Доклад на тему "Обучение русскому языку по программе "Гармония""
статья по русскому языку

Колесникова Наталия Аркадьевна

Особенности развития речи учащихся на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. При обучении русскому языку углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладения реальными речевыми навыками.

Уже в 1 классе развиваем устную и письменную речь, знакомим со стилями речи. Дети знакомятся с деловой и картинной речью. Для этого  в учебнике есть рисунки ученого и художника. Дети как ученые строят деловую речь,  сообщают точные сведения, но часто как художники они рисуют словесные картины. Вот и получается, что в разных ситуациях мы говорим по-разному. Уже в 1 классе дети учатся писать записки, письма, телеграммы.

Слайд1

Дети учатся слушать друг друга, общаться, дополнять. Уже в букваре встречаются диалоги. Ученики знают 4 качества культурной речи: речь должна быть правильная т.е .литературная, точная, богатая и выразительная. Учим мы этому на рядовых уроках, а проявится все в сочинениях и изложениях.

Во 2 классе дети учатся сочинять загадки, понимать, что такое тема и главная мысль текста. Уже во 2 классе знакомятся со словами и понятиями корректор и редактор. Учатся править текст, делая сноски. Первое изложение тоже пишут во 2 классе, это текст про Вишенку и Чиполлино. На доске записано начало каждого предложения. Это дает возможность ребенку самостоятельно воспроизвести основное содержание предложения. А значит самостоятельно написать изложение текста. Речь ребенка формирует автор текста и учитель. А если в классе пересказывается текст другими учениками, то ребенок его запоминает, а сам текст не выстраивает. Дети знают, что первое предложение –это дверь в текст, а последнее закрывает текст. В нем всегда содержится завершающая, итоговая мысль, вывод. Дети знакомятся с разными жанрами текстов, с разными типами предложений.

Слайд2

В 3 классе формируется умение употреблять в речи официально-деловую лексику, создавать тексты- инструкции. Например, при изучении глаголов, дети сочиняют текст- инструкцию «Как сделать елочную гирлянду» Учащиеся составляют план текста. В учебнике дано определение плана, памятка как правильно составить план текста. Закрепляются умения писать открытки, письма. Дети пишут словесные зарисовки. Например:  «Наблюдаю за облаками».

Слайд3

Это и есть подготовка  к написанию сочинений по картине.

 Слайд4

И уже в 4 классе подводится итог знаний о разных жанрах речи, изученных ранее. Дети пишут дневниковые записи, соблюдая правила ведения личного, коллективного, делового дневника. На этом учебном материале хорошо проходит работа в группах. В это же время дети учатся писать объявления и объяснительные записки.

Отдельное внимание уделяется написанию текстов-рассуждений, где дети учатся писать объяснения, доказательства, делать выводы и приводить свои примеры.

Слайд5

В конце 4 класса дети составляют свое собрание сочинений., т.е. в отдельной тетради пишут детские сочинения в  разных жанрах. Большой интерес вызвала у детей коллективная работа «Сборник кулинарных  рецептов» в который каждый ученик внес свою запись кулинарного рецепта.

Так продуманная система обучения развитию речи , умело подобранный материал учебника дают широкий простор учителю для творчества и организации интересных уроков русского языка в начальной школе, для развития речи и мышления у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Развитие речи учащихся на уроках русского языка"

В этой работе предоставлены виды работ по развитию речи на уроках русского языка с разработкой уроков....

доклад "Развитие речи учащихся на уроках русского языка"

В этой работе предоставлены виды работ по развитию речи на уроках русского языка с разработкой уроков....

Доклад:"Интеллектуальное развитие младшего школьника на уроках русского языка"

В докладе показаны примеры и задания, с помощью которых учитель развивает интеллектуальные способности учащихся, согласно требованиям новых стандартов. ...

Доклад на МО по теме "Словарная работа на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости"

Доклад для выступления на методическом объединении учителей начальной школы по теме "Словарная работа на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости" содержит подробный ма...

Доклад "Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"

Доклад "Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"...

Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.

Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся  к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег....