Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Тема урока : Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука.
Класс:1
Тип: изучение нового материала
Цель: Формирование умения использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова.
Задачи:
образовательные:
- продолжить работу по обозначению мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака;
- учить работать в тетради, с учебником;
- продолжить работу по определению звуко-буквенного состава слов.
воспитывающие:
- воспитывать чувство дружбы;
- создавать условия для воспитания положительных качеств личности.
развивающие:
- способствовать развитию речи;
- формировать навыки самооценки.
Прогнозируемые результаты.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать тему и цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-выполнять под руководством учителя и самостоятельно учебные действия; -фиксировать в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность/ своей работой на уроке.
Познавательные УУД: - ориентироваться в информационном материале учебника;
-совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, понимать простейшие модели;
-учиться строить простые рассуждения.
КоммуникативныеУУД:
-оформлять свои мысли в устной форме.
-слушать и понимать речь других;
-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
Личностные УУД:
-проявлять положительное отношение к учебному предмету , осознавать его значение;
-проявлять интерес к учебному материалу.
Предметные:
-осмысленно, правильно читать целыми словами; -обозначать мягкость согласных звуков на письме;
-определять количество букв и звуков в слове;
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: презентация, компьютер, учебники
Ход урока.
I.Организационный момент.
- Сегодня на уроке присутствуют гости. Поворачиваем к гостям, поздороваемся. Здравствуйте! Повторим нашу установку
Мы умеем слушать
Мы умеем думать
Мы умеем рассуждать
То, что нужно для учебы
Мы их должны выполнять!
II. Актуализация знаний.
Чтобы определить тему нашего урока. Я приглашаю вас в виртуальный зоопарк. Зоопарк – это сокращённое название зоологического парка, где в неволе содержат диких животных с целью их:
- показа;
- изучения образа жизни, питания, развития, поведения;
- сохранения;
- размножения.
Сначала ребята давайте вспомним. Правила поведения в зоопарках.
Правила поведения в зоопарке:
1) Не кормить. (Не знаем, что ему можно, а что нельзя. Животное может отравиться).
2) Не шуметь. (Животное может испугаться и покалечить себя или окружающих).
3) Не трогать и не дразнить. (Зоопарк – это дом животных. Мы в гостях у них. А как мы ведём себя в гостях? Нельзя заставлять животных нервничать или злиться, если мы не хотим быть исцарапанными или укушенными).
4) Не просовывать руки и не перелезать через ограду.
- Назовите животных, которых мы с вами увидим в зоопарке.
- Мы увидим медведя. Мы увидим рыся, тюленя.
Прочитайте слова. Определите, что общего у этих слов.
- Во всех словах есть мягкий знак. Давайте попробуем определить тему нашего урока «Мягкий знак». Что мы знаем об этом букве?
- Мягкий знак звука не обозначает.
- А что она обозначает гласная буква или согласная буква.
Мягкий знак не относится к гласным буквам и не относится согласным буквам. А что обозначает? Чтобы ответить на этот вопрос что мы должны делать. Или поставим цель нашего урока. Я начинаю читать, а вы закончите предложения.
УЗНАТЬ: НОВОЕ О БУКВЕ ……
НАУЧИТЬСЯ : ПИСАТЬ БУКВУ …., СЛОВА С ….
РАЗЛИЧАТЬ ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
III. Первичное усвоение новых знаний.
1.Минутка чистописания.
Откройте тетради, посмотрите, на что вам нужно обратить внимание сегодня при выполнении работы. Научимся писать букву мягкий знак.
2. - Скажите, а может ли мягкий знак быть волшебником?
- Да может. Я думаю, может.
- А давайте творим чудеса. Прочитайте пары слов, написанные на доске. Первую пару читает. Угол- угол. Совершенно две одинаковые слова. Зачем я написала? Попробуем позвать на помощь мягкий знак. Поставим на место. Получим новое слово.
- Что такое угол?
- Угол – это угол стены. Угол – геометрическая фигура. Где можем поставить мягкий знак, чтобы получилось новое слово. На конце. Молодцы. Кто поставит. Что такое уголь- горючее полезное ископаемое , при горении дает много тепла.
Шест- шест. Шест- длинная палка. Шесть- это число.
В результате мы получили совсем другие слова по значению.
Посмотрите на экран. Кто это. Мальчик. Пишем слова МАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК. Зачем мы написали на середине слова. Чтобы показать мягкость предшествого согласного звука. А что показывает ь на конце звука? Показывает мягкость предшествующего звука.
