Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
План-конспект урока по теме «Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих», 1 урок в теме/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myagkiy_znak_posle_shipyashchih.zip | 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих
Москвина Елена Викторовна | ||
Место работы: ГБОУ СОШ №769 | ||
Должность:Учитель начальных классов | ||
Предмет: Русский язык | ||
Класс: 4 класс | ||
Тема и номер урока в теме: Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных; 1 урок в теме | ||
Базовый учебник: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык |
- Цель урока: Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.
- Задачи:
- обучающие:
- Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
- Формировать умения различать слова мужского и женского рода;
-развивающие
- Учить планировать и оценивать свою работу
- Развивать память, мышление, внимание.
-воспитательные:
- Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению
других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;
- Воспитывать самостоятельность, творческую активность.
- Воспитывать уважение к родному языку
- Тип урока: Урок изучения нового материала
- Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, работа в парах, самостоятельная работа
- Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
- Структура и ход урока
Таблица 1
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Организационный момент | Учитель приветствует детей. Проверяет готовность к уроку. Ну-ка, проверь, дружок, | Проверка готовности к уроку. Пальчиковая гимнастика | 1 | |
2 | Работа над каллиграфией | На свободной строке пропишите буквы: е ё ю я и ь Какая буква лишняя? Почему? мдь ьмд дьм Определите порядок написания букв в данной цепочке. Пропишите, продолжая по аналогии. | Дети оформляют запись в тетради (число, классная работа Списывание образца с доски. Мягкий знак. Все остальные – гласные. Списывание образца с доски. | 3 | |
3 | Актуализация знаний. | Ребята! Сегодня на уроке нам предстоит открыть новые знания. Это нелёгкий труд. Помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Для начала проверим ваши силы. - Из чего состоит наша речь? - Предложения? - Слова? - Слоги? - Чем обозначаются звуки на письме? - На какие две группы делятся все звуки? - Чем отличаются гласные звуки от согласных? - Какие бывают гласные? - Какие могут быть согласные звуки? -Назовите шипящие звуки Какие буквы не обозначают звуков? -Молодцы! Вспомним правописание словарных слов. | (Из предложений) (Из слов) ( Из слогов.) ( Из звуков.) ( Буквами.)
( Гласные, согласные.) ( Гласные состоят из голоса, а согласные из голоса и шума, т.к. встречают при произнесении преграды: язык, зубы, губы ) (Ударные или безударные, обозначающие мягкость и твёрдость согласных.) ( Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.) ( ж, ш, ч, щ) (ъ и ь) | 3 | |
4 | Словарная работа. | в...р...б...и, т…трад…, п…л…то, к…н…ки, в…рнут…, к…рабл…, к…ртоф…л…. -Прочитайте данные слова. Что вы можете сказать о данных словах? -Назовите глагол. -Назовите имена существительные. -Что вы можете сказать о существительном, как части речи? -Что ещё знаете о существительном? -Какие различия в нахождении мягкого знака и его роли вы заметили? -Запишите слова в три столбика.
-Проверим правильность выполнения работы. | (Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной. В данных словах пишется мягкий знак. Слова различных частей речи: существительные и глагол.) (Вернуть) (Воробьи, тетрадь, пальто, коньки, корабль, картофель) (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? или Что?, обозначает предмет.) ( Имена существительные изменяются по числам и имеют род) (В словах тетрадь, вернуть, корабль, картофель- мягкий знак показывает мягкость согласного звука на конце слова; в словах – пальто, коньки –мягкость согласного звука в середине слова; в слове воробьи – записывается разделительный мягкий знак.) Самостоятельная работа Самопроверка | 5 | |
5 | Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. | №1 | Прочитайте слова на доске: Нож, камыш, глушь, врач, ночь, вещь, плащ -Что вы можете сказать об этих словах? -Что общего в звучании данных слов? -Почему в написании слов рожь есть Ь, а в записи слов нож Ь нет? (аналогично: глушь – камыш, ночь – врач, вещь – плащ) - Так в чем же проблема?) - Сформулируйте тему урока. - Сформулируйте учебную задачу. - А где можно узнать необходимую информацию? -Конечно, учебник поможет ответить вам на этот вопрос, но мне, кажется, мы сможем ответить на этот вопрос самостоятельно. -Давайте, выполним письменный морфологический разбор данных слов. -Делаем сравнение, находим сходство - В чём различие? -Ваши предположения? -Запишите в первый столбик имена существительные женского рода, а во второй столбик имена существительные мужского рода.
