Дательный падеж имен существительных
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Сценарий открытого урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 31.41 КБ |
datelnyy_padezh_russkiy_3_klass.notebook | 410.43 КБ |
kartochki_i_bilety_k_otkrytomu_uroku.docx | 14.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
по русскому языку в 3 классе
Тема: «Дательный падеж имен существительных»
Программа «Школа России»
Автор: учитель
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №92
Ротанина Наталья Леонидовна
Новосибирск
Тема урока: Дательный падеж имен существительных.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цель: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.
Задачи:
Образовательные: создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость.
Развивающие: создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные: создать условия для положительной мотивации к учению, воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.
Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс», индивидуальные карточки, простой карандаш, линейка, записи на доске, интерактивная доска, проектор, компьютер
ХОД УРОКА.
| - Ребята, посмотрите на наших гостей. Улыбнитесь своему соседу. - Начать наш урок я хотела бы со стихотворения Александра Яшина Я люблю свой родной язык! Он понятен для всех, он певуч, Он как русский народ, многолик, Как держава наша, могуч. Хочешь – песни, гимны пиши, Хочешь – выскажи боль души. Будто хлеб ржаной, он пахуч, Будто плоть земная – живуч. Он, как наши мечты, велик, Животворный русский язык! На доске: Язык – наш учитель, а каждое слово урок. - И пусть для каждого из нас язык станет учителем, а каждое слово - уроком. - Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня хорошо поработаем. - Откройте тетради, запишите число, классная работа. |
2.Актуализация знаний (воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового) | -Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по острову падежей. (слайд 1) Путь наш лежит к середине острова. Ну, а чтобы успешно преодолеть остров, выполним задания. 1. Минутка чистописания (на доске) - Запишите это сочетание букв, измените их порядок так, чтобы получилось слово. Пропишите всю строку, чередуя сочетания букв и слово егнс снег аизм зима - Просклоняйте эти слова по вариантам Карточка № 1
Зимние ветры гуляли в макушках деревьев. Карточка № 2 1. Спиши, вставь пропущенные буквы. 2. Определи падежи подчёркнутых имен существительных. Ж..лтый п..мидор, гн..здо с..роки, сл..зать с дерева, сл..зать сметану, зар..дить руж..ё. 3. Орфографическая пятиминутка. Игра « Знаю орфограммы» Слайд № 2 -Назовите орфограммы. Запишите пропущенные орфограммы в строчку. Моро.. . П..льто. Тра..вай. М..тель. С…стье. Лес..ница. Ч..твёрка. Со..нце. Ил..я. Ван..а. Ш..ссе. - Прочитайте слово, которое получилось (замечательно). - Это оценка вашей предыдущей работы. - Слова какой части речи записаны? 4. Блиц-опрос пройденного материала (по билетам) Групповая работа Вопросы: - Дайте определение имени существительному. Слайд №3 - Назовите постоянные грамматические признаки имен существительных. Слайд №4 - Как изменяется имя существительное? Слайд №5 - Сколько падежей в русском языке? Слайд №6 - Назовите признаки имени существительного в именительном падеже. Слайд №7 - Назовите признаки имени существительного в родительном падеже. Слайд №8 5. «Это интересно!» Слайд № 9 - А хотите узнать, сколько падежей в других странах? - Какой падеж мы изучали на прошлом уроке? (Родительный падеж) - Как думаете, какой падеж будем изучать сегодня? (Дательный падеж.) Почему так думаете? (После родительного падежа идет дательный падеж.) - Итак, тема сегодняшнего урока – Дательный падеж имен существительных |
3.Постановка учебной задачи | - Вспомним, что мы уже знаем о дательном падеже. (Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы: кому? чему?) - Что хотим узнать о дательном падеже? (Какие предлоги употребляются с существительными в дательном падеже.) - Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Находить в предложении имена существительные в дательном падеже, быстро определять падеж имен существительных.) - Надеюсь, что всему этому вы сегодня научитесь. |
