Дательный падеж имен существительных
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Ротанина Наталья Леонидовна

Сценарий открытого урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок

по русскому языку в 3 классе

Тема: «Дательный падеж имен существительных»

Программа «Школа России»

Автор: учитель

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ №92

Ротанина Наталья Леонидовна

Новосибирск

Тема урока: Дательный падеж имен существительных.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цель: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.

Задачи:

Образовательные: создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость.

Развивающие: создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные: создать условия для положительной мотивации к учению, воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.

Оборудование:  учебник «Русский язык. 3 класс»,  индивидуальные карточки, простой карандаш, линейка, записи на доске, интерактивная доска, проектор, компьютер

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент (самоопределение к деятельности)

-  Ребята, посмотрите на наших гостей. Улыбнитесь своему соседу.

- Начать наш урок я хотела бы со стихотворения Александра Яшина

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех, он певуч,

Он как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Хочешь – песни, гимны пиши,

Хочешь – выскажи боль души.

Будто хлеб ржаной, он пахуч,

Будто плоть земная – живуч.

Он, как наши мечты, велик,

Животворный русский язык!

На доске: Язык – наш учитель, а каждое слово урок.

- И пусть для каждого из нас язык станет учителем, а каждое слово - уроком.

- Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня хорошо поработаем.

-  Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2.Актуализация знаний (воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового)

-Сегодня  мы с вами продолжим наше путешествие по острову падежей. (слайд 1) Путь наш лежит к середине острова. Ну, а чтобы успешно преодолеть остров, выполним задания.

1. Минутка чистописания (на доске)

 - Запишите это сочетание букв,  измените их порядок так, чтобы получилось слово. Пропишите всю строку, чередуя сочетания букв и слово

егнс  снег

аизм  зима

- Просклоняйте эти слова по вариантам
2. Работа по карточкам. (2 человека)

Карточка № 1

  1. Списать, выделить грамматическую основу предложения.
  2.  Выписать словосочетания.

Зимние ветры гуляли в макушках деревьев.

Карточка № 2

1. Спиши, вставь пропущенные буквы.

2. Определи падежи подчёркнутых имен существительных.

Ж..лтый п..мидор, гн..здо с..роки, сл..зать с дерева,  сл..зать сметану, зар..дить руж..ё.

3. Орфографическая пятиминутка.

Игра « Знаю орфограммы» Слайд № 2

 -Назовите орфограммы. Запишите пропущенные орфограммы в строчку.

Моро.. . П..льто. Тра..вай. М..тель. С…стье. Лес..ница. Ч..твёрка. Со..нце. Ил..я. Ван..а. Ш..ссе.

 - Прочитайте слово, которое получилось (замечательно).

- Это оценка вашей предыдущей работы.

- Слова какой части речи записаны?

4. Блиц-опрос пройденного материала (по билетам)

Групповая работа

Вопросы:

- Дайте определение имени существительному. Слайд №3

- Назовите постоянные грамматические признаки имен существительных. Слайд №4

- Как изменяется имя существительное? Слайд №5

- Сколько падежей в русском языке? Слайд №6

- Назовите признаки имени существительного в именительном падеже. Слайд №7

- Назовите признаки имени существительного в родительном падеже. Слайд №8

5. «Это интересно!» Слайд № 9

 - А хотите узнать, сколько падежей в других странах?

- Какой падеж мы изучали на прошлом уроке? (Родительный падеж)

- Как думаете, какой падеж будем изучать сегодня? (Дательный падеж.)  Почему так думаете? (После родительного падежа идет дательный падеж.)

- Итак, тема сегодняшнего урока – Дательный падеж имен существительных

3.Постановка учебной задачи

- Вспомним, что мы уже знаем о дательном падеже. (Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы: кому? чему?) 

-  Что хотим узнать о дательном падеже? (Какие предлоги употребляются с существительными в дательном падеже.)

- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Находить в предложении имена существительные в дательном падеже, быстро определять падеж имен существительных.)

-  Надеюсь, что всему этому вы сегодня научитесь.

4.Открытие нового знания (запись под диктовку)

5. Первичное закрепление.

(работа в учебнике)

-  Запишите под диктовку словосочетания. Слайд №10

Плыл по реке, пришёл к сестре, обрадовался солнцу.