-Что вы заметили в записи имён существительных? Ответьте на вопросы. (Демонстрация ЭОР) | (Все слова - имена существительные) (На конце слова слышится согласный шипящий звук) (?) (Почему в словах последний звук шипящий, но в словах: рожь, глушь, ночь, вещь в конце написали мягкий знак, а в словах нож, камыш, врач, плащ его нет? (Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих) (Учусь писать имена существительные с мягким знаком и без него на конце после шипящих) (В учебнике) (Выполнение детьми в тетрадях, двое учащихся у доски разбирают по одному слову: рожь и нож) (сущ., нач. ф., ед. ч) (Разный род имён существительных) (Написание Ь может зависеть от рода). (Дети записывают: ж.р.- рожь, глушь, ночь,вещь м.р.-нож, камыш, врач, плащ (У имён существительных женского рода после шипящих на конце пишется Ь, а у имён существительных мужского рода Ь нет.) На каждый вопрос 1 ученик дает ответ у стола учителя | 10 |
6 | Физминутка. | Мы устали чуточку, Прямо спину ты держи, На соседа посмотри, Руки вверх и сразу вниз, И за парту вновь садись. | 1 | ||
7 | Первичное закрепление. Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи. | Прочитайте правило в учебнике Верны ли наши предположения? - Какую же ещё работу выполняет Ь знак в русском языке? - Составим памятку написания Ь в существительных с шипящим на конце. | (Дети после прочтения, приходят к выводу, что предполагали правильно). (Мягкий знак в именах существительных после шипящих на конце показывает, что это имена существительные женского рода). (Обсуждение вместе с детьми) 1.Читаю или произношу слово. 2. Определяю часть речи. 3. Внимательно слушаю звуки на конце слова. 4. Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного 5. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу. Если существительное женского рода, то Ь пишу. 6. Если слышу мягкий звонкий или глухой звук, то вспоминаю работу Ь. | 8 | |
8 | Тренировочные упражнения | №2 | Запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь в 2 столбика, определите род, подчеркните Ь. Демонстрация ЭОР Допишем еще слова в столбики. Замените одним словом: • Футбольное соревнование (Матч) -Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа. -Можно ли дописать в один столбик существительные - дверь, тетрадь, а в другой – лом, столб? Составьте и запишите предложения из данных слов (записаны на доске): по, малыш(?), берегу, бегал, реки. холодный, овраге, ключ(?), в, шумит. на, веселилась, площадке, молодёж(?). плащ(?), от, защитил, дождя, меня. отец, багаж(?), вещи, в, сдал. | 1 ребенок работает у компьютера учителя Запись слов (1 ребенок за доской) Взаимопроверка ( Нет, потому что они оканчиваются не на шипящий.) Самопроверка (По берегу реки бегал малыш. В овраге шумит холодный ключ. На площадке веселилась молодежь. Плащ защитил меня от дождя. Отец сдал вещи в багаж.) | 10 |
9 | Закрепление | №3 | Какую роль может выполнять Ь? Приведите примеры (Демонстрация ЭОР) | (Ь-раздельтельный, Ь-показатель мягкости, Ь-показатель формы) | 2 |
9 | Итог урока. Рефлексия. | Мы с вами хорошо потрудились. – Понравился ли вам урок? – Что нового узнали сегодня на уроке? - Какие задания вы выполняли с удовольствием? – А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности? Продолжите мои предложения: -Я понял, что… -Было интересно… -Было трудно… -Мне захотелось… -У меня получилось… -На следующем уроке мы… Молодцы! Спасибо за урок | Ответы детей | 1 | |
10 | Домашнее задание | Выучить правило и алгоритм действий. Упр.180, стр. 103. | 1 |
Таблица 2
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
Практическое самостоятельное выполнение задания | Интерактивное задание | |||
2 | Распредели слова по столбикам | Практическое задание | Интерактивное задание | |
3 | Роль Ь | Интерактивная схема | Анимация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе по теме:"Мягкий знак(Ь) на конце имён существительных после шипящих"
Урок проводится с целью познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих....
Проблемный урок в 3 классе Тема урока: « Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих».
Задачи урока: Выявление грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся; Формировать умение различать слова мужского и жен...
« Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих».
« Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих»....
Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих
Методическая разработка по предмету "Русский язык" в 3 классе по теме:"Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих"...
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление».
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе.Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление»....
Технологическая карта + презентация урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России". Тема урока: «Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих»
Цели урока поставлены с учетом особенностей учебного материала, это первый урок по теме .Считаю, что идеи урока доведены до обучающихся. Поставленные задачи старалась реализоват...
Технологическая карта урока по русскому языку: «Правописание мягкого знака (ь) на конце имён существительных после шипящих». 3 класс
Технологическая карта урока по русскому языку...
Комментарии
Мягкий знак после шипящих
План-конспект урока по теме «Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих», 1 урок в теме.