал карточку …….. какие словосочетания вы записали?

- Как пишутся имена собственные?

- Молодцы. Итак, мы повторили второй признак имен существительных, это какой признак?

-кластер, оценочный лист 

ФИЗМИНУТКА

Встали ровненько ребята,

Пошагали как солдаты

Влево, вправо наклонись

На носочках потянись

Раз рывок, два рывок

Отдохнул ли ты дружок?

Помаши кистями дружно

И садись- писать нам нужно.

-Послушайте внимательно стихотворение.

Женский род запомню я

И скажу: «Она – моя».

Я запомню род мужской

И опять скажу: «Он – мой».

Средний род: «Оно - моё» –

Это правило - твое!

- О каком признаке имен существительных идет речь в стихотворении? (вспомнили род)

- Запишите  слова, распределяя их на три столбика. (под диктовку)

- По одному человеку с каждого ряда к доске, остальные в тетради:

Собака, лес, гнездо, гора, заяц, село.

- Почему вы таким образом распределили слова?

- Вы правильно справились с этим заданием.

- Сделаем вывод, как изменяются имена существительные?

КЛАСТЕР ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

- Ребята, а как еще изменяется имя существительное?

- Правильно. Измените  данные имена существительные по числам и запишите их в тетрадь:

…-коты

…-птицы

туча-…

- Какие слова вы записали?

- Какой следующий признак имен существительных мы повторили?

-А сейчас откроем учебники на стр 62. В рубрике «Проверь себя» найдите задание № 2.

-Прочитайте слова. Найдите и докажите, что одно из слов является именем существительным.

- Запишите себе в тетрадочки данное  имя существительное, дайте ему характеристику.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Это было последнее задание, посчитайте свои баллы, поставьте отметку.

- записали, 1 у доски

(На крыльце спит кот Васька.)

Назвали?

Написанием (заглавная, строчная)

Собственные и нарицательные

Дифференциация

 

- Пишут свои варианты в тетради.

- Собственные пишутся с заглавной буквы, это - имена, отчества, фамилии, клички животных, города…Нарицательные пишутся с маленькой буквы, это – все остальные слова.

Выходят к доске, пишут:

Собака, гора.

Лес, заяц.

Гнездо, село.

- Существительные имеют род: женский, мужской и средний. Чтобы определить род имени существительного, надо…

- По родам

- По числам

-Дружба – это имя существительно, т.к. отвечает на вопрос что и обозначает предмет.

-Дружба – имя существительное, отчечает на вопрос что?, неодуш, нариц, ж.р., ед.ч.

Познавательные:

- применять правила и пользоваться инструкциями;

- ставить, формулировать и решать проблемы;

- передавать информацию устным и письменным способом.

Коммуникативные:

- адекватно оценивать собственные знания;

- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Регулятивные:

- формировать и удерживать учебную задачу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.

6. Итог урока. Рефлексия.

- Что мы сегодня повторили на уроке?

(вернуться к задачам урока)

- На какие вопросы отвечает имя существительное?

- Что обозначает имя существительное?

- Что обозначают одушевлённые имена существительные и на какой вопрос они отвечают?

- Неодушевленные?

- Как пишутся имена собственные?

- Почему?

- Расскажите как имена существительные изменяются по родам? По числам?

 

- Мы повторили что такое имя существительное,  род имён существительных, что они изменяются по числам, что они бывают собственные и нарицательные, одушевленные – неодушевленные.

- На вопросы «кто?» «что?».

- Предмет.

- Они обозначают людей и животных. Отвечают на вопрос «кто?».

- С большой буквы.

- Потому что это имена людей. Клички животных…

Регулятивные:

- формировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные:

- передавать информацию устным и письменным способом.

7. Домашнее задание

С 59, упр. 107


        



Предварительный просмотр:

Вид работы

Баллы

Оцениваю сам

Оценивает учитель

1.Аукцион.

Нет ошибок (9 слов)

3

1 ошибка (7-8)

2

2 ошибки (5-6)

1

3 ошибки и более

0

2. Работа с деформированным предложением

Нет ошибок

2

1 ошибка

1

2 ошибки и более

0

3. Работа с карточкой

Нет ошибок

3

1 ошибка

2

2 ошибки

1

3 ошибки и более

0

4. Изменение имен существительных по родам и числам

Нет ошибок

3

1 ошибка

2

2 ошибки

1

3 ошибки и более

0

5. Работа с упражнением № 2 стр. 62

Нет ошибок

3

1 ошибка

2

2 ошибки

1

3 ошибки и более

0

14 баллов – отметка    «5»                                               ИТОГО

13-11 баллов – отметка «4»

10-7 баллов – отметка «3»

6 и меньше баллов – отметка «2»

Вид работы

Баллы

Оцениваю сам

Оценивает учитель

1.Аукцион.

Нет ошибок (9 слов)

3

1 ошибка (7-8)

2

2 ошибки (5-6)

1

3 ошибки и более

0

2. Работа с деформированным предложением

Нет ошибок

2

1 ошибка

1

2 ошибки и более

0

3. Работа с карточкой

Нет ошибок

3

1 ошибка

2

2 ошибки

1

3 ошибки и более

0

4. Изменение имен существительных по родам и числам

Нет ошибок

3

1 ошибка

2

2 ошибки

1

3 ошибки и более

0

5. Работа с упражнением № 2 стр. 62

Нет ошибок

3

1 ошибка

2

2 ошибки

1

3 ошибки и более

0

14 баллов – отметка    «5»                                               ИТОГО

13-11 баллов – отметка «4»

10-7 баллов – отметка «3»

6 и меньше баллов – отметка «2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Обобщение знаний об имени существительном"

В конспекте урока по русскому языку в 3 классе по общеобразовательной программе "Школы России" "Обобщение знаний об имени существительном" представлены различные виды работы на обобщающем уроке. Испо...

Конспект урока по теме: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном.

Обобщение знаний об имени существительном и прилагательном....

Конспект урока русского языка по теме "Обобщение знаний об именах прилагательных и именах существительных" 3 класс

План урока.I.Организационный момент.Начинается урок. Он пройдет, ребята, впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" (4 класс)

План-конспект урока по русскому языку, проведённого в 4 классе. Тема урока: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"....

Конспект урока знаний " Приглашаем в 3 класс"

В данном документе представлен конспект урока знаний, сопровожден презентацией. Материал подготовлен для учащихся 3 класс. Урок проводится в форме классного часа. Теплая доверительная обстановка позво...

Конспект урока по теме: «Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор имени прилагательного.» (2 класс).УМК Школа России

Цели деятельности учителя: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;  работать с Памяткой 2 «Порядок разбора имени прилагательного»; разбирать имя прилагательное как часть р...

Конспект занятия "Знания – это сила!" (1 класс)

Цель деятельности учителя: создание условий для формирования дружного коллектива.Планируемые результаты:Познавательные:- поиск и выделение необходимой информации с использованием общедоступных в начал...