- Разберем словосочетания и определим падеж имен существительных. (Плыл по реке – главное слово плыл, плыл (по чему?) по реке, дательный падеж; пришёл к сестре – главное слово пришёл, пришёл (к кому?) к сестре, дательный падеж; обрадовался солнцу – главное слово обрадовался, обрадовался (чему?) солнцу, дательный падеж.)

- Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? (К, по.)

-  Что обозначает словосочетание «обрадовался солнцу»?

-  Выполним упражнение 73 на странице 46.

-  Прочитайте задание. (Прочитайте. Назовите басни.)

Вороне где-то Бог послал кусочек сыру. («Ворона и Лисица») 2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит. («Ворона и Лисица») 3. По улицам слона водили, как видно напоказ. («Слон и Моська») 4. Злой тоской удручена, к Муравью ползёт она. («Стрекоза и Муравей»)

- Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована? («Стрекоза и Муравей»)

- Выберите задание, которое мы выполним в первую очередь. (Спишите, вставьте пропущенные буквы.)

- Эту работу вы будете выполнять самостоятельно.1, 3, 5 группа работают с первым и вторым предложением, 2, 4, 6 с 3 и 4 предложением. Приготовьте простой карандаш. Для чего он нужен? (Подчеркивать орфограммы.)

- 1 и 2 группа - объясните, какие буквы вставили и почему? орона – словарное слово; кусочек – кусочки, гласная «убежала», поэтому вставляем букву «е», суффикс – ек и т.д.)

- 3 и 4 группа - найдите в предложениях имена существительные в дательном падеже. Поставите к ним вопрос от выделенных слов. Над именем существительном в дательном падеже укажите падеж.)

- 5 и 6 группа - что нам поможет определить дательный падеж? (Вопросы: кому? чему?, предлоги к, по.)

Послал (кому?) вороне, подходит (к чему?) к дереву, водили (по чему?) по улицам, ползёт (к кому?) к Муравью.)

Физкультминутка.

5.Включение знаний в систему

- Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз – вперед смотри – это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять,

Всем ребятам тихо сесть – то шесть

Самостоятельное выполнение упр. 84, с.47

Резервное задание

- Выберите любое словосочетание и составьте с ним предложение. Запишите его и подчеркните грамматическую основу.

- Прочитайте свое предложение и назовите его грамматическую основу.

6. Итог урока.

Рефлексия.

- Что узнали об именах существительных в дательном падеже? (Отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами к, по.)

- Чему научились? (Научились находить имена существительные в дательном падеже, определять падеж имен существительных.)

- Оцените свою работу на уроке (сигнальные карточки) Слайд №11

7.Домашнее задание

Завтра мы продолжим наше путешествие по острову Падежей

Страница 47, упражнение 85., слайд №12



Предварительный просмотр:

Карточка № 1

  1. Списать, выделить грамматическую основу предложения.
  2.  Выписать словосочетания.

Зимние ветры гуляли в макушках деревьев.

Карточка № 2

1. Спиши, вставь пропущенные буквы.

2. Определи падежи подчёркнутых имен существительных.

Ж..лтый п..мидор, гн..здо с..роки, сл..зать с дерева,  сл..зать сметану, зар..дить руж..ё.

Дайте определение имени существительному

Назовите постоянные грамматические признаки имен существительных.

Сколько падежей в русском языке?

Назовите признаки имени существительного в именительном падеже.

Назовите признаки имени существительного в родительном падеже.

Как изменяется имя существительное?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Дательный падеж имен существительных"

Урок русского языка в 3 классе. Тема "Дательный падеж имен существительных".Цели урока: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу....

Конспект урока "Дательный падеж имени существительного"

Урок по русскому языку. Тип урока : открытие нового знания. Образовательная программа "Школа 2100"...

Презентация "Дательный падеж имен существительных"

Презентация подготовлена к уроку русского языка в 4 классе....

Открытый урок по русскому языку 3 класс "Дательный падеж имени существительного" для конкурса "Учитель года - 2016."

В данном материале представлен конспект урока, самоанализ по ФГОС, дополнительный материал и презентация....

Урок русского языка в 4 классе по теме "Дательный падеж имен существительных".

Описание урока с использованием модели "Смешанное обучение"Автор( Бучковская Елена Александровна, МАОУ СОШ № 23, г. Сысерть, учитель начальных классов): Оборудование, программное обеспечение: интернет...

Окончания в дательном падеже имен существительных единственного числа. 4 класс

Данный материал помогает детям лучше усвоить тему об окончаниях существительных 1 -го и 3 -тьего склонения в дательном падеже...