4.Открытие нового знания (запись под диктовку) 5. Первичное закрепление. (работа в учебнике) | - Запишите под диктовку словосочетания. Слайд №10 Плыл по реке, пришёл к сестре, обрадовался солнцу. - Разберем словосочетания и определим падеж имен существительных. (Плыл по реке – главное слово плыл, плыл (по чему?) по реке, дательный падеж; пришёл к сестре – главное слово пришёл, пришёл (к кому?) к сестре, дательный падеж; обрадовался солнцу – главное слово обрадовался, обрадовался (чему?) солнцу, дательный падеж.) - Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? (К, по.) - Что обозначает словосочетание «обрадовался солнцу»? - Выполним упражнение 73 на странице 46. - Прочитайте задание. (Прочитайте. Назовите басни.) Вороне где-то Бог послал кусочек сыру. («Ворона и Лисица») 2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит. («Ворона и Лисица») 3. По улицам слона водили, как видно напоказ. («Слон и Моська») 4. Злой тоской удручена, к Муравью ползёт она. («Стрекоза и Муравей») - Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована? («Стрекоза и Муравей») - Выберите задание, которое мы выполним в первую очередь. (Спишите, вставьте пропущенные буквы.) - Эту работу вы будете выполнять самостоятельно.1, 3, 5 группа работают с первым и вторым предложением, 2, 4, 6 с 3 и 4 предложением. Приготовьте простой карандаш. Для чего он нужен? (Подчеркивать орфограммы.) - 1 и 2 группа - объясните, какие буквы вставили и почему? (Ворона – словарное слово; кусочек – кусочки, гласная «убежала», поэтому вставляем букву «е», суффикс – ек и т.д.) - 3 и 4 группа - найдите в предложениях имена существительные в дательном падеже. Поставите к ним вопрос от выделенных слов. Над именем существительном в дательном падеже укажите падеж.) - 5 и 6 группа - что нам поможет определить дательный падеж? (Вопросы: кому? чему?, предлоги к, по.) Послал (кому?) вороне, подходит (к чему?) к дереву, водили (по чему?) по улицам, ползёт (к кому?) к Муравью.) |
Физкультминутка. 5.Включение знаний в систему | - Поднимает руки класс – это раз, Повернулась голова – это два, Руки вниз – вперед смотри – это три, Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой их к плечам прижать – это пять, Всем ребятам тихо сесть – то шесть Самостоятельное выполнение упр. 84, с.47 |
Резервное задание | - Выберите любое словосочетание и составьте с ним предложение. Запишите его и подчеркните грамматическую основу. - Прочитайте свое предложение и назовите его грамматическую основу. |
6. Итог урока. Рефлексия. | - Что узнали об именах существительных в дательном падеже? (Отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами к, по.) - Чему научились? (Научились находить имена существительные в дательном падеже, определять падеж имен существительных.) - Оцените свою работу на уроке (сигнальные карточки) Слайд №11 |
7.Домашнее задание | Завтра мы продолжим наше путешествие по острову Падежей Страница 47, упражнение 85., слайд №12 |
Предварительный просмотр:
Карточка № 1
- Списать, выделить грамматическую основу предложения.
- Выписать словосочетания.
Зимние ветры гуляли в макушках деревьев.
Карточка № 2
1. Спиши, вставь пропущенные буквы.
2. Определи падежи подчёркнутых имен существительных.
Ж..лтый п..мидор, гн..здо с..роки, сл..зать с дерева, сл..зать сметану, зар..дить руж..ё.
Дайте определение имени существительному |
Назовите постоянные грамматические признаки имен существительных. |
Сколько падежей в русском языке? |
Назовите признаки имени существительного в именительном падеже. |
Назовите признаки имени существительного в родительном падеже. |
Как изменяется имя существительное? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе "Дательный падеж имен существительных"
Урок русского языка в 3 классе. Тема "Дательный падеж имен существительных".Цели урока: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу....
Конспект урока "Дательный падеж имени существительного"
Урок по русскому языку. Тип урока : открытие нового знания. Образовательная программа "Школа 2100"...
Презентация "Дательный падеж имен существительных"
Презентация подготовлена к уроку русского языка в 4 классе....
Открытый урок по русскому языку 3 класс "Дательный падеж имени существительного" для конкурса "Учитель года - 2016."
В данном материале представлен конспект урока, самоанализ по ФГОС, дополнительный материал и презентация....
Урок русского языка в 4 классе по теме "Дательный падеж имен существительных".
Описание урока с использованием модели "Смешанное обучение"Автор( Бучковская Елена Александровна, МАОУ СОШ № 23, г. Сысерть, учитель начальных классов): Оборудование, программное обеспечение: интернет...
Конспект урока 3 класс УМК "Школа России" Тема: "Дательный падеж имен существительных"
конспект урока...
Окончания в дательном падеже имен существительных единственного числа. 4 класс
Данный материал помогает детям лучше усвоить тему об окончаниях существительных 1 -го и 3 -тьего склонения в дательном падеже...