Одинаковая роль мягкого звука на середине и в конце слов?
- Да. Мягкий знак обозначает мягкость предшествующего звука на конце и в середине слова.
3.Физкультминука.
IV. Первичная проверка понимание
1.Самостоятельная работа
Фонетический разбор слова уголь. УГОЛЬ- [угол]- 2слога: у-гол, 4 звука, 5 букв.
-Что обозначает мягкий знак в конце слова?
- Мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного звука.
Фонетический разбор слова мальчик. МАЛЬЧИК [малчик]- 2 слога, 6 звуков, 7 букв.
Мягкий знак обозначает мягкость предшествующего звука на конце и в середине слова.
v. Первичное закрепление
1. Работа с учебником. Читаем правила на странице 11.
Упражнение 1 . Назови все месяцы года. Названия каких месяцев имеют на конце мягкий знак: Январь, февраль, апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
Читаем слова на экране. Декабрь, январь, февраль, речь. Что общего у этих слов? На конце мягкий знак. Какое слово лишнее. Речь. А что такое речь. Правила.
V. Рефлексия
-Вы замечательно потрудились. На партах лежат бумаги. Кому урок был интересным, все было понятно поставьте знак «+», а у кого были ошибки поставьте – «-, +» «, кто ничего не понял- «- «
VI.Подведение итогов урока.
- Что показывает мягкий знак?
- Мягкий знак звука не произносится, обозначает мягкость предшествующего звука на конце и в середине слова.
- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо потрудились.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rrrrrr.docx | 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока : Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука.
Класс:1
Тип: изучение нового материала
Цель: Формирование умения использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова.
Задачи:
образовательные:
- продолжить работу по обозначению мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака;
- учить работать в тетради, с учебником;
- продолжить работу по определению звуко-буквенного состава слов.
воспитывающие:
- воспитывать чувство дружбы;
- создавать условия для воспитания положительных качеств личности.
развивающие:
- способствовать развитию речи;
- формировать навыки самооценки.
Прогнозируемые результаты.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать тему и цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-выполнять под руководством учителя и самостоятельно учебные действия; -фиксировать в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность/ своей работой на уроке.
Познавательные УУД: - ориентироваться в информационном материале учебника;
-совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, понимать простейшие модели;
-учиться строить простые рассуждения.
КоммуникативныеУУД:
-оформлять свои мысли в устной форме.
-слушать и понимать речь других;
-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
Личностные УУД:
-проявлять положительное отношение к учебному предмету , осознавать его значение;
-проявлять интерес к учебному материалу.
Предметные:
-осмысленно, правильно читать целыми словами; -обозначать мягкость согласных звуков на письме;
-определять количество букв и звуков в слове;
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: презентация, компьютер, учебники
Ход урока.
I.Организационный момент.
- Сегодня на уроке присутствуют гости. Поворачиваем к гостям, поздороваемся. Здравствуйте! Повторим нашу установку
Мы умеем слушать
Мы умеем думать
Мы умеем рассуждать
То, что нужно для учебы
Мы их должны выполнять!
II. Актуализация знаний.
Чтобы определить тему нашего урока. Я приглашаю вас в виртуальный зоопарк. Зоопарк – это сокращённое название зоологического парка, где в неволе содержат диких животных с целью их:
- показа;
- изучения образа жизни, питания, развития, поведения;
- сохранения;
- размножения.
Сначала ребята давайте вспомним. Правила поведения в зоопарках.
Правила поведения в зоопарке:
1) Не кормить. (Не знаем, что ему можно, а что нельзя. Животное может отравиться).
2) Не шуметь. (Животное может испугаться и покалечить себя или окружающих).
3) Не трогать и не дразнить. (Зоопарк – это дом животных. Мы в гостях у них. А как мы ведём себя в гостях? Нельзя заставлять животных нервничать или злиться, если мы не хотим быть исцарапанными или укушенными).
4) Не просовывать руки и не перелезать через ограду.
- Назовите животных, которых мы с вами увидим в зоопарке.
- Мы увидим медведя. Мы увидим рыся, тюленя.
Прочитайте слова. Определите, что общего у этих слов.
- Во всех словах есть мягкий знак. Давайте попробуем определить тему нашего урока «Мягкий знак». Что мы знаем об этом букве?
- Мягкий знак звука не обозначает.
- А что она обозначает гласная буква или согласная буква.
Мягкий знак не относится к гласным буквам и не относится согласным буквам. А что обозначает? Чтобы ответить на этот вопрос что мы должны делать. Или поставим цель нашего урока. Я начинаю читать, а вы закончите предложения.
УЗНАТЬ: НОВОЕ О БУКВЕ ……
НАУЧИТЬСЯ : ПИСАТЬ БУКВУ …., СЛОВА С ….
РАЗЛИЧАТЬ ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
III. Первичное усвоение новых знаний.
1.Минутка чистописания.
Откройте тетради, посмотрите, на что вам нужно обратить внимание сегодня при выполнении работы. Научимся писать букву мягкий знак.
2. - Скажите, а может ли мягкий знак быть волшебником?
- Да может. Я думаю, может.
- А давайте творим чудеса. Прочитайте пары слов, написанные на доске. Первую пару читает. Угол- угол. Совершенно две одинаковые слова. Зачем я написала? Попробуем позвать на помощь мягкий знак. Поставим на место. Получим новое слово.
- Что такое угол?
- Угол – это угол стены. Угол – геометрическая фигура. Где можем поставить мягкий знак, чтобы получилось новое слово. На конце. Молодцы. Кто поставит. Что такое уголь- горючее полезное ископаемое , при горении дает много тепла.
Шест- шест. Шест- длинная палка. Шесть- это число.
В результате мы получили совсем другие слова по значению.
Посмотрите на экран. Кто это. Мальчик. Пишем слова МАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК. Зачем мы написали на середине слова. Чтобы показать мягкость предшествого согласного звука. А что показывает ь на конце звука? Показывает мягкость предшествующего звука.
Одинаковая роль мягкого звука на середине и в конце слов?
- Да. Мягкий знак обозначает мягкость предшествующего звука на конце и в середине слова.
3.Физкультминука.
IV. Первичная проверка понимание
1.Самостоятельная работа
Фонетический разбор слова уголь. УГОЛЬ- [угол]- 2слога: у-гол, 4 звука, 5 букв.
-Что обозначает мягкий знак в конце слова?
- Мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного звука.
Фонетический разбор слова мальчик. МАЛЬЧИК [малчик]- 2 слога, 6 звуков, 7 букв.
Мягкий знак обозначает мягкость предшествующего звука на конце и в середине слова.
v. Первичное закрепление
1. Работа с учебником. Читаем правила на странице 11.
Упражнение 1 . Назови все месяцы года. Названия каких месяцев имеют на конце мягкий знак: Январь, февраль, апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
Читаем слова на экране. Декабрь, январь, февраль, речь. Что общего у этих слов? На конце мягкий знак. Какое слово лишнее. Речь. А что такое речь. Правила.
V. Рефлексия
-Вы замечательно потрудились. На партах лежат бумаги. Кому урок был интересным, все было понятно поставьте знак «+», а у кого были ошибки поставьте – «-, +» «, кто ничего не понял- «- «
VI.Подведение итогов урока.
- Что показывает мягкий знак?
- Мягкий знак звука не произносится, обозначает мягкость предшествующего звука на конце и в середине слова.
- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо потрудились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука
формирование умения вычленять из речи и записывать слова с мягким знаком ; формирование у учащихся мыслительн...
урок обучения грамоте по теме " Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука"
Урок обучения грамоте по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука" второй в теме. Разработан на основе учебника В. Горецкого " Азбука" УМК "Школа России". В уроке использована презента...
Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука. Разделительный ь
Презентация состоит из набора упражнений, ребусов, загадок и теста для проверки знаний по теме. Может использоваться как во втором, так и в третьем классе...
Урок русского языка: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука
Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука. Урок русского языка для 1-го класса....
Мягкий знак- показатель мягкости согласных звуков
конспект урока по УМК "Планета знаний"...
Урок русского языка по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука. Перенос слов с мягким знаком". УМК "Перспектива", 2 класс
В разработке представлен урок русского языка во 2 классе по теме " Мягкий знак - показатель мягкости согласног звука. перенос слов с мягким знаком. Цель урока; продолжит работу с буквой "ь" как показа...
конспект урока по ФГОС Тема :"Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука.Перенос слов с мягким знаком"
Технологическая карта урока построена в соответствии с программным материалом УМК " Школа России" 2 класс. Конспект урока содержит цели, задачи по ФГОС.В конспекте прослеживаются все этапы урока сог...